Файл: Для достижения цели были определены задачи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В малой бытовой технике китайские Xiaomi, Deerma, Dreame, Roborock и другие вышли на лидирующие позиции ещё до начала специальной военной операции.

Уход западных вендоров не оказал сильного влияния на данный сегмент. Конкуренцию китайской технике составляют Tefal и российские Polaris, Bork, Redmond. В «Ситилинке» лидерами по продажам в штуках стали StarWind, Hyundai и Kitfort, в деньгах — StarWind, Philips и Kitfort. За девять месяцев продажи малой техники в целом по рынку «даже выросли» на 5% год к году — до 156,7 млрд руб.

В ближайшие годы, ожидается дальнейшее развитие собственных торговых марок (СТМ) крупных сетевых ритейлеров: М.Видео-Эльдорадо (Novex, HI); Ситилинк (iRU, Ippon, Jetbalance, Oklick, Digma, Domfy); DNS («Фрау», One Two, Fiero). Доля данных СТМ по итогам 2022 года в различных сегментах увеличилась до 10% и будет продолжать расти. Кроме того, ожидается увеличение степени локализации компонентов у отечественных брендов производителей бытовой техники. Среди перспективных можно отметить: кондиционеры компании «Русклимат» (бренд «AURUS»), кухонная бытовая техника — «DiHouse» (бренд «RED»), холодильники – «ПОЗиС» (бренд «МИР»), ноутбуки «Ф-Плюс Мобайл» (бренд «F+ Flaptop»), телевизоры от SBER и др.

Среди угроз, стоит отметить: усложняющийся параллельный импорт, удорожание логистики и снижение реальных доходов населения.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ

3.1 Инфраструктура рынка бытовой техники



Инфраструктура рынка бытовых товаров складывается под влиянием различных факторов. Рассмотрим влияние самых важных факторов, влияющих на эко­номику, рынки и потребителей.

Первый фактор - это пандемия. В 2021 году, она уже второй год, как влияла на ограничения и замедления рынка, а также на потребительское поведение и его предпочтение. Второй фактор - это санкции, которые ограничивают экономическое развитие. Третий фактор - это дефицит, на который повлияла пандемия, ввиду приостановления заводов, а также торговые войны.

Все эти факторы конечно же, напрямую влияют на стоимость сырья и его удорожание. По итогам 2021 года сильно выросла цена на алюминий, литий, сталь и нефть.16

В последующем, это приводит к росту цен на конечные продукты. Результатом этого послужил высокий спрос и ограниченное предложение, дефицит, созданный всеми вышеперечисленными, а так­же природными факторами.

Затрагивая оборот отрасли розничной торговли, куда входит рынок БТиЭ, в 2021 году он показал рост 7% к 2020 году и составил 39,2 триллионов рублей. 17

Непродовольственные товары, в силу вы­сокого спроса и дефицита, позволили показать рост общего оборота на 11,6%. Продовольственные товары в общем обороте розничной торговли по итогам 2021 года занимают 47%, непродовольствен­ные 53%. Рынок бытовой техники за 2021 год показал прирост в денежном выражении 17,8%, и 1,3% в натураль­ном (рис. 5).


Рисунок 5 – Прирост в 2021 году непродовольственных товаров, в процентах
Стоит рассмотреть так же структуру объёма рынка бытовой техники. Несмотря на сложные условия, вы­званные пандемией, рынок продолжил расти. С 2019 года по 2021, рынок бытовой техники вырос на 45% в относи­тельном выражении. В денежном выражении прирост составил 277 млрд. руб. При этом в 2021 году не произошло значительного прироста оборота рынка в штуках, он составил +1,3%, но денежный оборот показал прирост +18% по отношению к 2020 году (рис.6).

Рисунок 6 – Динамика и структура рынка бытовой техники, в процентах


Такие показатели свидетельствуют об увеличении цены продажи товара на рынке бытовой техники на 17%. Наибольшую долю в объёме продаж рынка бытовой техники занимает сегмент Телеком. На данном примере мож­но хорошо проследить, что образовавшийся дефицит, спровоцировал снижения продаж в количествен­ном выражении -7%, но при этом показал значительный прирост в денежном и составил +22% по отно­шению к 2020 году. Однако подорожание средней цены произошло на 31%. В силу того, что в сегменте Телеком наибольшую долю продаж занимают смартфоны, такое увеличение средней цены связано именно с удорожанием средней цены продажи смартфона с 18 539 руб. до 24 244 руб., или на 31% в относительном выражении.

Набольший прирост по соотношению в натуральном и денежном, показал сегмент мелкой бытовой техники. За 2021 год продажи в штуках и денежном выражении увеличились на 19%. Средняя це­на продажи выросла на 2%, что напрямую отразилось на количестве продаж данной категории. В силу влияний пандемии, люди стали больше времени проводить дома, работать удалённо, что сказывается на увеличенных продажах данной категории. Тренды на здоровый образ жизни, роботизация среды обитания, технологичное обустройство быта - это неотъемлемые части повседневной жизни, которые открывают новые возможности для процветания категории малой бытовой техники.

Пандемия привела к кардинальным изменениям в мире, повлиявшим на цифровое поведение. Одним из драйверов продаж остаётся интернет и его стремительное проникновение. На конец 2021 года проникновение интернета составляет 85%, или 124 миллиона жителей России. Так же, как отме­чает Gfk, огромный рост произошёл среди пользователей социальных сетей и составил +51% к 2019 году. Это не могло не сказаться на увеличении продаж в интернете. В 2021 году, доля онлайн продаж на рынке бытовой техники приблизилась к 50% и составила 45%. По отношению к 2020 году, припросит составил +24%. Топ 3 магазинов по доле онлайн продаж занимают Wilberries, OZON, DNS. При этом в 2021 году в тройку лидеров вошёл DNS, сумев нарастить оборот в онлайн продажа на 41%, сместив на одну строчку своего конкурента - Ситилинк, который нарастил оборот лишь на 24% (табл. 3).

Таблица 3 – Топ 5 российских интернет магазинов

Место

Магазин

Категория

Онлайн-продажи, млн руб.

Рост онлайн-продаж, %

1

wildberries.ru

универсальные магазины

805 700

95

2

ozon.ru

универсальные магазины

446 700

12

3

dns-shop.ru

электроника и техника

185 300

41

4

citilink.ru

электроника и техника

163 400

24

5

mvideo.ru

электроника и техника

132 600

15



Партнёр аналитической компании Data Insight Борис Овчинников, связывает успех компании DNS с его расширением географии в 2021 году . По итогам года компания нарастила количество магази­нов на 20% в относительном выражении и 2789 точек в натуральном выражении, более чем в 1000 го­родах России, что позволило показать высокий прирост по продажам в онлайн магазине, за счёт пред­ставленности компании в небольших городах, где нет высокой конкуренции.

Поскольку текущая ситуация с нарушениями логистических цепочек, ограничений на ввоз тех­ники, уход или приостановление поставок крупных производителей, финансовая составляющая ритей­леров и снижение покупательской способности населения, в любом случае отразится на рынке онлайн продаж.

Рост проникновения и предложения влияет на конкурентность, и чтобы выделиться на фоне всех участников рынка, для удовлетворения потребности потребителей и их привлечения, ритейлеры долж­ны использовать разные сильные стороны. Необходимо проанализировать, что на текущий момент яв­ляется главным фактором выбора ритейлера для потребителя.

Наибольшую ценность для покупателя представляет цена, проведение акций. На втором месте удобство и на третьем наличие товара на складе (рис 7).

На текущий момент на рынке бытовой техники на федеральном уровне выделяют 3 крупных ритейлера роз­ничной торговли:

1) М-Видео/Эльдорадо;

2) DNS;

3) RBT.

Рисунок 7 – Факторы, влияющие на выбор потребителя, в процентах
Стремительно развивается сеть компаний Ситилинк. Wildberries и Ozon, уже заняли свою серьёз­ную нишу в бытовой техникиеи начинают привносить новые правила в продажи на рынке. Растущая доля онлайн продаж, выводит эти компании на первый план и заставляет розничные торговые сети наращивать ин­вестиции в онлайн каналы.

Стоит рассмотреть бренды, которые чаще всего выбирали покупатели на рынке БТиЭ (рис. 8).



Рисунок 8 – Самые популярные бренды у покупателей в 2021 г.


Текущая геополитическая обстановка создала трудности для рынка бытовой техники на уровне развития пандемии 2019-2020 гг., но беспрецедентные по своей неопределённости. Если пандемия ударила по всему мировому рынку, то текущая неопределённость и непонимание в дальнейшей стратегической перспективе, могут принести колоссальные убытки для рынка бытовой техники. Крупные производители уходят с рынка России на неопределённый срок, останавливая свои производства и прекращая поставки офи­циальной продукции. Те бренды, которые остались, столкнулись с удорожанием логистики и прочих издержек, влияющих на конечную стоимость товара. Со стороны государства для поддержания рынка, вводятся различные меры поддержки.

В связи с тем, что в феврале и марте, ввиду боязни обесценения покупательской способности денег многие начали скупать технику, в ближайшем будущем, в связи с насыщением рынка, можно про­гнозировать спад продаж ниже уровня 2021 года. На 14 неделе 2022 года, рынок БТиЭ уже показывает снижение продаж на 19,2% по сравнению к аналогичному периоду 2021 года. 18

В целом, в 2022 году российский рынок электроники и бытовой техники в России показал себя как один из наиболее стабильных сегментов. Сокращение розничных продаж новых товаров (по оценкам экспертов, на уровне 10% в физическим выражении) в значительной мере компенсировал рост продаж электроники в ресейл-сегменте и товаров, ввезенных по альтернативным каналам.19

Продажи на площадках-классифайдах, в социальных сетях и даже мессенджерах стабильно росли. По мнению экспертов Авито, это связано с ростом объемов поставок по схеме параллельного импорта, а также ростом интереса потребителей к ресейл-товарам.

В связи с укреплением национальной валюты, можно рассматривать логичный сценарий - сни­жение цены продукции. Однако важно понимать, что цены максимум вернутся на уровень февральских значений, когда ритейлеры подняли цены на 20-30%. Связано это с тем, что несмотря на укрепление рубля, логистика, хранение и прочие влияющие факторы на цену товара значительно выросли. Произ­водители не могут продавать свою продукцию ритейлерам по отгрузочным ценам меньше февральских значений в силу вышеперечисленных факторов.

Легализация параллельного импорта может принести ряд проблем для рынка. 20

Первое - это удорожание конечной цены, в силу увеличения цепочек поставки товара на полку до конечного потре­бителя. Второе - это проблемы с гарантийным обслуживанием. В большинстве случаев, всё гарантий­ное обслуживание, представляет сам производитель, либо напрямую, либо через партнёров, ритейле­ров, сервисных центров. Третье - данный процесс не отлажен и не систематизирован. Для крупных ритейлеров,