Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ЮжноУральский государственный университет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)
Высшая школа экономики и управления
Кафедра «Экономическая теория, региональная экономика, государственное и муниципальное управление»
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ
Заведующий кафедрой
, д.э.н.,профессор
/ В.С. Антонюк /
«_____» _______________ 2017 г
Управление развитием социальной сферы муниципального образования
(на примере Копейского городского округа)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ЮУрГУ – 38.03.04.2017.031.ВКР
Руководитель, к.п.н.,доцент
/ Л.Н.Коврижкина /
«_____» _______________ 2017 г.
Автор
студент группы ЗЭУ – 548
/ Л.С.Тимошенко /
«_____» _______________ 2017 г.
Нормоконтролер, спец.У.М.Р.
/ О.В. Ефимова /
«_____» _______________ 2017 г.
Челябинск 2017
2
АННОТАЦИЯ
Тимошенко Л.С. Управление развитием социальной сферы муниципального образования (на примере Копейского городского округа)
Челябинск: ЮУрГУ, ЗЭУ – 548, 94 с., 7 ил., 9 табл., библиогр. список – 36 наим., 0 прил., 12 л. плакатов ф. А4.
Объектом выпускной квалификационной работы является социальная сфера муниципального образования Копейского городского округа.
Цель выпускной квалификационной работы – разработка рекомендаций по управлению развитием социальной сферы муниципального образования
(Копейского городского округа)
Результаты выпускной квалификационной работы имеют практическую значимость и могут применяться в социальной сфере муниципального образования.
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………8 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Анализ социальной сферы муниципального образования……………….11 1.2 Деятельность органов местного самоуправления в социальной сфере…25 1.3 Проблемы развития социальной сферы муниципального образования...30 2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КОПЕЙСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА)
2.1 Характеристика социальной сферы на примере Копейского городского округа…………………………………………………………………………….36 2.2 Деятельность Администрации Копейского городского округа в социальной сфере……………………………………………………………………………...52 2.3 Проблемы в социальной сфере Копейского городского округа и пути их решения…………………………………………………………………………..67 3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ
КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)
3.1 Разработка рекомендаций по управлению развитием социальной сферы муниципального образования (на примере Копейского городского округа)..71 3.2 Анализ эффективности предложенных рекомендаций по управлению развитием социальной сферы муниципального образования (на примере
Копейского городского округа)………………………………………………...77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….91
4
ВВЕДЕНИЕ
В Российской Федерации социальная жизнь общества находится под ведением органов управления. Наиболее приближенным к проблемам общества является муниципальное образование. Это связано с тем, что именно на местном уровне совершенствование социальной сферы приобретает в настоящее время особое значение. Только на уровне муниципалитета могут быть учтены социально- экономические, природные, демографические, экологические. Следовательно, му ниципальное образование играет важную роль в развитии социальной сферы, на территории которого оно располагается. Проблема совершенствования управления социальной сферой направленная на решение глобальной задачи – повышение качества жизни, должна решаться на основе разработки новых моделей управления, позволяющих сформировать оптимальные механизмы взаимосвязи и взаимодействия функциональных комплексов социальной сферы.
Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой области, в какой бы стране не жили люди, чьим интересам служит социальная политика.
Социальная сфера - это самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются многообразные социальные интересы в отношениях социальных субъектов.
В современной экономике социальная сфера стала важнейшим фактором и источником экономического роста. Возможности поступательного развития экономики оказались напрямую связанными с качественным развитием созидательных способностей человека, которые определяют влияние на качество рабочей силы оказывает образование, ее профессиональная подготовка, важную роль в ее формировании выполняет здравоохранение, культурное обслуживание, все те сферы деятельности, которые формируют человеческий капитал.
5
Однако присутствуют проблемы управления развитием социальной сферы муниципального образования:
- неизмеримо возросла роль финансирования социальной сферы, главным источником ее финансирования является региональный бюджет, все сложности и недостатки налогово-бюджетной системы, постоянный дефицит бюджета, использование взаимозачетов и недостаток "живых" денег предопределяют проблемы финансирования социальной сферы.
- возрос масштаб социальной сферы, финансируемой из бюджета, из-за передачи ведомственных объектов социальной сферы в муниципальное управление.
- низкая покупательная способность населения выступает серьезным ограничением развития сферы платных услуг, что, естественно, создает дополнительную нагрузку на муниципальную социальную сферу.
- неподготовленность общественного сознания к рыночным отношениям и неприятие реформ в социальной сфере, направленных на сокращение бесплатных общественных услуг, на привлечение средств населения к развитию социальной сферы.
- нерешенность законодательно – правовых вопросов при распределении полномочий между властными структурами системы управления в процессе решения социальных проблем вызывает противоречия между федеральным, региональными и муниципальными уровнями управления.
Это обусловило выбор темы ВКР “Управление развитием социальной сферы муниципального образования (на примере Копейского городского округа)”.
Объект – социальная сфера муниципального образования Копейского городского округа.
Предмет – управление развитием социальной сферы муниципального образования на примере Копейского городского округа.
6
Цель – разработка рекомендаций по управлению развитием социальной сферы муниципального образования (на примере Копейского городского округа).
Задачи:
1) Изучить развитие социальной сферы муниципального образования.
2) Проанализировать управление развития социальной сферы муниципального образования (на примере Копейского городского округа).
3) Разработать рекомендации по управлению развитием социальной сферы муниципального образования (на примере Копейского городского округа).
Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
7 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Анализ социальной сферы муниципального образования
Социальная сфера - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление. К социальной сфере относится, прежде всего, сфера услуг (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь). С точки зрения кандидата исторических наук Г.И. Осадчей социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.[19]
Теоретический анализ сущности социальной сферы можно отнести к началу
80-х годов, в работах профессора В.С. Барулина, кандидата экономических наук
М.В. Лашиной и ряда других ученых была исследована сущность этой категории.
Последующие разработки связаны с именами В.Н. Иванова, В.З. Роговина, С.И.
Бразилова, Б.В. Князева, Н.И. Дряхлова, В.Я. Нечаева, С.А. Шавеля, Г.М. Каца и других. В литературе можно выделить несколько подходов к определению социальной сферы.[21]
Одни понимают ее как совокупность больших социальных групп: классов, наций, народов и так далее, - полагая, что такое представление о социальной сфере отражает глубокий уровень общественной жизни, носит сущностный
8 характер, в отличие от представления о ней как просто суммы локальных социальных образований.
Кандидат экономических наук М.В. Лашина утверждает, что социальная сфера включает в себя «все общественные группы, из которых состоит данное конкретное общество, и все взаимоотношения между ними, все процессы изменения и развития общественных групп. В основном понятие социальной сферы в такой трактовке совпадает с понятием социальной структуры общества, в состав которой входят те или иные классы, социальные прослойки, профессиональные группы, народности и нации».[20,149 с.]
Такое определение неполное. Профессор А.К. Уледов, трактует, что полем деятельности общностей является все общество, все его сферы. В такой постановке вопроса социальная сфера действительно утрачивает функциональные признаки и главнейший из них - обеспечение воспроизводства общества. Выше уже подчеркивалось, что любая сфера жизнедеятельности общества представляет собой сформировавшиеся, отличающиеся друг от друга виды деятельности, необходимые для существования общества и выполняет только ей присущую функцию.[21]
Между тем социальная структура общества лишь фиксирует деление общества на различные социальные группы и наличие устойчивых связей между ними.
Следовательно, та или иная человеческая общность действительно может проявлять свою активность на любом «поле», в рамках любой сферы. Но в каждом случае функции этой деятельности будут различны.
Экономисты представляют свою точку зрения, которую используют в научном анализе, в виде категории «социальная сфера», они сводят ее к непроизводственной сфере и отраслям услуг. М.С. Касымова «социальная сфера - это совокупность отраслей народного хозяйства, в той или иной мере задействованных в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан, работники которых получают соответствующие доходы из средств, выделяемых
9 обществом на эти потребности». В данном случае мы сталкиваемся с другой крайностью: социальная сфера предстает только как социальная инфраструктура, вне деятельности в ней каких-либо социальных субъектов, их связей и отношений.[23, с 27-32]
Ряд авторов, думают, что социальная сфера занимает своего рода промежуточное положение между экономической и политической системами и выступает как бы передаточным звеном от экономики к политике, считают неоправданным выделение социальной сферы как некоторой относительно самостоятельной области общественных отношений. В данном случае получается так, что в пределах экономической и политической сфер развертывается все многообразие общественных отношений - производственных, политических, социальных, культурно-духовных. При этом растворяются специфические функции культурно-духовной и социальной сфер.
Особый подход демонстрируют авторы коллективных монографий, вышедших под редакцией В.Н. Иванова доцент, профессор кафедры управления и планирования социально-экономических процессов экономического факультета
Ленинградского (Санкт-Петербургского) государственного университета. Под социальной сферой они понимают специфическую область общественных отношений, охватывающую систему социально-классовых, национальных отношений, связи общества и личности. В нее также, по их мнению, включена совокупность социальных условий и факторов жизнедеятельности общественных групп и личности, их развития и совершенствования.[26]
И последняя группа ученых, связывает социальную сферу, прежде всего с социальным воспроизводством населения как дифференцированной совокупности взаимодействующих социальных субъектов. Социальная сфера - это процесс функционирования и развития общества, в котором реализуется его социальная функция, собственно социальное бытие, т. е. целостное воспроизводство и обогащение общества и человека как субъектов жизненного процесса».
10
В. Н. Ковалев доцент кафедры психологии дает такое определение этой категории: «Социальная сфера - исторически сложившаяся, относительно устойчивая система связей и отношений между взаимодействующими субъектами и всеми другими элементами, составляющими общество как целостность».
Помимо субъектов он включает в социальную сферу также широкую
«совокупность социальных условий и факторов, обеспечивающих жизнедеятельность общественных групп и индивидов, их воспроизводство, развитие, совершенствование».[25, С.240]
Социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.
Социальная сфера представляет собой самобытное, сложноорганизованное, упорядоченное целое, единое в своей сущности, в своем качестве, назначении и вместе с тем многофункциональное в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства дифференцированных социальных субъектов с их способностями, потребностями, многообразием интересов.
Процессы функционирования и развития социальной сферы обусловлены объективными закономерностями и основываются на определенных принципах социального управления.
Социальная сфера может быть структурирована по различным критериям.
Например, С.А. Шавель, кандидат философских наук, представляет структуру социальной сферы как сумму четырех взаимосвязанных частей, выступающих вместе с тем и эмпирическими индикаторами при ее предметной идентификации:
1.
Социальной структуры общества, исторически представленной
11 определенными классами и социальными группами
(социально- демографическими, этническими, территориальными и др.) и отношениями между ними.
2. Социальной инфраструктуры как совокупности отраслей народного хозяйства и видов общественно полезной деятельности (кооперативной и индивидуальной, общественных фондов и социальных инициатив и т.д.), направленных на оказание услуг непосредственно человеку.
3. Социальных интересов, потребностей, ожиданий и стимулов, т.е. всего того, что обеспечивает связь индивида (групп) с социумом, включенность личности в общественный процесс.
4. Принципов и требований социальной справедливости, условий и гарантий ее осуществления.[14]
5. Муниципальные образования являются важным элементом политической системы общества, поскольку решают политические, экономические, социальные и иные вопросы местного значения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:
- Сельское поселение - один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, соответствует сельсоветам советских времён и земствам досоветского периода. Сельское поселение входит в состав муниципального района.
12
- Городское поселение - небольшой город или посёлок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и
(или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
- Муниципальный район - несколько поселений, объединенных общей территорией, местное самоуправление в которых осуществляется в целях решения вопросов местного значения.
- Городской округ - это городское поселение, не входящие в состав муниципального района, местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения.
- Внутригородская территория города федерального значения - это отдельная часть территории города федерального значения, в пределах которого гражданами осуществляется местное самоуправление. [4]
Отрасли социальной сферы оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния и качество жизни населения.
Социальная сфера является основным компонентом эффективного развития любого общества. Органы власти любого уровня (федеральная, региональная или муниципальная) реализует социальные функции перед населением через нормативно-правовые регуляторы и исполнение разных положений социальной политики. Муниципальным образованиям приходится решать широкий круг социальных сфер является ведущим звеном социально-экономического функционирования и развития территорий. Важнейшей функцией органов местного самоуправления на сегодняшний день является обеспечение социальной поддержки населения. Поэтому развитие системы управления социальной сферой на муниципальном уровне являются весьма актуальным.
Становление местного самоуправления – задача не только самого местного самоуправления, но и государственной власти на всех ее уровнях. Развитие местного самоуправления невозможно без поддержки государства, его политических решений, опирающихся на гражданские инициативы населения.