Файл: Перечень и тематика семинарских (практических) занятий по учебной дисциплине Педагогические технологии дошкольного образования, группа (3 курс, заочная форма обучения, доз91)..doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель этих технологий — сформировать новую социальную политику профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, включающую:
безопасность, защиту ребёнка от внешних угроз — жестокого обращения с ними родителей или родственников, эксплуатации со стороны взрослых криминальных элементов и т.д.;
защиту законных прав и интересов ребёнка, связанных с его взаимоотношениями с родительской семьёй, усыновлением, установлением опеки, получением образования, овладением профессией и т.п.;
психологическую и педагогическую поддержку, способствующую ликвидации кризисных состояний личности, помощь ребёнку в преодолении своих недостатков;
диагностику деформации в личностном развитии и психофизическом состоянии ребёнка, чтобы разработать индивидуальную программу его социальной реабилитации;
комплексность (междисциплинарность) и скоординированность воздействий на различных уровнях: культурно-воспитательном, социальном, медицинском, правовом;
личностный подход, индивидуальную работу с ребёнком на основе имеющихся условий воспитания и уровня его физического, интеллектуального и психического развития;
восстановление, коррекцию и развитие у ребёнка важнейших форм человеческой жизнедеятельности — таких, как игра, познание, труд, общение, для успешной ресоциализации ребёнка, ре-адаптации его в обществе;
содействие возвращению в семью;
возможность получить образование;
заботу о дальнейшем трудоустройстве, благоустройстве, месте жительства;
формирование активной субъектной позиции личности самого несовершеннолетнего.
-
Технология работы с проблемными детьми.
Педагогическая этика в работе с трудными подростками предполагает организацию помощи им со стороны товарищей, создание вокруг трудного подростка атмосферы доброжелательности со стороны учителей, всего класса. Встречающиеся в практике постоянное подчеркивание учителями отрицательных черт трудного подростка усугубляет проявление трудностей успеваемости, так как такой подросток всегда чувствует себя виноватым, чужим среди товарищей. Часто учителя не уделяют должного внимания трудным детям, считая, что работа с ними нерезультативна и поэтому не стоит на них тратить время. Психологи и педагоги установили, что трудным учащимся на уроке уделяют меньше внимания, оценка их деятельности, поведения проходит, в основном, на уровне порицания, осуждения, упрека, угрозы, окрика, морализирования и т.п. С такими учащимися чаще говорят раздражительным тоном, допускают бестактность в оценочных суждениях об их успеваемости и дисциплине.
Задача педагога состоит в организации правильного общения трудных подростков в классном коллективе. Очень важно, чтобы они подружились с теми ребятами, которые хорошо себя ведут и хорошо учатся, бывали у них дома, чтобы родители хороших учеников оказывали на трудных свое положительное воспитательное воздействие. Зачастую это требует проведения специальной разъяснительной работы с родителями о педагогической целесообразности такого общения их и их детей с трудным и его семьей.
Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости — целостный процесс, он предполагает педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных отношений с обществом и коллективом, привлечение «трудного» к социально ценной деятельности с учётом имеющихся у него положительных качеств, сил и способностей и регуляцию отношений воспитателей и воспитуемых, использование всех положительных возможностей школы, семьи, общественности, создание единых педагогических позиций по отношению к таким детям, формирование объективной самооценки, обучение методике самостимуляции положительного поведения.
-
Технология работы с детьми, имеющими признаки одарённости.
Технологии обучения детей, имеющих признаки одаренности, реализуются в рамках общеобразовательных школ, а также в рамках специализированных учреждениях дополнительного образования (математические школы, летние лагеря и т.д.).
Технология обучения детей с признаками одаренности предусматривает организацию следующих видов и форм работ:
1. Кружки, олимпиады, конкурсы, соревнования и т.д., в которые детей вовлекают в соответствии с видом одаренности.
2. Реализация интеграционных программ, сочетание обязательной учебной программы и внеклассной работы.
3. Углубленное изучение и исследование научных проблем и задач, которые учащиеся выбирают сами.
4. Ускорение освоения обязательной учебной программы, обучение по индивидуально составленным программам.
5. Формирование и развитие навыков самообразования и самоконтроля.
6. Развитие продуктивного и абстрактного мышления, а также высших умственных процессов.
7. Обучение творческим методам работы. Поощрение на использование разнообразных методов работы, в том числе и нестандартных.
8. Поощрение достигнутых результатов, стимулирование на новые достижения и цели.
9. Формирование самопонимания, признание собственной одаренности, своих уникальных способностей и стимулирование на их дальнейшее развитие.
10. Оценка результатов деятельности ребенка с признаками одаренности должна осуществляться на основании тех критериев, которые напрямую связаны с областью его способностей и интересов.
-
Технология коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития.
-
Технология работы с умственно-отсталыми детьми.
Цель коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.
Применение адекватных программ и методов, приемов обучения умственно отсталых детей, соответствующих возможностям и целям их воспитания, – важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач. Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.
-
Технология работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
К категории детей с особыми образовательными потребностями относятся: неслышащие (глухие), слабослышащие, незрячие, слабовидящие, дети с нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Технологию их образования (содержание, методы) разрабатывает специальная педагогика (дефектология).
Педагогический аспект имеет очень большое значение для всего процесса реабилитации в целом, для наиболее полного раскрытия реабилитационного потенциала, интеграции ребенка в общество. Прежде всего это коррекция и компенсация отклонений в развитии (слуха, зрения, интеллекта, двигательных нарушений, психологических нарушений) методами специальной педагогики. В процессе обучения и воспитания происходит социализация, накопление жизненного опыта, знаний, подготовка к активному участию во всех сферах деятельности, снижение имеющейся социальной недостаточности.
-
Технология компенсирующего обучения.
Технология компенсирующего обучения - это создание вокруг ребенка реабилитирующего пространства, в котором предусматриваются компенсация недостатков школьного образования, устранение нарушений работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья.
Цель работы в классах компенсирующего обучения: создание адекватных условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию школьников в условиях общеобразовательного учреждения.
Особенности технологии компенсирующего обучения заключаются в следующем:
1. Содержание предполагаемого учебного материала изменено в сторону уменьшения сложности.
Уменьшение степени сложности осуществляется за счет:
- отказа от рассмотрения многих теоретических фактов с доказательством;
- ограничения степени сложности упражнений;
2. Методика подачи учебного материала основывается на принципах доступности, наглядности, занимательности.
-
Технология интегративного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательная интеграция предполагает такую организацию совместного обучения, при которой обеспечивается комплекс условий, необходимых для приобретения учащимися с ограниченными возможностями развития опыта положительного социального взаимодействия.
Интегрированное обучение должно носить воспитывающий и развивающий характер, важное значение имеет систематичность и последовательность решения коррекционно-образовательных задач, соблюдение принципа индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с разными образовательными возможностями, тесная связь обучения и воспитания с реальными условиями жизнедеятельности обучающихся, принцип сознательности и активности учащихся в обучении и др.
Технологии образовательной интеграции основываются на следующих концептуальных положениях специального и общего образования.
Требования комплексности задают необходимость разностороннего изучения возможностей и особенностей обучающихся, нуждающихся в дополнительных коррекционно-образовательных услугах, использования многообразия методов, приемов и средств обучения из арсенала общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Критически переосмысленные и взятые на вооружение различные подходы создают мощный инструментарий, благодаря которому учитель сможет помочь любому учащемуся и его родителям.
Системность решения коррекционно-образовательных задач отражает взаимосвязь достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления актуальных трудностей взаимодействия педагога с учащимися с различными познавательными возможностями. Системный подход к обучению требует, чтобы учитель не только решал сиюминутные задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимал превентивные меры по оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, по коррекции девиаций поведения, развитию сильных сторон личности каждого ученика. В классе интегрированного обучения необходима системная работа над созданием благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей, принимая во внимание особенности их развития.
Не менее актуальным является деятельностный характер обучения и воспитания. Теоретической основой выступает положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка и особой роли ведущей деятельности в формировании психических новообразований. Указанный подход означает, что главным способом осуществления эффективной интеграции является успешность активной деятельности учащихся. Только в ней могут быть смоделированы и воспроизведены трудные для ученика, но возможные в жизни социальные условия, анализ и проигрывание которых могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Коррекция в условиях интегрированного обучения включает в себя коррекцию не только психических функций, дефицита знаний, но и девиантных взаимоотношений. Это возможно только в рамках деятельности учащихся, осуществляемой в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством. Любая коррекция основывается на том или ином виде деятельности. В ней можно объективировать трудные, конфликтные ситуации и ориентировать ученика на их конструктивное разрешение. Деятельность позволяет воссоздать ту форму взаимодействия, которая отвечает требованиям социального окружения.