ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 531
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для того чтобы приостановить сделки, имеющие признаки легализации незаконно полученных доходов, необходимо совмещать принципы предварительного и последующего валютного контроля с информированием соответствующих компетентных органов.
При неэффективном применении валютного контроля наша страна утрачивает значительную часть своего финансового потенциала. Так, например, свыше 1,3 трлн. долл. США выведены из Российской Федерации на 2016 г. и хранятся в оффшорах по всему миру , становясь источником для развития экономик других государств, при этом ощущается недостаток в финансовых ресурсах для устойчивого развития национальной экономики.
Укреплению экономической безопасности нашей страны в силу специфики своих функций по противодействию негативным факторам во многом способствует деятельность таможенных органов при осуществлении валютного контроля, основные функции которой закреплены в ст. 12 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
К ним относятся, во-первых, осуществление контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с ввозом товаров в РФ и их вывозом из РФ; во-вторых, обеспечение мер по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу ЕАЭС денежных средств и денежных инструментов. Обладая информацией о фактах и сроках ввоза и вывоза товаров, характере и условиях внешнеэкономической операции, количестве, качестве и цене товаров, таможенные органы осуществляют валютный контроль в рамках таможенного контроля при перемещении материальных и нематериальных объектов через таможенную границу.
В связи с изданием Указа Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) была упразднена. Функции данной структуры распределены между Федеральной таможенной службой (ФТС) и Федеральной налоговой службой (ФНС).
Функции валютного контроля, связанные с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, их ввозом в РФ и вывозом из РФ, осуществляют таможенные органы. Соответственно, налоговые органы осуществляют валютный контроль за соблюдением резидентами требований о репатриации валютной выручки, оформления паспорта сделки, предоставления подтверждающих документов.
Таким образом, в настоящее время за таможенными и налоговыми органами официально закрепился статус органов валютного контроля, что существенно расширило полномочия в данной сфере.
Итак, таможенные органы теперь наделены полномочиями составлять протоколы об административном правонарушении, рассматривать соответствующие дела и выносить постановления при нарушении валютного законодательства. Действующее норматив но-правовое регулирование валютного контроля включает Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) и Инструкцию Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», которая устанавливает порядок и форму заполнения паспорта сделки.
Валютный контроль осуществляется на каждом уровне четырехзвенной системы таможенных органов Российской Федерации. На уровне центрального аппарата ФТС России осуществлением валютного контроля занимается Управление торговых ограничений, экспортного и валютного контроля. Оно обеспечивает формирование и совершенствование ведомственной составляющей нормативной базы валютного контроля, представляет интересы ФТС России в государственных и иных органах при рассмотрении вопросов валютного контроля, осуществляет общее методическое руководство и координацию деятельности таможенных органов, связанной с валютным контролем, контролирует выполнение нижестоящими таможенными органами своих функций, организует информационный обмен, в том числе межведомственный.
В региональном таможенном управлении (РТУ) функции валютного контроля выполняются подразделением валютного контроля службы федеральных таможенных доходов РТУ4 , который: организовывает проверки соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства и анализирует результаты проведения проверок; взаимодействует с органами и агентами валютного контроля; обобщает и анализирует статистические данные о результатах валютного контроля и т.д. Значительный объем работы по осуществлению валютного контроля приходится на таможни.
Отделы валютного контроля и отделы контроля таможенной стоимости обладают широким кругом полномочий: принимают решения по вопросам валютного контроля, возникающим в ходе совершения таможенных операций; осуществляют проверки соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства; проводят учет, обобщение и анализ данных о перемещении через таможенную границу физическими и юридическими лицами валюты РФ, иностранной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг, и т.д. Таможенные посты занимают низший уровень организации таможенной системы Российской Федерации. Валютный контроль на данном уровне осуществляется в ходе выполнения таможенными органами своих основных функций при проведении таможенного контроля товаров и транспортных средств. Рассмотрим основные этапы проведения валютного контроля таможенными органами.
Первый этап – оформление участником ВЭД в уполномоченном банке для осуществления валютных операций паспорта сделки.
Второй этап – передача уполномоченным банком электронной копии паспорта сделки в ФТС
Третий этап – валютный контроль, осуществляемый до выпуска товаров.
В качестве подведения итога можно сделать вывод о том, что для обеспечения экономической безопасности страны необходимо постоянно совершенствовать механизмы валютного контроля. Например, разработка электронных сервисов, функционирующих в режиме реального времени, разработка новых профилей риска в СУР для осуществления контроля за валютными операциями в соответствии с требованиями валютного законодательства.
Основные направления деятельности таможенных органов при осуществлении валютного контроля – это повышение результативности таможенного администрирования, а также улучшение эффективности выполнения валютноконтрольных и регулирующих функций. В настоящее время алгоритм выявления фирмоднодневок строится на тщательном и всестороннем анализе всей имеющейся у таможенных органов информации как об отдельной поставке товара, так и о деятельности участника ВЭД в целом, при этом особое значение имеет информация, получаемая из налоговых органов. Таможенным и налоговым органам необходимо выработать совместные методические рекомендации по противодействию деятельности участников ВЭД, имеющих признаки фирм-однодневок. Перечисленные мероприятия повысят качество контроля над участниками ВЭД и приведут к снижению количества нарушений в сфере валютного законодательства.
Вопрос 8. Приведите примеры использования информационной функции денег в государственном управлении.
Не случайно и деньги, и ценные бумаги, и информация, согласно гражданскому законодательству, входят в состав имущества и приравниваются к имуществу (ст. 128 ГК РФ). Эти три составляющие создают возможность эмитировать, допустим, ценные бумаги и одновременно стоимость в денежной системе, а затем фактически объединять ее с трудовой стоимостью, перечисляя деньги на различные счета и постепенно превращая их в реальный, т.е. обеспеченный товарами капитал. При этом, естественно, стоимость всей реальной и имитированной массы начинает выравниваться в сторону понижения или повышения. Образно говоря, такая ситуация похожа на кровеносную систему. Кровь захватывает кислород и переносит его в ткани. Необеспеченные деньги (бумажные деньги), выпускаемые эмитентами ценные бумаги, затем в силу своих информационных свойств (в частности за счет рекламной информации) как бы захватывают действительные деньги, за которыми стоит трудовая стоимость, объединяют их в различные денежные агрегаты, в которых перераспределяется стоимость. Например, когда инвестор вкладывает деньги, за которыми стоит трудовая стоимость, в ценные бумаги, за которыми ничего не стоит кроме желания эмитента привлечь деньги, то возникает такая ситуация.
Информационная функция денег в значительной степени может эксплуатироваться в целях не столько нормального бизнеса (упорядоченного законами), сколько проведения обманных операций или недобросовестного отношения к партнерам по бизнесу. Например, по балансу и записям на счетах в банке числится значительный уставный капитал, а в действительности он намного меньше. Поэтому записи на счетах - это деньги, но только в том случае, когда банки хотя бы минимально контролируются государством.
Двойственность ценных бумаг создает двойственность денежно-кредитной системы. Поэтому центральный банк, регулируя денежные отношения и банковскую систему, должен поддерживать баланс между денежной системой, с одной стороны, и финансовой системой - с другой, чтобы вся деятельность субъектов денежной системы не сводилась только к перераспределению финансов в противовес интересам развития общества и его реальной экономики. Но и создания конкурентной среды для всех субъектов, а не только для государства и банков, недостаточно. Закон должен обеспечить соблюдение интересов всех субъектов денежной системы таким образом, чтобы не только банки и финансовые компании, но и акционеры, вкладчики, инвесторы и клиенты кредитных организаций получили возможность конкурентно управлять стоимостью своих денег. Для этого им потребуются точная информация и правовые механизмы защиты своих интересов.
Перечисление денег через банки, зачисление на банковские счета и списание денежных средств со счетов, по распоряжениям клиентов, - все это происходит в форме движения информационных потоков. Вместе с ними перемещается стоимость. Потоки безналичных денег фактически являются потоками стоимости. Образно говоря, это движение похоже на движение электронов, которое несет энергию по проводам. Денежные потоки тоже выступают носителями энергии в экономике любого общества. Подтверждением тому служит уже одно то, что ни одно предприятие не сможет начать работу без оборотных средств. Для появления оборотных средств банки должны аккумулировать свободные денежные средства. Тогда они смогут выдать кредиты предприятиям, нуждающимся в таковых.
Безналичная форма денежных расчетов имеет множество преимуществ, которые приобретают особое значение в современных условиях, когда созданы новые средства и способы использования информационных технологий. Электронное движение денег позволяет быстро улавливать их изменяющуюся стоимость, и за счет эффективного управления денежными потоками получать прибыль. Дематериализация денег и использование их в этом информационном качестве позволяют быстрее принимать решения в условиях колебания курса валют и ценных бумаг. Вместе с тем в странах с неразвитой платежной системой и недостаточным надзором со стороны центрального банка дематериализованные деньги легко могут быть использованы криминальными структурами в незаконных целях.
Однако не всегда это были привычные нам наличные. История гласит, что до возникновения капитализма в обороте были так называемый товарный или натуральный платежный капитал.
Самый простой пример – золотые или серебряные монеты, которые носили название целковый и червонец. Тогда эмиссией мог заниматься любой человек, у которого были драгметаллы.
Однако первые банкиры догадались, что использовать их нецелесообразно и порой небезопасно. Они предложили альтернативу – хранить металлы в хранилище, а взамен выдавать векселя.
В последующем этот факт и стал основой для появления средств в виде бумажных купюр. Коммерческие банки, показавшие свою надежность, впоследствии стали считаться национальными.
В экономике до сих пор вызывает споры тема о том, сколько функций выполняют финансовые средства. Приверженцы марксистской теории считают, что их пять. Оставшиеся перечисляют только три.
Однако сейчас все же принято выделять пять основных функций денег