Файл: 1. Описание поточной схемы нефтеперерабатывающего завода Материальные балансы установок и нпз в целом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Глубину переработки нефти рассчитываем по формуле:
Г = ,(% масс.)
Где ТМ — количество топочного мазута, тыс. т/год; Т - топливо на собственные нужды тыс. т/год; П - безвозвратные потери, тыс. т/год; Н - фактически переработанное сырье, тыс.т/год.



3. Расчет теплообменного оборудования

















4. Технологический расчет колонны К-2 блока АТ установки АВТ-3
4.1 Описание технологической схемы блока АТ
Обессоленная и обезвоженная нефть, поступающая с блока ЭЛОУ, насосом Н-1 прокачивается через ряд теплообменников Т-1/5, где нагревается за счет тепла отводимых с установки потоков дизельной фракции и мазута, и подается в питательную секцию колонны предварительного испарения К-1. С верха отбензинивающей колонны К-1 выходят пары бензина и воды вместе с растворенными в нефти газами и сероводородом, охлаждаются в аппарате воздушного охлаждения АВО-1, холодильнике X-1 и поступают в рефлюксную емкость Е-1. Газ из газоводоотделителя направляется на установку АГФУ, а бензин нк-85 °С частично подается в колонну К-1 в качестве холодного орошения, остальное его количество подается в секцию вторичной перегонки.


Отбензиненная нефть с низа колонны К-1 насосом Н-3 прокачивается по змеевику печи П-1 в основную ректификационную колонну К-2. Головным продуктом К-2 является бензиновая фракция 85-150 °С пары которой, проходят аппарат воздушного охлаждения АВО-2, холодильник Х-2 и поступают в рефлюксную емкость Е-2, а оттуда частично на орошение в колонну К-2, остальная часть — на секцию вторичной перегонки бензина. Боковым погоном основной ректификационной колонны является дизельная фракция зимняя 150-250 °С и дизельная фракция летняя 250-350 °С, которые выводятся через отпарные колонны (стриппинг-секции) К-3/1 и К-3/2 .

С низа ректификационной колонны К-2 отбирается остаток атмосферной перегонки, выкипающий выше 350 °С (мазут), который насосом Н-6, отдав тепло сырьевому потоку в теплообменнике Т-4, выводится с блока АТ на вакуумную перегонку.






Рисунок 2 – Технологическая схема атмосферного блока установки АВТ-3
4.2 Технологический расчет атмосферной колонны К-2
Описание колонны К-2

Атмосферная колонна К-2 предназначена для получения отдельных фракций, которые могут быть товарными продуктами или сырьём для других технологических установок завода. Верхним продуктом колонны К-2 является бензиновая фракция 85-150 °С, фракция 150-250 °С (ДТЗ) и фракция 250-350 °С (ДТЛ) выводятся соответственно с 25 и 15 тарелки колонны К-2 в стриппинг-секции. Снизу колонны выводится жидкий остаток - мазут (фракция выше 350 °С).

На основании заводских данных примем число тарелок равным 43.

Полуотбензиненная нефть подаётся на 6-ую тарелку, т.е. в отгонной части 6 тарелок.

Тарелки в колонне клапанные, прямоточные. [15]

Избыточное тепло в колонне снимается сверху острым орошением и по высоте колонны циркуляционным орошением.

Острое орошение представляет собой часть головного погона колонны, сконденсированного и охлажденного в соответствующих холодильниках и подаваемого на верхнюю тарелку колонны. Циркуляционное орошение отбирается с 15-ой тарелки К- 2 и возвращается в колонну К-2 на 17-ю. Для создания восходящего парового потока вниз колонны (как и в стриппинг-секции) подаётся перегретый водяной пар

, который после прохождения по высоте колонны выводится вместе с головным погоном.

Материальный баланс установки представлен в таблице 25, колонны К-2 в таблице 26. Согласно заданию, проведено увеличение количества перерабатываемой на установке нефти на 13% масс, от первоначальной загрузки.
Таблица 25 - Материальный баланс установки АВТ-3


Таблица 26 – Материальный баланс колонны К-2

Статьи баланса

Выход % (масс), X(0)

Количество

т/год

т/сут

кг/час

кг/сек

Поступило

 

 

 

 

 

Сырье-нефть

94,13%

3191007

9276,18

386507,63

107,36

Итого

94,13%

3191007

9276,18

386507,63

107,36

Получено

 

 

 

 

 

фр. 85-150

14,10%

477990

1389,51

57896,08

16,08

фр. 150-250

3,34%

113226

329,15

13714,39

3,81

фр. 250-350

27,00%

915300

2660,76

110864,83

30,80

Мазут

49,69%

1684491

4896,78

204032,34

56,68

Потери

0,00%

0

0,00

0,00

0,00

Итого

94,13%

3191007

9276,18

386507,63

107,36


4.3 Характеристика продуктов атмосферной перегонки нефти
Продуктами колонны К-2 являются бензиновая фракция 85-150 °С, керосиновая фракция 150-250 °С, компонент дизельного топлива 250-350 °С и остаток атмосферной перегонки - мазут.

Молекулярные массы фракций определяем по формуле Воинова:



где tcp - средняя молекулярная температура кипения фракции.

Рассчитаем молекулярные массы фракций:

4.4 Режим температур и давлений
В колонну К-2 подается отбензиненная нефть, орошение и водяной пар.

Из колонны выводится:

- головной погон — бензиновая фракция (85- 150 °С),

- 2 боковых погона: керосиновая фракция (150-250 °С) и дизельная фракция (250-350 °С), орошение, водяной пар и остаток — мазут.

Пары головного погона и водяной пар выводятся через шлемовую трубу колонны, жидкие погоны из боковой части колонны, остаток — с низа колонны.

Температура отбензиненной нефти, поступающей в колонну К-2, определяется по точке кривой ОИ отбензиненной нефти, которая соответствует суммарному отбору светлых нефтепродуктов (допускается, что светлые нефтепродукты полностью испаряются в месте ввода сырья в колонну).

Колонна К-2 в отличие от колонны К-1 работает с водяным паром.

Количество водяного пара, вводимого в колонну К-2, (G1) 1,0-1,5 % в пересчете на полуотбензиненную нефть, а подаваемого в отпарные колонны (G2,3) — 2-6 % в пересчете на боковые погоны. Приняв соответственно 1,5; 2,0 и 2,5 % водяного пара на поток, получим:

Температура паров, выходящих с верха колонны К-2, устанавливается по концу кривой ОИ головного погона при давлении, соответствующем парциальному давлению его паров в смеси с водяным паром.

На верху колонны, где имеется двухкомпонентная смесь паров бензина и воды, на основании закона Дальтона:






Молекулярная масса бензина 85-150 °С, равна 109.

Тогда



Так как в колонне применяется верхнее острое орошение, выводимое в виде паров вместе с парами балансового бензина и водяным паром через шлемовую трубу колонны
, то при определении температуры верха колонны необходимо учитывать это орошение, изменяющее молярную концентрацию и парциальное давление паров бензина.

Для нормальной работы атмосферной колонны достаточно 1-2- кратного орошения.

В соответствии с этой рекомендацией зададимся кратностью орошения 1,5.

Тогда количество верхнего острого орошения составит:


Молярная концентрация паров бензина:



Общее давление наверху колонны К-2 принимается равным атмосферному давлению или несколько превышающему его.

Примем π = 0,15 МПа =1 140 мм рт. ст. Тогда парциальное давление паров бензина составит:

Температуру конца ОИ бензина находим по кривой ОИ, построенной при давлении 0,1095 МПа. Температура верха колонны К-2 составила 130 °С.

Температура низа атмосферной колонны должна быть на 20-30 °С ниже температуры в питательной секции. Принимаем tн2 = 350 — 20 = 330 °С.

Температура верхнего острого орошения составляет 30-35 °С, примем top =30°С.

Температуру перегретого водяного пара, подаваемого в колонну, примем равной:



Этот пар обычно получают путем перегрева, отработанного (мятого) пара с давлением 0,2 - 0,3 МПа в змеевике, расположенном в сырьевой или в специальной печи.

Температура бокового погона устанавливается по началу соответствующей кривой ОИ, так как выводимый из колонны жидкий боковой погон находится на тарелке при температуре закипания. В сечении вывода боковых погонов находятся и более легкокипящие компоненты, снижающие парциальное давление паров, а потому истинные температуры вывода боковых погонов обычно на 10-20 °С ниже температур начальных точек их кривых ОИ, построенных при атмосферном давлении.

Определим температуру вывода зимней дизельной фракции (150-250 °С):