Файл: Перечень и тематика семинарских (практических) занятий по учебной дисциплине Педагогические технологии дошкольного образования, группа (3 курс, заочная форма обучения, доз91)..doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Перечень и тематика семинарских (практических) занятий по учебной дисциплине «Педагогические технологии дошкольного образования», группа (3 курс, заочная форма обучения, ДОз-91).
Составитель: зав. кафедрой дошкольного и начального образования
Якимчук Светлана Александровна, к.п.н., доцент
Тема 1.1: Современные образовательные технологии.
-
Традиционные технологии в образовании: репродуктивная (воспроизводящая), объяснительно - иллюстративная, эвристическая.
Традиционные технологии обучения используются в следующих случаях:
– объяснительно-иллюстративный метод обучения, т.е. преподаватель объясняет, наглядно иллюстрируя учебный материал. Данный метод осуществляется с использованием лекций, рассказов, бесед, демонстрационных опытов, трудовых операций, экскурсий и многих других. При данном методе деятельность учащегося направлена на получение информации и указаний, в результате данного метода формируются «знания-знакомства»;
– репродуктивный метод осуществляется в том случае, когда преподаватель составляет задания для учащихся, которые направлены на воспроизведение ими знаний, способов деятельности, решение задач, воспроизводство опытов, и, таким образом, учащийся сам активно использует имеющиеся у него знания, при этом отвечая на вопросы, решая задачи и т. д. В результате использования данного метода у учащихся формируются «знания-копии»;
- эвристическое обучение, ориентирующее на создание учащимися внешних (материализованных) и внутренних (личностных) образовательных продуктов и происходящее на этой основе творческое саморазвитие и личностное приращение учащихся.
-
Технология дифференциации и индивидуализации обучения.
Дифференциация обучения - это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путём организации учащихся в однородные (гомогенные) группы. Содержательная основа уровневой дифференциации - наличие нескольких вариантов программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объёмом материала. Ученикам с различными типами проблем предлагается усвоить адекватную программу (вариант). При этом целевая установка учебного процесса изменяется от ориентировки на усвоение всего, что даёт наиболее полный вариант программы к установке “возьми, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного”. Это имеет следующие преимущества:
Индивидуальных подход - это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности. Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, особенно в проектном, продуктивном обучении.
-
Информационно-коммуникационные технологии.
ИКТ расширяют возможности образовательной среды, как разнообразными программными средствами, так и методами развития креативности обучаемых. К числу таких программных средств относятся моделирующие программы, поисковые, интеллектуальные обучающие, экспертные системы, программы для проведения деловых игр.
-
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии качественная характеристика любой образовательной технологии, это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют технологии обучения, воспитания и развития задачами здоровьесбережения. Здоровье-сберегающая педагогика — это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья всех субъектов педагогического процесса.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность программ, приемов, методов организации учебно-воспитательного процесса, не наносящего вреда здоровью участников.
-
Технология дистанционного обучения.
Дистанционное обучение – это комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии.
Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии. Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера и выхода в сеть Интернет. Место расположения компьютера не имеет значения, поэтому учиться можно дома, на работе, в on-line классе одного из центров дистанционного обучения, а также в любом другом месте, где есть ПК с подключением к сети Интернет. Это важнейшее преимущество дистанционного обучения перед традиционными формами обучения.
-
Технология «открытых форм».
Коммуникативно-диалоговые педагогические технологии предполагают «открытость» к миру, и соответственно как к проблемам мира, так и проблемам самого ребёнка, к его духовным и физическим потребностям. Само определение данной технологии как коммуникативно-диалоговой предполагает активное участие ребенка в «производстве» высококлассной продукции – социально активной, индивидуальной личности человека.
Использование технологии «открытых форм» способствует субъективизации объекта обучения и воспитания. С точки зрения аспекта воспитания, выделяемого нами в рамках данной статьи как приоритетного, технология «открытых форм» имеет преимущество перед всеми остальными. Воспитательный потенциал чрезвычайно высок благодаря тому, что в ходе обучения ребенок присоединяется к процессу обсуждения актуальных для современного общества проблем, поиска и аргументации их наиболее оптимальных решений. Постепенно и целенаправленно достигаются такие воспитательные цели, как формирование культуры речи, развитие дискуссионных навыков, демократических убеждений, этически и эстетически выверенных подходов к социальной жизни.
-
Коллективные технологии обучения.
Коллективный способ обучения - это такая форма организации учебных занятий, где каждый ученик по очереди работает с каждым, выполняя то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого.
В условиях технологии КСО каждый обучаемый работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение материала.
-
Групповые технологии обучения.
Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной деятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания.
Технология обучения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач: научить ребенка учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения, помочь ребенку предельно полно реализовать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность.
Групповое обучение – это использование малых групп (3-7 человек) в образовательном процессе. При такой организации работы обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, мышления, интеллекта. Главное условие групповой работы состоит в том, что непосредственное взаимодействие учащихся осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группами. Преподаватель, используя групповые технологии в образовательном процессе, руководит работой через устные и письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы – это форма самостоятельной работы учащихся при непосредственном взаимодействии их между собой.
-
Игровые технологии.
Игровая технология – это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которая стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию образования, помогает активизировать образовательный процесс, осваивать ряд образовательных элементов. Разрабатывать игровые технологии из отдельных игр и элементов – это забота каждого педагога.
-
Технология проблемного обучения.
Сущность проблемного обучения заключается в такой организации учебно-познавательной деятельности учащихся, при которой эта деятельность приобретает целенаправленный поисковый характер. Он начинается с их участия в постановке вопросов, с уяснения сути проблемы и проблемных задач, заложенных в учебных программах и учебниках, в проблемном изложении учебного материала педагогом и его пояснении учебной информации. Поисковый характер учебной деятельности учащихся раскрывается в процессе разрешения проблемы с использованием разнообразных видов их самостоятельной работы.
В проблемных вопросах, в отличие от непроблемных, всегда присутствует определенное скрытое противоречие. Необходимость уяснения и вскрытия этого противоречия уже является одной из характерных особенностей проблемной ситуации. При этом большое значение приобретает также мотивационная сторона проблемной ситуации. Мотивация состоит в наличии у ученика такого уровня и объема знаний, умений и навыков, который был бы достаточным для того, чтобы начать поиск неизвестного результата или способа выполнения задания. При ощущении же и осознании их недостаточности ученик самостоятельно стремится восполнить имеющиеся пробелы в своих знаниях, умениях и навыках. Иначе он не сможет воспринять суть ситуации, и она утратит для него роль учебной проблемы.
Проблемное обучение представляет собой способ развития сознания человека через самостоятельное разрешение им познавательных проблем, содержащих в себе противоречия, или через его активное участие в процессе разрешения этих проблем.
-
Технология развивающего обучения.
Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию.
Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти.
Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими.
Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.
-
Кейс-метод (технология ситуационного анализа).
Метод ситуационного анализа (кейс-стади) относится к интенсивным, интерактивным технологиям обучения. Он предполагает анализ реальной ситуации (вводных данных), описание которой не только отражает практическую проблему, но и актуализирует определённый комплекс знаний, необходимый для её решения. Кейс-технология – это не повторение за преподавателем, не ответ на его вопрос, не пересказ параграфа или статьи. Это анализ конкретной ситуации, который заставляет применить на практике полученные знания.
При активном ситуационном обучении участникам предъявляются факты (события), связанные с некоторой проблемой по её состоянию на определённый момент времени. Задача обучающихся – коллективное обсуждение и принятие рационального решения в рамках отведённого времени.
-
Технология проектно-исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — это образовательная технология, предполагающая решение обучающимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста.
Технология предполагает проведение обучающимися собственного исследования, в ходе которого собранный творческий материал (образовательный продукт) позволяет объяснять научные и жизненные явления. Стиль педагогического управления данными действиями основывается на сотрудничестве обучающихся с педагогом и друг с другом. Проектно-исследовательская деятельность — это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая следующие операции:
— определение целей и задач;
— выделение принципов отбора методик;
— планирование хода исследования;
— определение ожидаемых результатов;
— оценку реализуемости исследования;