Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 609
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Все изложенное открывает одну из плодотворных перспектив развития отечественной юридической науки, призванную поставить ее на более действенную службу практики для решения крупных проблем социальной действительности - оптимизации правового регулирования, настроя российской правовой системы на социально плодотворную работу.
___________________________________
{6} Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения // Алексеев С.С. Собр. соч. Т. 6. С. 264.
Проблема своевременного и качественного совершенствования правовых средств, оптимального их сочетания в механизмах правового регулирования и правовых режимах становится все более актуальной, научно и практически значимой.
Между тем, как свидетельствуют ученые, категория «правовые средства» до сих пор еще обстоятельно не изучена, употребляется в юридической литературе зачастую произвольно, как сама собой разумеющаяся; под ней понимаются разные правовые явления без определенных смысловых границ, без четкой связи с категориями «цель» и «результат».
В теории права под юридическими средствами понимают «институционные явления правовой действительности, воплощающие регулятивную силу права, его энергию, которым принадлежит роль ее активных центров».
В самом общем виде это все юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных целей (нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, запреты, льготы, поощрения, наказания и т.д.). Несмотря на всю их различность, выделяют следующие общие признаки: в обобщенном виде выражают юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижение поставленных целей; отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права; сочетаясь определенным образом, выступают основными работающими частями (элементами) действия права, механизма правового регулирования, правовых режимов; приводят к юридическим последствиям, той или иной степени эффективности правового регулирования; обеспечиваются государством.
В общем наборе правовых средств принято различать следующие основные уровни:
Уровень основных элементов механизма правового регулирования в целом (юридические нормы, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты).
Уровень целостных правовых режимов, направленных на реализацию специальных задач в процессе правового регулирования и состоящих из блока правовых средств, обеспечивающих льготный или ограничительный порядок в регулировании.
Уровень операционального юридического инструментария, используемого в оперативной деятельности юридических органов, должностных лиц, граждан, к которым относятся жалоба, иск, штраф и т.д. Данный блок носит вспомогательный характер и формируется на основе анализа деятельности субъектов режима и учета основных операциональных средств, которые в данном правовом режиме задействованы.
Исходя из деления правовых средств по субстанциональным уровням, в рамках правового режима можно выделить те же три группы структурных элементов, которые группируются не в единой плоскости. Каждая группа представляет собой исчерпывающий набор правовых средств, составляющих правовой режим, и выбор определенной группы зависит от того, под каким углом рассматривается правовой режим: если за основу берется функциональная сторона существования правового режима, система разрешения им соответствующих задач, то его структура складывается из элементов механизма правового регулирования; если мы рассматриваем сущностный аспект, то основу правового режима будут составлять элементы, характеризующие его по степени благоприятности для субъекта.
Подобно характеристике внутреннего устройства системы, анализ ее функционирования, то есть «динамики», предполагает использование понятия функций.
Опираясь на предложенное в философской литературе понимание функций как избирательного воздействия структуры объекта на определенные стороны внешней среды, можно определить исходные методологические позиции исследования сущности функций правовых режимов.
Функции правовых режимов напрямую связаны с функциями правового регулирования в целом, поэтому согласно общему подходу выделяется две основные группы функций правового режима:
- общесоциальные (культурно-историческая, воспитательная, контрольная и информационная);
- собственно-юридические (регулятивная и охранительная).
Кроме того, правовым режимам присущи и некоторые специфические функции, характеризующие их как самостоятельные явления социально-правовой действительности, а именно: мотивационная, коммуникативная, оценивающая, гарантирующая, распределительная и воспитательная.
В рамках «конструирования» понятия правового режима нас, прежде всего, интересуют следующие моменты воздействия правового режима на объекты (в широком смысле) регулирования:
- обеспечение устойчивого нормативного регулирования группы общественных отношений: при установлении определенного правового режима изначально определяется статус интересующего объекта (субъекта), создаются условия его функционирования, готовится база развития устанавливаемых отношений, обеспечивается применение санкций заповедение, выходящее за рамки предоставленных полномочий;
- определение объекта, в отношении которого устанавливается режим: субъекты права (правоотношений) получают непосредственное представление об интересующем их предмете;
- создание условий для удовлетворения интересов субъекта права путем предоставления гарантий в том, что контрагент не будет нарушать его права под угрозой применения санкций. В правовом режиме могут быть отражены и интересы государства, когда оно ставит субъектов правоотношений в ограниченные рамки, и интересы личности, хозяйствующего субъекта, - в этом случае государство, наоборот, стремится устранить препятствия, встречающиеся на пути реализации индивидом своих интересов.
Выводы по первой главе
Суммируя сказанное, мы сформулировали следующее определение: Правовой режим есть совокупность определенных структур власти, которые функционируют в общих (структурных и временных) рамках политической системы общества и преследуют цели ее стабилизации, опираясь в этом на сложившиеся (или же складывающиеся) социальные интересы и используя специфические методы. Режим, таким образом, это своего рода жизнь, "дыхание" политической системы, ее упорядоченная динамика.
Глава 2. Классификация и принципы правовых режимов.
2.1. Основные принципы правовых режимов.
Как представляется, приоритет при характеристике правового режима должен быть отдан принципам как исходным, определяющим идеям, положениям, установкам, которые «составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права». Выступая общеобязательным требованием, они выполняют соответствующую регулятивную функцию и непосредственно воздействуют на общественные отношения.
Общеизвестно, что правовой режим отражает в концентрированном виде функциональную сторону системы правового регулирования, являясь особым порядком последнего, выраженном в комплексе правовых средств. Следовательно, для системы принципов правового режима характерны те же общие закономерности, что и для принципов права (правового регулирования) в целом, особенности же режимных принципов будут нами названы далее.
По справедливому замечанию Н.И. Матузова, принципы государственно-правовых явлений «вопрос не «проходной» и не второстепенный, а сущностный, ключевой, теоретически значимый, позволяющий раскрывать подлинное «кредо» изучаемых объектов», что подтверждают многочисленные исследования данного вопроса в юридической науке. {7}
Безусловно, как и всякое другое правовое явление, правовой режим выстраивается и реализуется на основе определенных принципов. В этой связи Н.Н. Вопленко отмечает, что режим имеет сложный состав, объединяющий принципы процессуальной деятельности, способы осуществления и гарантии ее обеспечения. Оговоримся, что ученый имеет в виду процессуальный режим, который является видовым по отношению к режиму правовому, а, значит, данное утверждение в полной мере относится и к предмету настоящего исследования. {8}
Понятие принципа реципировано из римского законодательства (от лат. principium - закон, основа, первоначало). Толковый словарь русского языка В. И. Даля определяет принцип как научное или нравственное начало, основание, правило, основа, от которого не отступают. В Философском энциклопедическом словаре оценочное понятие «принцип» понимается в двух смыслах - субъективном (как основное положение, предпосылка) и объективном (как исходный пункт).
В юридической литературе принципы права определяются как особые разновидности правовых норм (нормы-принципы); определенные основополагающие черты содержания права, общие и необходимые его особенности; руководящие идеи, определяющие общую направленность и существенные черты содержания правового регулирования; мера справедливости в праве; информационное отражение в праве основных связей, реально существующих в правовой системе.
В юридической науке в систему принципов процессуального режима включаются: а) конституционные принципы: законность; гласность; правовое равенство; презумпция невиновности (в отдельных процессах); б) общепроцессуальные принципы: объективность; профессионализм; истинность результатов; процессуальная экономия; независимость; в) специализированные принципы: неотвратимость юридической ответственности; недопустимость поворота к худшему и некоторые другие.
_____________________________________________
{7}Матузов Н.И. Принципы права как объект научного исследования // Принципы российского права: общетеоретический и отраслевой аспекты / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов: СГАП, 2010. С. 12.
{8} Вопленко Н.Н. Социалистическая законность и применение права. Саратов, 1983. С. 68-69.
С такой позицией я согласна и можно ее использовать настолько, насколько оно применимо к режиму правовому. С моей точки зрения, понятие принципов правового режима должна отражать как принадлежность последнего к праву (важнейший элемент системы правового регулирования), так и отражать «режимную» сущность данной категории - конкретную степень благоприятности (неблагоприятности) для субъектов права для достижения своих целей в рамках режимного регулирования.
Таким образом, принципы правового режима можно определить как исходные определяющие идеи, положения, установления, создающие определенный порядок для субъектов права (благоприятности или не благоприятности) в целях удовлетворения своих интересов.
Что касается системы принципов правового режима, то в нее, полагаем, следует включить следующие: а) общие принципы правового режима - это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты правовых режимов в целом, их содержание и особенности, распространяются на все отрасли права в независимости от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений; часть общих принципов (законность, равноправие граждан) закреплено в Конституции РФ; б) специализированные принципы правового режима (межотраслевые, отраслевые и институциональные).
К общим принципам правового режима следует отнести принцип определяющего приоритета в правовом режиме стимулов или ограничений, принцип законности, принцип юридического равенства, принцип сочетания убеждения и принуждения, принцип социальной справедливости, единство прав и обязанностей, принцип ответственности за вину.
Кратко охарактеризуем общие принципы правового режима и рассмотрим их отражение в специализированных правовых режимах.