Файл: Правовой режим понятие, подходы, виды, значение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 607

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Так, в юридической науке справедливо отмечается, что правовые режимы устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством, его принудительной силой, имеют целью специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений.

С.С. Алексеев отмечал, что «правовой режим выражает неразрывную связь правовой формы и содержания регулируемых правовых отношений. Благодаря этой характерной черте, правовые режимы позволяют видеть глубокое социальное содержание права и решать социальные задачи в неразрывной связи с содержанием регулируемых отношений». {1}
___________________________________________

{1} Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве // Собр. соч. Т. 2. С. 382.

В литературе особое внимание обращено на комплексную структуру правового режима, соединяющую в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств различного состава и уровня (простые и комплексные) и характеризующую особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, позитивных обязываний.

Г.С. Беляева, указывая на системный характер правового режима как явления, отмечает, что «правовой режим, как инструмент в системе правового регулирования, одновременно и сам является системным образованием, состоящий из подсистем, характеризующихся целостностью, целесообразностью, логичностью, сочетаемостью. Правовой режим - это упорядоченная совокупность (система) правовых средств. В рамках этой системы правовые средства сочетаются строго определенным образом, тесно взаимосвязаны и действуют комплексно, создают определенную атмосферу правового регулирования - степень благоприятности (не благоприятности) для удовлетворения интересов субъектов права». {2}

И.С. Барзилова подчеркивает особую роль правовых режимов в плане установления правового статуса субъектов, их субъективных прав и юридических обязанностей, определения порядка взаимоотношений между ними, предусматривающего соответствующие юридические процедуры. {3}
_____________________________________

{2} Беляева Г.С. Правовой режим: общетеоретическое исследование: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Курск, 2013.С. 14.

{3}Барзилова И.С. Теоретико-отраслевые основания исследования понятия правового режима // Правовые режимы: общетеоретический и отраслевые аспекты: монография / под ред. А.В. Малько, И.С. Барзиловой. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 23.

Однако реалистический подход к пониманию правовых режимов делает акцент на том, что правовой режим - это не только система правовых средств-установлений, закрепленных в формальных источниках права и находящихся в сфере должного, а прежде всего - отражение действительного состояния, положения и значения этих нормативно установленных комплексов правовых средств, их реального действия, использования или неиспользования в той или иной степени в правовой деятельности субъектов права.

Поэтому характеристик правовых режимов, которые даются с позиций их нормативного понимания, оказывается недостаточно. Рассматривая правовой режим в реалистическом понимании, можно выделить как минимум следующие его особенности. Во-первых, правовой режим отражает, как на практике действуют нормативно-регулятивные средства, направленные на регламентацию определенного участка правовой жизни. Иными словами, реалистический подход к пониманию правовых режимов не ограничивается констатацией того, что нормативно-регулятивные средства приобретают значение универсальных юридических инструментов правовой политики, посредством которых становится возможным достижение некоторых правовых целей, предопределяется общая специфика правового режима и действия правового регулирования того или иного участка правовой жизни. При всей значимости для познания закономерностей правовой жизни анализ нормативных правовых актов и иных формальных источников права позволяет определить лишь наличие или отсутствие предоставленных государством (или сконструированных самими субъектами права в пределах их правотворческих полномочий) наборов правовых средств, характер направленности правового регулирования в зависимости от того, какие средства доминируют в структуре правового режима, а следовательно, и степень жесткости юридического регулирования, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности. Такой анализ - необходимое, но недостаточное условие для познания правовых режимов.

Полнота «картины» будет достигнута только тогда, когда будет установлен результат воздействия соответствующих нормативно-регулятивных средств на те или иные общественные отношения. {4}

Во-вторых, правовой режим является не только нормативной, но и юридико-фактической характеристикой правореализационного процесса

, в котором нормы права претворяются в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений. Реализация права как понятие, отражающее «процесс результативного воздействия права на общественные отношения» {5}, показывает действительное состояние доступности осуществления той или иной нормативной возможности субъектами права, что и свидетельствует о благоприятности или не благоприятности правового режима.

_______________________________________

{4} Понятия «продукт», «продуцирование» не являются широко распространенными в юриспруденции, которая оперирует в основном понятием «результат». Однако «продукт» (процесс его получения — «продуцирование») не сводим к

ее результату, поскольку «может быть выражением адекватного достижения цели, ее невыполнения, недовыполнения либо перевыполнения» (Образцов В.А. Криминалистика:

парные категории. М.: Юрлитинформ, 2007. С. 31).

{5} Ромашов Р.А. Теория государства и права: краткий курс. СПб.: Питер, 2010. С. 157

В-третьих, степень благоприятности или не благоприятности правового режима устанавливается главным образом в отношении реализации правовых возможностей теми или иными субъектами права, то есть прав и законных интересов. Иногда характеристика правовых режимов ведется применительно к определенным объектам, но «режим объекта» - это лишь сокращенное словесное обозначение порядка регулирования, выраженного в характере и объеме прав по отношению к объекту (тем или иным природным объектам, видам государственного имущества, земле и т.д.). Центральным элементом правового режима выступают не комплексы нормативно-регулятивных средств, а в первую очередь - характеристики процесса реализации прав и законных интересов с точки зрения особенностей их использования: простоты (сложности), доступности (недоступности), массовости (единичности) и т.д.

Поскольку реалистическое понимание правового режима нуждается в серьезной теоретико-правовой разработке, в качестве основных направлений его научного исследования могут быть обозначены следующие: - установление связей категории «правовой режим» с другими категориями, обновление видения соотношения правового режима со средствами, способами, методами, типами и иными параметрами правового регулирования, при этом особую роль в раскрытии когнитивного потенциала понятия «правовой режим» играет понятие «правовая жизнь» (отражающее область действительного (сущего), где правовые режимы функционируют); - особое внимание должно уделяться правовому режиму в первую очередь как познавательному средству, способному охарактеризовать реальное состояние правовой жизни в сравнении с состояниями аналогичных сегментов правовой жизни в других регионах, других государствах (сравнительно-правовой аспект), в этом случае категория «правовой режим» способна быть эффективным средством совершенствования той или иной области правовой жизни, средством правовой политики; необходимо вести научный поиск критериев (индикаторов, показателей), по которым должны устанавливаться характер правового режима (благоприятный, неблагоприятный) и различаться степени благоприятности (не благоприятности) правовых режимов, что может служить основой для типологий последних.




    1. Структура и функции правового режима.

Правовой режим представляет собой сложную систему взаимосвязанных элементов, поэтому вполне оправданным, с нашей точки зрения, является обращение к структурно-функциональному анализу названного объекта исследования, который позволяет раскрыть природу, сущность, назначение правовых режимов, многообразие и взаимодействие их составляющих.

Как известно, место и роль структуры всякой социальной системы определяется тем, что именно структура является материальным носителем ее внутренней упорядоченности, обусловливает присущую ей целостность и относительную устойчивость. В этом смысле понятие структуры отражает «статику» системы.

Следует подчеркнуть, что правильное понимание и эффективное использование структурного анализа возможно лишь на основе выявления и дифференциации совокупности образующих систему компонентов (компонентного анализа), качественная природа которых, их связи и взаимодействия влияют не только на структуру, но и на другие стороны, свойства и особенности той или иной системы.

В науке к пониманию структуры правового режима в юридической литературе сложились следующие подходы:

- правовой режим отождествляется с механизмом правового регулирования, в результате чего совпадает и их структура;

- правовой режим - это институт права, и его структуру составляет совокупность правовых норм;

- понятие правового режима шире понятия механизма правового регулирования (МПР), поэтому в структуру правового режима помимо элементов МПР входят принципы права, методы правового воздействия и т.д.

Для того, чтобы определиться в собственной точке зрения, целесообразно дать сравнительный анализ правовых режимов и «смежных» общетеоретических категорий.

Заметим в этом плане, что «правовой режим» и «норма», «институт», «отрасль права» различаются по содержанию и объему. Последние три, будучи элементами содержания права, включаются в текст нормативно-правового акта или целой группы актов. Правовой режим, в свою очередь, тоже устанавливается этими актами, но не охватывается ими полностью лишь путем изложения определенного правила поведения. Правовые нормы, естественно составляют основу правового режима в регулируемой режимом ситуации, однако он не сводится к их совокупности.


В соотношении с механизмом правового регулирования правовой режим есть специфический механизм правового регулирования (далее: МПР), направленный на конкретные виды объектов (субъектов), в рамках которого последние действуют. Правовой режим включает в себя несколько правовых блоков, каждый из которых реализуется через МПР. Можно сказать, что правовой режим - это проекция МПР на конкретную социальную ситуацию.

Данные категории не совпадают и по содержанию: помимо элементов МПР (норм права, юридических фактов, актов реализации права, право применения), составляющих механизм реализации правовых режимов, в его содержание входят субъекты, их правовые статусы, объекты, методы взаимосвязи конкретных видов субъектов с объектами, система гарантий, в том числе юридическая ответственность за нарушение режимных требований. Для правового режима имеют важнейшее значение такие условия, как время, пространство, круг лиц, на которые он распространяется; они наполняются конкретным содержанием в соответствии с регулируемыми социальными процессами.

В результате проведенного сравнительного анализа можно констатировать, что правовой режим является разновидностью правового состояния, не сводимого ни к совокупности юридических норм, ни к механизму правового регулирования. Оперируя высказыванием С.С. Алексеева, это именно «укрупненный блок», который соединяет в единую рабочую конструкцию определенный комплекс правовых средств сообразно возникающим целям.

Кроме изложенного, следует сказать, что структура правового режима представляет собой особый набор системы правовых инструментов (средств), который включает правовые средства различного состава и уровня (простые и комплексные): механизм правового регулирования, правовые статусы субъектов права, объекты правового регулирования (существенные характеристики субъектов и объектов права), методы взаимосвязи конкретных видов субъектов с объектами, систему гарантий реализации правового режима (особенно, юридическую ответственность за нарушение режимных требований), правовые принципы, цели, способы и средства правового регулирования.

Тем не менее, правовые средства, входящие в состав различных правовых режимов, имеют ряд общих черт, позволяющих объединить их в одну группу в системе правовых явлений, на которые следует обратить внимание ввиду того, что они являются основными компонентами в структуре категории «правовой режим».

Подчеркнем, что главное научное и практическое прикладное значение правовых средств состоит в том, что они характеризуют активно-действенный, функциональный аспект правовых явлений. Как справедливо отмечает С.С. Алексеев, «вопрос правовых средств, не столько вопрос обособления в особое подразделение тех или иных элементов правовой действительности, сколько вопрос их особого видения в строго определенном ракурсе - их функционального предназначения, их роли как инструментов оптимального решения социальных задач».{6} Тем самым правовые средства обеспечивают возможность для усиления позитивных факторов регулятивного воздействия права, устраняя препятствия, снижающие эффективность действия права.