Файл: Правовой режим понятие, подходы, виды, значение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 606

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

Академия права и управления

Псковский филиал

(Псковский филиал Академии ФСИН России)


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория государства и права»

на тему: «Правовой режим: понятие, подходы, виды, значение»
Студент Карбовская Алина Олеговна

Курс 1 Учебная группа № 511-11

Место жительства

г. Псков, ул. Ипподромная, д.129 кв.47

Телефон 89113626687

Преподаватель: Пилявец Юрий Григорьевич

Регистрационный номер ____________

от «___» ____________________ 2022г.
Псков 2022
Оглавление
Введение________________________________________________________

Глава 1. Сущность понятия, структура и функции правового режима_____

    1. . Понятие правовых режимов_______________________________

    2. . Структура и функции правового режима ____________________

Вывод по первой главе__________________________________________

Глава 2. Классификация и принципы правовых режимов______________

2.1. Основные принципы правовых режимов__________________

2.2. Виды правовых режимов________________________________

Вывод по второй главе__________________________________________

Заключение__________________________________________________

Список используемой литературы________________________________

Введение
Актуальность темы исследования. В силу исторических причин в Российской Федерации гражданское общество и демократическое государство, его органы, в том числе органы внутренних дел, формируются практически одновременно, государство создает стартовые условия для развития институтов гражданского общества, осуществляет поиск наиболее оптимальных форм функционирования органов государственной власти, что, в свою очередь, не может не сказываться на правовой сфере, требующей изменения самого качества регулирования, создания правового режима, способного в соответствии с законом упорядочивать возникающие общественные отношения. Один из наиболее сложных и вместе с тем наименее исследованных элементов этой сферы - правовой режим.

Как справедливо отмечается в юридической литературе, в сложившихся условиях требуются обновленные правовые режимы, отвечающие духу времени, связанные с появлением новых государственных состояний, субъектов и объектов права, переориентаций на другие, более совершенные и свободные, методы правового регулирования, со сменой приоритетов в системе юридических средств и ценностей. Правовые режимы обеспечивают устойчивое нормативное регулирование общественных отношений, содействуют оптимальному использованию конкретных объектов, что особенно важно в период экономических, политических и социальных преобразований. Правовой режим олицетворяет функциональную характеристику права - определенный порядок правового регулирования, воплощаемый в комплексе правовых средств, с помощью которых и достигаются его цели.


Категория «режим» весьма богата по своему содержанию и употребляется в самых разных смыслах слова и контекстах. В переводе с французского она означает: 1) государственный строй, совокупность средств, методов, способов осуществления власти; 2) строго установленный распорядок жизни (труда, отдыха, питания, лечения, сна); 3) систему обязательных правил, требований, норм, принципов, установленных для какого-либо вида деятельности; 4) определенное состояние, положение, статус кого-либо или чего-либо (отсюда выражение «режимное производство»).

Надо сказать, что понятие «правовой режим» весьма богато по содержанию и употребляется в различных смыслах и контекстах. В то же время общим является то, что оно олицетворяет функциональную характеристику права - определенный порядок правового регулирования, воплощаемый в комплексе правовых средств, с помощью которых достигаются цели правового регулирования.

Научный интерес к изучению проблематики правовых режимов объясняется следующими причинами.

С одной стороны, правой режим - многозначное, межотраслевое и междисциплинарное понятие, правомерно используемое в различных областях научного знания, которое прочно вошло в юридическую терминологию и практику, в общественно-политический лексикон для обозначения различных правовых состояний в ряде отраслей права (административном, земельном, экологическом и др.).

С другой стороны, правовой режим остается одним из наименее изученных и наиболее сложных в правоведении, представляя обширное поле для научных дискуссий об универсальном понятии, сущности, предназначении и характере правовых режимов.

Отметим такую характерную деталь: рассматриваемый правовой феномен подвергался более или менее глубокому анализу уже давно, однако предельно четкого представления о такой важной общетеоретической категории, как «правовой режим», так и не было получено.

Думается, что условно можно выделить три причины подобной ситуации.

Во-первых, в юридической литературе нет единства мнений в отношении, прежде всего, сущности правовых режимов, в этом вопросе наблюдаются разночтения и дискуссионность.

Во-вторых, данная категория сравнительно недавно стала широко использоваться в различных отраслях права за пределами рамок административного управления и ведомственного нормотворчества.

И, как следствие, в-третьих, термин «правовой режим» относительно свободно и, полагаем, часто неоправданно используется законодателем в различных нормативно-правовых актах.



Таким образом, несмотря на многообразие значений категории «правовой режим», в юридической литературе она пока не получила полного освещения и в основном используется в различных отраслях права применительно к характеристике объектов правового регулирования; нет пока и четкого представления о сущности правового режима.

Объектом исследования являются особенности сфер жизнедеятельности общества, требующие для себя особый специфический механизм правовой регуляции.

Предметом исследования выступает научное наследие, действующее законодательство, правоприменительная практика.

Целью данной работы является раскрытие сущность правовых режимов.

Задачи:

- определить понятие правовых режимов;
- выявить структура и функции правового режима;
- рассмотреть основные принципы правовых режимов;
- проанализировать виды правовых режимов.

Глава 1. Сущность понятия, структура и функции правового режима.

    1. Понятие правовых режимов.

Анализ оперирования понятием «правовой режим» в публикациях ученых-юристов последнего десятилетия, в том числе диссертационного и монографического характера, показывает, что данный термин несет как самостоятельную познавательную нагрузку, обоснованно используется для характеристики правового регулирования, так и употребляется к месту и не к месту, выступает своего рода украшением, тогда как вкладываемое в него содержание вполне укладывается в рамки традиционных категорий способов, методов, типов и иных характеристик правового регулирования.

Можно считать относительно устоявшимся в отечественном правоведении понимание правового режима как особого порядка правового регулирования конкретной области общественных отношений, состоящего из совокупности юридических средств и отличающегося определенным их сочетанием.

Представляется, что такая трактовка понятия «правовой режим» (которую можно условно обозначить «нормативной») отражает правовую жизнь только в нормативном срезе, показывает отношение нормативно-регулятивных средств (правовых норм, нормативных обобщений) к удовлетворению опосредуемых правом разнообразных интересов субъектов права. Если содержание нормативного регулирования адекватно выражает потребности людей и организаций и правовые процедуры их удовлетворения, правовой режим следует признать благоприятным, в противном случае - неблагоприятным, в той или иной степени.


Нормативная трактовка понятия «правовой режим» оказывается бессильной для объяснения различий реального действия одинаковых наборов нормативно-регулятивных средств, примеров которых в практике предостаточно. В этой связи актуальной представляется разработка категории правового режима как характеристики, отражающей не только нормативно запрограммированную правотворческими органами, но и реальную степень обеспеченности прав и законных интересов субъектов в определенных областях общественных отношений. Сами же по себе юридические средства, приемы, способы, методы выступают в таком подходе к пониманию правового режима в качестве основы, ориентира, системы координат для исследования реального состояния их использования или причин невозможности использования в правовой жизни.

Правовой режим как явление находится не только в сфере возможного, но и в сфере действительного, относится к реальной правовой деятельности, юридической практике, правовой жизни, а как понятие отражает реальное состояние, положение и значение действующих правовых институтов, демонстрируя, как, каким образом государство в лице законодателя и иных правотворческих органов устанавливает баланс интересов участников общественных отношений в различных сферах правовой жизни, определяет приоритеты одних интересов и подчиняет им другие не только в нормах права, но и в их практическом действии. Правовой режим в его реалистическом понимании отражает не только нормативные ограничения или льготы, но и состояние реальной возможности или невозможности пользования правами, что и свидетельствует о благоприятности или не благоприятности правового режима.

Понятие «правовой режим» для правовой жизни схоже с понятием «политический режим» для жизни политической, последнее характеризует динамическую, функциональную сторону государства, то, как оно действует, властвует, какую политическую атмосферу создает в обществе. Правовой режим является функциональной характеристикой права8, отражающей то, как действует право в условиях тех или иных обстоятельств, какой правовой «климат» создает применительно к конкретным общественным отношениям и в то же время придает правовой жизни определенную направленность, задает курс и вектор развития, непосредственно определяя черты и параметры правового регулирования соответствующих общественных отношений. Иными словами, правовой режим отражает, во-первых, реальное состояние правовой практики, во-вторых, приемы, средства, способы, методы, с помощью которых достигается тот или иной результат нормативного воздействия на общественные отношения.


Продолжая аналогию с политическим режимом, следует отметить, что правовые режимы являются определенной «надстройкой», которая устанавливается над уже существующими правовыми институтами. Другими словами, правовой режим характеризует то, как на практике осуществляются нормы права, направленные на регламентацию определенного участка социальной жизни для создания желаемого правового состояния, определения степени обеспеченности прав и законных интересов субъектов права и меры благоприятности всех правовых факторов для их реализации.

Необходима разработка такого понятия правового режима, которая отражала бы его направленность на создание желаемого правового климата, состояния общественных отношений. Это определяет методологическое значение этой категории для познания реального функционирования права как нормативного регулятора на том или ином участке правовой жизни, которое проявляется как минимум в двух функциях категории «правовой режим».

Первая функция заключается в возможности измерения посредством системы индикаторов реальной степени обеспеченности прав и законных интересов субъектов права и меры благоприятности для удовлетворения этих интересов, что позволяет определить общие тенденции развития реальной правовой деятельности, юридической практики. Индикаторы, по которым определяется правовой режим, должны позволять выявить не только формальные особенности правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений, но и объективно существующие, практические условия реализации права, которые могут быть выражены в фактическом содействии или воспрепятствовании реализации прав и законных интересов субъектов права.

Вторая функция категории «правовой режим» видится в том, что, характеризуя реальное состояние обеспеченности прав и законных интересов, удовлетворенности опосредуемых правом интересов субъектов права в различных сферах правовой жизни, понятие «правовой режим» фиксирует, с одной стороны, исходное состояние той или иной сферы правовой жизни как объекта правовой политики, а с другой -- призвано смоделировать ее новое состояние как результат воздействия с помощью тех или иных политико-правовых средств.

Реалистический подход к пониманию правового режима предполагает наличие двух слагаемых в его содержании - «должного» и «сущего», то есть реалистический подход ни в коем случае не отрицает нормативной трактовки понятия правового режима и свойственных ему признаков, отражающих правовой режим как единую конструкцию комплекса правовых средств различного состава и уровня.