Файл: Оглавление введение близорукость (миопия) актуальная проблема современности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.3.Уровень освещённости
Необходимо следить, чтобы зрительные нагрузки происходили только при правильном освещении, как в школе, так и дома.
Для улучшения попадания в комнату естественного света регулярно должны мыться окна в детской. Необходимо следить, чтобы искусственное освещение было достаточно ярким.
Величина освещенности представляет собой показатель отношения светового потока, измеряемого в люменах, к площади поверхности, на которую попадают лучи света. Угол падения при этом должен равняться 90°. Единица измерения освещенности — люкс (лк).
Наиболее благоприятной для зрительной работы является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк, если используется искусственное освещение, оно должно быть равномерным, не создавать на рабочих поверхностях резкие тени и блики. Во время подготовки домашних заданий обязательно нужно включать и верхний свет, и настольную лампу. Верхний свет необходим для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взгляда с освещенной тетради или книги к темноте комнаты. Резкий контраст быстро утомляет, появляются чувство напряжения и рези в глазах. При длительной зрительной работе в условиях постоянного контраста освещенности развивается стойкий спазм аккомодации, который в дальнейшем приведет к формированию близорукости.
Настольную лампу для правшей нужно расположить слева, для левшей – справа, немного отдалив ее вперед. Абажур настольной лампы не должен быть прозрачным, а мощность лампочки должна составлять 75-100 ватт.
Сделайте рабочее место ребенка удобным. Контролируйте своего школьника, пока он делает уроки. Приучите его не сутулиться, тщательно подгоните высоту стола и стула под рост ребенка.
Полезные для глаз запреты: нельзя читать лежа. Объясните ребенку, что в таком положении глаза будут сильно уставать. Также нужно установить запрет на игры на приставках или планшете во время езды в транспорте. Результатом тряски является постоянное изменение расстояния от устройства до глаз. Таким образом, зрение не успевает адаптироваться, а из-за этого оказывается слишком большая нагрузка на этот анализатор.
2.4. Условия при использовании компьютера
Медики настаивают на том, что лучшая профилактика нарушения оптической функции – это уменьшение нагрузки на органы зрения
.
Людям, предрасположенным к офтальмологическим недугам, вредно читать в транспорте, долго работать за компьютером, планшетом или другим средством технического прогресса схожего типа.
Следует избегать большой контрастности между яркостью экрана и окружающего пространства. Особенно опасно пользоваться этими вещами в темноте, имея только освещения с подсветки монитора.
После 45-минутной зрительной нагрузке необходимо проводить гимнастику для глаз не менее 5-7 минут для каждого глаза [Приложение 2-4]. Этого вполне достаточно, чтобы предоставить органам зрения необходимый отдых
В качестве профилактики близорукости у детей необходимо контролировать количество времени, проводимое ребенком перед монитором, или телевизором, чередовать его с активным отдыхом; родители не должны допускать длительного контакта с очень мелкими объектами и длительного пользования техникой, требующей визуального восприятия: мобильный телефон, компьютер, телевизор, планшет и т.п.
У всех маленьких детей зрение дальнозоркое, и со временем оно приближается к нормальному, которое равно «1». Именно поэтому не рекомендуется усаживать у телевизора детей до 3-х лет, лучше придумать малышу другие развлечения. Дальше лимит на просмотр телепередач и работу на компьютере можно увеличить до 30-40 минут в день. В старшем возрасте эта цифра может увеличиться до 3 часов, однако ребенок должен соблюдать определенные интервалы времени, по 20-30 минут, после которых нужно дать глазам отдохнуть, а лучше сделать специальную гимнастику (Приложение 3).
Работа за компьютером является серьезной нагрузкой не только на органы зрения, но и на весь организм в целом. Многие дети часами просиживают за монитором, целиком поглощенные компьютерными играми. Особенно вредны всевозможные «стрелялки» — игры с частыми сменами кадров, мелькающими световыми и цветовыми эффектами. Вместе с тем, оптимальное время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 25-30 минут для старшеклассников и 10 минут для младших школьников. После этого обязателен перерыв на 10 минут для разминки и гимнастики для глаз.
Следует соблюдать необходимое расстояние от глаз до монитора - 70 см. Монитор должен стоять так, чтобы на него не падал свет яркой лампы или солнечные лучи.
Вечернее освещение рабочего помещения желательно голубоватого цвета с яркостью, примерно равной яркости свечения экрана. При дневном освещении также рекомендуется обеспечить вокруг дисплея голубой фон - за счет окраски стен.
Через каждые 40-45 минут рекомендуется проводить короткую физкультурную паузу: вращение глаз по часовой стрелке и обратно, легкая зарядка для всего тела.
Для профилактики нарушений зрения при работе за компьютером рекомендуется использовать специальные очки с антибликовым покрытием, которые делают изображение более четким, без отблесков и подавляют вредную часть синего спектра света монитора. Сейчас во многих оптиках предлагают специальные очки с линзами, в которых зона ясного видения соответствует перемещению взора при работе с дисплеем. Важное значение имеет также и специальная окраска очковых линз. Институтом биохимической физики РАН совместно с Московским Институтом глазных болезней им. Гельмгольца были разработаны цветовые покрытия, значительно повышающие контрастность изображения. Применение очков с такими покрытиями у активных пользователей РС значительно уменьшает зрительное утомление и улучшает фокусировку по сравнению с обычными очками.
Кроме того, можно использовать специальные капли — заменители слезы (лакрисин, слеза натуральная и др.).
Только при совместном действии врачей, учителей и родителей, можно сохранить или предотвратить нарушения зрения.
2.5.Профилактические меры для школьников
Специалисты не рекомендуют отдавать ребенка в школу раньше 7 лет: цилиарная мышца, отвечающая за зрение, в это время еще окончательно не сформировалось (это происходит только к 7 - 8 годам). По статистике, среди детей, ставших первоклассниками в 6 лет, в 3 раза больше близоруких, чем среди школьников, которые пошли в школу в 7 лет. Большое значение имеет и гигиена зрения. Зрительные нагрузки должны быть дозированы: если ребенок хорошо видит, он должен делать перерыв через каждые 40 минут занятий (на 10 - 15 мин), при наличии близорукости – через каждые полчаса. В период отдыха нужно подвигаться, побегать. Это поможет снять зрительное напряжение [3].
Общая продолжительность домашних уроков не должна превышать один час в день для детей начальной школы и 1,5 – 2 часа - для учащихся средних классов. С дополнительными занятиями так же следует быть аккуратнее: если ребенок с трудом справляется со школьной программой лучше от них отказаться. Но если малыш выдерживает нагрузку и хочет посещать кружки или музыкальную школу, необходимо помнить, что согласно санитарно-эпидемическим требованиям продолжительность одного дополнительного занятия в учебные дни не должна превышать 1,5 часа, в выходные и каникулярные – 3 часа. Начинаться задания должны не ранее 8 утра, заканчиваться – не позднее 8 вечера.
Большое значение имеет организация учебного места. Ребенок должен сидеть прямо, не сутулиться и заниматься при хорошем освещении. Очень важно в классах, как и дома, регулярно мыть окна, поскольку их запыленность приводит к понижению освещенности в помещении до 40 %.
Для улучшения освещенности в условиях школы, стены и поверхности столов в классных комнатах следует окрашивать в светлые тона, регулярно мыть оконные стекла, не ставить на подоконники высокие цветы и предметы, закрывающие доступ света. При рассаживании учащихся надо учитывать, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждое полугодие пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.
Наиболее благоприятной для работы зрительного анализатора является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк (люкс-единица измерения освещенности). Основные гигиенические требования, предъявляются к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности.
В солнечные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи.
В осенне-зимний период, как правило, естественного света не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 часов. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.
Следует остановиться и на распределении учащихся по сменам. Учебные занятия в 2 смены еще имеют место в наших школах. С позиции гигиены детского зрения все учащиеся с 1 по 4 класс должны заниматься только в первую смену. Первая смена позволяет значительно легче организовать правильный режим дня, что обеспечивает меньшее утомление детей. У них остается больше времени для отдыха, пребывания на свежем воздухе, занятий спортом и т.д. Отдых же улучшает и состояние зрительных функций. Занятия в первую смену проходят и в более благоприятных условиях освещения.
Необходимо регулярно проводить беседы с родителями об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1-1,5 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций.
Учитывая тот факт, что дети с нарушениями зрения есть в каждом классе любой школы необходимо объединить усилия врачей, учителей, медицинских сестер, педиатров, родителей в борьбе с возникновением зрительных заболеваний и их прогрессированием. Таким образом, роль учителя в профилактике нарушения зрения у детей заключается в следующем:
• Ознакомление родителей с профилактикой
• Принятие мер по улучшению окружающей среды ребенка
• Проведение бесед в школе с детьми на тему «Профилактика зрения»
• Проведение осмотров глаз у детей
• Разработка рекомендаций по уходу за ребенком
Нельзя затягивать с лечением других заболеваний, даже безобидный насморк может перерасти в близорукость. А в школе при большом скоплении людей очень быстро распространяются вирусные заболевания. Поэтому нельзя оставлять больного ребенка в классе, необходимо сообщить родителям, чтобы они забрали его из школы домой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев условия, необходимые для формирования зрения, делаем вывод, что дети наиболее подвержены глазным заболеваниям.
Следовательно, необходимо с самого рождения ребенка следить за его зрением и научить родителей уходу за зрением и выполнению системы профилактических мер, связанных с ним.
Нужно пропагандировать профилактику глаз не только родителям, а всему населению, т.к. заболевания глаз начинаются не только в детстве. Необходимо создавать буклеты, брошюрки, памятки и листовки.
Роль родителей очень важна т.к. от них зависит, будет ли у ребенка хорошее зрение. Большую роль играет фактор наследственности.
Образ жизни и окружающая среда - основные факторы здоровья, необходимо направить внимание людей на соблюдение здорового образа жизни и улучшение окружающей среды.
Для профилактики близорукости важное значение имеет гигиена зрения, причем с самого раннего возраста.
Во-первых, необходимо всегда следить за правильностью посадки и освещением при чтении и письме.
Во-вторых, нельзя перенапрягать глаза, всегда необходимо находить немного времени, хотя бы раз в час, давать глазам расслабиться, сделать зарядку для глаз.
Необходимо следить, чтобы питание было полноценным, нужно употреблять в пищу побольше продуктов, содержащих необходимые для поддержания хорошего зрения витамины.
Роль учителя в профилактике нарушения зрения у детей заключается в следующем: