Файл: Перечень и тематика семинарских (практических) занятий по учебной дисциплине Педагогические технологии дошкольного образования, группа (3 курс, заочная форма обучения, доз91)..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— определение необходимых ресурсов.


  1. Игровая технология.

Игровая технология – это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которая стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию образования, помогает активизировать образовательный процесс, осваивать ряд образовательных элементов. Разрабатывать игровые технологии из отдельных игр и элементов – это забота каждого педагога


  1. Социоигровая технология.

Социо-игровой подход («стиль», «методика», «технология», «режиссура урока») предполагает организацию занятия как игры-жизни между микрогруппами детей (малыми социумами — отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно внутри каждой из них. Он основывается на формировании и использовании учениками умений свободно обсуждать интересующие их вопросы, следить за развитием общего разговора и за ходом общего дела, оказывать друг другу помощь и принимать её, когда это нужно.

Три главные правила социо-игрового стиля:

1. Двигательная активность учеников.

2. Смена мизансцен, ролей, темпо-ритма на уроке.

3. Работа учеников малыми группами.

С этими правилами непосредственно связаны ключевые задачи учителя на уроке или воспитателя на занятии: «двигать, видеть, слышать себя; двигать, видеть, слышать других», а также принцип снятия с педагога оценивающей, судейской роли и передача её ученикам.


  1. Технология портфолио.

Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающегося в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения обучающегося в различных областях.


Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество обучающихся и педагогов в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.


  1. Технология «ТРИЗ».

ТРИЗ – это набор методов для решения задач и совершенствования систем. С его помощью можно повысить эффективность и улучшить способности при решении сложных задач, используя при этом креативный подход, развивая фантазию и гибкое мышление. Некоторые специалисты считают эту теорию самой эффективной для разработки творческих навыков, так как она не основывается на оценке и не предусматривает единого правильного ответа.

Теория применяется тогда, когда на пути человека возникают изобретательские задачи. Это могут быть те проблемы, которые не решаются очевидными или привычными способами. То есть нужно изобрести что-то, что поможет выиграть без каких-либо потерь.

Идея ТРИЗ заключается в том, что разные технические задачи являются техническими противоречиями, которые могут быть решены одними и теми же методами. Для решения конкретной задачи пользователи ТРИЗа сначала приводят задачу к обобщённому виду, затем обобщённую задачу пытаются решить подходящим общим методом, и только потом возвращаются к конкретной задаче и пытаются применить к ней найденное решение.

Основу ТРИЗа составляют 40 общих изобретательских приёмов, 76 стандартных шаблонов решений и несколько других идей.


  1. Технология М.Монтессори.

Монтессори — методика раннего развития, но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты. Младшие учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество, хотя иногда и случаются недопонимания.

Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната разделена на несколько частей — стандартными считают зоны естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Но ещё добавляют творческую, игровую и спортивную. Ребёнок может заниматься там, где ему нравится, даже целый день. Задача педагога — подстроиться под интересы малыша. Важно дать свободу мышления, действий и чувств. Так дети будут учиться всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками.



Взрослый в обучении играет второстепенную роль: он не наставник, а помощник. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.

Обязательно есть правила, которые помогают упорядочить процессы в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.

Направление на развитие мелкой моторики, чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.

Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен дойти до всего сам.

В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.


  1. Технология развития критического мышления (ТРКМ).

Технология критического мышления - технология обучения, которая ставит задачу научить критически мыслить – обсуждать, оценивать, выявлять и решать проблемы. Может рассматриваться как разновидность проблемного обучения.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) - один из инновационных методов, позволяющих добиться хороших результатов в формировании мыслительной деятельности обучающихся, навыков самостоятельного критического, а не репродуктивного типа мышления.

ТРКМ определяет чтение и письмо как базовые процессы любой образовательной деятельности. Эту технологию также называют «Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)». Все методы развития критического мышления основаны на вдумчивом продуктивном чтении, в ходе которого человека учится подвергать анализу и ранжированию всю полученную информацию. При этом в понятие «текст» входят не только письменные записи, но и речь педагога, а также видеоматериалы. Навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления, так как позволяют зафиксировать неоформленные мысли или образ, рассмотреть их со всех сторон и «разбудить сознание». Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что применять её можно на любом предмете, в любой профессиональной области.



  1. Педагогика сотрудничества.

В основу педагогики сотрудничества положены глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка, коллективистское воспитание, высокий профессионализм учителя и общественное внимание к школе.

Сотрудничество – это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.

Педагогика сотрудничества - это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Традиционное образование основано на позиции учителя как субъекта, а ученика – как объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об учащемся, как о субъекте его учебной деятельности.

Два субъекта одного процесса должны работать вместе, быть товарищами и партнерами, чтобы сформировать союз более опытного наставника с менее опытным учеником, в котором ни один из них не должен стоять над другим.

В таком случае учащийся может смело высказывать свои самые смелые идеи и чувствовать помощь и поддержку, которые так необходимы при решении сложных вопросов.


  1. Технология интегрированного занятия.

Интеграция – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению образования, развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на обучающихся.

Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.

Интегрирование соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.

Наиболее эффективные методы и приёмы на интегрированном занятии:

- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

- проблемные вопросы, стимулирование, проявление открытий, задания типа «докажи», «объясни».

Используя технологию интегрированного обучения, педагоги делают процесс более полным, интересным, насыщенным, межпредметные связи выступают как одно из актуальных средств комплексного подхода к воспитанию творческой, активной и одаренной личности.



  1. Технология рефлексивного обучения.

Технология рефлексивного обучения направлена на повышение эффективности познавательной деятельности, ее контроля и самоконтроля, т. е. сознательной регуляции человеком собственных действий, что в своё время приводит к саморазвитию - активному, последовательному, качественному изменению личности.

Во-первых, в процессе обучения осуществлять обратную связь; во-вторых, с помощью специальных методик диагностики определять успех в деятельности ученика на каждом этапе усвоения базовых знаний и формирования УУД; в-третьих, учитывая эмоциональное состояние человека, определять уровень познавательного интереса учащегося; в-четвертых, учитывать развитие кругозора и новые собственные впечатления обучающихся.

Технология рефлексивного обучения предполагает осуществление педагогического сопровождения и педагогической поддержки. Педагогическое сопровождение характеризуется наличием системы заданий для самостоятельной работы разного уровня сложности; работой с новым содержанием учебного предмета; использованием информационных источников (дополнительная литература, Интернет-ресурсы, ИКТ технологии); системой контрольных ориентиров (задания типа «Проверь себя»); методическими указаниями для организации самостоятельной деятельности обучающихся.
Тема 1.2. Современные социально-воспитательные технологии.

  1. Технология реабилитации детей с нарушениями социальных связей и отношений.

Особую группу детей с проблемами составляют дети, утратившие социальные связи с семьёй и школой, оставшиеся без попечения, постоянного места жительства и средств к существованию, подвергшиеся физическому или психическому насилию.

Отчуждение происходит постепенно под влиянием всех дезадаптирующих факторов, среди которых главную роль играет нарушение прав ребёнка в психологическом, педагогическом и социальном аспекте: обстановка в семье и школьном сообществе, влияние асоциальных и криминогенных групп. Для детей, утративших связи с первичными социальными группами, характерна глубокая деформация и искажённые ценности нормативной сферы, асоциальное поведение и противоправные действия (бродяжничество, наркомания, пьянство, вымогательство, воровство). Они, как правило, профессионально не ориентированы, негативно относятся к труду и имеют установку на паразитическое существование, противоправное поведение.