Файл: Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.2. Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Глава 2. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности

2.1. Административное регулирование предпринимательской деятельности

2.2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности через систему налогов

2.3. Антимонопольная политика как элемент государственного регулирования

2.4. Государственная поддержка предпринимательской деятельности

Глава 3. Правовые формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность

3.1. Техническое регулирование

3.2. Прогнозирование и программирование социально экономического развития

3.3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью

Заключение

Библиография

Подводя итоги к вышеизложенному, можно сделать вывод, что рыночная экономика - это система саморегулирования, которая развивается по своим законам. Однако, как мы уже отмечали, в современном мире экономика не свободна от влияния государства. Государство, как особая форма публичной власти, формирует экономическую политику и проводит ее, воздействуя на поведение субъектов хозяйственной жизни, в том числе субъектов предпринимательской деятельности. Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой не хаотичное воздействие, а строго упорядоченную систему мер, принимаемых государством в установленных законом формах для проведения государственной экономической политики. Эти и другие факторы определяют необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности.

1.2. Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности - сложная и малоизученная категория. В литературе существует целая палитра взглядов на определение того, что есть форма. Некоторые авторы не проводят различие между формами и видами государственного регулирования предпринимательской деятельности, другие считают, что предпочтительнее использовать термин «вид» вместо понятия «форма», тогда как другие не раскрывают значение выражения «форма государственного регулирования предпринимательской деятельности».

Что касается методов государственного регулирования предпринимательской деятельности, достаточно указать три основных метода, используемых в предпринимательском праве: метод автономных решений (метод согласования), метод обязательных предписаний и метод рекомендации. Все вышеперечисленные методы присущи отношениям, возникающим в процессе регулирования экономической деятельности, и охватываются (экономическим) предпринимательским правом. Выделение государством других методов государственного регулирования предпринимательской деятельности представляется искусственным.

Без метода обязательных предписаний нельзя обойтись даже в условиях развитой рыночной экономики, а тем более в переходной стадии к ней. Метод автономных решений (метод согласования) характерен не только для горизонтальных хозяйственных отношений, но и используется в государственном регулировании предпринимательской деятельности. Такие формы государственного влияния, как контракт и государственная поддержка, имеют большие перспективы для рыночной экономики. Метод рекомендаций имеет тот же прогноз. Однако, чтобы оба метода работали в полной мере, необходимо навести порядок в экономике, в том числе путем совершенствования экономического законодательства.


Метод автономных решений (метод согласования) в вертикальных экономических отношениях был закреплен и регламентирован, например, в Законе «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В соответствии со ст. 6 настоящего закона Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган или высшие исполнительные органы государственной субъектов Российской Федерации власти, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования или исполнительно распорядительные органы муниципальных образований, на территориях которого создается особая экономическая зона, заключают в течение тридцати дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о создании особой экономической зоны соглашение. Резидентом промышленно-производственной особой экономической зоной признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с Федеральным законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении промышленно-производственной, о деятельности, или деятельности по логистике, либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами особой экономической зоны с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны (ст. 9 и гл. 1, 3 закона).[11]

Таким образом, представляется, что формы государственного регулирования предпринимательской деятельности следует понимать как конкретные меры экономического, правового и организационного воздействия на предпринимательскую деятельность, закрепленные в правовых нормах и реализуемые в рамках законодательства.

В целом формы государственного регулирования предпринимательской деятельности разнообразны и могут быть разделены по мерам государственного регулирования экономики на экономические, правовые и организационные.

Экономические формы в рыночной экономике должны занимать одно из главных мест. Экономические формы государственного регулирования экономики можно охарактеризовать как меры, заключающиеся в определении направлений и стратегий развития экономики в целом или в отдельных ее сферах и видах экономической деятельности, а также мер стимулирования (а в необходимых случаях и дестимулирования) определенным секторам экономики, видам и субъектам хозяйственной деятельности.


Экономической формой государственного регулирования экономической деятельности является, прежде всего, налоговое регулирование, поскольку общественные интересы не могут быть реализованы без налогов. Экономические формы также включают таможенные и валютные правила. Кроме того, одной из важнейших форм государственного регулирования предпринимательской деятельности является прогнозирование и программирование социально-экономического развития Конечно, налоговое, валютное и таможенное регулирование не может осуществляться без использования некоторых элементов организационных форм регулирования, таких как меры контроля. Кроме того, например, Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает определенные меры государственной поддержки предпринимательства. Однако основной целью этих форм регулирования предпринимательской деятельности является использование экономических мер.

Ни одна развитая рыночная экономика не может обойтись без организационных форм государственного регулирования. Организационными формами государственного регулирования экономики являются меры управления (и, при необходимости, директива), применяемые в пределах, установленных законом соответствующими государственными органами в отношении экономики в целом, ее отдельных секторов, а также видов и субъектов экономической деятельности. Организационные формы государственного регулирования предпринимательской деятельности включают, например, государственную регистрацию коммерческих субъектов, лицензирование, обязательные предписания, применение нормативов и лимитов, установление квот. Организационные формы государственного регулирования следует отличать от санкций, налагаемых на хозяйствующих субъектов - нарушителей вертикальных экономических отношений. Например, приостановление операций со счетами предприятий и компаний (Статья 76 Налогового кодекса Российской Федерации) является не формой регулирования, а операционной и экономической санкцией.[4]

Государственный контроль за соблюдением законодательства субъектами предпринимательской деятельности является, по своей сути, одной из организационных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Государственная поддержка также является формой государственного регулирования предпринимательской деятельности. Речь идет о расширении возможностей субъектов хозяйствования в определенных сферах экономики. Это включает государственную поддержку малого бизнеса, меры по поддержке агропромышленного комплекса, обеспечению деятельности военно-промышленного комплекса и защите отечественных производителей.


Защита юридических лиц как форма государственного регулирования компаний характеризуется конкретными мерами по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав этих организаций. Формы защиты делятся на судебные и внесудебные.

Поскольку, как отмечалось выше, формы государственного регулирования предпринимательской деятельности должны иметь нормативную консолидацию и поддержку, все они выступают в качестве правовых мер. Законы и подзаконные акты являются основными правовыми формами регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства. Некоторые формы регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства квалифицируются как правовые в соответствующих нормативных актах. Например, в Законе о техническом регулировании говорится, что техническое регулирование – это правовое регулирование. Кроме того, выделяются и такие правовые меры регулирования, как договор, имущественная ответственность и т.п.

Что касается соотношения форм и методов регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства, большинство форм этого регулирования основаны не на одном из методов, а на сочетании элементов трех методов предпринимательского права. Таким образом, в антимонопольном регулировании используются три (экономических) метода предпринимательского права, как одна из основных форм регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства.

Антимонопольный орган:

· выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания;

· направляет рекомендации по развитию конкуренции в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления;

· дает предварительное согласие (по соответствующему ходатайству) на осуществление определенных действий, направленных на концентрацию капитала.

Большинство организационных форм регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства, в зависимости от характера воздействия, являются прямыми. Некоторые формы государственного регулирования (в основном экономические формы) являются косвенными. Однако прямые формы государственного регулирования могут, на факультативной основе, содержать элементы косвенных форм регулирования и наоборот.


Глава 2. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности

Государственное регулирование затрагивает интересы компаний и организаций, и гражданин прямо предполагает, что формы экономического взаимодействия с ними оказывают на них положительное и отрицательное влияние. Хозяйственникам предпринимателям нужно чтобы не было административно региональных барьеров для движения товаров, действовала свободная от монополии добросовестная конкуренция, разумным было налогообложение, доступным кредит. Каждый гражданин надеется, что государство защитит от инфляции, заблокирует каналы для тех, кто хочет зарабатывать деньги из воздуха, исключит использование бюджетных средств в интересах личного интереса (что продолжается, и по сей день) и привлечет внешние займы только для инвестиции. Насколько государство сможет удовлетворить эти требования? Каким образом оно будет это осуществлять? И насколько это является целесообразным? Это наиболее важные вопросы, которые будут обсуждаться в этой главе.

В этой главе определяется и анализируется ряд режимов регулирования, которые формируют основу для ведения предпринимательской деятельности.

Создание благоприятных условий для развития предпринимательства является основной задачей государственного регулирования предпринимательской деятельности. В связи с этим была рассмотрена и проанализирована разработка направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности, которые являются объективными для всех субъектов хозяйствования: антимонопольного, налогового и административного, а также системы государственной поддержки экономической деятельности.

2.1. Административное регулирование предпринимательской деятельности

В последнее время роль предпринимательской деятельности в жизни граждан Российской Федерации с каждым годом возрастает. Предпринимательская деятельность все глубже проникает в жизнь каждого гражданина. В связи с этим необходимость административно-правового регулирования приобретает все большее значение. Одна из целей этого раздела - понять, в какой степени административное регулирование проникает в предпринимательскую деятельность и насколько разумна глубина конкретного типа административного регулирования. Административное регулирование - это действия администрации государства или региона, направленные на обеспечение баланса интересов субъектов хозяйствования с помощью нормативных актов, инструкций, приказов. Администрация является государственным органом на определенной территории. Он предназначен для реализации в жизни законов, нормативных актов и приказов, которые будут играть организационную роль, и определять отношения между членами общества. При нынешнем динамизме административный аппарат государственного управления должен своевременно принимать решение и прогнозировать будущее.