ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 463
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
физкультурное движение широких масс рабочих, крестьян, учащейся молодежи.
В честь 10-летияфизической культуры в СССР (считая с момента организации Всеобуча) в 1928 г, была проведена
Всесоюзная спартакиада, привлекшая свыше 7 тыс. участников.
В 1931-1982 гг. вводится разработанный специальной комиссией Всесоюзного совета физической культуры при
ЦИК СССР физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». Только за годы существования комплекса его нормы сдали свыше 2,5 млн человек. В 1989 г. ввели новый усовершенствованный комплекс ГТО и в этом же году учреждается ежегодный праздник — Всесоюзный день физкультурника. Политика государства была направлена и на развитие массового туризма. Секции туризма, альпи- низма — скалолазания и позже спортивного ориентирова- ния были в послевоенные годы почти в каждом учебном заведении, на предприятиях, заводах. Стала развиваться клубная система. Туристические клубы стали методичес- кими и учебными центрами. Приклубах готовились инст- руктора, тренеры, руководители секций.
Следует сказать о том, что первый туристский клуб в
СССР был организован в городе Ростове-на-Дону в 1937 г.
Это был универсальный клуб, в котором объединились любители всех видов путешествий. Помещение клуба было очень скромным. Он располагался в двух больших залах.
Вот как писал о планах работы клуба журнал «На суше и на море»: «Здесь туристы имеют возможность обменяться опытом в работе, обсудить планы своих путешествий, по- лучить консультацию, организовать учебу потехнике ту- ризма. Несомненно, что форма клубно-туристской работы целиком и полностью оправдает себя.
На стенах комнат размещен методический, консульта- ционный и справочный материал по всем видам самодея- тельного туризма. Здесь имеется уголок альпиниста, вод- ника, велосипедиста и пешехода.
Куда можно поехать летом, где и как провести выходной день? На этот вопрос отвечают десятки маршрутных плакатов. При клубе работают секции: пешеходная, водная, велосипедная и альпинистская.
В ближайшее время организуются географический, кра- еведческий и фотокружки. Клуб провел консультацию, как организовать туристско-экскурсионную работу на предпри- ятии, и лекции с диапозитивами о Казбеке и Эльбрусе.
Намечено организовать вечера встреч туристского актива и провести для фабзавместкомов и добровольных спортивных обществ ряд массовых консультаций по туризму».
До Великой Отечественной войны Ростовский клуб ту- ристов так и остался единственным в стране. После войны он был организован вновь в октябре 1961 г. Автору этого учебного пособия посчастливилось быть его первым ди- ректором.
В годы Великой Отечественной войны советские спорт- смены внесли свою лепту в победу над врагом. Ряду спорт- сменов было присвоено звание Героя Советского Союза.
Неоценимую помощь Советской Армии оказывали лыжники, пловцы.
В 1957 г. было более 1500 стадионов, свыше 5 тыс. спортплощадок, около 7 тыс. гимнастических залов, открыт стадион им. В.И. Ленина в Лужниках и т.д.
После 1948 г. спортсмены СССР свыше 5 тыс. раз об- новляли всесоюзные рекорды и почти тысячу раз — мировые.
Большую роль играли проходившие Спартакиады народов
СССР.
С каждым годом расширяются международные связи в спорте. Мы являемся членами Международного Олимпийского комитета (МОК), Международного совета физического воспитания и спорта (СИЕПС), Международной федерации спортивной медицины (ФИМС) и многих других, членами
Международной федерации по 63 видам спорта.
Российский студенческий спортивный союз (РССС) был создан в 1993 г. В настоящее время РССС признан как единый орган по руководству студенческим спортом Российской
Федерации по высшему образованию. Министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие учебные за- ведения, Госкомитет России по физической культуре и ту- ризму, РССС активно сотрудничают с Олимпийским комитетом
России, являясь его членом, с правительственными
12
13
В честь 10-летияфизической культуры в СССР (считая с момента организации Всеобуча) в 1928 г, была проведена
Всесоюзная спартакиада, привлекшая свыше 7 тыс. участников.
В 1931-1982 гг. вводится разработанный специальной комиссией Всесоюзного совета физической культуры при
ЦИК СССР физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». Только за годы существования комплекса его нормы сдали свыше 2,5 млн человек. В 1989 г. ввели новый усовершенствованный комплекс ГТО и в этом же году учреждается ежегодный праздник — Всесоюзный день физкультурника. Политика государства была направлена и на развитие массового туризма. Секции туризма, альпи- низма — скалолазания и позже спортивного ориентирова- ния были в послевоенные годы почти в каждом учебном заведении, на предприятиях, заводах. Стала развиваться клубная система. Туристические клубы стали методичес- кими и учебными центрами. Приклубах готовились инст- руктора, тренеры, руководители секций.
Следует сказать о том, что первый туристский клуб в
СССР был организован в городе Ростове-на-Дону в 1937 г.
Это был универсальный клуб, в котором объединились любители всех видов путешествий. Помещение клуба было очень скромным. Он располагался в двух больших залах.
Вот как писал о планах работы клуба журнал «На суше и на море»: «Здесь туристы имеют возможность обменяться опытом в работе, обсудить планы своих путешествий, по- лучить консультацию, организовать учебу потехнике ту- ризма. Несомненно, что форма клубно-туристской работы целиком и полностью оправдает себя.
На стенах комнат размещен методический, консульта- ционный и справочный материал по всем видам самодея- тельного туризма. Здесь имеется уголок альпиниста, вод- ника, велосипедиста и пешехода.
Куда можно поехать летом, где и как провести выходной день? На этот вопрос отвечают десятки маршрутных плакатов. При клубе работают секции: пешеходная, водная, велосипедная и альпинистская.
В ближайшее время организуются географический, кра- еведческий и фотокружки. Клуб провел консультацию, как организовать туристско-экскурсионную работу на предпри- ятии, и лекции с диапозитивами о Казбеке и Эльбрусе.
Намечено организовать вечера встреч туристского актива и провести для фабзавместкомов и добровольных спортивных обществ ряд массовых консультаций по туризму».
До Великой Отечественной войны Ростовский клуб ту- ристов так и остался единственным в стране. После войны он был организован вновь в октябре 1961 г. Автору этого учебного пособия посчастливилось быть его первым ди- ректором.
В годы Великой Отечественной войны советские спорт- смены внесли свою лепту в победу над врагом. Ряду спорт- сменов было присвоено звание Героя Советского Союза.
Неоценимую помощь Советской Армии оказывали лыжники, пловцы.
В 1957 г. было более 1500 стадионов, свыше 5 тыс. спортплощадок, около 7 тыс. гимнастических залов, открыт стадион им. В.И. Ленина в Лужниках и т.д.
После 1948 г. спортсмены СССР свыше 5 тыс. раз об- новляли всесоюзные рекорды и почти тысячу раз — мировые.
Большую роль играли проходившие Спартакиады народов
СССР.
С каждым годом расширяются международные связи в спорте. Мы являемся членами Международного Олимпийского комитета (МОК), Международного совета физического воспитания и спорта (СИЕПС), Международной федерации спортивной медицины (ФИМС) и многих других, членами
Международной федерации по 63 видам спорта.
Российский студенческий спортивный союз (РССС) был создан в 1993 г. В настоящее время РССС признан как единый орган по руководству студенческим спортом Российской
Федерации по высшему образованию. Министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие учебные за- ведения, Госкомитет России по физической культуре и ту- ризму, РССС активно сотрудничают с Олимпийским комитетом
России, являясь его членом, с правительственными
12
13
органами, различными молодежными организациями. РССС вступил в Международную федерацию университетского спорта
(ФИСУ), принимает активное участие во всех его мероприятиях.
РССС объединяет спортивные клубы, различные физ- культурные организации более 500 высших и 2500 средних специальных учебных заведений страны. В структуре РССС созданы региональные органы руководства студенческим спортом. Для занятий спортом в распоряжение студентов предоставлены спортивные залы, стадионы, плавательные бассейны, лыжные базы, спортивные площадки высших и средних учебных заведений. Для организации летнего отдыха в вузах функционируют 290 спортивно-оздоровительных лагерей/Около 10 тыс. специалистов ведут регулярные занятия по физической культуре и спорту со студентами. В высших учебных заведениях России культивируется более 50 видов спорта, наиболее массовыми из них являются баскетбол, легкая атлетика, лыжные гонки, волейбол, футбол, настольный теннис, туризм, шахматы, спортивное ориентирование.
Российским студенческим спортивным союзом ежегодно проводятся национальные и региональные чемпионаты по видам спорта, включенным в программы Всемирных универсиад и чемпионатов мира среди студентов. По многим видам спорта студенты составляют большинство сборных команд России и принимают участие в чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх.
РССС является правопреемником упраздненного студенческого ДСО «Буревестник», продолжает его идеи и традиции. В ближайшей перспективе намечены проведение зимних и летних Всероссийских универсиад, регулярное издание своего печатного органа, создание фонда развития студенческого спорта, выпуск студенческих спортивных лотерей и другие меро- приятия, направленные на реализацию уставных задач.
Повышается роль физического воспитания и высших учебных заведений. Его задачи: воспитание у студентов волевых и физических качеств, сознательности, подготовки к труду и защите
Родины; сохранение и укрепление здоровья; профессионально- прикладная физическая под- готовка с учетом будущей трудовой деятельности; приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки; подготовка к работе в качестве общественных инструкторов и судей по спорту; совершенствование спортивного мастерства студентов.
Занятия проводятся на всем протяжении теоретического обучения на всех курсах.
Одним из основных документов, регламентирующих учебный процесс по физическому воспитанию в вузах, является учебная программа, которая определяет объем знаний, навыков, уровень физической подготовленности, т.е. то, чем должны овладеть студенты по предмету «физическое воспитание».
Наука о физическом воспитании развивает положения И.М.
Сеченова о роли «темного» мышечного чувства и других органов чувств в выполнении упражнений, о природе произвольных движений и основах двигательного навыка, об активном отдыхе, о роли внешней среды. Большое влияние на развитие науки о физическом воспитании оказали работы выдающихся русских педагогов К.Д. Ушинс-кого, П.Ф. Лесгафта, а позднее И.П.
Павлова, А.Н. Крес-товникова, Н.Н. Яковлева и др.
Большим достижением науки о физическом воспитании явилось создание организационных и методических форм использования физических упражнений с лечебной целью.
Повышенное внимание к использованию средств оздо- ровительной физической культуры (ОФК) как никогда актуально сегодня. Обратимся к нашей действительности: на период конца
2000 г. у 72% школьников начальных классов отмечается нарушение осанки, у 30-40% — отклонения в сердечно-сосудистой системе. 50% девочек и 20% мальчиков имеют избыточный вес (по материалам съезда работников народного образования). Увеличьте эти цифры на 10-15%, и вы получите информацию 2002 г.
Отмечаются и устойчивые негативные тенденции. В первую очередь это снижение уровня физического и психического здоровья абитуриентов и студентов, рост заболе-
14
15
(ФИСУ), принимает активное участие во всех его мероприятиях.
РССС объединяет спортивные клубы, различные физ- культурные организации более 500 высших и 2500 средних специальных учебных заведений страны. В структуре РССС созданы региональные органы руководства студенческим спортом. Для занятий спортом в распоряжение студентов предоставлены спортивные залы, стадионы, плавательные бассейны, лыжные базы, спортивные площадки высших и средних учебных заведений. Для организации летнего отдыха в вузах функционируют 290 спортивно-оздоровительных лагерей/Около 10 тыс. специалистов ведут регулярные занятия по физической культуре и спорту со студентами. В высших учебных заведениях России культивируется более 50 видов спорта, наиболее массовыми из них являются баскетбол, легкая атлетика, лыжные гонки, волейбол, футбол, настольный теннис, туризм, шахматы, спортивное ориентирование.
Российским студенческим спортивным союзом ежегодно проводятся национальные и региональные чемпионаты по видам спорта, включенным в программы Всемирных универсиад и чемпионатов мира среди студентов. По многим видам спорта студенты составляют большинство сборных команд России и принимают участие в чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх.
РССС является правопреемником упраздненного студенческого ДСО «Буревестник», продолжает его идеи и традиции. В ближайшей перспективе намечены проведение зимних и летних Всероссийских универсиад, регулярное издание своего печатного органа, создание фонда развития студенческого спорта, выпуск студенческих спортивных лотерей и другие меро- приятия, направленные на реализацию уставных задач.
Повышается роль физического воспитания и высших учебных заведений. Его задачи: воспитание у студентов волевых и физических качеств, сознательности, подготовки к труду и защите
Родины; сохранение и укрепление здоровья; профессионально- прикладная физическая под- готовка с учетом будущей трудовой деятельности; приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки; подготовка к работе в качестве общественных инструкторов и судей по спорту; совершенствование спортивного мастерства студентов.
Занятия проводятся на всем протяжении теоретического обучения на всех курсах.
Одним из основных документов, регламентирующих учебный процесс по физическому воспитанию в вузах, является учебная программа, которая определяет объем знаний, навыков, уровень физической подготовленности, т.е. то, чем должны овладеть студенты по предмету «физическое воспитание».
Наука о физическом воспитании развивает положения И.М.
Сеченова о роли «темного» мышечного чувства и других органов чувств в выполнении упражнений, о природе произвольных движений и основах двигательного навыка, об активном отдыхе, о роли внешней среды. Большое влияние на развитие науки о физическом воспитании оказали работы выдающихся русских педагогов К.Д. Ушинс-кого, П.Ф. Лесгафта, а позднее И.П.
Павлова, А.Н. Крес-товникова, Н.Н. Яковлева и др.
Большим достижением науки о физическом воспитании явилось создание организационных и методических форм использования физических упражнений с лечебной целью.
Повышенное внимание к использованию средств оздо- ровительной физической культуры (ОФК) как никогда актуально сегодня. Обратимся к нашей действительности: на период конца
2000 г. у 72% школьников начальных классов отмечается нарушение осанки, у 30-40% — отклонения в сердечно-сосудистой системе. 50% девочек и 20% мальчиков имеют избыточный вес (по материалам съезда работников народного образования). Увеличьте эти цифры на 10-15%, и вы получите информацию 2002 г.
Отмечаются и устойчивые негативные тенденции. В первую очередь это снижение уровня физического и психического здоровья абитуриентов и студентов, рост заболе-
14
15
ваемости сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, пи- щеварительной систем за период обучения, увеличение количества лиц с отклоняющимся поведением в силу жиз- недеятельности с ограниченной двигательной активностью, ухудшение и потеря социально-культурных ценностей и привлекательности в физическом воспитании студенческой молодежи, а также неукоснительно снижающийся уровень материально-технического обеспечения учебного и учебно- тренировочного процессов.
Отсюда вытекает актуальность задач вузовского физического воспитания, перечисленных выше.
Думается, что естественное стремление кафедр решить поставленные задачи сегодня, да и в обозримом будущем, столкнется с рядом проблем, детерминированных нашим прошлым, с его «гонкой» за объемами и цифрами, фундамент которых — огромное количество противоречий:
♦ разнообразие мотивов, социально и личностно значимых потребностей, чрезмерная унификация содержания, форм и методов, средств обучения и воспитания;
♦ необходимость формирования потребностно-мотива- ционной сферы студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности и предписывающий, регламентирующий характер ее организации, в которой ограничен учет интересов, духовной культуры личности;
♦ широкий спектр возможности спорта для удовлетворения индивидуальных и групповых запросов молодежи и слабая дифференциация реальных возможностей занятий по направленности (рекреация, оздоровление, активный отдых и др.), ограничивающие привлечение их к этой сфере деятельности;
♦ большие потенциальные возможности эмоционально- эстетического развития в физкультурно-спортивной деятельности и их низкий содержательно-эмоциональный компонент, объединяющий и ограничивающий ее привлекательность;
♦ стремление молодежи к состязательности, сравнению своих способностей и возможностей в различных сферах физической культуры, спорта и ограниченное, регламентированное включение ее в соревновательную деятельность, преимущественно в рамках обязательного курса «Физическая культура»;
♦ стремление молодежи к самосовершенствованию и саморазвитию и отсутствие необходимых знаний, операционных умений, самоуправления и методически обоснованного самопрограммирования своей деятельности;
♦ наличие программно-целевой основы всего учебно- воспитательного процесса и отсутствие необходимого со- держательного обеспечения в профессиональной направленности учебных занятий и внеучебной физкультурно-спортивной деятельности по ряду направлений профессионального обучения;
♦ повышение требований к качеству подготовки специалистов не сопровождается адекватным улучшением содержания по физической культуре, должным контролем за уровнем состояния здоровья и психофизической подготовленности, качеством обеспечения педагогических кадров, необходимым научно- методическим и информационным обеспечением, улучшением материально-технической базы;
♦ участие многих государственных и общественных организаций в обеспечении процесса физического воспитания и развития студенческого спорта и отсутствие необходимой преемственности и согласованности, что нарушает целостность образовательно-профессиональной подготовки специалистов.
Неразрешенность отмеченных и других противоречий привела к тому, что на сегодняшний день физическое образование и воспитание студенчества не оправдывает социальных ожиданий.
Выпускники высших и средних специальных учебных заведений в большинстве своем не являются носителями ценностей, освоение которых возможно в процессе физического воспитания, существенно ограничен перенос их знаний и практических умений на сферу учебного и профессионального труда, быта, отдыха, общения, здоровый стиль и образ жизни. Это находит отражение в отношении личности к себе, своему здоровью, психофизическому состоянию, режиму физических и интеллектуальных отдач, в рациональном, содержательном ис-
16
17
Отсюда вытекает актуальность задач вузовского физического воспитания, перечисленных выше.
Думается, что естественное стремление кафедр решить поставленные задачи сегодня, да и в обозримом будущем, столкнется с рядом проблем, детерминированных нашим прошлым, с его «гонкой» за объемами и цифрами, фундамент которых — огромное количество противоречий:
♦ разнообразие мотивов, социально и личностно значимых потребностей, чрезмерная унификация содержания, форм и методов, средств обучения и воспитания;
♦ необходимость формирования потребностно-мотива- ционной сферы студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности и предписывающий, регламентирующий характер ее организации, в которой ограничен учет интересов, духовной культуры личности;
♦ широкий спектр возможности спорта для удовлетворения индивидуальных и групповых запросов молодежи и слабая дифференциация реальных возможностей занятий по направленности (рекреация, оздоровление, активный отдых и др.), ограничивающие привлечение их к этой сфере деятельности;
♦ большие потенциальные возможности эмоционально- эстетического развития в физкультурно-спортивной деятельности и их низкий содержательно-эмоциональный компонент, объединяющий и ограничивающий ее привлекательность;
♦ стремление молодежи к состязательности, сравнению своих способностей и возможностей в различных сферах физической культуры, спорта и ограниченное, регламентированное включение ее в соревновательную деятельность, преимущественно в рамках обязательного курса «Физическая культура»;
♦ стремление молодежи к самосовершенствованию и саморазвитию и отсутствие необходимых знаний, операционных умений, самоуправления и методически обоснованного самопрограммирования своей деятельности;
♦ наличие программно-целевой основы всего учебно- воспитательного процесса и отсутствие необходимого со- держательного обеспечения в профессиональной направленности учебных занятий и внеучебной физкультурно-спортивной деятельности по ряду направлений профессионального обучения;
♦ повышение требований к качеству подготовки специалистов не сопровождается адекватным улучшением содержания по физической культуре, должным контролем за уровнем состояния здоровья и психофизической подготовленности, качеством обеспечения педагогических кадров, необходимым научно- методическим и информационным обеспечением, улучшением материально-технической базы;
♦ участие многих государственных и общественных организаций в обеспечении процесса физического воспитания и развития студенческого спорта и отсутствие необходимой преемственности и согласованности, что нарушает целостность образовательно-профессиональной подготовки специалистов.
Неразрешенность отмеченных и других противоречий привела к тому, что на сегодняшний день физическое образование и воспитание студенчества не оправдывает социальных ожиданий.
Выпускники высших и средних специальных учебных заведений в большинстве своем не являются носителями ценностей, освоение которых возможно в процессе физического воспитания, существенно ограничен перенос их знаний и практических умений на сферу учебного и профессионального труда, быта, отдыха, общения, здоровый стиль и образ жизни. Это находит отражение в отношении личности к себе, своему здоровью, психофизическому состоянию, режиму физических и интеллектуальных отдач, в рациональном, содержательном ис-
16
17
пользовании свободного времени, наконец, в способности к социокультурному самоопределению. Негативные результаты усугубляются снижением возможностей полноценного питания, нерационального расписания учебных занятий, отсутствием действенной профилактики медицинского обслуживания, необходимостью подработки студентов для обеспечения прожиточного бюджета и др. Как результат — состояние здоровья, физическая подготовленность студентов старших курсов к завершению профессионального обучения существенно ухудшаются. К физическому самовоспитанию приобщается лишь незначительная часть выпускников. Резко ограничивается на 3-5 годах обучения участие студентов в спортивной деятельности.
Все это приводит к тому, что в процессе профессиональной деятельности состояние здоровья ограничивает многим выпускникам возможность полноценной реализации своего творческого потенциала, сокращает их творческое долголетие.
Вузовская физическая культура, играющая роль в гу- манитарной подготовке специалиста, представляет для сту- денческой молодежи особую, непреходящую ценность, вос- полнить которую в последующие годы в полной мере не- возможно. В этой связи многокомпонентность и разнообразие ценностей физической культуры наиболее ярко представлены в трудах академика М.Я. Виленского.
1. Социально
значимые, представляющие собой цели, представления, нормы, правила, регламентирующие об- разовательно-воспитательную практику в обществе по фор- мированию личности, обладающей развитым уровнем физической культуры, интегрированной в ее общекультурное развитие и необходимое для выполнения ее социальных ролей и самоорганизации культурной, здоровой жизнедеятельности.
2. Профессионально значимые, объединяющие совокупность идей, концепций, норм, «инструментальных» знаний, практических умений, приобретение и развитие необходимых качеств и свойств, использование и владение которыми
«окультуривает» условия и процесс профессиональной деятельности, создает предпосылки успешной адаптации к ней, выполнения ее без моральных и психо- физических издержек.
3. Индивидуально-личностный отражает целенаправленную и мотивационную направленность личности на ее физическое совершенствование, валеологическую куль-туру, развитие самосознания, социально-психологических свойств и качеств, обретение чувства идентичности и индивидуальности, проявление коммуникативных способностей.
На этой основе возможна дальнейшая классификация взаимосвязанных групп ценностей физической культуры по горизонтали, как содержательного компонента учебно-научной, практико-ориентированнои дисциплины при подготовке специалиста в вузе. Выделены следующие группы:
1. Ценности-цели раскрывают значение и смысл целей использования физической культуры в социально-про- фессиональной деятельности специалиста: концепция личности студента-профессионала в ее многообразии проявления в различных видах деятельности, концепция «Я — профессионал» как источник и результат профессионально самосовершенствования.
2. Ценности-средства показывают значение и смысл способов и средств использования физической культуры в осуществлении социально-профессиональной деятельности: владение необходимыми технологиями физического саморазвития, методико-практическими знаниями-умениями для самопознания, самоуправления, самоконтроля.
3. Ценности-отношения характеризуют значение и смысл отношений к физической культуре как совокупности отношений к себе, профессиональной деятельности, ближайшему социуму и др.
Они задают предметную ориентацию реализации физической культуры в жизнедеятельности.
4. Ценности-знания определяют значение и смысл зна- ний по физической культуре в процессе социально-про фессиональной деятельности: теоретических, методологи ческих, определяющих кругозор, необходимый для само развития личности в физической культуре, ее мировоз- зренческих позиций и убеждений.
18
19
Все это приводит к тому, что в процессе профессиональной деятельности состояние здоровья ограничивает многим выпускникам возможность полноценной реализации своего творческого потенциала, сокращает их творческое долголетие.
Вузовская физическая культура, играющая роль в гу- манитарной подготовке специалиста, представляет для сту- денческой молодежи особую, непреходящую ценность, вос- полнить которую в последующие годы в полной мере не- возможно. В этой связи многокомпонентность и разнообразие ценностей физической культуры наиболее ярко представлены в трудах академика М.Я. Виленского.
1. Социально
значимые, представляющие собой цели, представления, нормы, правила, регламентирующие об- разовательно-воспитательную практику в обществе по фор- мированию личности, обладающей развитым уровнем физической культуры, интегрированной в ее общекультурное развитие и необходимое для выполнения ее социальных ролей и самоорганизации культурной, здоровой жизнедеятельности.
2. Профессионально значимые, объединяющие совокупность идей, концепций, норм, «инструментальных» знаний, практических умений, приобретение и развитие необходимых качеств и свойств, использование и владение которыми
«окультуривает» условия и процесс профессиональной деятельности, создает предпосылки успешной адаптации к ней, выполнения ее без моральных и психо- физических издержек.
3. Индивидуально-личностный отражает целенаправленную и мотивационную направленность личности на ее физическое совершенствование, валеологическую куль-туру, развитие самосознания, социально-психологических свойств и качеств, обретение чувства идентичности и индивидуальности, проявление коммуникативных способностей.
На этой основе возможна дальнейшая классификация взаимосвязанных групп ценностей физической культуры по горизонтали, как содержательного компонента учебно-научной, практико-ориентированнои дисциплины при подготовке специалиста в вузе. Выделены следующие группы:
1. Ценности-цели раскрывают значение и смысл целей использования физической культуры в социально-про- фессиональной деятельности специалиста: концепция личности студента-профессионала в ее многообразии проявления в различных видах деятельности, концепция «Я — профессионал» как источник и результат профессионально самосовершенствования.
2. Ценности-средства показывают значение и смысл способов и средств использования физической культуры в осуществлении социально-профессиональной деятельности: владение необходимыми технологиями физического саморазвития, методико-практическими знаниями-умениями для самопознания, самоуправления, самоконтроля.
3. Ценности-отношения характеризуют значение и смысл отношений к физической культуре как совокупности отношений к себе, профессиональной деятельности, ближайшему социуму и др.
Они задают предметную ориентацию реализации физической культуры в жизнедеятельности.
4. Ценности-знания определяют значение и смысл зна- ний по физической культуре в процессе социально-про фессиональной деятельности: теоретических, методологи ческих, определяющих кругозор, необходимый для само развития личности в физической культуре, ее мировоз- зренческих позиций и убеждений.
18
19
5. Ценности-качества раскрывают значение и смысл актуальных качеств и свойств будущего специалиста для социально-профессиональной деятельности: личностных, коммуникативных, статусно-позиционных, деятельностно- профессиональных, внешнеповеденческих, психофизических.
Учебно-содержательный материал учебной программы по физической культуре для вузов ориентирует дисциплины гуманитарного цикла и, естественно, физическую культуру на развитие личности будущего специалиста, что, безусловно, потребует усиления «культуросозидающей функции физической культуры», увеличения и расширения возможностей процесса для повышения ее «культуроемкости».
Особая роль физической, культуры отведена в процессах профессионального обучения в виде профессионально- прикладной физической подготовки, цель которой — развитие тех качеств, умений, навыков и специальных знаний, которые будут положительно влиять на конкретные трудовые, рекреационные процессы и действия.
В процессе учебно-тренировочных занятий, подготовки и участия в соревнованиях повторяются физические упражнения, нагрузки, преодолевается утомление, идет процесс специфического труда. У занимающихся вырабатывается трудолюбие, качество, которое переносится в дальнейшем и на другие действия, на профессиональную деятельность. Таким образом, физическое воспитание позитивно влияет на воспитание профессионально-трудовое.
На учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях, обычно проходящих коллективно, зрелищно, вырабатываются черты характера, в основе которого гражданственность, чувство патриотизма, ответственность за свои поступки, поведение, отношение к семье, работе. Именно на соревнованиях необходимо проявить или проявлять постоянно силу воли, дисциплинированность, выдержку, решительность, смелость, самообладание и многие другие качества, так необходимые для достижения поставленных целей.
Так, физическое воспитание, органически связанное с идейно- нравственным воспитанием, формирует высокие личностные качества человека и гражданина.
Не требует доказательств тот факт, что нормальное физическое развитие способствует и нормальному развитию таких качеств, как память, внимание, высокие уровни устойчивости, восприятие, наблюдательность, умственная работоспособность. На занятиях по физическому воспитанию индивидуум усваивает рациональные приемы жизнедеятельности, рациональных действий, правила личной и общественной гигиены, закаливания и т.п., что положи- тельно влияет на умственное развитие, на процесс умственного воспитания, интеллект.
Содержание профессиограмм и психограмм студентов и специалистов в различных сферах деятельности дало возможность увидеть некоторые обобщенные модельные характеристики как специалистов в условиях их профессионального труда, так и студентов в условиях вузовской среды — индивидуально- воспитательного пространства, отражающего особенности учебного заведения, будущей профессии, формирования профессионала, гражданина, личности. И, видимо, имеет смысл рассмотреть влияние и роль физической культуры и спорта в общей подготовке высококвалифицированного специалиста в нефизкультурном вузе. Следует подчеркнуть широчайшие возможности физической культуры, спорта, которые могут быть использованы с целью развития, воспитания и формирования гра- ней будущего профессионала практически в любой деятельности человека.
Рекомендуемая литература
1. Ананьев Б.Г. Психофизиология студенческого возраста и усвоение знаний // Вестник высшей школы. 1972. № 7.
2. Анищенко B.C. Физическая культура: Учеб. пособие. М.,
1999.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977.
4. Беляев B.C. Здоровье, экология, спорт. М.: Советский спорт,
1995.
5. Беляев B.C., Михеев А.И. Здоровье и личностный качества — важнейшие факторы конкурентоспособности спе-
20
21