Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ЮжноУральский государственный университет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
62
Таблица 7 – SWOT - анализ социальной сферы муниципального образования
Копейского городского округа
Сильные стороны
Слабые стороны
1.Автоматизация бюджетного процесса позволяет повысить оперативность и качество составления и исполнения бюджета;
2.Развитая инфраструктура и коммуникации.
Копейск выгодно расположен на пересечении транспортных коммуникаций и основных трубопроводных магистралей;
3.Наличие крупных и конкурентоспособных предприятий динамично развивающийся малый бизнес;
4. Богатый кадровый потенциал;
5.Географическое положение города, который находится в центральной части Уральского региона, граничит с областным центром, одним из 14 городов – миллионников г. Челябинск. По территории города проходят федеральная трасса М-5 и железнодорожное сообщение
Южно-уральской железной дороги;
6. Наличие новых инвестиционных проектов;
7.Динамично развивающаяся многопрофильная экономика.
1.Снижение численности квалифицирова нных кадров;
2.
Материально- техническая база учреждений и организа ций социальной сферы;
3.Недостаточное количество детских дошкольных и общеобразовательных учреждений;
4.Высокая степень морального и физического износа объектов коммунальной инфраструктуры;
5
.Недостаточный приток инвестиций в инфраструктуру города.
Возможности
Угрозы
1. Выгодное географическое положения городско го округа для развития логистики, грузоперевозок
;
2.Эффективное использование земельных и водных ресурсов. Рассмотрение возможности развития собственных источников водоснабжения
;
3.Содействие дальнейшему динамичному развити ю промышленности города, малого и среднего предпринимательства, привлечению инвестиций в наиболее эффективно развивающиеся области экономики городского округа (металлургическое производство, машиностроение, пищевая промы шленность).
1. Происходит отток трудовых ресурсов и денежной наличности
;
2. Спад промышленного производства;
3. Износ основных фондов предприятий.
В таблице 7 – SWOT – анализ социальной сферы муниципального образования
Копейского городского округа, так же выделены возможности и угрозы, на
63 которые стоит обратить внимание для улучшения управления развитием социальной сферы.
2.3 Проблемы в социальной сфере и пути их решения
На основании Таблицы 7 - SWOT – анализ социальной сфере муниципального образования Копейского городского округа, рассмотрим проблемы социальной сферы.
Проблемами в социальной сфере Копейского городского округа является:
1) Малочисленность молодых квалифицированных специалистов в органах и учреждениях социальной сферы.
Таблица 8 – Количество жителей Копейского городского округа
Тыс. человек
2014 2015 2016
Численность населения
141878 144552 146146
Численность населения пенсионного возраста
40573 41019 41456
Из таблицы 8, мы видим, что численность населения Копейского городского округа увеличивается, но также увеличивается количество людей пенсионного возраста, то есть происходит старение кадрового состава.
Университеты по всей стране ежегодно выпускают несколько тысяч молодых специалистов, но большинство из них по специальности работать не будут.
Как показывают статистические данные, только 10-15% выпускников приходят работать в организации и учреждения социальной сферы.
Дефицит квалифицированных кадров связан с низким уровнем оплаты труда работников учреждений социального обслуживания, не соответствующим напряженности и интенсивности их труда, отсутствует меры привлечения специалистов.
64 2) Слабая материально - техническая база учреждений и организаций социальной сферы Копейского городского округа.
Причиной слабой материально- технической базы учреждений и организаций социальной сферы Копейского городского округа, является недостаточное финансирование.
Улучшение качества социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, невозможно без укрепления материально-технической базы данных учреждений. Часть оборудования и предметов длительного пользования, имеющихся в учреждениях и организациях социального обслуживания, физически и морально устарели, требуют замены. В ряде учреждений необходимо проведение ремонта в соответствии с установленными санитарными нормами и требованиями, а также требованиями пожарной безопасности и дальнейшее улучшение качества предоставляемых социальных услуг.
Недостаточное бюджетное финансирование не способно обеспечить поддержку технического состояния зданий, в которых осуществляется муниципальная деятельность в социальной сфере.
3) Высокая степень морального и физического износа объектов коммунальной инфраструктуры
Одна из основных проблем в Копейске, к сожалению, не оригинальна. В
Копейском городском округе показатель износа сетей превышает 70 %. Важна своевременность финансирования и согласованные действия всех вовлечённых в процесс – области, местных властей, подрядчиков, поставщиков.
В КГО проходят конференции, на которых поднимаются различные проблемы
ЖКХ:
- незавершенность правовой базы жилищной реформы;
- нерешенность вопросов финансирования капитального ремонта старого жилищного фонда;
65
- низкий уровень квалификации кадров в организациях ЖКХ, а также неготовность значительной части населения принять на себя ответственность за содержание жилищного фонда, но эти проблемы решаются не в полном объеме.
Деятельность коммунального сектора в городском округе характеризуется:
- неэффективной системой управления;
- отсутствием навыков работы в рыночных условиях;
- отсутствием новых, современных технологий;
- неудовлетворительным качеством коммунальных услуг;
- неоправданными потерями ресурсов.
Модернизация системы водоснабжения. Город рос, а очистные сооружения не обновлялись с 70-х годов. Общие затраты, необходимые для реализации проекта под условным названием «Чистая вода» существенные - порядка миллиарда рублей. Таких средств нет не только в округе, но и в области. Для решения этой проблемы представители Копейского городского округа писали письмо в Москву, но пока результата нет.
Снос аварийного жилья. В 3 поселках еще остались камышитовые бараки. По мере возможности, местные власти пытаются решить эту задачу. В 2016г сдали два новых десятиэтажных дома, построенных на федеральные деньги и переселили туда копейчан из аварийного жилья, но теперь появилась другая задача – надо сносить 63 освободившихся ветхих дома. Учитывая масштаб проблемы, на ее решение уйдет не одно десятилетие. Но заниматься этим надо уже сегодня. [25]
В Копейском городском округе не все поселки имеют централизованное водоснабжение. И один из них – Вахрушево, где население берет воду из скважины. В 2016 г неожиданно вода стала убывать. Возможно, причиной стало жаркое лето, плюс люди использовали воду для полива. Но это весьма затратное занятие, поэтому было принято решение в срочном порядке бурить новую скважину. Ситуацию с водой в Вахрушево признана чрезвычайной. Это нужно
66 было для того, чтобы использовать для решения «водной» проблемы средств резервного фонда, как минимум полтора миллиона рублей. Принято также решение о строительстве в ближайшей перспективе водопровода в Вахрушево.
В целях общественного контроля на уровне муниципалитета создана комиссия, в которую вошли представители общественных организаций, политических партий, движений и экспертного сообщества.
Таким образом, в Копейском городском округе были выделены следующие проблемы:
1) Снижение численности молодых квалифицированных специалистов (низкая оплата труда);
2) Слабая материально - техническая база учреждений и организаций социальной сферы Копейского городского округа;
3) Высокая степень морального и физического износа объектов коммунальной инфраструктуры.
Таблица 9 – Проблемы в социальной сфере Копейского городского округа и пути их решения
№
Проблемы
Пути их решения
1
Снижение численности молодых квалифицированных специалистов (низкая оплата труда)
1. 1. Решение вопросов по служебному жилью;
2. 2. Меры социальной поддержки
2
Слабая материально - техническая база учреждений и организаций социальной сферы Копейского городского округа
1.Участие в областных программах;
2.Финансирование муниципальных программ по потребности
3
Высокая степень морального и физического износа объектов коммунальной инфраструктуры
Финансирование муниципальных программ по потребности
На основании данных можно разработать рекомендации по управлению развитием социальной сферы муниципального образования Копейскго городского округа.
67 3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА
ПРИМЕРЕ КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)
3.1 Разработка рекомендаций по управлению развитием социальной сферы муниципального образования Копейского городского округа
В ходе исследования были выявлены следующие проблемы в социальной сфере Копейского городского округа:
1) Снижение численности молодых квалифицированных специалистов (низкая оплата труда);
2) Слабая материально - техническая база учреждений и организаций социальной сферы Копейского городского округа;
3) Высокая степень морального и физического износа объектов коммунальной инфраструктуры.
Проанализировав данные проблемы, были разработаны рекомендации по управлению развитием социальрной феры муниципального образования
Копейского городского округа.
В целях привлечения молодых специалистов в социальную сферу муниципального образования необходимо разработать программу по привлечению и поддержке молодых специалистов.
Такая программа предусматривает комплекс мероприятий, направленных на привлечение для работы в социальной сфере муниципального образования талантливой и профессиональной молодежи, имеющей потенциал для развития.
Основание для разработки программы, является Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».[3]
Программа ставит своей целью привлечение в сферу муниципального
68 образования талантливой и профессиональной молодежи.
Рисунок 7 – Программа для привлечения молодых специалистов в социальную сферу муниципального образования Копейского городскогоокркуга
Задачами Программы являются:
- создание благоприятных условий для работы молодого специалиста в социальной сфере муниципального образования;
- создание условий для развития и реализации потенциальных возможностей специалистов;
- повышение квалификации педагогических кадров.
В рамках программы должна вестись совместная работа с вузами по привлечению их выпускников в муниципальные образования, которая реализуется через проведение мастер-классов и обучающих семинаров для студентов выпускных курсов вузов с привлечением ведущих специалистов.
Одним из важных аспектов является организация целевого направления в ВУЗы педагогического профиля выпускников образовательных учреждений города с оплатой стипендии ежемесячно студентам, принятым по целевому набору и
Программа состоит из трех блоков
Профессиональная поддержка молодых квалифицированных кадров
Материальная поддержка молодых квалифицированных кадров
Привлечение молодых специалистов
69 заключившим договора о трудовой деятельности с направляющей стороной сроком на 3 года.
Материальная поддержка молодых специалистов в сфере муниципального образования должна осуществляться по двум направлениям:
1. Денежные выплаты:
- единовременные денежные выплаты молодым специалистам, поступившим на работу в муниципальные образовательные учреждения;
- ежемесячные надбавки к тарифной ставке молодым специалистам, работающим в муниципальных образовательных учреждениях.
2. Обеспечение жильем:
- обеспечение служебным жильем (в течение определенного времени предположим, в течение 3-ех или 5-и лет - это жилое помещение должно относиться к разряду служебных, для того, чтобы специалист, приватизировав жилье, не покинул место работы);
- предоставление целевого займа на строительство (приобретение) жилья молодым специалистам на следующих условиях:
1) целевые займы предоставляются на срок до 25 лет;
2) целевые займы предоставляются в размере, необходимом для оплаты 30 процентов нормативной площади;
3) процентная ставка устанавливается на всю сумму целевого займа в размере 5 процентов годовых;
4) начисление процентов осуществляется ежемесячно на погашаемую сумму целевого займа с учетом срока пользования средствами.
3. Профессиональная поддержка молодых специалистов.
Реализация программы предполагает особые условия для молодых специалистов в институте повышения квалификации, таким образом, для специалистов со стажем не больше трех лет проводят специальные форумы и конкурсы, а также помогают
70 справиться с возможными психологическими проблемами.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- создать условия для увеличения притока и закрепления молодых специалистов в муниципальных образовательных учреждениях;
- укомплектовать муниципальные образовательные учреждения молодыми квалифицированными кадрами;
- усилить чувство уверенности и профессиональной защиты сотрудников.
Разработка и реализация данной программы позволит не только привлечь в муниципальные образования молодых специалистов, но и даст им ту необходимую уверенность в завтрашнем дне, покажет заинтересованность государства в их труде и позволит российским муниципальным образованиям стать современными и инновационными.
2) Разработка рекомендаций по управлению развитием материально - технической базы учреждений и организаций социальной сферы муниципального образования Копейского городского округа.
Для улучшения управления развитием материально - технической базы разработана областная целевая программа «Укрепление материально-технической базы учреждений муниципальных образований на годы».
Основными задачами Программы являются:
- обеспечение сохранности зданий учреждений муниципального образования;
- создание безопасных и благоприятных условий нахождения граждан в учреждениях муниципального образования;
- улучшение технического состояния зданий учреждений муниципального образования.
Для укрепления материально-технической базы учреждений муниципального образования предусматривается реализация следующих мероприятий:
- разработка методических рекомендаций по организации отбора заявок муниципальных образований на участие в Программе;
71
- методическое сопровождение реализации мероприятий Программы;
- ежегодное техническое обследование зданий учреждений культуры (методом осмотра);
- разработка проектной документации на проведение ремонтных работ и противопожарных мероприятий в зданиях учреждений;
- предоставление субсидий местным бюджетам на проведение ремонтных работ и противопожарных мероприятий в зданиях учреждений муниципального образования.
3) Для решения проблемы о высокой степени морального и физического износа объектов коммунальной инфраструктуры предлагаем внедрить программу
«Управление развитием жилищно-коммунальной инфраструктуры Копейского городского округа».
Необходимость разработки настоящей муниципальной программы обусловлена отсутствием единого перспективного планирующего документа, координирующего мероприятия по содержанию, строительству, реконструкции, ремонту и капитальному ремонту муниципального имущества, объектов благоустройства, коммунальной инфраструктуры, дорожного и городского хозяйства на территории городского округа
Муниципальная программа состоит из подпрограмм:
- «Содержание и ремонт объектов внешнего благоустройства»
- «Ремонт жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, за счет средств найма» (приложение 2 к муниципальной программе);
- «Подготовка к отопительному периоду» (приложение 3 к муниципальной программе);
- «Содержание и техническое обслуживание сетей наружного освещения»
(приложение 4 к муниципальной программе);
- «Ремонт дворовых территорий и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов».