Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ф. Котлер предлагает сегментацию по таким показателям:9
- география;
- демография;
- психография.
Второе сечение сегментации, по Ф. Котлеру, - заинтересованность покупателя в продукте:
- обстоятельства использования;
- польза;
- употребление;
- отношение (в т.ч. лояльность).
Рынок продовольственных товаров - это целостная динамическая система рационального формирования и распределения продовольственных ресурсов первичной и вторичной переработки, которая обеспечивает связь производителей и потребителей в установлении объемов и структуры производства, а также достижение и поддержание необходимых качеств и цены продукции. Рынок продовольственных товаров по характеру продукции и конкурентному поведению фирм делится на типы.
Первый тип - рынок сырьевых продовольственных товаров. Для такого типа рынка специфичны мукомольно-крупяные и сахарные ряды отраслей. Относительная однородность и стандартизированность продукции характеризует его как фактор реализации товаров крупными партиями.
Второй тип - рынок продовольственных товаров высокой степени переработки. Продукция такого типа рынка относится к разряду неоднородной, высокодифференцированной. К ней относятся табачные и кондитерские, консервные изделия и большой ассортимент продуктов, готовых к употреблению.
По каждому виду продукции имеется широкий набор подвидов, марок и сортов с различными характеристиками качества, что определяется высокой степенью дифференциации товаров. Так как заменяемость товара на таком рынке выше, поэтому сильнее конкуренция и меньше возможностей для ценовых приоритетов. Важнейшим инструментом конкурентной борьбы на этом рынке являются реклама и различные средства маркетинговых коммуникаций. Такой тип рынка является олигопольным, с несколькими продвинутыми фирмами. Барьеры, препятствующие вхождению на такой рынок, слишком сложны.
Третий тип - рынок относительно однородной продукции с низкой степенью переработки (свежее мясо, мясные полуфабрикаты, молоко, свежие плоды, овощи и т.д.).
На четвертом типе рынка ценообразование основывается на продовольственном сервисе и группы товаров относительно свободные. Он состоит из типов и классов предприятий общественного питания - от небольших буфетов до дорогих ресторанов. Этот рынок разнообразен и специфичен. Можно выделить несколько подгрупп с различным уровнем сервиса, варьирующихся от свободного рыночного до олигопольного ценообразования.
Непродовольственные товары - это продукты производственного процесса, которые продаются гражданам или субъектам хозяйственной деятельности и не подлежат употреблению в пищу человеком и представителями животного мира (табл.1).
В данной таблице класс непродовольственных товаров разделен по видам комплекса, куда входят товары одеждно - обувного назначения, товары личной гигиены, товары для украшения, культурно - бытовые и хозяйственные товары, транспортные средства. Виды этих комплексов классифицированы по группам и имеют свое назначение.
Спектр рынка товаров очень широк, его главным критерием является конкуренция. Нужды и желания потребителей рынка разнообразны, поэтому рынок удовлетворяет нужды и желания людей, способных оплатить такое удовлетворение. Каждая группа потребителей является определенным сегментом рынка с различающимися характеристиками. Сегментация означает стратегию, используемую продавцом для концентрации и оптимизации использования имеющихся на рынке ресурсов.
Рынок продовольственных товаров, в отличие от других рыночных систем, имеет важное значение для населения, потому что его нормальное функционирование обеспечивает физиологические потребности людей в продуктах питания, способствует укреплению их здоровья и активной жизнедеятельности.
Таблица 1 – Классификация непродовольственных товаров
Вид комплекса | Группы |
Одежно-обувные товары и текстильные материалы | ткани для одежды и штучные текстильные изделия |
одежда, головные уборы | |
обувные товары | |
Гигиенические товары | парфюмерные товары |
косметические товары | |
приборы и принадлежности для санитарии и личной гигиены | |
Товары для украшения | ювелирные, художественно- декоративные товары |
Культурно-бытовые товары | электронные товары |
товары для активного отдыха и спорта | |
товары для умственного творчества и интеллектуального развития | |
Транспортные средства личного пользования | велотранспорт |
мототранспорт | |
автотранспорт | |
водный транспорт | |
горюче-смазочные материалы и запасные части к транспортным средствам | |
Хозяйственные товары | мебель и предметы украшения интерьера |
посуда и столовые приборы | |
бытовая техника | |
товары бытовой техники | |
строительные материалы | |
хозяйственные инструменты и инвентарь | |
сельскохозяйственные товары | |
горюче-смазочные материалы хозяйственного назначения |
Рынок непродовольственных товаров состоит из продуктов производственного процесса, предназначенных для продажи гражданам или субъектам хозяйственной деятельности, но только не с целью потребления, а использования. Классы непродовольственных товаров разнообразны и классифицированы по надлежащим группам, которые имеют свое назначение.
1.2 Функции товарных рынков и особенности их организации
Товарный рынок выполняет следующие функции (рисунку 3):
1. Посредническую: доводит товары до потребителей;
2. Ценообразующую. Рынок определяет цену реализации на основе общественно-необходимых затрат на производство товара и прибыли на данный товар;
Рисунок 3 – Функции товарного рынка
3. Информационную. На рынке проявляется действительная (т.е. существующая в данное время) потребность и формируются тенденции ее изменения. Только рынок может дать ответы на вопросы: на сколько удовлетворена потребность, является ли этот товар модным, какие товары предпочитают потребители, какая цена является оптимальной;
4. Стимулирующую. Стимулирует производителей повышать качество продукции, снижать издержки, разрабатывать новые сегменты;
5. Санирующую. Рынок делит производителей на три группы:
- обогащающиеся – те, у которых издержки производства ниже общественно-необходимых получают дополнительную прибыль, за счет которой могут расширять и обновлять производство, создавая основу для еще больших доходов;
- разоряющиеся – те фирмы, у которых издержки превышают общественно-необходимые, не получают необходимой для развития прибыли (или даже не покрывают затраты), имеют финансовые проблемы и в конечном итоге разоряются;
- фирмы, у которых издержки равны общественно-необходимым, в данное время имеют достаточно дохода для производства данной продукции, но при снижении цены могут перейти во вторую группу.
Для эффективного функционирования товарного рынка необходимо наличие определенных условий. К их числу можно отнести следующие:
- наличие резервных производственных мощностей и резерва рабочей силы;
- наличие инфраструктуры рыночного хозяйства, то есть системы организаций и институтов, которые обслуживают потоки товаров, денежных средств, ценных бумаг, рабочей силы, информации;
- наличие устойчивого денежного обращения;
- стабильность политической обстановки;
- многообразие форм собственности, которое обеспечивает свободу продавцу и покупателю в принятии решений выгодных не только для каждого из них, но и обществу в целом.
Совершение актов купли-продажи представляет собой сложнейшую систему, которая требует значительных затрат труда и соответствующего материально- технического обеспечения. Таким образом, товарный рынок имеет свою собственную инфраструктуру, анализ которой позволяет организовать и управлять рынком с максимальной эффективностью.
Инфраструктура товарного рынка представляет собой совокупность отраслей и институтов, которые организационно и материально обеспечивают взаимодействие продавцов и покупателей, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также хозяйственно-правовую и финансовую деятельность различных структур.
В понятие товарной инфраструктуры рынка включается материально-техническая база для хранения, транспортировки, частичной переработки и продажи товаров, а также вспомогательные государственные и частные службы. В составе товарной инфраструктуры можно выделить следующие элементы: торгово-складские помещения и их оборудование, торгово-кассовая техника, техника обслуживания, информационно- вычислительная техника, средства связи, транспортные средства, рекламные агентства, трудовые ресурсы. При этом товарная инфраструктура в целом и поэлементно может быть измерен в стоимостных единицах с учетом вида, качества и амортизации. Отдельные ее виды отражаются в натурально-вещественной форме.
К функциям инфраструктуры товарного рынка можно отнести следующее:
- материально-техническое обеспечение торговых сделок;
- осуществление производственного процесса в сфере обращения (сортировка, расфасовка, упаковка, транспортировка и т.д.);
- информационное обеспечение участников сделки купли-продажи;
- денежные операции с продавцами и покупателями,
- торговое и послепродажное обслуживание;
- маркетинговое управление.
Состояние и развитие инфраструктуры товарного рынка оказывают непосредственное воздействие на формирование потребительского спроса и на его удовлетворение. Ее функционирование и дальнейшее развитие требует постоянных инвестиций для широкомасштабного внедрения достижений научно-технического прогресса, направленного на повышение экономической и социальной эффективности.