Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек максимальным образом ценит комфорт, практичность и уют в своём окружении и жилом пространстве. Поэтому качественный ремонт, продуманные тонкости и элементы в дизайне, современная и удобная мебель, а также бытовая техника играет значимую роль для достижения комфорта.
Современный мир быстро меняется, и технологические достижения играют в этом процессе важную роль. Бытовая техника, такая как холодильники, стиральные машины, микроволновые печи и прочие, стала незаменимой частью нашей жизни. Бытовая техника облегчает нашу жизнь и делает ее более комфортной. Мы можем с легкостью готовить пищу, стирать белье, чистить посуду и хранить продукты в холодильнике.
Рынок бытовой техники современной России является одним из наиболее динамично развивающихся и значимых среди рынков товаров длительного пользования. Производство товаров длительного пользования является одним из факторов мировых интеграционных процессов, а рынки товаров длительного пользования становится одними из наиболее значимых секторов экономики. Именно к рынкам товаров длительного пользования относятся большинство глобальных тенденций в мировой экономике.
На сегодняшний день рынок бытовой техники претерпевает значительные изменения: вводятся новые товары, изменяются свойства уже предлагаемых ранее. Благодаря научно-техническому прогрессу потребитель становится более искушенным в вопросе выбора электроприборов, более требовательным. В этих условиях, выход на рынок новой продукции становиться все сложнее.
Для России характерна тенденция ухода многих известных брендов с рынков, в том числе и с рынков бытовой техники в связи со сложной геополитической обстановкой.
Цель работы – изучить состояние и перспективы развития рынка бытовой техники в России.
Для достижения цели были определены задачи:
- изучить понятие и виды товарных рынков;
- рассмотреть функции товарных рынков и особенности их организации;
- выполнить анализ мирового рыка бытовой техники;
- провести анализ рынка бытовой техники в РФ;
- рассмотреть инфраструктуру рынка бытовой техники;
- изучить перспективы рынка бытовой техники.
Исследование проводилось на основании применения следующих методов исследования: анализ, синтез, исторический анализ, сравнительный анализ, дедукция, индукция.
Структура работы включает: введение, три главы, заключение и список источников.
Базой работ являлись различные источники, в том числе учебные пособия, статьи в журналах электронные публикации, обзоры, статистические данные.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ
1.1 Понятие и виды товарных рынков
Экономика, равно как и экономическая деятельность, составляет постоянное движение массовых потоков товаров, которые производятся и доставляются потребителям в самые отдаленные точки, где в них нуждаются люди. Товарное движение в производстве и обращении опосредуется рынками денег, ценных бумаг, информации, знаний и новейших технологий.
Рынок - это одна из экономических категорий товарного хозяйства, представляющая собой сферу товарного обмена. Рынок есть особая форма организации товарного хозяйства. Это объективное явление экономики, основанной на товарном производстве и товарном обмене. С рынком связан каждый субъект хозяйствования и человек, осуществляющий какие-либо покупки или продажи.1
Рынок товарный - это особая экономическая категория, характеризующая совокупность отношений, складывающихся в сфере обмена при реализации товара. 2
Л.В. Андреева указывает, что "товарный рынок состоит из рынков разнообразных товаров, отличающихся по своим характеристикам, свойствам, степени опасности для жизни и здоровья населения, влияющих на их оборотоспособность.3
Товарный рынок - это сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.
Важнейшая характеристика товарного рынка - его конъюнктура, определяемая как результат взаимодействия условий и факторов, влияющих на динамику, структуру и соотношение спроса и предложения данных товаров.
Классификация товаров и анализ их свойств могут быть представлены по схеме (рис. 1).
Рисунок 1 – Классификация товаров и анализ их свойств
Конъюнктура товарного рынка учитывает состояние дел в сфере производства, обмена и потребления соответствующих товаров на определенном отрезке времени. Она отражает:4
-
динамику товарных цен; -
количество заключаемых сделок; -
движение товарных запасов; -
поступление заказов; -
загрузку производственных мощностей; -
объемы производства и реализации продукции с учетом соотношения и масштабов экспорта-импорта; -
размеры переходящих остатков товаров и товарно-материальных запасов; -
динамики ссудного процента, поведение курса ценных бумаг и т.п.
Каждый товар имеет свой жизненный цикл - долгосрочный или скоротечный. Цикл, как времена года, состоит из четырех стадий:5
-
ввод товара на рынок; -
рост; -
зрелость; -
старение.
Предпринимателю, который, прежде всего, заинтересован в сбыте своей продукции, необходимо получить достоверные сведения о продолжительности жизненного цикла товара Иначе можно попасть впросак: ввод товара, разработанного предпринимателю, придется на стадию старения товара-заменителя. Тогда товар не может быть реализован.
Однако прогнозировать жизненный цикл какого-либо товара - весьма сложная задача. Приходится в процессе маркетингового исследования ориентироваться на аналогичные товары и рыночные ситуации.
Для рационального чередования циклов фирма должна приступить к разработке нового товара, когда уже производимый ею товар вступает в период зрелости.
С точки зрения пространственных характеристик (территориального охвата) выделяют рынки:6
-
местный (локальный); -
региональный (внутри страны); -
национальный; -
региональный по группе стран (например, Северной Америки, Латинской Америки, Западной Европы, стран СНГ, Балтии и т.д.); -
мировой.
Проблема территориального охвата рынка решается предприятием в зависимости от его финансового состояния или особенностей предлагаемого товара. Немаловажное значение имеет также наличие соответствующей инфраструктуры. Переход с одного уровня рынка на другой является формой диверсификации и обычно осуществляется в процессе ожесточенной конкурентной борьбы.
На основании соотношения предложения и спроса товаров выделяют следующие структурные виды товарных рынков: монополистический (преобладает один поставщик); олигополистический (несколько крупных поставщиков); атомистический (товара мало и конкурентная борьба усиливается). И, наконец, ещё одна классификация определяется степенью регулирования государством и механизмами внутри рынка.7
Товарные рынки различаются по характеру конечного использования товара. По данному признаку выделяют: рынок потребительских товаров, рынок товаров производственного назначения, рынок услуг. Все они далее могут классифицироваться по ряду признаков. Так, рынок потребительских товаров дифференцируется по их конкретным типам (например, продовольственных и непродовольственных), товарным группам (обуви, одежды, электробытовых товаров и др.), товарным подгруппам (рынок кожаной, резиновой, валяной обуви) и т.д. Специфика исследования рынка потребительских товаров связана с тем, что они рассчитаны на множество индивидуальных потребителей. Большое внимание в таких исследованиях уделяется изучению вкусов, запросов, предпочтений и поведения потребителей.
Характерной особенностью товаров производственного назначения (сырье, полуфабрикаты, оборудование и т.д.) является их тесная связь с производственным процессом. Особое значение в исследованиях подобных рынков придается изучению взаимосвязей потенциальных покупателей и производителей товаров.
Конкуренция является главным критерием рынка. Рынок из нескольких не зависящих друг от друга покупателей и продавцов называется конкурентоспособным рынком. Конкурентными считаются такие рынки, которые имеют значительное число свободных участников. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями называется монополией. Монопсонией называется рынок, состоящий из одного покупателя и нескольких продавцов. Они являются гранями несовершенной конкуренции. Собственники товаров, производители услуг, владельцы денег выступают как субъекты рынка, а материальные блага, факторы производства, ресурсы, товары и услуги, с которыми субъекты рынка вступают во взаимодействие, называются объектами рынка. Товарные рынки разнообразны, и в маркетинговой практике при классификации рынков используется широкий круг различий.
На рисунке 2 представлена обобщенная классификация товарных рынков.
В первом блоке рисунка классификации приведены признаки согласно территориальному охвату в зависимости от зоны охвата рыночного пространства. Субъектами рынка здесь являются предприниматели, продающие свой труд, потребители, владельцы ссудных капиталов, собственники ценных бумаг.
Во втором блоке рисунка приведены признаки по видам товаров, основным механизмом которого является торговля. Это деятельность, направленная на организацию продажи ассортимента товаров.
В третьем блоке рисунка признак равновесия спроса и предложения (D = S) означает, что спрос на товары или услуги равен предложению, признак дефицита означает превышение спроса над предложением (D > S), а избыточный, наоборот, означает превышение предложения над спросом на товары или услуги (D < S).
Рисунок 2 – Обобщенная классификация товарных рынков
По Ф. Котлеру, потенциальные потребители, которые имеют частные нужды и желания и способны оплачивать их удовлетворение, составляют рынок. Способность адаптироваться к точке зрения потребителя, идентифицировать потребителя или клиента является основой рыночной практики. Потребителей можно сгруппировать по факторам. Истинные границы рынка определяются их позицией по отношению к этим факторам.8
С другой точки зрения, производители, особенно без рыночных экспертов, считают, что рынок значительно шире, при этом определение рынка вращается вокруг следующих факторов:
- вид продукта или услуг;
- география;
- система “физических” потребителей;
- незаметность (“невидимая рука”).
На рынке присутствуют покупатели и пользователи, которые отличаются друг от друга. Важно то, что только часть потенциальных покупателей покупает товар одной марки, а часть - другой. Мерой этой разницы является проникновение - часть (процент) лиц на рынке, которые являются действительными пользователями специфического продукта и услуг по отношению к общему числу потенциальных пользователей, называется мерой этой разницы. Очень часто пользуются объемом рынка - полным объемом продаж каждой позиции номенклатуры в общем объеме продаж подобной продукции.
Группы потребителей с совершенно различными нуждами и желаниями, как правило, образуют рынок. Каждая определенная группа - сегмент рынка с отличающимися характеристиками потребителей. Деление рынка на группы называется “сегментацией” или “целевым маркетингом”. Сегментация - стратегия, используемая продавцом для концентрации и, следовательно, оптимизации использования своих ресурсов на рынке. Другими словами - это ряд процедур, используемых продавцами для сегментирования рынка.