ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 454
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
акробатический рок-н-ролл, стресс, основные физические качества, шейпинг, ортобиоз.
2. Место профессионально-прикладной физической под- готовки (ППФП) в системе физического воспитания студентов.
ППФП студентов экономических вузов.
3. Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, содержание и периодичность.
4. Спорт. Принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями. Спорт высших достижений.
5. Формирование мотивов и планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями.
6. Основные формы и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями.
7. Методические принципы физического воспитания: сознательность и активность, наглядность, доступность, систематичность, динамичность
(усиление развивающих факторов).
8. Методы физического воспитания: регламентированного упражнения, игровой, соревновательный, сенсорный, словесный.
9. Основы обучения движениям (техническая подготовка).
Этапы обучения движениям.
10. Воспитание физических качеств: выносливости, силы, быстроты, ловкости (координации движений), гибкости.
11. Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания. Формы занятий физическими упражнениями.
12. Значение мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта.
13. Особенности интеллектуальной деятельности студентов.
14. Использование средств физической культуры для оптимизации работоспособности.
15. Формирование средствами физической культуры профессионально важных качеств: внимания, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости.
16. Формирование средствами физической культуры профессионально важных качеств: волевых, инициатив ности, смелости и решительности, стойкости.
17. Аутогенная тренировка.
18. Здоровье человека: функциональные возможности проявления в различных сферах жизнедеятельности. Вли яние образа жизни на здоровье.
19. Здоровье и двигательная активность.
20. Гигиена физических упражнений.
21. Профилактика простудных заболеваний и перегревов средствами физической культуры.
22. Долгосрочное планирование программы самосовер- шенствования,
23. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Функциональные системы организма.
24. Утомление при физической и умственной деятельности человека: компенсированное, некомпенсированное, острое, хроническое.
Восстановление.
Биологические ритмы и работоспособность.
25. Внешняя среда: природные и социально-экологические факторы. Их воздействие на организм и жизнедеятельность.
Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека.
26. Гинокинезия и гиродинамия. Средства физической культуры и совершенствование организма, обеспечение его устойчивости к физической и умственной деятельности.
27. а) реабилитационные и активирующие комплексы физических упражнений: снижающие утомление мышц плечевого пояса, активизирующих и нормализующих мозговое кровообращение; б) биоритмотест.
28. а) изометрическая физкультурная минутка, микропауза.
Упражнения для уменьшения психоэмоционального напряжения в зачетно-экзаменационный период.
Психосаморегуляция; б) гигиенические основы закаливания воздухом и солнцем.
29. а) система тестов, проб самоконтроля (по В.Н.Сергееву).
Ваши данные; б) гигиенические основы закаливания водой.
364 365
2. Место профессионально-прикладной физической под- готовки (ППФП) в системе физического воспитания студентов.
ППФП студентов экономических вузов.
3. Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, содержание и периодичность.
4. Спорт. Принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями. Спорт высших достижений.
5. Формирование мотивов и планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями.
6. Основные формы и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями.
7. Методические принципы физического воспитания: сознательность и активность, наглядность, доступность, систематичность, динамичность
(усиление развивающих факторов).
8. Методы физического воспитания: регламентированного упражнения, игровой, соревновательный, сенсорный, словесный.
9. Основы обучения движениям (техническая подготовка).
Этапы обучения движениям.
10. Воспитание физических качеств: выносливости, силы, быстроты, ловкости (координации движений), гибкости.
11. Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания. Формы занятий физическими упражнениями.
12. Значение мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта.
13. Особенности интеллектуальной деятельности студентов.
14. Использование средств физической культуры для оптимизации работоспособности.
15. Формирование средствами физической культуры профессионально важных качеств: внимания, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости.
16. Формирование средствами физической культуры профессионально важных качеств: волевых, инициатив ности, смелости и решительности, стойкости.
17. Аутогенная тренировка.
18. Здоровье человека: функциональные возможности проявления в различных сферах жизнедеятельности. Вли яние образа жизни на здоровье.
19. Здоровье и двигательная активность.
20. Гигиена физических упражнений.
21. Профилактика простудных заболеваний и перегревов средствами физической культуры.
22. Долгосрочное планирование программы самосовер- шенствования,
23. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Функциональные системы организма.
24. Утомление при физической и умственной деятельности человека: компенсированное, некомпенсированное, острое, хроническое.
Восстановление.
Биологические ритмы и работоспособность.
25. Внешняя среда: природные и социально-экологические факторы. Их воздействие на организм и жизнедеятельность.
Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека.
26. Гинокинезия и гиродинамия. Средства физической культуры и совершенствование организма, обеспечение его устойчивости к физической и умственной деятельности.
27. а) реабилитационные и активирующие комплексы физических упражнений: снижающие утомление мышц плечевого пояса, активизирующих и нормализующих мозговое кровообращение; б) биоритмотест.
28. а) изометрическая физкультурная минутка, микропауза.
Упражнения для уменьшения психоэмоционального напряжения в зачетно-экзаменационный период.
Психосаморегуляция; б) гигиенические основы закаливания воздухом и солнцем.
29. а) система тестов, проб самоконтроля (по В.Н.Сергееву).
Ваши данные; б) гигиенические основы закаливания водой.
364 365
30. а) современное состояние физической культуры и спорта в
России (Российский студенческий спортивный союз, физическое воспитание в вузах, проблемы и задачи вузовской физической культуры и спорта; б) основы составления программы самосовершенствования на период вашего обучения. Ваша программа.
31. а) ценности физической культуры; б) основы клас- сического массажа и самомассажа.
Приложение 2
Как вырабатывать уверенность в себе,
выступая публично
Очень многие ораторы скажут вам, что присутствие аудитории является стимулом, вызывает вдохновение, заставляет их мозг работать яснее, интенсивнее. В такие моменты мысли, факты, идеи, которые, казалось, даже не приходили им в голову, «вдруг откуда-то налетают»... и остается только хватать их и высказывать.
Всякое истинно хорошее выступление должно быть взволнованным.
Для того, чтобы ваше стремление стать хорошим оратором быстро и успешно претворилось в жизнь, вам необходимо соблюсти четыре правила.
Первое: начинайте речь с сильным и настойчивым
стремлением достичь своей цели.
Подумайте о том, какое удовлетворение, какую радость даст вам эта новая способность быть хорошим оратором. Ваше стремление к достижению цели должно быть горячим, раскаленным добела.
Второе: нужно твердо знать то, о чем вы собираетесь
говорить.
Если человек не обдумал, заранее не спланировал свою речь и не знает, что он будет говорить, он не может чувствовать себя уверенно перед слушателями. Он будет напоминать слепого, ведущего другого слепого.
Третье: проявляйте уверенность.
Чтобы выработать в себе смелость перед лицом аудитории, ведите себя так, будто вы уже обладаете этой смело- стью. Само собой разумеется, если вы не подготовлены, то никакие действия не помогут. Но если вы хорошо знаете, о чем вы собираетесь говорить, решительно встаньте и сделайте глубокий вдох. Дышите глубоко в течение тридцати секунд до того, как вы окажетесь перед аудиторией. Повышенный приток кислорода взбодрит вас и придаст вам смелости.
Выпрямитесь во весь рост, смотрите прямо в глаза вашим слушателям и начинайте говорить так уверенно, как будто они все должны вам деньги. Представьте себе, что это именно так.
Сначала почти каждый человек испытывает страх. Главная задача — вести себя спокойно и уверенно. Через некоторое время цель оказывается достигнутой, и человек в самом деле становится бесстрашным лишь благодаря тому, что он держит себя бесстрашно.
Четвертое:
практикуйтесь!
Практикуйтесь!
Прак-
тикуйтесь!
Человек нуждается не в храбрости, а в соблюдении хлад- нокровия. А это можно приобрести только путем постоянной практики. Страх является следствием неуверенности в себе.
Приложение 3
Уверенность в себе создается подготовкой
1. Е
СЛИ в голове и сердце оратора действительно есть внутренняя потребность высказаться, он может почти полностью быть уверен в успехе. Хорошо подготовленная речь — это на девять десятых произнесенная речь.
2. Что значит подготовиться к выступлению? Подлинная подготовка состоит в том, чтобы извлечь что-то из себя, подобрать и скомпоновать собственные мысли, выработать и оформить собственные убеждения.
3. Не пытайтесь сесть и приготовить речь за тридцать минут.
Нельзя «испечь» речь по заказу, как пирог. Речь должна вызреть.
Выберите тему в начале недели, обдумывайте ее в свободное время, вынашивайте ее, не забывайте о ней ни днем, ни ночью.
Обсуждайте ее с друзьями. Де-
366 367
лайте ее предметом бесед. Задавайте самому себе всевозможные вопросы на данную тему. Записывайте на клочках бумаги все мысли и примеры, которые приходят вам в голову, и продолжайте искать. Идеи, соображения, примеры будут приходить к вам в самое различное время, — когда вы принимаете ванну, едете в центр города, когда вы ждете, чтобы вам подали обед.
4. После того, как вы обдумали вопрос самостоятельно, идите в библиотеку и прочтите литературу на эту тему, — если позволяет время.
5. Создайте резервные знания, т.е. соберите значительно больше материалов, чем вы намерены использовать и получите наиболее полный объем информации.
В вашей речи должно быть много сравнений, много мысленно представляемых картин. Можно строить речь так:
1. Изложение фактов.
2. Высказывание соображений, вытекающих из них.
3. Призыв к действиям. Может быть такой план речи:
1. Продемонстрировать нечто плохое.
2. Показать, как исправить это зло.
3. Просить о сотрудничестве. Или так:
1. Вот положение, которое нужно исправить.
2. Нам следует сделать дляэтого то-то и то-то.
3. Вы должны помочь по таким-то причинам. Но можно и так:
1. Добиться интереса и внимания.
2. Завоевать доверие.
3. Изложить ваши факты, разъяснить слушателям достоинства вашего предложения.
4. Привести убедительные мотивы, побуждающие людей действовать.
Подбирайте такие факты, которые бы всесторонне отражали явление, а затем найдите вывод, который эти факты делает ясным и определенным.
Метод предварительной записи того, что собираетесь сказать, заставит вас думать. Это внесет ясность в ваши мыс- ли, закрепит их в вашей памяти, сведет к минимуму непос- ледовательность вашего мышления, увеличит запас слов.
Записав на клочках бумаги в разное время различные мысли и примеры, раскладывайте из них пасьянсы — получится несколько пачек по отдельным вопросам. Эти пачки будут приблизительно представлять основные темы вашего выступления. Затем разделите каждую пачку на несколько меньших. Отбросьте мякину, пока у вас не останется лишь самое лучшее зерно — и даже часть зерна придется, вероятно, отложить в сторону и оставить неиспользованной.
Если для выступления вам непременно нужна шпаргалка, пусть она будет как можно более краткой, и напишите ее крупными буквами на большом листе бумаги. Затем приходите пораньше туда, где вы будете выступать, и спрячьте ваши записи за какими-нибудь книгами на столе. Заглядывайте в них, когда вам это необходимо, но старайтесь скрыть вашу слабость от слушателей.
Не заучивайте текст дословно. Необходимо несколько раз потренироваться в одиночестве, вслух произнося речь. Когда вы практикуетесь, представьте себе, что перед вами настоящая аудитория. Представьте это себе как можно живее, и, когда вы окажетесь перед подлинной аудиторией, вам будет казаться, что вы уже выступали перед ней.
Приложение 4
Вы и ваше окружение (тест)
Ищут ли окружающие дружбы с вами или избегают вас?
Может быть, вы относитесь к окружающим не так, как должно, даже не осознавая этого? Ответить на эти вопросы поможет вам этот тест.
1. Если вы куда-то приглашены, что для вас важнее: а) одеться удобно; б) одеться как того требует обстановка?
2. Вы не одобряете нового увлечения вашего друга. Если они спросит вашего мнения: а) ответите честно; б) попытаетесь придумать благовидную версию.
368 369
4. После того, как вы обдумали вопрос самостоятельно, идите в библиотеку и прочтите литературу на эту тему, — если позволяет время.
5. Создайте резервные знания, т.е. соберите значительно больше материалов, чем вы намерены использовать и получите наиболее полный объем информации.
В вашей речи должно быть много сравнений, много мысленно представляемых картин. Можно строить речь так:
1. Изложение фактов.
2. Высказывание соображений, вытекающих из них.
3. Призыв к действиям. Может быть такой план речи:
1. Продемонстрировать нечто плохое.
2. Показать, как исправить это зло.
3. Просить о сотрудничестве. Или так:
1. Вот положение, которое нужно исправить.
2. Нам следует сделать дляэтого то-то и то-то.
3. Вы должны помочь по таким-то причинам. Но можно и так:
1. Добиться интереса и внимания.
2. Завоевать доверие.
3. Изложить ваши факты, разъяснить слушателям достоинства вашего предложения.
4. Привести убедительные мотивы, побуждающие людей действовать.
Подбирайте такие факты, которые бы всесторонне отражали явление, а затем найдите вывод, который эти факты делает ясным и определенным.
Метод предварительной записи того, что собираетесь сказать, заставит вас думать. Это внесет ясность в ваши мыс- ли, закрепит их в вашей памяти, сведет к минимуму непос- ледовательность вашего мышления, увеличит запас слов.
Записав на клочках бумаги в разное время различные мысли и примеры, раскладывайте из них пасьянсы — получится несколько пачек по отдельным вопросам. Эти пачки будут приблизительно представлять основные темы вашего выступления. Затем разделите каждую пачку на несколько меньших. Отбросьте мякину, пока у вас не останется лишь самое лучшее зерно — и даже часть зерна придется, вероятно, отложить в сторону и оставить неиспользованной.
Если для выступления вам непременно нужна шпаргалка, пусть она будет как можно более краткой, и напишите ее крупными буквами на большом листе бумаги. Затем приходите пораньше туда, где вы будете выступать, и спрячьте ваши записи за какими-нибудь книгами на столе. Заглядывайте в них, когда вам это необходимо, но старайтесь скрыть вашу слабость от слушателей.
Не заучивайте текст дословно. Необходимо несколько раз потренироваться в одиночестве, вслух произнося речь. Когда вы практикуетесь, представьте себе, что перед вами настоящая аудитория. Представьте это себе как можно живее, и, когда вы окажетесь перед подлинной аудиторией, вам будет казаться, что вы уже выступали перед ней.
Приложение 4
Вы и ваше окружение (тест)
Ищут ли окружающие дружбы с вами или избегают вас?
Может быть, вы относитесь к окружающим не так, как должно, даже не осознавая этого? Ответить на эти вопросы поможет вам этот тест.
1. Если вы куда-то приглашены, что для вас важнее: а) одеться удобно; б) одеться как того требует обстановка?
2. Вы не одобряете нового увлечения вашего друга. Если они спросит вашего мнения: а) ответите честно; б) попытаетесь придумать благовидную версию.
368 369
3. По ошибке вы назначили две встречи в один и тот же день. Куда в таком случае пойдете: а) на встречу, которая была назначена раньше; б) на более приятную встречу?
4. Вашему другу нужен совет по поводу семейной неуря дицы. Как вы поступите: а) ответите уклончиво; б) скажете, кто, по-вашему мнению, прав.
5. Ваш знакомый восторженно рассказывает о телепере даче, которую вы считаете детской. Вы говорите: а) «Я ее не видел, но, разумеется, ее нужно посмот реть»; б) «Я ее однажды видел, но она мне не нравится».
6. Ваш приятель сомневается, не дорого ли он купил новый автомобиль. Если вы считаете, что он переплатил: а) скажете ли вы ему об этом прямо; б) поздравите его?
7. В гостях кто-то рассказывает анекдот, но не может вспомнить конец. Если вы знаете анекдот: а) дополняете недостающую часть; б) промолчите?
8. Если встречаете человека, имя которого забыли: а) смущенно попытаетесь выбраться из неловкого положения; б) откровенно признаетесь, что не помните?
9. Когда вас мучает какая-то мелочь, скажем, головная боль или семейная неурядица: а) храните это про себя; б) делитесь ею даже со случайным знакомым?
Вы получаете по 1 баллу, если ваши ответы совпали со следующими:
1а, 2б, За, 4а, 5а, 6б, 7б, 8б, 9а
Результат:
0-3 балла: ваша абсолютная честность и откровенность часто воспринимаются окружающими превратно. Избегайте спонтанно сообщать о всех своих размышлениях. Возможно, у вас будет меньше проблем во взаимоотношениях с людьми.
4-6 баллов: у вас довольно хорошее взаимопонимание с окружающими. Однако, когда вы решаете быть откро- венным, иногда встречаете трудности. Попытайтесь обуздать свою склонность к критике.
7—9 баллов: у вас замечательное чутье к чувствам окру- жающих. Редко отталкиваете людей от себя и имеете много верных друзей.
Приложение 5
Какой вы лектор?
У каждого выступающего перед аудиторией — свой стиль общения со слушателями, но можно разделить всех лекторов на две большие группы.
Представитель первой подчиняет себе аудиторию. Учитывает ее непосредственную реакцию, но предпочитает держать «вожжи» в своих руках. Не допускает вольностей в поведении и речи.
Назовем такой стиль «авторитарным».
Лектор второго типа в известной мере сам подчинен аудитории. У него больше вариантов поведения на трибуне, типов общения, разнообразнее речь и т. д. Он ориентируется на непосредственную реакцию аудитории, обладает более гибкой,
«личностной» манерой общения. Назовем такого, лектора
«демократичным».
И у того, и у другого есть свои преимущества и недостатки.
Так, излишняя независимость от аудитории может сделать лектора нечувствительным к запросам слушателей. А стремление во всем идти на поводу у аудитории может обернуться потерей авторитета, снижением эффективности выступления.
Какой же тип общения с аудиторией предпочтительней?
Выбирать надо в соответствии со своим темпераментом, характером, индивидуальными и личностными качествами.
Определить, к какому типу лекторов вы относитесь, нетрудно с помощью простого теста. Ответьте на следующие вопросы —
«да» или «нет»:
1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке к каждой лекции в зависимости от характера аудитории (если тема хорошо известна и у вас есть опыт выступления с ней)?
2. Чувствуете ли вы себя после лекции «выжатым», не способным выступать в тот же день, ощущаете ли резкое падение трудоспособности?
370 371
3. Волнуетесь ли вы перед выходом на трибуну настолько, что приходится «преодолевать» себя?
4. Всегда ли одинаково начинаете лекцию?
5. Приходите ли на лекцию заранее?
6. Нуждаетесь ли в достаточно большом времени (3-5 минут), чтобы заставить себя внимательно слушать?
7. Стремитесь ли говорить строго по намеченному плану?
8. Любите ли во время лекции двигаться?
9. Отвечаете ли на записки с вопросами по мере их поступления, не группируя их?
10. Удается ли вам в ходе лекции пошутить?
Если вы однозначно ответите на вопросы, то сможете определить свой индивидуальный стиль. Положительные ответы на 1, 4, 5, 6, 7, 9-й и отрицательные — на 2, 3, 8, 10-й вопросы свидетельствуют о том, что вы относитесь к первому типу лектора. И наоборот. Если вы ответили «нет» на 2, 3, 5-й вопросы, то можно говорить о том, что у вас сильный тип нервной системы.
Отрицательные ответы на 1, 4, 6, 10-й говорят о подвижности эмоциональных процессов.
В качестве пожеланий лекторам можно порекомендовать: первому — заранее отработать и предусмотреть все, что касается композиции, содержания и языка выступления, составить подробный предварительный конспект, даже если вы и не собираетесь «читать по бумажке».
Второму — позаботиться о том, чтобы быть в форме в момент выступления и постараться максимально контролировать свое поведение, мимику, жестикуляцию.
Приложение 6 Г
ОЛОС
—
инструментарий
студента и педагога
Студентов, и особенно преподавателей, следует четко отнести к категории людей, для которых голос — важный инструмент. В процессе общения с аудиторией убедительность, выразительность и эмоциональность, звук и тембр — далеко не полный перечень качеств голосового аппарата, которые необходимо развивать, совершенствовать, беречь. Специальные упражнения, регулярно выполняемые, окажут неоценимую помощь не только в улучшении вашего профессионального инструмента, но и в предупреждении, резистентности голосовой полости к простудным заболеваниям.
Положительный эффект скажется быстрее, если специальные упражнения, рекомендованные ниже (материалы Э. Чаре ли,
1992), будут сочетаться с элементарной, доступной физиотерапией.
В первую очередь длясохранения здоровья и предупреждения расстройств голоса важно всегда пользоваться носовым дыханием.
Упражнения:
1. Сделать по 5-6 вдохов и выдохов через одну ноздрю, закрывая другую указательным пальцем. Повторяйте упражнение, чередуя ноздри.
2. На вдохе носом оказывайте сопротивление воздуху, надавливая пальцами на крылья носа 8—10 раз.
3. Сделать вдох носом, на выдохе протяжно тянуть звук бм-м- м, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
Для сохранения звучности голоса необходимо научиться правильно дышать. Приобрести этот навык помогут следующие
упражнения:
1. Стоя или сидя сделать вдох носом, надувая стенку живота
(как бы ощущая его заполнение). Выдох через маленькое отверстие между губами, мышцы живота подтягиваются.
Повторить 5-6 раз.
2. Сделать несколько брюшно-носовых вдохов: а) стоя, быстро втянуть мышцы живота и одновремен но резко выдохнуть через нос, вдох обычный, 4-6 раз; б) то же самое, сидя и во время ходьбы.
Для развития акустических и тембровых свойств голоса необходимо развивать мышцы глотки, языка, выявлять резонирующие свойства организма.
Упражнения:
1. Произнести А-Э-О, стараясь шире раскрыть полость зева, а не рот. Повторить 10 раз.
2. Несколько раз зевните (зевание стимулирует не только голосовой аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовые состояния).
372 373