Файл: Правовой режим понятие, подходы, виды, значение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 611

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принцип определяющего приоритета в правовом режиме стимулов или ограничений. Данный принцип сочетает в себе два начала. Первый - все разрешено, за исключением того, что прямо запрещено законом. Второй - все запрещено, за исключением того, что прямо разрешено законом. Данные первоначала являются основой (базой) построения того или иного правового режима (основанного на стимулах или ограничениях). Так, первый, например, проявляется в правовом режиме субъектов предпринимательской деятельности, а второй - в режиме государственной службы.

В этой связи В.С. Нерсесянц отмечает следующее: «Логика и механизм правовой регуляции таковы, что для выражения большей меры правовой свободы необходимо в качестве метода, способа, порядка, режима правовой регуляции использовать правовой запрет, а для выражения меньшей меры свободы - правовое дозволение (разрешение)».{9}

Это общий «закон» правового регулирования, для установления же правового режима необходимо определенное сочетание в нем стимулов и ограничений с определяющим приоритетом либо первых, либо последних.

Принцип законности является конституционным, он закреплен в ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Подзаконные акты в свою очередь не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, издаваться в пределах полномочий и компетенции соответствующих органов и должностных лиц, в установленном законом порядке и в определенной форме.

________________________________

{9} Нерсесянц В.С. Философия права. - М., 2000. - С. 238

Применительно к правовому режиму законность, с нашей точки зрения, имеет в определенной степени двойственный характер. С одной стороны, все субъекты права в рамках правового режима для удовлетворения своих (чужих) интересов обязаны строго и неуклонно соблюдать требования закона. С другой стороны, соблюдение правового режима, например, в правоприменительном процессе, обеспечивает предусмотренную законом порядок, процедуру и законный конечный результат по делу, то есть саму законность. В этом и заключается диалектическая взаимосвязь между законностью и правовым режимом, выражается их взаимодействие и взаимообусловленность. Здесь важно отметить, что в условиях необходимости обеспечения строгого режима законности повышение качества право применения обусловлено прежде всего совершенствованием юридических гарантий эффективного применения права, важнейшей из которых является правовой режим.


В рамках обеспечения законности необходимо соблюдение ее принципов как исходных начал в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения субъектов по поводу необходимости соблюдения законов. В целом же законность правового режима - понятие системное, включающее как действия должностных лиц уполномоченных органов в определенном законом правовом режиме, так и действия всех других лиц, вовлеченных в сферу режимного регулирования.

Принцип юридического равенства находит свое воплощение в ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

Принцип равенства граждан перед законом и судом предполагает осуществление правосудия в соответствии с единым, одинаковым для всех законодательством. При этом имеется в виду законодательство не только материальное, но и процессуальное. Любой гражданин, любое юридическое лицо вправе защищать свои права в суде без каких-либо ограничений в порядке, установленном законом. Кроме того, каждое физическое и юридическое лицо обязано соблюдать закон, и никто не может быть освобожден от этой обязанности, даже судом.

Таким образом, принцип юридического равенства в рамках правовых режимов находит свое воплощение в равном юридическом статусе участников материальных и процессуальных правоотношений.

Принцип сочетания убеждения и принуждения характеризует способ воздействия на общественные отношения с целью их урегулирования. Он распространяется на все правовые режимы в целом, действует во всех отраслях.

Как известно, метод убеждения является главным, основывается на доброй воле субъекта правоотношения. К этому методу относится правовоспитательная работа (ознакомление населения с нормами права). Он позволяет достичь результата без применения насилия. В случае, когда положительного результата мерами убеждения достичь нельзя, необходимо применять иной способ воздействия, именуемый принуждением. Применение принуждения допускается в процессуальной форме, установленной законом (например, арест, наказание и т. д.).



Принцип социальной справедливости является общим принципом права и имеет морально-правовое содержание. Справедливость как добро и зло, хорошее и плохое, наполняется конкретикой в зависимости от условий жизни, духовных и иных потребностей различных социальных групп и обществ на соответствующих этапах их развития.

По моему мнению, его конкретное воплощение в правовых режимах может и должно выражаться в беспристрастности при решении споров о праве, обоснованности выводов фактическими обстоятельствами дела, равенстве всех перед законом, соразмерности преступления и наказания, соответствии между целями законодателя и средствами, избираемыми для их достижения.

Так, закон предусматривает возможность в каждом конкретном случае индивидуализацию ответственности. Например, согласно ч. 3 ст. 60 УК РФ, «при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи». Необходимо также отметить, что несправедливость назначенного наказания - это основание для отмены или изменения приговора суда первой инстанции (п. 4 ч. 1 ст. 369 УПК РФ).

Кроме того, в рамках режимного регулирования принцип социальной справедливости выражается в установлении в рамках общих правовых режимов для всех субъектов права особых стимулирующих (льготных) правовых режимов для ряда участников правоотношений.

Единство прав и обязанностей. Субъективное право и юридическая обязанность отражают две грани одного явления - права, поэтому они не могут существовать в отрыве друг от друга. Право одного лица всегда корреспондирует с обязанностью другого. С другой стороны, существование обязанности имеет смысл только тогда, когда у кого-то есть соответствующее право требовать ее исполнения.

Принцип единства прав и обязанностей в правовых режимах закреплен практически во всех отраслях права. Например, в гражданском праве правовой режим договора розничной купли-продажи предусматривает следующие права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества: «Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; со размерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара» (ст. 503 ГК РФ). Соответственно, продавец обязан данные требования удовлетворить, то есть права покупателя корреспондируют правам обязанностям продавца.


Принцип ответственности за вину, хотя прямо и не изложен в Основном Законе, вытекает из нормы ч. 1 ст. 49 Конституции Российской Федерации, подразумевается в ней: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Таким образом, наличие вины является непременным условием привлечения правонарушителя к юридической ответственности.

Применительно к правовым режимам данный принцип сформулирован, например, в Уголовном Кодексе Российской Федерации в ч. 1 ст. 5 (правовой режим привлечения к уголовной ответственности): «Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина».

Таким образом, в рамках режимного регулирования правовые принципы дают возможность упорядочить деятельность субъектов права, привести ее в целостную систему с четко определенными нормативными параметрами, последовательной программной направленностью, а также процедурным (процессуальным) порядком ее осуществления.

2.2. Виды правовых режимов.

Правовые режимы можно классифицировать по различным основаниям, в качестве которых могут выступать предмет правового регулирования, содержание деятельности, субъекты, в отношении которых устанавливается правовой режим, сферы распространения, продолжительность действия и другие. Профессор С.С. Алексеев разделял правовые режимы на «общедозволительные и разрешительные», указывал на жесткие и льготные правовые режимы, о которых ученый писал: «…правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности. Именно поэтому при рассмотрении правовых вопросов мы обычно говорим, например, о жестких или льготных правовых режимах».{10}

Рассмотрев стимулирующие и ограничивающие режимы, ученые дифференцировали их на подвиды: «В свою очередь, правовые режимы стимулирования и правовые режимы ограничения могут подразделяться в зависимости от того, какие стимулы и ограничения в них преобладают. Среди первых можно выделить дозволительный, рекомендательный, льготный и т.п.


__________________________________________

{10} Алексеев, С.С. Восхождение к праву. Поиски ирешения. – М.: Изд-во НОРМА, 2001. С. 336.

Режимы, в которых доминируют соответственно дозволения, рекомендации, льготы. Среди вторых - обязывающий, запрещающий, наказывающий и пр.». В качестве примера режима, который складывается из системы поощрений, преференций, льгот и дозволений, можно назвать режим осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны, который установлен федеральным законом от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»{11}. В статье 2 говорится, что «Особая экономическая зона в Калининградской области (далее - Особая экономическая зона) - территория Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности». Такой режим в границах особой экономической зоны позволяет применять различные виды льгот, которые отсутствуют у хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на остальной территории страны. Тем не менее, данный режим включает и определенные ограничения. В целом установленный законодательством режим осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны позволяет достигнуть баланса интересов государства и хозяйствующих субъектов.

_____________________________________

{11} СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 280.

В научном знании существует и традиционная классификация видов правовых режимов по отраслевой принадлежности: выделяют административно-правовые, гражданско-правовые и другие режимы. Отрасли права «обеспечивают специфические юридические режимы правового регулирования», под которыми профессор С.С. Алексеев понимал «особую, целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм». В этой связи профессор С.С. Алексеев писал: «Отраслевой режим - явление сложное по своему строению. Наиболее существенные его черты могут быть охарактеризованы при помощи двух основных компонентов