ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 459
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
3. Энергично произнесите П-Б, П-Б, П-Б, эти звуки укрепляют мышцы губ.
4. Для укрепления мышц глотки энергично произнесите Т-Д,
Т-Д, Т-Д.
5. Для укрепления мышц глотки энергично произнесите К-Г,
К-Г, К-Г.
Приложение 7
О пользе стресса
Мы умеем приспосабливаться ко многим переменам в жизни и в окружающей среде. Но может ли быть приспособление стопроцентным и окончательным? Нет, конечно. Адаптация, достигающая предела, превращается в свою противоположность.
Да и не в адаптации, как выяснилось, смысл жизни, а в самой жизни. Организму вредна как «неповоротливость», так и излишняя «юркость», чрезмерная готовность откликнуться на запросы среды. Нужна золотая середина. Более того, для успешного приспособления к меняющимся условиям бытия необходимы некоторая напряженность, раз-балансированность, небольшой стресс. Именно таким стрессом можно считать перевод часовых стрелок не летнее и зимнее время — то на час вперед, то на час назад.
Генетик Дмитрий Беляев даже создал теорию, согласно которой особая восприимчивость к стрессу помогла нашим предкам развить свой мозг до нынешнего уровня. И вновь согласимся с Мегре, которому всю жизнь приходилось недо- сыпать. Ему принадлежит афоризм: «Чтобы быть здоровым, надо быть немножко больным».
Немножко, совсем немножко! Небольшой стресс только бодрит и тренирует систему биоритмов, а с нею и весь организм.
Приложение 8
Краткая характеристика особенностей организма
человека в течение суток
1 час ночи. Большинство людей спит уже около трех часов, пройдя через все фазы сна. Наступила легкая его фаза, и человек может легко пробудиться. Именно в это время мы особенно чувствительны к боли.
2 часа. Большинство наших органов работают экономно, за исключением печени. Она использует эти спокойные минуты, чтобы интенсивнее работать с необходимыми человеку веществами. И прежде всего с теми, которые удаляют из организма все яды. Тело подвергается своего рода «большой стирке». Если вы не спите в это время, не следует пить кофе, чай, и особенно спиртное. Лучше всего выпить стакан воды или молока.
3 часа. Тело отдыхает. Физически мы полностью истощены.
Если приходится бодрствовать, постарайтесь сосредоточиться полностью на работе, которую необходимо закончить. В это время у нас самое низкое давление крови, пульс и дыхание самые медленные.
4 часа. Дыхание еще низкое, мозг снабжается минимальным количеством крови. Это час, когда чаше всего умирают люди. Тело «работает» на самых малых «оборотах», но слух обостряется. Мы пробуждаемся от малейшего шума.
5 часов. Почки ничего не выделяют. Мы сменили уже несколько фаз сна. Встающий в это время быстро приходит в бодрое состояние.
6 часов. Давление повышается, сердце бьется быстрее, кровь пульсирует в венах. Даже если мы хотим спать, тело наше уже пробуждается.
7 часов. Иммунологическая защита человека особенно сильна.
Кто вступает в конфликт с вирусами и бактериями в этот час, имеет больше шансов победить.
8 часов. Тело отдохнуло, печень освободила наш организм от ядовитых веществ. В это время ни в коем случае нельзя принимать алкоголь —. на печень обрушится большая нагрузка.
9 часов. Повышается психическая активность, уменьшается чувствительность к боли. Сердце работает на полную мощность.
10 часов. Активность повышается. Мы в самой хоро шей форме. Хочется горы своротить. Такой энтузиазм сохранится до обеда, любая работа по плечу. Кто в это
374
375
время сидит за чашкой кофе или болтает по пустякам, просто распыляет свою работоспособность, которая уже не проявится в полную силу.
11 часов. Сердце продолжает работать ритмично, в гармонии с нашей психической активностью. Большие нагрузки почти не ощущаются.
12 часов. Наступает момент мобилизации всех сил. Не стоит сейчас принимать обильную пищу — лучше пообедать на час позже.
13 часов. Печень отдыхает, в кровь поступает немного гликогена. Первый период дневной активности прошел, чувствуется усталость, хотя впереди еще много работы. Нужен отдых.
14 часов. Кривая энергии опускается. Это вторая самая низкая точка в 24-часовом цикле. Реакции замедляются.
15 часов. Снова наступает улучшение. Органы чувств, особенно обоняние и вкус, обострены до предела. (Гурманы, между прочим, предпочитают садиться за стол именно в это время.) Снова мы входим в норму.
16 часов. Уровень сахара в крови повышается. Некоторые врачи называют этот процесс «послеобеденным диабетом».
Однако это не заболевание. После первоначального оживления наступает спад.
17 Часов. Производительность еще высока. Спортсмены тренируются с удвоенной энергией.
18 часов. У людей снова понижается ощущение физической боли. Повышается желание больше двигаться. Психическая бодрость постепенно уменьшается.
19 часов. Давление крови повышается, психическая ста- бильность на нуле. Мы нервозны, можем поссориться из-за пустяка. Плохое время для аллергиков. Начинаются головные боли.
20 часов. Вэтот час ваш вес достигает максимума, реакции — удивительной быстроты. Водители находятся в прекрасной форме, аварий почти нет.
21 час. Психическое состояние нормально. Студентам и актерам полезно знать: в это время особенно легко запоминаются тексты и роли. Вечерняя память обостряется. И способна запечатлеть многое, что не удавалось запомнить днем.
22 часа. Кровь насыщена кровяными тельцами — количество лейкоцитов удваивается. Температура тела понижается.
23 часа. Наше тело уже готовится к отдыху, продолжая работу по восстановлению клеток.
00 часов. Если мы легли спать в 22 часа, настало время для сновидений. Не только тело, но и мозг подводят итоги, отторгая все ненужное. День закончен.
376
11 часов. Сердце продолжает работать ритмично, в гармонии с нашей психической активностью. Большие нагрузки почти не ощущаются.
12 часов. Наступает момент мобилизации всех сил. Не стоит сейчас принимать обильную пищу — лучше пообедать на час позже.
13 часов. Печень отдыхает, в кровь поступает немного гликогена. Первый период дневной активности прошел, чувствуется усталость, хотя впереди еще много работы. Нужен отдых.
14 часов. Кривая энергии опускается. Это вторая самая низкая точка в 24-часовом цикле. Реакции замедляются.
15 часов. Снова наступает улучшение. Органы чувств, особенно обоняние и вкус, обострены до предела. (Гурманы, между прочим, предпочитают садиться за стол именно в это время.) Снова мы входим в норму.
16 часов. Уровень сахара в крови повышается. Некоторые врачи называют этот процесс «послеобеденным диабетом».
Однако это не заболевание. После первоначального оживления наступает спад.
17 Часов. Производительность еще высока. Спортсмены тренируются с удвоенной энергией.
18 часов. У людей снова понижается ощущение физической боли. Повышается желание больше двигаться. Психическая бодрость постепенно уменьшается.
19 часов. Давление крови повышается, психическая ста- бильность на нуле. Мы нервозны, можем поссориться из-за пустяка. Плохое время для аллергиков. Начинаются головные боли.
20 часов. Вэтот час ваш вес достигает максимума, реакции — удивительной быстроты. Водители находятся в прекрасной форме, аварий почти нет.
21 час. Психическое состояние нормально. Студентам и актерам полезно знать: в это время особенно легко запоминаются тексты и роли. Вечерняя память обостряется. И способна запечатлеть многое, что не удавалось запомнить днем.
22 часа. Кровь насыщена кровяными тельцами — количество лейкоцитов удваивается. Температура тела понижается.
23 часа. Наше тело уже готовится к отдыху, продолжая работу по восстановлению клеток.
00 часов. Если мы легли спать в 22 часа, настало время для сновидений. Не только тело, но и мозг подводят итоги, отторгая все ненужное. День закончен.
376
Послесловие автора
СОДЕРЖАНИЕ
Когда же еще, как не в студенческие годы, можно выработать и развить те качества и навыки, которые помогут обеспечить отличное состояние здоровья и высокую работоспособность, а значит и долгую профессиональную жизнь.
Сегодня более трехсот коммерческих и почти шестьсот государственных вузов России готовят специалистов для различных сфер деятельности: врачей, строителей, технологов, управленцев. От их знаний, профессионального уровня, гражданской позиции зависит будущее России. И я, педагог- практик, твердо верю в нашу молодежь.
Хочу высказать слова искренней признательности Дар-сигову
Магомеду Беслановичу— крупному предпринимателю, чемпиону по восточным единоборствам, тренеру, молодому ученому — за помощь в издании этого учебника.
Предисловие....................................................................................... 3
Введение............................................................................................. 4
1 ... 18 19 20 21 22 23 24 25 26
Глава I. Физическая культура в общественной
и профессиональной подготовке студентов......................... 5
Основные понятия, ключевые слова................................................. 5
Рекомендуемая литература ............................................................ 21
Это интересно!............................... , ................................................. 22
Глава II. Социально-биологические основы
физической культуры ...............................................................30
Основные понятия, ключевые слова............................................... 30
Организм человека как биосистема ................................................ 31
Кровеносная система....................................................................... 42
Нервная система .............................................................................. 53
Эндокринная система....................................................................... 56
Функции дыхания.............................................................................. 59
Рекомендации по дыханию при занятиях физическими упражнениями и спортом ........................................................... 63
Влияние гипоксии на человека в горах........................................... 63
Рекомендуемая литература ............................................................ 76
Это интересно!.................................................................................. 76
Глава III. Основы здорового образа жизни.
Физическая культура в обеспечении здоровья...................79
Основные понятия, ключевые слова .............................................. 79
Здоровье и двигательная активность человека............................. 80
Гигиена физических упражнений .................................................... 94
Профилактика простудных заболеваний и перегревов................. 97
Рекомендуемая литература ........................................................... 107
Это интересно!.................................................................... ............. 107
Глава IV. Психофизиологические основы учебного труда
и интеллектуальной деятельности. Средства
физической культуры в регулировании
работоспособности .................................................................113 378 379
и профессиональной подготовке студентов......................... 5
Основные понятия, ключевые слова................................................. 5
Рекомендуемая литература ............................................................ 21
Это интересно!............................... , ................................................. 22
Глава II. Социально-биологические основы
физической культуры ...............................................................30
Основные понятия, ключевые слова............................................... 30
Организм человека как биосистема ................................................ 31
Кровеносная система....................................................................... 42
Нервная система .............................................................................. 53
Эндокринная система....................................................................... 56
Функции дыхания.............................................................................. 59
Рекомендации по дыханию при занятиях физическими упражнениями и спортом ........................................................... 63
Влияние гипоксии на человека в горах........................................... 63
Рекомендуемая литература ............................................................ 76
Это интересно!.................................................................................. 76
Глава III. Основы здорового образа жизни.
Физическая культура в обеспечении здоровья...................79
Основные понятия, ключевые слова .............................................. 79
Здоровье и двигательная активность человека............................. 80
Гигиена физических упражнений .................................................... 94
Профилактика простудных заболеваний и перегревов................. 97
Рекомендуемая литература ........................................................... 107
Это интересно!.................................................................... ............. 107
Глава IV. Психофизиологические основы учебного труда
и интеллектуальной деятельности. Средства
физической культуры в регулировании
работоспособности .................................................................113 378 379
Основные понятия, ключевые слова.... ........................................ 113
Учебный труд студента.................................................................. 114
Формирование профессионально важных психических качеств средствами физической культуры и спорта.............. 119
Особенности интеллектуальной деятельности студентов.......... 127
Рекомендуемая литература .......................................................... 141
Это интересно! ............................................................................... 142
Техника акупрессуры биологически активных точек ................... 148
Глава V. Общая физическая и спортривная подготовка
в системе физического воспитания.................................... 151
Основные понятия, ключевые слова.. .......................................... 151
Принципы физического воспитания и тренировки....................... 153
Методы физического воспитания ................................................. 157
Методы вербального (словесного) и сенсорного
(
наглядного) воздействия......................................................... 160
Основы обучения движениям........................................................ 160
Воспитание физических качеств................................................... 162
Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания....................... 172
Формы занятий физическими упражнениями................. . ............ 173
Структура учебно-тренировочного занятия.................................. 174
Возможность и условия коррекции физического развития,
двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта............................ 177
Психотерапевтические возможности физической культуры .................................................................................... 178
Рекомендуемая литература .......................................................... 184
Это интересно!................................................................................ 184
Глава VI. Основы методики самостоятельных занятий
физическими упражнениями ................................................ 189
В вузе не обучают, а учат учиться ................................................ 189
Планирование самостоятельных занятий..................................... 190
Основные формы и организация самостоятельных занятий ....................................................................................... 191
Особенности самостоятельных занятий женщин .........................193
Психофизическая рекреация в зачетно-экзаменационный период.........................................................................................194
Гигиенические основы закаливания.............................................. 196
Участие в спортивных соревнованиях ...........................................200
Рекомендуемая литература . .........................................................202
Это интересно!........................................................................... .....202
Глава VII. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта
или систем физических упражнений. Особенности
занятий избранным видом спорта или избранной
системой физических упражнений .......................................208
Основные понятия, ключевые слова.............................................. 208
Спорт в жизни студента ..................................................................210
Нетрадиционные виды физических упражнений и спорта ......................................................................................212
Туризм, альпинизм, спортивное ориентирование.........................223
Экстремальные климатические и погодные условия как риск-факторы .......................................................................235
Это интересно!.................................................................................260
Глава VIII. Самоконтроль занимающихся физическими
упражнениями и спортом .......................................................271
Основные понятия, ключевые слова..............................................271
Основы врачебного контроля и самоконтроля..............................272
Рекомендуемая литература ...........................................................281
Это интересно!.................................................................................282
Глава IX. Профессионально-прикладная физическая
подготовка (ППФП) студентов. Физическая культура
в профессиональной деятельности бакалавра
и специалиста........................................................................... 290
Основные понятия, ключевые слова .............................................290
Характерные черты студенческого социума .................................292
ППФП студентов-экономистов .......................................................293
ППФП студентов-медиков ..............................................................302
Особенности профессиональной деятельности как фактор
ППФП студентов строительных вузов .....................................308 380 381
ППФП будущих горных инженеров ........................................... ....309
Профилированное физическое воспитание студентов полевых и экспедиционных профессий .................................. 310
Рекомендуемая литература ..........................................................319
Основы техники и тактики преодоления водных естественных препятствий....................................................... 320
Рекомендуемая литература ..........................................................354
Это интересно!............................................................. ,................. 254
Приложения .................................................................................. ..363
Торговая фирма «Феникс»
• Оптовая и розничная торговля книжной продукцией
• Быстро обновляемый разнообразный ассортимент
• Своевременная доставка книг контейнерами и/или автотранспортом в любую точку России
• Разумные цены и гибкая система скидок
Наш адрес:
344007, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 17.
Тел.: (8632) 62-44-72,44-19-03,44-19-04; факс:
62-45-94, 62-38-11. E-mail: phoenix@ic.ru
Web: http://www.phoenix.icTU
Издательство «Феникс»
Приглашем к сотрудничеству авторов
научно-популярной и научной литературы
в области
• социальных и естественных наук
• юриспруденции
• медицины
• программирования и вычислительной техники а также
переводчиков хороших книг любой тематики
Все финансовые затраты берем на СЕБЯ, высокие гонорары выплачиваем согласно договорам
Рукописи не рецензируются и не возвращаются
Наш адрес:
344007, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 17.
Тел.: (8632) 99-01-82,62-51-94; факс: 62-38-11. E-mail:
phoenix@ic.ru Web: http://www.phoenix.ic.ru
Серия «Учебники, учебные пособия»
Евсеев Юрий Иванович
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Ответственный редактор:
Редактор:
Художник:
Корректор:
Компьютерная верстка:
Е. Баранчикова
В. Ковалев И.
Лойкова Н.
Чебукина А.
Алейниковой
Лицензия ЛР № 065194 от 02.06.97
Сдано в набор 07.07.2002.
Подписано в печать 22.07.2002.
Формат 84x108 1
/
32
. Бумага типографская.
Печать офсетная. Гарнитура School.
Тираж 5 000 экз. Заказ № 1051.
Издательство «Феникс»
344002, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 17.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУИПП «Курск»
305007, г. Курск, ул. Энгельса, 109.