Файл: Основные направления бюджетной, налоговой и таможеннотарифной политики на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 263

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выпадающие доходы государства
Капитальные вложения

Численность сотрудников
В ТОП-3 отраслей по объему выручки вошли отрасли по строительству жилых и нежилых зданий (9,3%), торговле розничной преимущественно пищевыми продуктами,
включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах (8,8%), а также торговле оптовой твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами (8,8%). Объем капитальных вложений резидентов СЭЗ Крым, вошедших в периметр анализа, с 2017 года по 2021 год снизился в 1,1 раза,
численность сотрудников выросла в 1,2 раза.
С 2017 года по 2021 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по резидентам, вошедшим в периметр анализа) в связи с предоставлением ИНЛ, увеличилась с 3,2 млрд руб. до 16,5 млрд руб. (в 5,2 раза).
По результатам анализа доля выручки «красных» налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму оценивается в 37,2%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 54 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Таблица 18. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность
ОКВЭД Наименование отрасли
Выручка по
отрасли*,
млрд
Операционная
рентабельность за
последний год**
Доходность
активов за
последний год
Операционная
рентабельность за
период***
Доходность
активов за
период
46.33
Торговля оптовая молочными продуктами, яйцами и пищевыми маслами и жирами
7,1 6,6%
68,2%
7,3%
62,9%
10.12
Производство и консервирование мяса птицы
6,6 10,1%
14,2%
9,6%
14,7%
71.12
Деятельность в области инженерных изысканий, инженерно- технического проект-я, управления проектами строит-ва,
выполнения строит. контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях
6,3 23,5%
21,3%
-64,6%
26,9%
11.05
Производство пива
2,9 22,0%
13,5%
22,9%
16,6%
46.72
Торговля оптовая металлами и металлическими рудами
2,4 3,3%
20,6%
2,8%
17,7%
------------------------------
* сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем резидентам за период анализа

** средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год
*** средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа
------------------------------
В отношении ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность, стоит отметить, что несмотря на невысокие значения операционной рентабельности в целом за период, уровень инвестиционной активности у налогоплательщиков из данных отраслей является невысоким:
- торговля оптовая молочными продуктами, яйцами и пищевыми маслами и жирами,
- производство и консервирование мяса птицы,
- деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях,
- торговля оптовая металлами и металлическими рудами.
Таким образом, режим СЭЗ Крым требует «донастройки», например, в части налогового законодательства представляется целесообразным закрепить дополнительные обязательства по инвестициям, или численности, или по расходам на НИОКР.
Специальный инвестиционный контракт (СПИК)
Таблица 19. Краткая информация по режиму
Показатель
Описание
Срок действия режима
СПИК 2.0 (с существенными регуляторными корректировками) с 01.01.2020. Заключается на срок не более 20 лет для реализации проектов с инвестициями более 50 млрд руб. или не более чем на 15 лет для проектов с инвестициями не более 50 млрд руб. СПИК заключаются не позднее 31.12.2030.
Налоговые льготы режима
- пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (в соответствии с законами субъектов РФ), - сумма всех льгот не может превышать 50% объема капитальных вложений.
Количество отраслей в режиме
30
Наличие обязательств
Да (капитальные вложения).
За период анализа (2020-2021 годы) общее количество участников
22
СПИК составило 55, из которых в периметр анализа на базе АС «Эффективность льгот» вошли
51 23
участник.
Выручка и количество участников
Выпадающие доходы государства


Капитальные вложения
Численность сотрудников

В ТОП-3 отраслей по объему выручки вошли отрасли по производству автотранспортных средств (48,7%), торговле автотранспортными средствами (20,6%), а также производству удобрений и азотных соединений (10,6%). Объем капитальных вложений участников СПИК, вошедших в периметр анализа, а также численность сотрудников с 2020 года по 2021 год остались неизменными.
С 2020 года по 2021 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (в части льготы по налогу на прибыль по участникам, вошедшим в периметр анализа) в связи с предоставлением ИНЛ, увеличилась с 4,4 млрд руб. до 16,1 млрд руб. (в 3,7 раза).
По результатам анализа доля выручки «красных» налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму оценивается в 25,9%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 8 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.
Таблица 20. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность
ОКВЭД Наименование отрасли
Выручка по
отрасли*, млрд
Доходность_активов_за_последний_год_Операционная_рентабельность_за_период***'>Операционная
рентабельность за последний
год**
Доходность активов за
последний год
Операционная
рентабельность за
период***
Доходность
активов за период
20.15
Производство удобрений и азотных соединений
274,3 54,8%
24,5%
44,8%
16,5%
45.19
Торговля прочими автотранспортными средствами
60,5 12,5%
31,7%
12,5%
27,4%
20.13
Производство прочих основных неорганических химических веществ
37,8 37,5%
24,0%
27,3%
16,1%
28.30
Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства
18,6 10,1%
14,4%
15,0%
19,7%
21.10
Производство фармацевтических субстанций
12,0 28,4%
30,1%
26,0%
24,7%
------------------------------
* сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем участникам за период анализа
** средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год
*** средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа
------------------------------
Таким образом, режим СПИК требует «донастройки», например, в части налогового законодательства представляется целесообразным закрепить дополнительные обязательства по инвестициям, или численности, или по расходам на НИОКР.
Также отмечаем, что в действующих нормативно-правовых актах при принятии решения о заключении СПИК не учитывается экономическая эффективность проектов
(например, государственная поддержка также оказывается и сверхприбыльным проектам).
Режим для резидентов Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ)
Таблица 21. Краткая информация по режиму
Показатель
Описание
Срок действия режима
Для резидентов АЗРФ действует с 28.08.2020 г. до истечения срока в соглашении об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне.
Соглашение может предусматривать возможность продления такого срока.
Налоговые льготы режима
- пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (в соответствии с законами субъектов РФ), - вычет по НДПИ (по ТПИ) применяется с 01.01.2021 по
31.12.2032. Вычет определяется как величина фактически оплаченных сумм расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов ОС и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования.
Количество отраслей в режиме
73
Наличие обязательств
Да (общий объем осуществленных и запланированных капитальных вложений не может быть менее 1 млн руб.).
За период анализа (2020-2021 годы) общее количество резидентов
24
АЗРФ составило 245, из которых в периметр анализа на базе АС «Эффективность льгот» вошли
130 25
резидентов.
Выручка и количество резидентов


Выпадающие доходы государства
Капитальные вложения

Численность сотрудников
В ТОП-3 отраслей по объему выручки вошли отрасли по добыче и обогащению железных руд (78,3%), рыболовство морское (8,7%), а также деятельность морского грузового транспорта (2,9%). Объем капитальных вложений резидентов АЗРФ, вошедших в периметр анализа, с 2020 года по 2021 год вырос в 1,4 раза, численность сотрудников - в 1,1 раза.
С 2020 года по 2021 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по резидентам, вошедшим в периметр анализа) в связи с предоставлением ИНЛ, увеличилась с 82,7 млн руб. до 661,4 млн руб. (в 8 раз).
По результатам анализа доля выручки «красных» налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму оценивается в 92,8%. Таким образом, режим АЗРФ требует «донастройки» в целом и, как следствие,
необходимо уточнение периметра применяемых налоговых льгот в режиме. В то же время отмечаем, что режим действует только два года и целесообразным может быть продолжение мониторинга финансово-экономических показателей резидентов для принятия финального решения по «донастройке» режима АЗРФ.
Таблица 22. ТОП-5 (из 19 ОКВЭД) по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность
(справочно)
ОКВЭД Наименование отрасли
Выручка по
отрасли*, млрд
Операционная рентабельность
за последний год**
Доходность активов за
последний год
Операционная
рентабельность за период***
Доходность активов
за период
07.10
Добыча и обогащение железных рук
212,1 61,9%
101,1%
54,9%
74,8%
03.11
Рыболовство морское
23,7 74,5%
36,1%
65,6%
27,1%
50.20
Деятельность морского грузового транспорта
7,8 21,7%
25,2%
19,6%
29,7%
03.21
Рыбоводство морское
3,8 39,7%
47,4%
35,6%
26,2%
41.20
Строительство жилых и нежилых зданий
1,4 21,4%
24,1%
15,3%
19,2%
------------------------------
* сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем резидентам за период анализа

** средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год
*** средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа
------------------------------
Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)
Таблица 23. Краткая информация по режиму
Показатель
Описание
Срок действия режима
С 01.01.2018 до 31.12.2027, если законом субъекта РФ не установлен иной срок.
Налоговые льготы режима
- право уменьшить исчисленный налог на прибыль (в ФБ и РБ) на сумму расходов на приобретение объектов основных средств (ОС), а также затрат на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение объектов ОС. Условия и сроки зависят от закона субъекта РФ.
Количество отраслей в режиме
196
Наличие обязательств
Нет
За период анализа (2019-2021 годы) общее количество пользователей
26
в ИНВ составило 449, из которых в периметр анализа на базе АС «Эффективность льгот»
вошли 415 27
пользователей.
Выручка и количество пользователей
Выпадающие доходы государства
Капитальные вложения


Численность сотрудников
В ТОП-3 отраслей по объему выручки вошли отрасли по добыче нефти и нефтяного (попутного) газа (35,2%), производству какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий (8,4%), а также по производству безалкогольных напитков; производству упакованных питьевых вод, включая минеральные воды (5,1%). Объем капитальных вложений пользователей ИНВ, вошедших в периметр анализа, с 2019 года по 2021 год вырос в 1,5 раза, численность сотрудников осталась на прежнем уровне.
С 2019 года по 2021 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по пользователям, вошедшим в периметр анализа) в связи с предоставлением ИНЛ, увеличилась с 1,0 млрд руб. до 28,9 млрд руб. (в 29 раз).
По результатам анализа доля выручки «красных» налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму оценивается в 33,1%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 43 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.
Таблица 24. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность
ОКВЭД Наименование отрасли
Выручка по
отрасли*, млрд
Операционная
рентабельность за
последний год**
Доходность активов
за последний год
Операционная
рентабельность за
период***
Доходность
активов за период
21.20
Производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях
138,8 19,1%
26,5%
18,4%
26,2%
52.29
Деятельность вспомогательная прочая,
связанная с перевозками
108,8 15,1%
17,5%
12,6%
14,3%
20.15
Производство удобрений и азотных соединений
82,3 40,0%
57,1%
28,5%
34,7%
05.20
Добыча и обогащение бурого угля (лигнита)
45,9 40,2%
60,7%
19,7%
26,3%
20.13
Производство прочих основных неорганических химических веществ
40,4 35,2%
23,0%
24,3%
17,0%
------------------------------
* сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем пользователям за период анализа

** средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год
*** средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа
------------------------------
Таким образом, режим ИНВ требует «донастройки», например, в части налогового законодательства представляется целесообразным закрепить дополнительные обязательства по инвестициям, или численности, или по расходам на НИОКР.
Дополнительно отмечаем, что ряд налогоплательщиков, входящих в группу компаний, выпадают из периметра анализа по причине нулевого значения показателя выручки, применяя при этом ИНВ в связи с существенной величиной прочих доходов, формирующих базу по налогу на прибыль.
Приложение 6
Информация о размере средневзвешенной ставки импортного тарифа по укрупненным группам товаров в 2020 году, а также прогноз ее
изменения в 2023-2025 годах
Средневзвешенная ставка, %
Код ТН ВЭД ЕАЭС Название
2019 (факт) 2020 (факт) 2021 (факт) 2022 (прогноз) 2023 (прогноз) 2024 (прогноз) 2025 (прогноз)
01-24
Продовольственные товары и с/х сырье
6,19 6,03 6,04 4,86 5,65 5,66 5,72 25-27
Минеральные продукты
3,79 4,40 4,46 3,21 3,39 4,29 4,30 28-40
Продукция химической промышленности, каучук 4,23 4,10 4,22 3,29 4,00 4,03 4,04 41-43
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них
11,35 11,85 12,05 12,45 12,45 12,45 12,45 44-49
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия
5,47 5,57 5,60 4,79 5,64 5,67 5,67 50-67
Текстиль, текстильные изделия и обувь
7,22 7,07 7,75 7,33 7,49 7,49 7,49 71-83
Металлы, драгоценные камни и изделия из них
6,49 6,68 6,83 6,04 6,55 6,75 6,76 84-90
Машины, оборудование и транспортные средства 3,96 3,18 3,38 3,09 3,30 3,30 3,30 68-70, 91-97
Другие товары
9,67 9,70 9,71 9,47 9,79 9,79 9,79
Приложение 7
Перечень решений в сфере таможенно-тарифного регулирования, принятых в 2021-2022 гг.
таможенно-тарифного

п/п
№ и дата решения
Коллегии ЕЭК/
Совета ЕЭК
Наименование товара
Содержание меры
Решения Совета ЕЭК
28 1
Решение Совета
ЕЭК от 29.01.2021
№ 2
Морские суда
Освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов временно ввозимого транспорта, находящегося в таможенных собственности иностранных лиц, зафрахтованных лицами государств - членов ЕАЭС по договору тайм-чартера или бербоут-чартера и используемых при проведении геологоразведочных работ на участках недр, расположенных полностью или частично в границах внутренних вод и (или) территориального моря государств-членов ЕАЭС при условии их помещения под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) до 31 декабря 2024 года таможенную
(предельный срок временного нахождения и использования - 1 год со дня помещения под таможенную процедуру).
таможенную
2
Решение Совета
ЕЭК от 29.01.2021
№ 3
Фторид алюминия
Установление нулевой ставки ввозной таможенной пошлины сроком с 01.01.2021 по 31.12.2023 включительно таможенной
3
Решение Совета
ЕЭК от 29.01.2021
№ 4
Плавиковый шпат
Внесение изменений в перечень товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран,
в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются таможенную тарифные преференции, в связи с детализацией кода ТН ВЭД ЕАЭС.
4
Решение Совета
ЕЭК от 08.02.2021
№ 9
Отдельные виды чая черного в одноразовой упаковке
Исключение из перечня изъятий из ЕТТ ЕАЭС для Республики Казахстан отдельного кода ТН ВЭД ЕАЭС
5
Решение Совета
ЕЭК от 05.03.2021
№ 11
Отдельные виды изделий из алюминиевых сплавов
Повышение ставки ввозной таможенной пошлины с 10 до 12% с 03.04.2021 по 28.02.2023 включительно (с таможенной выделением в ТН ВЭД ЕАЭС отдельной подсубпозиции).
6
Решение Совета
ЕЭК от 05.03.2021
№ 12
Отдельные виды графитированных электродов
Установление нулевой ставки ввозной таможенной пошлины сроком с 03.04.2021 по 31.12.2022 включительно.
таможенной
7
Решение Совета
ЕЭК от 05.03.2021
№ 13
Суперабсорбенты для производства подгузников
Продление нулевой ставки ввозной таможенной пошлины сроком с 01.01.2021 по 31.12.2023 включительно.
таможенной
8
Решение Совета
ЕЭК от 05.03.2021
№ 16
Щавелевая кислота, ее соли и сложные эфиры
Установление нулевой ставки ввозной таможенной пошлины сроком с 18.04.2021 по 30.04.2023 включительно.
таможенной
9
Решение Совета
ЕЭК от 05.03.2021
№ 17
Отдельные виды товаров
Актуализация перечня преференциальных стран, отвечающих установленным требованиям для получения преференций.
10 Решение Совета
ЕЭК от 05.04.2021
№ 25
Отдельные виды транспортных средств
Продление сроков нахождения на таможенной территории ЕАЭС транспортных средств, временно ввезенных таможенной физическими лицами для личных нужд сроком 01.04.2021 по 30.09.2021 включительно.
11 Решение Совета
ЕЭК от 05.04.2021
№ 26
Отдельные виды сырья минерального происхождения, содержащего драгоценный металл или соединения драгоценных металлов
Внесение изменений в перечень изъятий Республики Казахстан из ЕТТ ЕАЭС, в связи с ранее принятым решением
Коллегии ЕЭК об изменении ставок ввозных таможенных пошлин.
таможенных
12 Решение Совета
ЕЭК от 05.04.2021
№ 30
Отдельные виды смол эпоксидных и полиуретанов в первичных формах для производства волокон оптических
Продление нулевых ставок ввозных таможенных пошлин сроком с 01.01.2021 по 31.12.2023 включительно.
таможенных
13 Решение Совета
ЕЭК от 23.04.2021
№ 33
Сахар белый и сахар-сырец тростниковый
Освобождение от уплаты импортных пошлин на ввоз товара в Россию с 15.05.2021 по 30.09.2021 в рамках предельного объема 350 тыс. тонн.
14 Решение Совета
ЕЭК от 23.04.2021
№ 37
Прутки из оптического стекла
Внесение изменений в изъятия Республики Казахстан из ЕТТ ЕАЭС, в связи с ранее принятым решением Коллегии
ЕЭК об изменении ставок ввозных таможенных пошлин.
таможенных
15 Решение Совета
ЕЭК от 23.04.2021
№ 39
Отдельные товары медицинского назначения
Продление срока действия тарифной льготы (освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин) в отношении таможенных товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС с 31.03.2021 до 30.06.2022 включительно.
таможенную
16 Решение Совета
ЕЭК от 23.04.2021
№ 40
Отдельные виды трикотажных полотен машинного или ручного вязания
Установление нулевой ставки ввозной таможенной пошлины сроком с 27.05.2021 по 30.04.2024 включительно.
таможенной
17 Решение Совета
ЕЭК от 18.05.2021
№ 50
Отдельные виды трикотажных полотен машинного или ручного вязания
Установление нулевой ставки ввозной таможенной пошлины сроком с 17.06.2021 по 31.12.2021 включительно.
таможенной
18 Решение Совета
ЕЭК от 18.05.2021
№ 52
Отдельные виды ламп светоизлучающих диодных (LED)
Внесение изменений в изъятия Республики Казахстан из ЕТТ ЕАЭС, в связи с ранее принятым решением Коллегии
ЕЭК о детализации и изменении ставок ввозных таможенных пошлин.
таможенных
19 Решение Совета
ЕЭК от 18.05.2021
№ 56
Кремний
Установление нулевых ставок ввозных таможенных пошлин сроком с 17.06.2021 по 31.12.2021 включительно.
таможенных