Файл: Основные направления бюджетной, налоговой и таможеннотарифной политики на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 259
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ: КАКИЕ
ИЗМЕНЕНИЯ ВСТУПЯТ В СИЛУ 1
МАРТА 2023 ГОДА
РАЗМЕР СОЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ
ВЫЧЕТОВ МОЖЕТ БЫТЬ ПОВЫШЕН С
2024 ГОДА
Обзор документа
Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов
таможенно-тарифной
Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов разработаны в соответствии со таможенно-тарифной статьей 165 Бюджетного кодекса РФ с учетом итогов реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период до 2022-2024 годов. При подготовке таможенно-тарифной
Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики были учтены положения Указов Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О
таможенно-тарифной национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития РФ на период до
2030 года», Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 21 апреля 2021 года, Единого плана по достижению национальных целей развития РФ на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, перечня инициатив в сфере социально-экономического развития, планов первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления.
Целью Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта таможенно-тарифной федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы РФ на 2023-2025 годы.
1. Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2021-2022
Реализация бюджетной политики в 2021 и 2022 годах происходила в принципиально разных условиях.
В 2021 году завершался переходный период нормализации бюджетной политики после контрциклического смягчения в период пандемии: по мере восстановления деловой активности и повышения устойчивости социально-экономической системы к эпидемиологическим шокам антиковидные программы завершались, а акцент смещался на средне-долгосрочные задачи содействия достижению национальных целей развития страны. Первичный структурный дефицит (при базовой иене на нефть, без умета расходов на обслуживание госдолга) оставался на повышенном уровне -1.2% ВВП, но был более чем вдвое ниже значения 2020 года.
При исполнении бюджета дополнительные финансовые ресурсы направлялись на мероприятия и программы, позволяющие ускорить достижение национальных целей развития. В частности, импульс придали мероприятия Послания Президента Федеральному Собранию 2021 года, а также проекты, сформированные в рамках стратегических инициатив Правительства.
Такой подход, прежде всего, был направлен на реализацию ключевой задачи бюджетной политики - повышение благосостояния и улучшение качества жизни граждан посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития.
В 2022 году условия реализации экономической политики принципиально изменились в связи с обострением геополитических противоречий. Введение беспрецедентных экономических и финансовых санкций западными странами было направлено, с одной стороны, на дестабилизацию финансовой системы, а с другой стороны, на нанесение ущерба экономическому потенциалу страны вследствие разрыва устоявшихся хозяйственных связей.
В связи с этим экономическая политика в этот период в первую очередь ориентирована на (1) обеспечение финансовой и ценовой стабилизации при поддержке доходов уязвимых категорий граждан и (2) содействие скорейшей адаптации (в т.ч. перестройке хозяйственных связей) с минимальными потерями для потенциала развития и сохранением рабочих мест. В части бюджетной политики это предполагает:
1. Обеспечение финансовой устойчивости.
Этому способствовали заблаговременно созданные в предшествующие годы институты ответственной макроэкономической политики - «бюджетные правила»,
обеспечивающие устойчивость государственных финансов, сбалансированная денежно-кредитная политика.
Важную роль также сыграли заблаговременное укрепление суверенной финансовой инфраструктуры (НСПК, СПФС, расчеты в нацвалютах) и стабилизационные мероприятия (временное повышение % ставок, контроль за потоками капитала, насыщение ликвидностью и капиталом финансовой системы и др.).
Обеспечение финансовой и ценовой стабилизации в результате создали условия для проведения эффективной контрциклической бюджетной политики - даже в условиях беспрецедентного внешнего давления.
2. Обеспечение контрциклической направленности бюджетной политики в целях минимизации влияния вынужденной перестройки
хозяйственных связей на средне- (долго)срочный потенциал экономики.
- Дополнительные расходы на финансирование антикризисных программ, наряду со встроенными контрциклическими механизмами обеспечивают соразмерность бюджетного импульса масштабам шока.
Совокупный фискальный импульс ожидается в размере более 8 трлн рублей.
- Фокус программ поддержки на предоставлении доступных финансовых ресурсов, содействии обеспечению импортным оборудованием и комплектующими, поддержке базовых отраслей промышленности и наиболее уязвимых категорий граждан, наряду с их своевременностью повышает действенность бюджетного импульса.
Это позволяет избежать стрессового развития ситуации на рынке труда, обеспечить условия для перестройки хозяйственных связей с минимальными потерями для потенциала развития страны.
Далее в разделе представлены основные итоги реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2021-2022 годах по отдельным целям и таможенно-тарифной направлениям.
1.1. Содействие адаптации экономики
Ключевая особенность последствий санкционного давления западных стран - резкий разрыв устоявшихся хозяйственных связей. Структурная подстройка экономики к такого рода шоку неизбежно сопровождается:
- структурной подстройкой относительных цен вследствие удорожания цепочек поставок (особенно в период их перестройки);
- некоторым сокращением производственных возможностей вследствие глубины интеграционных связей в отдельных капиталоемких отраслях промышленности.
Программы финансовой поддержки
В сложившихся условиях ключевыми задачами экономической политики стали:
- финансовая и ценовая стабилизация (в т.ч. предотвращение инфляционной спирали) при поддержке доходов уязвимых категорий граждан;
- содействие перестройке хозяйственных связей с минимальными потерями потенциала развития и сохранением рабочих мест.
Продукты и услуги
Информационно-правовое обеспечение
ПРАЙМ
Документы ленты ПРАЙМ
Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и таможенно-тарифной плановый период 2024 и 2025 годов
28 октября 2022
Соответственно, программы поддержки ориентированы в первую очередь на решении этих задач с акцентом на следующих направлениях:
1. обеспечение доступных финансовых ресурсов и оборотного капитала;
2. содействие обеспечению импортным оборудованием и комплектующими;
3. поддержка базовых отраслей промышленности и технологического сектора;
4. сохранение занятости и рабочих мест;
5. поддержка доходов наиболее уязвимых граждан.
Адаптация к перестройке хозяйственных связей и смягчение ее последствий
В целом программы поддержки оказывают действенный и своевременный стимул:
- Обеспечена финансовая и ценовая стабилизация. Контроль за потоками капитала, временное повышение процентных ставок, адаптация регуляторных требований и пополнение капитальной базы банков за счет сохранения прибыли (отказа от дивидендов), наряду с другими мерами, позволили укрепить платежный баланс,
стабилизировать ресурсную базу и обеспечить бесперебойную работу финансовых организаций.
Нормализация инфляционной динамики после единовременного всплеска в марте-апреле позволяет рассчитывать на снижение рисков раскручивания инфляционной спирали. Ценовая стабилизация, которой в том числе содействовала стабилизация на финансовых рынках и укрепление курса рубля, положительно влияет на
процентные ставки в экономике. Долгосрочные ставки по ОФЗ вернулись к значениям начала года, а Банк России ускоренно снизил ключевую ставку, не создавая дополнительных инфляционных рисков - таким образом, смягчаются финансовые условия для компаний реального сектора.
В целом обеспечение финансовой и ценовой стабильности создает необходимую основу для устойчивого развития - даже в условиях внешнего давления. В ее отсутствии проведение эффективной контрциклической экономической политики - как бюджетной, так и денежно-кредитной - было бы невозможным.
Финансовая стабилизация
Ценовая стабилизация
В целом обеспечение финансовой и ценовой стабильности создает необходимую основу для устойчивого развития - даже в условиях внешнего давления. В ее отсутствии проведение эффективной контрциклической экономической политики - как бюджетной, так и денежно-кредитной - было бы невозможным.
Финансовая стабилизация
Ценовая стабилизация
- Сохраняется устойчивость нефинансового сектора. Значимая часть вынужденных потерь добавленной стоимости в наиболее уязвимых секторах в целом абсорбируется различными программами поддержки, а реструктуризация сроков уплаты налогов и взносов, наряду с расширением доступа к программам льготного финансирования, позволяет избежать массовых проблем с платежной дисциплиной Сжатие производственной активности происходит в меньшей степени, чем предполагает масштаб внешнего шока. Значимое сокращение наблюдается в физических объемах экспорта отдельных товаров (при этом рост мировых цен компенсирует последствия для финансового состояния этих отраслей), в то время как другие индикаторы производственной активности сохраняют относительную стабильность (промышленное производство, выработка э/э и др.).
Ненефтегазовый экспорт
Динамика ненефтегазовой промышленности
- Ситуация на рынке труда остаётся под контролем. Уровень безработицы зафиксировался на уровне 3,9% (май-июль) после 4,4% в начале года, что свидетельствует о текущем отсутствии напряженности в сфере занятости. Опережающие индикаторы - простой, неполный рабочий день, отпуска без содержания - демонстрируют незначительное в историческом контексте ухудшение. Сдержанному влиянию на занятость в том числе способствует предоставление отсрочки по уплате страховых взносов в течение 2-3 кварталов, реализация программ прямой поддержки наиболее уязвимых отраслей и программ проактивной поддержки занятости (переобучение,
временные общественные работы и др.).
Влияние на трудовые доходы граждан также сдержанное: динамика фонда оплаты в номинальном выражении не демонстрирует выраженной тенденции к замедлению.
- Социальные выплаты поддерживают доходы нуждающихся граждан. Внеплановая индексация пенсий и ПМ (на 10%), а также введение новых регулярных пособий нуждающимся семьям с детьми в возрасте 8-17 лет в совокупности увеличат доходы населения более чем на 1,5 трлн рублей (в годовом выражении).
Рост социальных выплат в совокупности со сдержанным влиянием шока на трудовые доходы граждан поддерживают потребительскую активность, что снижает риски глубокого циклического провала.
Динамика уровня безработицы, %
Динамика потребительских расходов
В целом реализация программ поддержки, наряду с другими мерами контрциклической политики, позволяет избежать развития событий по негативному сценарию.
Сокращение экономики может оказаться не таким глубоким, а инфляция не такой высокой по сравнению с первоначальными прогнозами и экспертными оценками.
1.2. Структурная трансформация экономики
Контрциклическая бюджетная политика и стабильная макросреда
Учитывая чрезвычайный масштаб последствий вынужденной перестройки хозяйственных связей, обеспечение соразмерной бюджетной поддержки потребовало выхода за рамки встроенных контрциклических механизмов (см. врезку «Встроенные контрциклические механизмы бюджетной политики»).
- финансовое обеспечение мероприятий Плана первоочередных действий по развитию российской экономики в условиях внешнего санкционного давления составляет около 4,5 трлн рублей;
- с учетом финансирования других приоритетных мероприятий, налоговых послаблений, инвестиций средств ФНБ и других «забалансовых» мер поддержки совокупный фискальный импульс в 2022 году ожидается в размере > 8 трлн рублей.
В отличие от периода пандемии бюджетный стимул преимущественно профинансирован за счет дополнительных нефтегазовых доходов - как текущего года, так и предшествующих лет (ликвидные активы ФНБ):
- с одной стороны, в условиях временного роста инфляции и процентных ставок такой подход содействует скорейшей нормализации процентных ставок и расширению доступности кредитных ресурсов для внебюджетного сектора;
- с другой стороны, приостановка операций по «бюджетным правилам» ускорила стабилизацию на финансовых рынках и помогает смягчить адаптацию в период перестройки хозяйственных связей за счет повышения доступности импорта (через укрепление национальной валюты).
В то же время обратной стороной приостановки «бюджетных правил» и временного использования рентных сверхдоходов в период благоприятной ценовой конъюнктуры стало повышение чувствительности курса к динамике природной ренты. В среднесрочной перспективе это создает угрозу для устойчивости макроэкономических условий и финансовой стабильности.
В этой связи в дальнейшем, в целях обеспечения стабильных и предсказуемых финансовых и экономических условий и купирования симптомов «голландской болезни», планируется вернуться к институту «бюджетных правил».
Встроенные контрциклические механизмы бюджетной политики
В целях эффективной минимизации негативных последствий краткосрочных шоков деловой активности инструментарий бюджетной политики в России содержит ряд дополнительных встроенных контрциклических механизмов.
Только в случае неожиданных шоков чрезвычайного масштаба (супершоки с потерями выпуска/ВВП > 5%) размеров встроенных механизмов контр циклического ответа может быть недостаточно для минимизации риска перманентных потерь потенциала развития.
Структурные меры бюджетной политики
Для содействия достижению национальных целей развития в бюджете 2022-2024 гг. также были предусмотрены структурные изменения бюджетной политики - как в части изменения налогообложения, так и в части изменения структуры и повышения результативности бюджетных расходов:
- Налогообложение ресурсной ренты в отраслях горно-металлургического комплекса. С 2022 года предусмотрена модернизация принципов рентного налогообложения в этих секторах с привязкой к уровню мировых цен на соответствующие сырьевые товары. Такие изменения несколько увеличат долю перераспределяемых через рентное налогообложение доходов сектора ГМК, что будет содействовать некоторому улучшению справедливости распределения природной ренты между недропользователями и гражданами (через бюджет) в этих отраслях.
- Стратегическая концентрация финансовых ресурсов бюджетов публичной власти на достижении национальных целей развития. Бюджет 2022-2024гг. был сформирован с учетом опережающего роста (совокупно рост более чем на 70% к уровню 2020 года) финансирования национальных проектов, мероприятий по реализации Посланий Президента и стратегических инициатив Правительства. В ходе исполнения бюджета на мероприятия и программы, ориентированные на ускорение достижения национальных целей, также направляются дополнительные финансовые ресурсы.
Так, дополнительный импульс достижению национальных целей развития придали мероприятия по расширению выплаты пособий по нуждаемости на семьи с детьми в возрасте 8-17 лет.
Стимулирование экономической и инвестиционной активности
В 2021 году и начале 2022 года был принят ряд изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование экономической и инвестиционной активности
1. Стимулирующие меры в сфере нефтедобычи и нефтегазопереработки:
- налоговый вычет по НДПИ на нефть в Иркутской области в целях поддержки создания в области нефтехимических производств (переработка этана и СУГ) и в Ханты-
Мансийском автономном округе в целях поддержания уровня добычи нефти на месторождениях углеводородного сырья;
дополнительная прибыль получателей льгот (выпадающие доходы бюджета) в период действия 2022-2024 гг. ожидается в размере 150 млрд рублей (с учетом его возврата в 2025-2028 годах в федеральный бюджет)
- расширение периметра применения НДД на месторождениях углеводородного сырья, расположенных в традиционных регионах нефтедобычи (Тюменская область,
ХМАО, ЯНАО, Республика Коми, Томская и Омская области);
- создание равных стимулирующих условий в части пониженной ставки НДПИ при добыче трудноизвлекаемых запасов природного газа из залежей березовской свиты и туронских залежей.
2. Стимулирующие меры в отдельных приоритетных отраслях:
- предоставление отсрочки сроков уплаты страховых взносов за 2 и 3 кварталы 2022 года на 12 месяцев организациям и ИП, осуществляющим отдельные виды экономической деятельности;
- продление срока уплаты налога по УСН за 2021 год и 1кв"22 (авансовый платеж) на 6 месяцев с последующей полугодовой рассрочкой для представителей наиболее пострадавших отраслей экономики;
- снижение ставки по налогу на прибыль организаций сферы информационных технологий и электроники до 3% с ее обнулением для организаций сферы информационных технологий на 2022-2024 гг.;
дополнительная прибыль получателей льгот (выпадающие доходы бюджета) в 2022-2024 гг. ожидается в размере более 10 млрд рублей, общий размер льготы составит порядка 70 млрд. рублей (с учетом ранее введенного снижения ставки до 3%)
- установление пониженных тарифов страховых взносов (7,6%) для организаций в области информационных технологий (с 2021 года) и электроники (на три года по
31.12.2024);
дополнительная прибыль получателей льгот (выпадающие доходы бюджета) в 2022-2025 гг. ожидается в размере порядка 250 млрд рублей
- освобождение от НДС налогоплательщиков, оказывающих услуги общественного питания (при соблюдении определенных требований), и распространение пониженных тарифов страховых взносов, установленных для субъектов МСП (15% в отношении выплат, превышающих в течение месяца величину МРОТ) на плательщиков с численностью работающих свыше 250 человек;
дополнительная прибыль получателей льготы по НДС (выпадающие доходы бюджета) в 2022-2025 гг. ожидается в размере около 165 млрд рублей
- нулевая ставка НДС на 5 лет в отношении услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения;
дополнительная прибыль получателей льгот (выпадающие доходы бюджета) за период их действия (2022-2027 гг.) ожидается в размере более 430 млрд рублей
- установление на пять лет нулевой ставки НДС в отношении услуг по предоставлению объекта туристской индустрии, введенного в эксплуатацию после 1 января 2022
года, в аренду или управление;
- предоставление налогового вычета по НДПИ при добыче железных руд (за исключением окисленных железистых кварцитов) на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Качканарского и Нижнетуринского городских округов Свердловской области, на период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2026
года включительно.
3. Сохранение сбережений населения:
- освобождение от уплаты НДФЛ с доходов по банковским вкладам полученных в 2021-2022 гг., а также материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами полученной в 2022-2023 гг.;
- освобождение от уплаты НДФЛ с доходов от реализации золота (в слитках) полученных в 2022-2023 гг.;
- освобождение от налогообложения НДС операций по реализации банками драгоценных металлов (в слитках) физическим лицам;
- освобождение от налогообложения НДС операций по реализации банками обработанных природных алмазов физическим лицам;
- увеличение предельного возраста детей налогоплательщика до 24 лет в целях возможности предоставления социального налогового вычета в сумме расходов на оплату медицинских услуг и приобретение лекарственных препаратов для детей, обучающихся по очной форме обучения
4. Повышение привлекательности развития бизнеса на отдельных территориях:
- улучшение условий применения пониженных тарифов страховых взносов для резидентов ОЭЗ в Калининградской области;
возможность применения пониженных тарифов страховых взносов (7,6%) продлено с 7 до 10 лет, исключен предельный срок для приобретения права на применение преференции
- совершенствование условий применения пониженных тарифов страховых взносов для резидентов свободного порта Владивосток;
критерий минимальной суммы инвестиций для применения пониженных тарифов страховых взносов (7,6%) снижен с 5 млн до 500 тысяч рублей
- созданы правовые основы механизма оценки эффективности ТОСЭР (созданных до 2022 года, за исключением ТОСЭР ДФО) для целей рассмотрения целесообразности продления (до 31 декабря 2024 года) периода применения резидентами пониженных тарифов страховых взносов (7,6%);
- введение налогового вычета по НДПИ при добыче многокомпонентной комплексной руды, содержащей молибден и медь, на территории Хакасии в объеме расходов на приобретение горнодобывающего оборудования и горной техники по установленному перечню;
- освобождение от налогообложения налогом на прибыль организаций, налогом на имущество организаций, транспортным и земельным налогами, а также пониженными тарифами страховых взносов (7,6%) для организаций, осуществляющих деятельность на территории Курильских островов.
5. Меры по деофшоризации российской экономики:
- расширение возможностей перевода холдинговых компаний в специальные административные районы (САР);
расширение круга компаний, имеющих возможность перевода, оптимизация требований, предъявляемых при переводе и получении статуса международной холдинговой компании, а также разрешение применять к своим доходам пониженные ставки по налогу на прибыль организаций
- уточнение налогового законодательства для обеспечения международного автоматического обмена финансовой информацией;
- внесение изменений в Соглашение с Великим Герцогством Люксембург и денонсация Соглашения с Королевством Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения.
- совершенствование условий применения пониженных тарифов страховых взносов для резидентов свободного порта Владивосток;
критерий минимальной суммы инвестиций для применения пониженных тарифов страховых взносов (7,6%) снижен с 5 млн до 500 тысяч рублей
- созданы правовые основы механизма оценки эффективности ТОСЭР (созданных до 2022 года, за исключением ТОСЭР ДФО) для целей рассмотрения целесообразности продления (до 31 декабря 2024 года) периода применения резидентами пониженных тарифов страховых взносов (7,6%);
- введение налогового вычета по НДПИ при добыче многокомпонентной комплексной руды, содержащей молибден и медь, на территории Хакасии в объеме расходов на приобретение горнодобывающего оборудования и горной техники по установленному перечню;
- освобождение от налогообложения налогом на прибыль организаций, налогом на имущество организаций, транспортным и земельным налогами, а также пониженными тарифами страховых взносов (7,6%) для организаций, осуществляющих деятельность на территории Курильских островов.
5. Меры по деофшоризации российской экономики:
- расширение возможностей перевода холдинговых компаний в специальные административные районы (САР);
расширение круга компаний, имеющих возможность перевода, оптимизация требований, предъявляемых при переводе и получении статуса международной холдинговой компании, а также разрешение применять к своим доходам пониженные ставки по налогу на прибыль организаций
- уточнение налогового законодательства для обеспечения международного автоматического обмена финансовой информацией;
- внесение изменений в Соглашение с Великим Герцогством Люксембург и денонсация Соглашения с Королевством Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения.