ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 455
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Диагноз и консультация психолога
Меньше 63 баллов. Ваш образ жизни* ваше окружение научили вас быть кое в чем организованным. Организованность то появляется в ваших действиях, то исчезает. Это признак отсутствия четкой системы самоорганизации. Существуют объективные организационные законы и принципы. Постарайтесь проанализировать свои действия, расход времени, технику работы. Чтобы стать организованным человеком, нужно иметь волю и упорство и преодолеть свою лень.
От 63 до71 балла. Вы считаете организацию неотъемлемой частью работы. Это дает вам несомненное преимущество перед теми, кто призывает организацию «под ружье» в случае крайней необходимости. Но вам необходимо улучшить самоорганизацию.
Сумма баллов от72 до 78. Вы организованный человек.
Единственное, что можно посоветовать: не останавливайтесь на достигнутом уровне, развивайте и дальше самоорганизацию.
Пусть вам не кажется, что вы достигли предела. Организация, в отличие от природы, дает наибольший эффект тому, кто считает ее ресурсы неисчерпаемыми.
Глава IV. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Определения, ключевые слова подведут вас к содержанию главы: особенности учебного труда студентов, формирование профессионально важных качеств средствами физической культуры, спорта и туризма, аутогенная тренировка, интеллектуальная деятельность студентов и многое, что расширит ваши возможности обучения в вузе.
Основные понятия, ключевые слова
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 26
Психофизиологическая характеристика труда'-— трудовые процессы ведутся в определенном направлении, планируются заранее, связаны с конкретными заданиями, выполнение которых требует определенных психофизиологических энергозатрат, соответствующих уровней мышления и умозаключений для
получения конечного результата, имеющего общественное значение (обучение, самообучение, открытие, изобретение, рационализация и т.д.).
Работоспособность — сочетание соответствующих воз- можностей человека» обладающего специальными знаниями, умениями, навыками, физическими, психологическими и физиологическими качествами, совершать целенаправленные действия, формировать процессы мыслительной деятельности.
Утомление — объективное состояние организма, при котором в результате длительной напряженной работы снижается уровень работоспособности, дальнейшие процессы деятельности характеризуются отсутствием творческих начал, преобладанием
«шаблонного» мышления и т.п.
Усталость
субъективное состояние индивидуума, для которого характерны резкие кратковременные снижения. уровня работоспособности; выполнение последующих трудовых актов требует волевых усилий и использования скрытых резервных возможностей организма. Рекреация (лат. — восстановление) — широкое понятие, связанное с отдыхом, восстановлением сил, использованием природных возможностей и т.п.
113
Релаксация (лат. — ослабление, успокоение) — состояние покоя, расслабленности в результате снятия напряжения.
В человеке все должно быть прекрасно —и лицо, и тело, и душа.
АП. Чехов
Учебный труд студента
Одна из важнейших задач высшей школы — создание условий для максимальной реализации возможностей интеллектуальной деятельности студенческой молодежи.
Согласно великому Аристотелю, «хороший вождь должен обладать «этосом», «пафосом», «логосом». Известно, что «этос»
— высокая нравственность, источник убеждать в своей правоте,
«пафос» — способность затрагивать чувства людей, «логос» — умение разумно обосновать свои поступки и заставлять думать людей.
Понимая, что вуз — не школа, вуз не обучает, вуз создает условия для того, чтобы учиться тому, естественно, у кого хватит сил и возможностей, чтобы самопознать себя, объективно развить, довести свое «я», качества, умения, навыки, наконец, состояние здоровья, высокий уровень умственной и физической работоспособности, интеллекта, культуры, невольно задаешь вопрос: «Хватит ли ваших сил, уважаемые студенты- первокурсники, чтобы все освоить, усовершенствовать и реализовать во благо?» Профессионально заявляю: «Хватит.
Хватит, если перед любым начинанием и его результатом будет слово «Сам!».
Известно, что здоровье человека на 45-50% зависит от условий образа жизни, избранного стиля жизни, четко связанных с формированием граней личности.
Каждый вуз имеет свою, рожденную им же и постоянно совершенствующуюся информационно-воспитательную среду. Ее многокомпонентность и положительное влияние на студента, особенно первокурсника, корреляционно зависит от уровня педагогического мастерства преподавателей до наиглавнейшего компонента — вузовской (не школь- пой «физры») физической культуры, спорта, существенно сокращающей период адаптации недавних школьников к условиям пребывания в вузе с его «мягкими» на первых порах формами и видами обучения в течение семестра и неизмеримо жесткими по отношению к организму, порой еще недостаточно окрепшему, в периоды зачетов и экзаменов.
Такие термины, как
«самоуправление», «аутогенный менеджмент» —- не только дань моде, но и важные волевые моменты, основа которых: постановка целей, планирование своей деятельности, распределение времени и многое другое, что связано с изменением уклада, стиля, образа жизни.
Гармоничное сочетание интеллекта, физических и духовных сил высоко ценилось человеком на всем протяжении его развития и формирования. Вуз предоставляет такую возможность.
Особо следует сказать об адаптации к вузовским формам и видам обучения. Подчеркнем, что студенту-первокурснику, резко перешедшему границу между условиями обучения в школе и вузе, важно сократить этот период, который может длиться и семестр и два-три года. Просматривается четкая закономерность сокращения времени адаптации у тех, кто коммуникабелен, увлечен спортом, общественной работой, любой формой деятельности с высоким уровнем ответственности.
Этому способствуют:
♦ активные средства физической культуры, игровые виды спорта, туризм, альпинизм, спортивное ориентирование, скалолазание и другие виды целенаправленной физической занятости;
♦ массовые оздоровительно-спортивные мероприятия, в которых студент — участник, организатор, помощник и т.п.;
♦ разумное планирование своей жизни на ближайшие 3-5 лет в виде реально обоснованной программы самосовершенствования, основные положения которой нацелены на укрепление здоровья, повышение интеллекта, освоение избранной профессии.
114 115
Известно, что человек рождается только с задатками тех природных качеств, которые определяют красоту тела и соразмерность, согласованность движений, физическую силу, гармоничность развития. Активное развитие, совершенствование и формирование этих природных дарований — это процесс самопознания, самоутверждения, становления личности, и «ничто так не истощает и не разрушаем человека, как продолжительное физическое бездействие» (Аристотель).
Не менее важно и использование средств физической культуры, спорта в психологической подготовке будущего специалиста. Именно спорт, физическое воспитание ставит студента (пока студента!) в те условия, которые формируют его психологическую готовность к профессиональным негативным воздействиям. Австралийский психолог Алан Пиз доказал, что с помощью слов, вербально, мы передаем только 7% информации.
98% приходятся на интонацию, мимику, жесты, бессознательные телодвижения. Только наличие сильной воли, умение сохранять самообладание могут позволить скрыть свое психологическое состояние.
Утомление необходимо рассматривать как временное ухудшение функционального состояния организма, основные признаки которого:
♦ резкое снижение работоспособности;
♦ изменение физиологических функций;
♦ изменение внешних признаков поведения.
Способность человека выполнить конкретную умственную деятельность в заданных параметрах эффективности. определяется как работоспособность, основу которой составляют определенные психофизиологические свойства, психологические качества индивида и специальные знания, умения, навыки.
Наиболее типичные изменения работоспособности студентов связаны с учебной нагрузкой, расписанием занятий, занятостью научно-исследовательской, профессиональной деятельностью как дополнительными факторами. К ним следует отнести и особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.
Принятые системой образования рекреации; кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный, зимний и летний каникулярный отдых, временное пребывание целевого характера в профилакториях, санаториях и т.п., академический годовой отпуск нацелены на восстановление оптимального соотношения основных нервных процессов в коре головного мозга и связанную с этим ум- ственную работоспособность. Для работы мозга в нормальном режиме необходимы импульсы, поступающие от различных систем организма, при этом пятьдесят и более процентов от всех импульсов принадлежит мышцам.
Движения мышц, создающие громадное количество импульсов, способствуют образованию замкнутых циклов возбуждения, отличающихся высокими уровнями стойкости, инертности.
Так, после прекращения физической работы человек сразу отключается от нее. При умственной деятельности интенсивная работа мозга продолжается. Нервная система полностью не реабилитирована Экспериментально доказано, что если человек после физической работы не получил полного отдыха, его тоническое напряжение мускулов увеличивается: переутомленный мозг мобилизует свои возможности
для
борьбы с переутомлением... мускулатуры.
Для умственной деятельности необходимы на только тренированный мозг, но и тренированное тело.
Приведенные данные могут служить некоторым ориентиром использования различных физических нагрузок с целью оптимизации умственной деятельностью студентов.
Изменение умственной работоспособности
при использовании различных физических нагрузок
в течение 90 мин,% (М.Я. Виленский, В.И. Илъинич, 1987)
Уровень работоспособности
Интенсивность нагрузки
Частота сердцеби- ений,
уд./мин исход- ный через
2 ч через
4ч через
6ч через
8ч через
10 ч
Небольшая
Средняя
Высокая
100-130 130-150 160 и выше
100 100 100 118 108 103 107 115 97 102 139 92 103 128 86 120 120 89 116 117
Классификация физических упражнений
по характеру их воздействия на сосуды мозга
(М.Я. Виленский, В.И. Илъинич, 1987)
Воздействие
Упражнения
I. Непосредственное
Движения головой (наклоны, повороты, кружения). То же в сочетании с движениями рук. Принятие поз, при которых голова оказывается ниже других частей тела (подъем ног лежа на спине, «велосипед», стойки на лопатках, локтях, голове и т.п.). Быстрые перемещения головы с возникновением сил инерции («рубка дров», качательные движения туловищем и т.п.). Сгибание позвоночника в области шеи, груди (заведение ног за голову в положении лежа на спине). Интенсивное дыхание через нос, резкие сокращения диафрагмы (бег, передвижение на лыжах и т.п.), дыхание только через нос («рубка дров» с интенсивным выдохом и т.п.). Приемы массажа и самомассажа, включающие несильное постукивание пальцами по голове.
П. Основанное на рефлекторных сосу- дистых реакциях
Упражнения, вовлекающие в активную работу мышцы грудинно-ключичной и лопаточной областей плечевого пояса. Массаж этих областей. Упражнения, вызывающие раздражение вестибулярного аппарата
(кружения, кувырки, перевороты и т.п.).
Упражнения для глаз (повороты, круговые движения, перевод взгляда с дальних предметов на ближние и др.). Температурные водные воздействия: ножные ванны, душ, умывание.
III. Использование специфических ре- акций сосудов мозга на химические вещества, поступающие в кровь
Выполнение нетрудных в физическом отношении упражнений с задержкой дыхания
(ходьба, наклоны, приседания и т.п.). Ныряние, плавание кролем или брассом с дыханием через 1,5 или 2 цикла и т.п.
Формирование профессионально важных
психических качеств средствами физической
культуры и спорта
Внимание
Отдельные качества внимания имеют много специфического, в связи с этим при их формировании и совершенствовании используются различные педагогические приемы.
Объем и распределение внимания формируются как определенный навык одновременного выполнения нескольких действий, близких по своей психофизиологической структуре профессиональным действиям, выполняемым в условиях высокого темпа работы. При этом постепенно увеличивают количество воспринимаемых объектов и явлений, расстояние между ними и темп восприятия.
Переключение внимания формируется в процессе физического воспитания несколькими путями: упражнениями на переключение внимания с объекта на объект с предварительным усвоением техники и «маршрутов» переключений; упражнениями с выделением наиболее важных объектов из второстепенных; тренировками в быстроте переключения внимания с объекта на объект.
Концентрация внимания развивается путем воспитания и самовоспитания установки на внимание.
Устойчивость внимания обеспечивается выработкой волевых качеств и созданием путем тренировки определенной физиологической базы для проявления устойчивого внимания, в частности, выносливости глазодвигательного аппарата.
Большие возможности для качеств внимания представляют гимнастические и строевые упражнения.
Эффективным универсальным средством развития внимания являются спортивные игры с мячом. Это объясняется тем, что действия в них требуют высокого уровня проявления различных качеств внимания. Так, волейболисту в процессе игры приходится одновременно воспринимать более 10 объектов и их элементов.
Например, принимая мяч, он одновременно определяет расстояние до
118 119
мяча и игроков, следит за перемещением своих игроков и игроков противника, выбирает способ и усилие для передачи мяча и т.д.
Кроме того., волейболисту во время игры приходится постоянно моментально менять объекты, на которые направлено внимание.
Сделав передачу длянападающего, он переключает свое внимание на страховку, прием и т.д. Только за одну секунду внимание волейболиста переключается поочередно на 3-6 объек- тов. Длительность игры, разнообразие тактических ситуаций требуют устойчивости внимания. Все это приводит к тому, что уже сами по себе занятия волейболом способствуют развитию качества внимания. Например, объем внимания у волейболистов больше, чем у гимнастов, борцов, пловцов на 25-31%.
Упражнения на внимание
Упражнения для развития объема и распределения внимания: бег, езда на велосипеде по шоссе; бег в среднем и быстром темпе с одновременным выполнением заданий для рук и ног (например, эстафетный бег); бег под гору между деревьями; прыжки в длину с разбега; метание легкоатлетических снарядов; выполнение вольных гимнастических упражнений на координацию движений рук и ног; жонглирование двумя и более мячами; ходьба по двум параллельно поставленным гимнастическим скамейкам.
Оперативное мышление
Эффективными путями развития оперативного мышления в процессе физического воспитания являются: использование элементов тактической подготовки, широкое применение на занятиях спортивных игр и единоборств и тренировка в этих видах; введение определенной системы педагогических воздействий, специально направленных на формирование качества.
Существенный эффект оказывают:
♦ обучение (по принципу проблемного обучения и поэтапного формирования умственных, действий) приемам оперативного мышления на материале, специфичном для физического воспитания;
♦ упражнения, направленные на решение различных двигательных алгоритмических (решаемых по определенной схеме) и эвристических (требующих творческих усилий мысли) задач по типу упражнений для развития тактического мышления игровика, бегуна на средние дистанции, борца;
♦ упражнения на развитие наблюдательности, памяти, восприятия, внимания, воли и других психических процессов, связанных с быстрым мышлением.
Упражнения на оперативное мышление
1. Выполнение различных тактических алгоритмических и эвристических заданий для бегуна на средние дистанции, игровика, борца, фехтовальщика, боксера.
2. Эстафета с решением внезапно возникающих алго- ритмических и эвристических задач (легкоатлетические эстафеты с общей зоной передачи, эстафеты с преодолением препятствий, с ведением, переноской мяча).
3. Преодоление незнакомых полос препятствий на время.
.4. Бег под гору, езда на велосипеде, скоростной спуск на лыжах, санях по закрытому маршруту.
5. Спортивные игры (бадминтон, баскетбол, бейсбол, волейбол, ручной мяч, русская лапта, теннис, настольный теннис, мини-футбол, хоккей, велобол, велополо, мотобол).
6. Игра в бадминтон, волейбол, теннис через закрытую сетку.
7. Ориентирование на местности.
8.
Игра в шахматы «блиц». Продолжительность партии
3-10 мин. На каждый ход — 3-10 с. Время на обдумы вание и партию постепенно сокращается.
Эмоциональная устойчивость
В процессе профессионально-прикладной физической подготовки эмоциональная устойчивость обеспечивается путем:
1) приобретения опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности, совершенствования физи- ологических процессов адаптации к стресс-факторам;
12G
121
Кроме того., волейболисту во время игры приходится постоянно моментально менять объекты, на которые направлено внимание.
Сделав передачу длянападающего, он переключает свое внимание на страховку, прием и т.д. Только за одну секунду внимание волейболиста переключается поочередно на 3-6 объек- тов. Длительность игры, разнообразие тактических ситуаций требуют устойчивости внимания. Все это приводит к тому, что уже сами по себе занятия волейболом способствуют развитию качества внимания. Например, объем внимания у волейболистов больше, чем у гимнастов, борцов, пловцов на 25-31%.
Упражнения на внимание
Упражнения для развития объема и распределения внимания: бег, езда на велосипеде по шоссе; бег в среднем и быстром темпе с одновременным выполнением заданий для рук и ног (например, эстафетный бег); бег под гору между деревьями; прыжки в длину с разбега; метание легкоатлетических снарядов; выполнение вольных гимнастических упражнений на координацию движений рук и ног; жонглирование двумя и более мячами; ходьба по двум параллельно поставленным гимнастическим скамейкам.
Оперативное мышление
Эффективными путями развития оперативного мышления в процессе физического воспитания являются: использование элементов тактической подготовки, широкое применение на занятиях спортивных игр и единоборств и тренировка в этих видах; введение определенной системы педагогических воздействий, специально направленных на формирование качества.
Существенный эффект оказывают:
♦ обучение (по принципу проблемного обучения и поэтапного формирования умственных, действий) приемам оперативного мышления на материале, специфичном для физического воспитания;
♦ упражнения, направленные на решение различных двигательных алгоритмических (решаемых по определенной схеме) и эвристических (требующих творческих усилий мысли) задач по типу упражнений для развития тактического мышления игровика, бегуна на средние дистанции, борца;
♦ упражнения на развитие наблюдательности, памяти, восприятия, внимания, воли и других психических процессов, связанных с быстрым мышлением.
Упражнения на оперативное мышление
1. Выполнение различных тактических алгоритмических и эвристических заданий для бегуна на средние дистанции, игровика, борца, фехтовальщика, боксера.
2. Эстафета с решением внезапно возникающих алго- ритмических и эвристических задач (легкоатлетические эстафеты с общей зоной передачи, эстафеты с преодолением препятствий, с ведением, переноской мяча).
3. Преодоление незнакомых полос препятствий на время.
.4. Бег под гору, езда на велосипеде, скоростной спуск на лыжах, санях по закрытому маршруту.
5. Спортивные игры (бадминтон, баскетбол, бейсбол, волейбол, ручной мяч, русская лапта, теннис, настольный теннис, мини-футбол, хоккей, велобол, велополо, мотобол).
6. Игра в бадминтон, волейбол, теннис через закрытую сетку.
7. Ориентирование на местности.
8.
Игра в шахматы «блиц». Продолжительность партии
3-10 мин. На каждый ход — 3-10 с. Время на обдумы вание и партию постепенно сокращается.
Эмоциональная устойчивость
В процессе профессионально-прикладной физической подготовки эмоциональная устойчивость обеспечивается путем:
1) приобретения опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности, совершенствования физи- ологических процессов адаптации к стресс-факторам;
12G
121