Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ЮжноУральский государственный университет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21
Окончание таблицы 5
Наименование
2014 2015 2016 1
2 3
4
Международные резервы Российской Федерации
(на конец года), млрд. долл. США
537,6 509,6 385,5
Инвестиции в основной капитал, млн. руб.
(1990 г. – млрд. руб.)
12586090 13450238 13557515
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), процентов
106,6 106,5 111,4
Индекс цен производителей промышленных товаров (декабрь к декабрю предыдущего года), процентов
105,1 103,7 105,9
Внешнеторговый оборот, млрд. долл. США
863,2 864,6 805,8 в том числе: экспорт
527,4 523,3 497,8 импорт
335,8 341,3 308,0
Таким образом, статистические данные с 2014г – 2016г показывают, что социальная сфера муниципального образования РФ развивается по всем направлениям, но происходит снижение численности контингента работников из- за большого числа населения пенсионного возраста, а так же к 2016г уменьшается внешнеторговый оборот. [13, c 722]
1.2 Деятельность органов местного самоуправления в социальной сфере
В соответствии с Конституцией, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
К социальной сфере относится всё, что обеспечивает жизнедеятельность человека. Традиционно, и не только в России, но и в других странах, основное социальное назначение местного самоуправления, прежде всего, связывают с такими базовыми составляющими социальной сферы, как: здравоохранение, образование, культура и организацию досуга, занятия физической культурой и спортом, системы социального обеспечения и социальной защиты населения, а
22 так же можно отнести жилищно-коммунальное хозяйство, социальное страхование и пенсионное обеспечение. Управление социальной сферой осуществляется на всех трех уровнях публичной власти: федеральном, региональном и муниципальном. Функции каждого уровня определяются в соответствии с законодательно разграниченными полномочиями. [1, с248]
Жизнедеятельность населения любого муниципального образования обеспечивается созданием и развитием социальной инфраструктуры. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия для жизнедеятельности человека, поскольку органы местного самоуправления лучше знают все условия и факторы предоставления конкретных социальных услуг конкретным людям. Названные отрасли социальной сферы оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния и качество жизни населения, и имеют своим непосредственным адресатом людей, их материальные, физические и духовные возможности (рис. 2).
Рисунок 2 - Основные компоненты социальной сферы
Социальное обслуживание направлено на удовлетворение повседневных потребностей тех людей, которые нуждаются в посторонней помощи вследствие возраста, инвалидности, заболеваний, потери крова.
23
Отрасли социальной сферы характеризуются наличием четко выраженных внешних эффектов от потребления их благ теми, кому они непосредственно адресованы и постоянно выступают объектом ценностных оценок со стороны государства и общества. Например, возможности получения медицинской помощи и образования различными социальными группами являются в любом современном обществе предметом оценки с позиций социальной справедливости.
Международные организации и конституции многих стран относят доступность медицинского обслуживания, образования, культурных благ к числу неотъемлемых прав человека.
Социальная сфера постоянно и плотно взаимодействует с другими сферами жизни общества (производственной, финансовой, рекреационной и пр.), хотя и имеет собственные принципиальные отличия:
- ориентация деятельности отраслей этой сферы на конечное решение социальных проблем;
- предметом воздействия предоставляемых благ являются люди и возможности их повседневной жизнедеятельности;
- нацеленность отраслей социальной сферы не на производство товаров, а на предоставление услуг;
- интеллектуальные и духовные ценности в данной сфере приобретают вид конкретных услуг
- потребление предоставляемых благ имеет значительные внешние эффекты;
- деятельность этих отраслей является объектом систематического применения ценностных оценок.
Из этого можно сделать вывод, что социальная сфера представляет весьма существенную часть современной экономики. К концу XX в. затраты государства на политику в этой сфере и расходы населения на производимые в ней блага составляли в странах с развитой экономикой от 30 до 45% ВВП.
24
Большую долю средств местных бюджетов муниципального образования поглощает содержание и развитие социальной инфраструктуры. При этом в отраслях социальной сферы работает основная часть так называемых бюджетников, т.е. работников, получающих заработную плату из бюджетных средств.
В связи с этим, одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики - систему целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, обеспечивающих условия для жизнедеятельности человека и его воспроизводства, содержание и развитие социальной сферы муниципального образования.
Полномочия муниципальных образований разных типов в сфере социальной политики определены ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003. [3, c.3822] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Социальная политика муниципалитетов строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.
Социальная сфера и социальная политика (государственная и муниципальная) может рассматриваться в широком и в более узком смысле. В широком смысле к социальной сфере относят все, что обеспечивает жизнедеятельность человека. В этом случае вся муниципальная политика является социальной. В более узком смысле под социальной сферой муниципального образования, как уже было сказано, понимается сфера воспроизводства самого человека, его физических и духовных характеристик, тогда как воспроизводство материально-вещественной среды обитания относится к градообслуживающей сфере.
25
Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в соответствии с особенностями конкретных территорий. [11]
На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.
К основным направлениям муниципальной социальной политики, фактически реализуемыми органами местного самоуправления относятся:
- содействие занятости населения и обеспечению благоприятных условий труда на предприятиях, расположенных на территории муниципального образования;
- содействие обеспечению граждан жильем путем создания условий для жилищного строительства и прямое обеспечение помещениями малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- участие в обеспечении социальной поддержки отдельных групп населения;
- организация муниципальной системы здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
- организация предоставления образовательных услуг, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
- создание условий для деятельности учреждений культуры и досуга в муниципальном образовании, содержание муниципальных учреждений культуры и мест массового отдыха, сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
- создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании, содержание муниципальных физкультурно- спортивных сооружений;
26
- реализация муниципальной молодежной политики.
Кроме того органы местного самоуправлению осуществляют деятельность:
- предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- организации охраны общественного порядка силами муниципальной милиции;
- обеспечению первичных мер пожарной безопасности;
- организации мероприятий по охране окружающей среды;
- организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения;
- организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
- организации благоустройства и озеленения территории муниципального образования, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных зон и др.
Таким образом, в целом, всю деятельность органов местного самоуправления можно отнести к социальной, так как она направлена на создание условий для комфортной жизнедеятельности населения муниципального образования. [28]
1.3 Проблемы развития социальной сферы муниципального образования
Основные проблемы социального развития можно охарактеризовать, исходя из анализа динамики и содержания важнейших составляющих качества жизни населения муниципальных образований. Сложившиеся к настоящему времени ситуация и проблематика качества жизни населения, состояние социальной сферы прежде всего обусловлены общим состоянием экономики, ходом и результатами экономических реформ, а также состоянием материальных и финансовых ресурсов как в отдельно взятых муниципальных образованиях, так и в Российской
Федерации в целом. [30]
27
Форсированный переход к “социально ориентированной рыночной экономике” без достаточных на то предпосылок и подготовки необходимой правовой и нормативной базы реформ, формирования адекватного менталитета широких слоев населения, сложная финансово-экономическая ситуация и другие объективные обстоятельства не привели к исчерпывающим результатам потенциально эффективной, в целом, законотворческой и практической деятельности федеральных, региональных и муниципальных структур управления в области социальной политики, резко ограничили возможности отдельных муниципальных образований в проведении активной социальной политики, обострили традиционные социальные проблемы, способствовали появлению новых негативных процессов в социальной сфере.
С одной стороны, такой вывод подтверждается динамикой ряда важнейших социальных показателей. Среди них, прежде всего, следует выделить показатели уровня жизни, здоровья населения, занятости, преступности и т.д. С другой стороны, он вытекает из появления таких социально опасных негативных явлений, как безработица, социальное сиротство и безнадзорность, невыполнение важнейших государственных социальных гарантий, заметная поляризация структуры населения, социальная напряженность.
Наиболее общими показателями качества жизни являются продолжительность жизни и воспроизводство численности населения. Известно, что демографическая ситуация в большинстве регионов России характеризуется достаточно низкими параметрами воспроизводства населения, незначительным приростом численности, общим катастрофическим снижением продолжительности жизни россиян. [28]
Динамические ухудшения последних лет, а также наличие ярко выраженных факторов отрицательного воздействия на демографическую ситуацию, настоятельно требуют целостной стратегии и программы действий в области демографического развития, в том числе и в направлении изменения
28 количественных и качественных параметров населения в настоящем и будущем, создания предпосылок для плавного протекания рождаемости, смертности, миграции, которые в настоящее время имеют либо слабо выраженный характер, либо скачкообразную динамику. Последнее, в свою очередь, отражается на перепадах в численности отдельных поколений и создает тем самым проблемы в области здравоохранения, образования, занятости, социально-бытового обслуживания населения.
Что касается ситуации в сфере охраны здоровья населения, то многие показатели состояния здоровья населения вызывают тревогу. Высоким следует считать уровень заболеваемости людей острыми и хроническими болезнями.
Серьезной медико-социальной проблемой становится рост социально обусловленных заболеваний: туберкулеза, алкоголизма, наркомании.
Среди комплекса причин, влияющих на состояние дел в сферах воспроизводства населения и его здоровья, важное место занимает снижение уровня жизни и расширение масштабов бедности больших в численном выражении социальных групп. Активно происходит процесс расслоения общества по уровню денежных доходов. [32]
Объективно происходящие процессы изменения качества жизни, снижения уровня жизни ряда социальных групп привели к тому, что за последние годы выросло число лиц, нуждающихся в социальной поддержке.
Важнейшим индикатором, характеризующим духовно-нравственное состояние общества, качество и образ жизни населения, является уровень преступности.
Официальная статистика, касающаяся проблем обеспечения правопорядка в муниципальных образованиях городского типа, подтверждает такие негативные тенденции в данной сфере, как устойчивое превышение темпов роста числа лиц, совершивших преступления, над темпами роста общей численности населения; усиление криминализации в части экономических преступлений и рецидивных противоправных действий; рост преступности среди несовершеннолетних.
29
Большие проблемы имеют место и в таких сегментах социальной сферы, как образование, наука, культура, искусство, молодежная политика и др. Это дает основания утверждать, что общая ситуация в социальной сфере требует безотлагательных и принципиально кардинальных изменений. Причем, сохранение в большинстве муниципальных образований «производственно ориентированной» концепции организации управления социальной сферой, когда во главу угла ставятся вопросы руководства подведомственными предприятиями, городским хозяйством и в целом экономическим блоком, тогда как вся проблематика качества жизни населения отодвигается на второй план, явно не соответствует возможностям муниципальных образований в свете новых законодательных инициатив. Именно уровень местного самоуправления, как следует из Закона РФ “ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и других концептуальных документов, подразумевает приоритетность социальных блоков как в процессе целеполагания, так и при формировании организационных структур управления. [3, с.3822]
Поэтому есть все основания полагать, что существующая в большинстве случаев организация управления социальной сферой муниципальных образований страдает рядом недостатков, к важнейшим из которых (помимо отсутствия четкого концептуального видения социальной проблематики и путей ее разрешения) могут быть отнесены:
- недостаточная координация деятельности смежных комитетов социальной сферы и пересечение базовых функций, отсутствие концентрации ответственности и контроля исполнения и, как следствие, распыление и нерациональное в ряде случаев использование материальных и финансовых ресурсов;
- фактический отказ от функции целеполагания, долгосрочного планирования и прогнозирования в сфере муниципальной социальной политики и деятельности по развитию социальной сферы на стратегическом уровне управления;
30
- недостаточное организационное подкрепление программно- целевого подхода в решении проблем развития и функционирования социальной сферы муниципального образования как единого целого, стратегической задачей которого является повышение качества жизни населения.
Таким образом, в рамках избранной стратегической схемы должна формироваться и система приоритетов социального развития муниципальных образований. Ориентирами развития социальной сферы муниципальных образований в этих условиях являются:
- нормализация и улучшение демографической ситуации, преодоление депопуляционных тенденций;
- реализация нового подхода к охране здоровья, переход от концепции "совершенствования медицинского обслуживания населения" к концепции "расширенного воспроизводства физического и психического здоровья населения";
- переориентация местной социальной политики на семью, обеспечение социальных гарантий семье, детям и молодежи;
- активизация социальной политики, переход к адресной социальной помощи, достижение заметного улучшения материального положения и условий жизни населения;
- обеспечение эффективной, рациональной и свободно избранной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности трудового потенциала муниципального образования;
- интенсификация развития культурно-образовательного потенциала муниципального образования на основе использования духовных традиций и наиболее эффективных современных образовательных, воспитательных и культурно-просветительных технологий;
- формирование и развитие инновационно-творческого потенциала населения, создание условий для проявления массовых культурных, образовательных и