Файл: Основные направления бюджетной, налоговой и таможеннотарифной политики на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 267

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выпадающие доходы государства
Капитальные вложения

Численность сотрудников
В ТОП-3 отраслей по объему выручки вошли отрасли по добыче руд прочих цветных металлов (52,1%), производству электроэнергии (5,9%), а также по добыче и обогащению угля и антрацита (3,5%). Объем капитальных вложений участников РИП вне ДФО, вошедших в периметр анализа, с 2017 года по 2021 год вырос в 5,8 раза,
численность сотрудников - в 1,1 раза
С 2017 года по 2021 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по участникам, вошедшим в периметр анализа) в связи с предоставлением ИНЛ, увеличилась с 1,1 млрд руб. до 4,7 млрд руб. (в 4,4 раза).
По результатам анализа доля выручки «красных» налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму оценивается в 38,6%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 15 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.
Таблица 8. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность
ОКВЭД Наименование отрасли
Выручка по
отрасли*, млрд
Операционная рентабельность за
последний год**
Доходность активов за
последний год
Операционная
рентабельность за период***
Доходность активов
за период
35.11
Производство электроэнергии
33,8 11,5%
11,8%
20,3%
21,1%
05.10
Добыча а обогащение угля и антрацита
20,1 29,3%
47,8%
26,1%
41,3%
24.45
Производство прочих цветных металлов
8,3 10,1%
14,8%
16,5%
39,8%
10.83
Производство чая и кофе
7,8 26,3%
20,3%
26,3%
20,3%
21.11
Производство драгоценных металлов
6,2 43,5%
25,9%
39,2%
19,9%
------------------------------
* сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем участникам за период анализа

** средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год
*** средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа
------------------------------
Таким образом, режим РИП вне ДФО требует «донастройки», например, в части налогового законодательства представляется целесообразным закрепить дополнительные обязательства по инвестициям, или численности, или по расходам на НИОКР.
Дополнительно обращаем внимание, что одной из целей введения режима РИП является создание высокотехнологичных проектов. Однако более 50% от выручки всех участников РИП вне ДФО, вошедших в периметр анализа, приходится на организации, добывающие твердые полезные ископаемые (в том числе цветные металлы,
уголь и антрацит и т.п.) и не относящиеся к категории высокотехнологичных.
Особые экономические зоны (ОЭЗ)
Таблица 9. Краткая информация по режиму
Показатель
Описание
Срок действия режима Действует с 22.08.2005. ОЭЗ создаются на 49 лет. Срок существования ОЭЗ продлению не подлежит.
Налоговые льготы режима
- пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (в соответствии с законами субъектов РФ), - освобождение от уплаты налога на имущество, - освобождение от уплаты земельного налога, - пониженные тарифы страховых взносов.
Количество отраслей в режиме
173
Наличие обязательств
Да (объем капитальных вложений от 120 млн руб., из которых не менее 40 млн руб. в течение 3 дет со дня заключения соглашения).
За период анализа (2017-2021 годы) общее количество резидентов
12
в ОЭЗ составило 1108 (без учета ОЭЗ туристско-рекреационного типа), из которых в периметр анализа на базе АС «Эффективность льгот» вошли 713 13
резидентов.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Выручка и количество резидентов
Выпадающие доходы государства

Капитальные вложения
Численность сотрудников
В ТОП-3 отраслей по объему выручки вошли отрасли по производству лекарственных препаратов и материалов (14,4%), производству автотранспортных средств
(9,0%), а также производству элементов электронной аппаратуры (7,5%). Объем капитальных вложений резидентов ОЭЗ, вошедших в периметр анализа, с 2017 года по
2021 год вырос в 1,8 раза, численность сотрудников - в 1,5 раза.
С 2017 года по 2021 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по резидентам, вошедшим в периметр анализа) в связи с предоставлением ИНЛ, увеличилась с 5,7 млрд руб. до 13,6 млрд руб. (в 2,4 раза).
По результатам анализа доля выручки «красных» налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму оценивается в 35,4%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 34 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.
Таблица 10. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность
ОКВЭД Наименование отрасли
Выручка по
отрасли*, млрд
Доходность_активов_за_последний_год_Операционная_рентабельность_за_период***'>Операционная
рентабельность за
последний год**
Доходность активов
за последний год
Операционная
рентабельность за
период***
Доходность
активов за период
21.20
Производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях
58,4 46,2%
78,2%
32,1%
48,3%
16.2
Производство изделий из дерева, пробки,
соломки и материалов для плетения
17,7 37,5%
46,1%
25,2%
22,2%
17.22
Производство бумажных изделий хозяйственно-бытового и санитарно- гигиенического назначения
12,0 19,4%
16,2%
15,6%
13,2%
23.1
Производство стекла и изделий из стекла
6,2 25,8%
18,7%
14,6%
9,4%
10.91
Производство готовых кормов для животных,
содержащихся на фермах
5,3 25,5%
30,1%
14,3%
13,7%
------------------------------


* сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем резидентам за период анализа
** средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год
*** средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа
------------------------------
Таким образом, режим ОЭЗ требует «донастройки», например, в части налогового законодательства представляется целесообразным закрепить дополнительные обязательства по инвестициям, или численности, или по расходам на НИОКР.
Дополнительно отмечаем, что:
- в настоящее время отсутствует механизм по обеспечению достоверности предоставляемой резидентами ОЭЗ отчетной информации о выполнении контролируемых показателей, а также зависимость получения налоговых льгот от выполнения резидентом контролируемых показателей по соглашению,
- низкий уровень ответственности ключевых инвесторов по реализации проектов, в том числе требующих вложений в инфраструктуру со стороны государства
(например, создается дорогостоящая инфраструктура, при этом в случае отказа якорного резидента ОЭЗ от реализации инвестиционного проекта или изменения его индикативных условий, указанная инфраструктура остается невостребованной).
Свободный порт Владивосток (СПВ)
Таблица 11. Краткая информация по режиму
Показатель
Описание
Срок действия режима Действует с 12.10.2015 сроком на 70 лет.
Налоговые льготы режима
- пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (в соответствии с законами субъектов РФ), - пониженная ставка по налогу на имущество, - освобождение от уплаты земельного налога, - пониженные тарифы страховых взносов.
Количество отраслей в режиме
239
Наличие обязательств
Да (объем инвестиций не менее 500 тыс. руб. в течение 3 лет с даты получения статуса резидента).
За период анализа (2017-2021 годы) общее количество резидентов
14
в СПВ составило 2193, из которых в периметр анализа на базе АС «Эффективность льгот» вошли
990 15
резидентов.
Выручка и количество резидентов
Выпадающие доходы государства

Капитальные вложения
Численность сотрудников

В ТОП-3 отраслей по объему выручки вошли отрасли по транспортной обработке грузов (20,1%), рыболовство морское (18,2%), а также деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора,
предоставление технических консультаций в этих областях (7,8%). Объем капитальных вложений резидентов СПВ, вошедших в периметр анализа, с 2017 года по 2021
год вырос в 2,3 раза, численность сотрудников - в 2,0 раза.
С 2017 года по 2021 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по резидентам, вошедшим в периметр анализа) в связи с предоставлением ИНЛ, увеличилась с 0,5 млрд руб. до 8,3 млрд руб. (в 16,6 раз).
По результатам анализа доля выручки «красных» налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму оценивается в 48%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 59 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.
Таблица 12. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность
ОКВЭД Наименование отрасли
Выручка по
отрасли*,
млрд
Операционная
рентабельность за
последний год**
Доходность
активов за
последний год
Операционная
рентабельность за
период***
Доходность
активов за
период
52.24
Транспортная обработка грузов
36,0 41,7%
22,8%
24,8%
29,6%
71.12
Деятельность в области инженерных изысканий, инженерно- технического проект-я, управления проектами строит-ва,
выполнения строит. контроля и авторского надзора,
предоставление технических консультаций в этих областях
14,1 37,1%
40,4%
22,2%
39,8%
25.61
Обработка металлов и нанесение покрытий на металлы
2,2 16,8%
55,6%
17,9%
35,8%
28.92
Производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства
1,4 12,4%
14,3%
14,7%
18,8%
22.22
Производство пластмассовых изделий для упаковывания товаров
0,8 27,7%
42,9%
14,2%
31,5%
------------------------------
* сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем резидентам за период анализа
** средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год
*** средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа
------------------------------
В отношении ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность, стоит отметить, что отрасль по транспортной обработке грузов в последние годы демонстрирует сверхдоходность, несмотря на отрицательное значение операционной рентабельности в целом за период.
Таким образом, режим СПВ требует «донастройки», например, в части налогового законодательства представляется целесообразным закрепить дополнительные обязательства по инвестициям, или численности, или по расходам на НИОКР.
Учитывая, что крупнейшие отрасли режима, в том числе, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность, преимущественно представлены налогоплательщиками из сектора оказания услуг, целесообразно взаимоувязать объем предоставляемых льгот с объемом капитальных вложений для стимулирования инвестиционной активности.
Особая экономическая зона в Калининградской области (ОЭЗ Калининград)
Таблица 13. Краткая информация по режиму
Показатель
Описание
Срок действия режима
Действует с 01.04.2006 по 31.12.2045.
Налоговые льготы режима - пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (в соответствии с законами субъектов РФ), - пониженная ставка по налогу на имущество, - пониженные тарифы страховых взносов.
Количество отраслей в режиме
118
Наличие обязательств
Да (капитальные вложения в первые 3 года не менее 150 млн. руб., в ряде отраслей - от 1 млн руб.)
За период анализа (2017-2021 годы) общее количество резидентов
16
ОЭЗ Калининград составило 331, из которых в периметр анализа на базе АС «Эффективность льгот» вошли 270 17
резидентов.
Выручка и количество резидентов


Выпадающие доходы государства
Капитальные вложения

Численность сотрудников
В ТОП-3 отраслей по объему выручки вошли отрасли по производству автотранспортных средств (47,9%), производству готовых кормов для животных (13,2%), а также производству масел и жиров (10,4%). Объем капитальных вложений резидентов ОЭЗ Калининград, вошедших в периметр анализа, с 2017 года по 2021 год вырос в 1,8
раза, численность сотрудников - в 1,4 раза.
С 2017 года по 2021 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по резидентам, вошедшим в периметр анализа) в связи с предоставлением ИНЛ, увеличилась с 4,2 млрд руб. до 9,2 млрд руб. (в 2,2 раза).
По результатам анализа доля выручки «красных» налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму оценивается в 21,5%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 20 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.
Таблица 14. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность
ОКВЭД Наименование отрасли
Выручка по
отрасли*, млрд
Операционная
рентабельность за
последний год**
Доходность активов
за последний год
Операционная
рентабельность за
период***
Доходность
активов за период
10.9
Производство готовых кормов для животных
69,4 3,7%
11,3%
5,9%
15,5%
68.20
Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом
10,6 72,7%
114,9%
72,5%
88,9%
52.29
Деятельность вспомогательная прочая,
связанная с перевозками
5,5 30,1%
30,2%
34,0%
36,7%
26.40
Производство бытовой электроники
5,3
-0,1%
3,4%
5,4%
17,4%
21.20
Производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях
4,5 33,7%
41,0%
37,4%
45,2%
------------------------------
* сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем резидентам за период анализа
** средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год

*** средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа
------------------------------
В отношении ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность, стоит отметить, что в отраслях по производству готовых кормов для животных и производству бытовой электроники, несмотря на невысокие значения операционной рентабельности в целом за период, уровень инвестиционной активности у налогоплательщиков из данных отраслей является невысоким.
Таким образом, режим ОЭЗ Калининград требует «донастройки», например, в части налогового законодательства представляется целесообразным закрепить дополнительные обязательства по инвестициям, или численности, или по расходам на НИОКР. В частности, для отраслей из сектора оказания услуг (аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками), целесообразно взаимоувязать объем предоставляемых льгот с объемом капитальных вложений для стимулирования инвестиционной активности.
Дополнительно отмечаем:
- короткий срок подтверждения объема заявленных инвестиций (в первые 3 года) по сравнению с периодом предоставления налоговых льгот в рамках режима. Таким образом, у резидента отсутствуют обязательства по дальнейшему развитию производства и вложению инвестиций,
- учитывая эксклавное расположение Калининградской области, в целях недопущения необоснованного предоставления преференций резидентам-перевозчикам,
требуется дополнительная проработка механизмов контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов ОЭЗ Калининград, в том числе необходимо разработать перечень показателей для оценки эффективности их деятельности. В целях недопущения возникновения дополнительных выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации целесообразно рассматривать предложения по нормативному регулированию режима ОЭЗ Калининград комплексно.
Особая экономическая зона в Магаданской области (ОЭЗ Магадан)
Таблица 15. Краткая информация по режиму
Показатель
Описание
Срок действия режима
Действует с 07.07.1999 по 31.12.2025.
Налоговые льготы режима
- пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (не установлена законом субъекта РФ), - льгота по НДПИ - понижающий коэффициент 0,6.
Количество отраслей в режиме 48
Наличие обязательств
Да (в первые 3 года капитальные вложения 5 млн руб. при добыче полезных ископаемых и 3 млн руб. - иные виды деятельности).
За период анализа (2017-2021 годы) общее количество резидентов
18
в ОЭЗ Магадан составило 84, из которых в периметр анализа на базе АС «Эффективность льгот»
вошли 76 19
резидентов.
Выручка и количество резидентов
Выпадающие доходы государства


Капитальные вложения
Численность сотрудников

В ТОП-3 отраслей по объему выручки вошли отрасли по добыче руд прочих цветных металлов (64,2%), торговле оптовой твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами (12,8%), а также по передаче электроэнергии и технологическому присоединению к распределительным электросетям (7,1%). Объем капитальных вложений резидентов ОЭЗ Магадан, вошедших в периметр анализа, с 2017 года по 2021 год вырос в 3,0 раза, численность сотрудников осталась на прежнем уровне.
С 2017 года по 2021 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по резидентам, вошедшим в периметр анализа) в связи с предоставлением ИНЛ, увеличилась с 2,0 млрд руб. до 4,4 млрд руб. (в 2,2 раза).
По результатам анализа доля выручки «красных» налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму оценивается в 60,9%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 8 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.
Таблица 16. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность
ОКВЭД Наименование отрасли
Выручка по
отрасли*, млрд
Операционная
рентабельность за
последний год**
Доходность активов
за последний год
Операционная
рентабельность за
период***
Доходность
активов за
период
07.29
Добыча руд прочих цветных металлов
120,9 29,2%
20,6%
25,5%
17,5%
03.11
Рыболовство морское
8,0 59,0%
39,7%
39,5%
29,6%
05.10
Добыча и обогащение угля и антрацита
0,7 16,2%
26,2%
12,9%
20,2%
61.10
Деятельность в области связи на базе проводных технологий
0,1 16,0%
46,1%
24,5%
71,7%
47.52
Торговля розничная скобяными изделиями,
лакокрасочными материалами и стеклом в специализированных магазинах
0,03 17,3%
8,8%
29,1%
15,5%
------------------------------
* сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем резидентам за период анализа
** средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год
*** средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа
------------------------------
Таким образом, режим ОЭЗ Магадан требует «донастройки», например, в части налогового законодательства представляется целесообразным закрепить дополнительные обязательства по инвестициям, или численности, или по расходам на НИОКР.
Свободная экономическая зона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (СЭЗ Крым)
Таблица 17. Краткая информация по режиму
Показатель
Описание
Срок действия режима Действует с 01.01.2015 по 31.12.2039.
Налоговые льготы режима
- пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (в соответствии с законами субъектов РФ и с учетом определенных ОКВЭД), - освобождение от уплаты налога на имущество, - освобождение от уплаты земельного налога, - пониженные тарифы страховых взносов.
Количество отраслей в режиме
286
Наличие обязательств Да (в первые 3 года капитальные вложения не менее 6 млн руб. для МСП, не менее 60 млн руб. для крупных предприятий; до 10.01.2022 размер 3 млн руб.
и 30 млн руб. соответственно).
За период анализа (2017-2021 годы) общее количество резидентов
20
в СЭЗ Крым составило 1960, из которых в периметр анализа на базе АС «Эффективность льгот»
вошли 167 21
резидентов.
Выручка и количество резидентов