Файл: Протокол 3 от Председатель педагогического совета Габдулин Х. В. Согласовано.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КГУ «Ключевая общеобразовательная школа отдела образования Карасуского района» управления образования Акимата Костанайской области
«Утверждено»: На педагогическом совете школы протокол №3 от ___________ Председатель педагогического совета __________Габдулин Х.В. | «Согласовано» Зам.директора по УВР ________Карбузова М.Т. | «Рассмотрено» на заседании ШМО ________Тарасов Д.С. |
Элективный курс «От переменного тока до атомного ядра»
Класс: 11 «Б»
Учитель физики: Таран Сергей Сергеевич
2022-2023 учебный год
Пояснительное письмо
Данный элективный курс по физике для 11 класса «От переменного тока до атомного ядра» рассчитан на 36 часов в год, 1 час в неделю.
Одной из целей физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей. Решение задач – один из методов обучения физики, которым пользуются учащиеся при выполнении тестовых заданий для прохождения аттестации или для дополнительного глубокого изучения при поступлении в ВУЗы.
С помощью решения задач и выполнения тестов:
- сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях;
- создаются и решаются проблемные ситуации;
- формируются практические и интеллектуальные умения;
- сообщаются знания из истории наук и техники;
- закладываются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.
Поэтому целью изучения элективного курса «От переменного тока до атомного ядра» является развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих (креативных) способностей в процессе решения физических задач и выполнения тестовых заданий.
Задачи элективного курса заключаются:
- развитие интереса к физике, к решению физических задач;
- совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
- формирование представлений о постановке
, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.
Финишем изучения элективного курса по физике является:
- умение решать задачи по определенным правилам;
- овладение основными приемами решения нестандартных задач;
- развитие навыков по решению задач на разные темы, начиная с темы переменного тока, и заканчивая такой темой, как атомное ядро;
- решение комбинированных задач с использованием различных физических законов.
Учащиеся 11 класса обобщают и систематизируют теоретический материал, приемы решения задач с целью подготовки к итоговой аттестации и вступительным экзаменам в ВУЗы, как Республики Казахстан, так и в ВУЗы зарубежных стран.
Ожидаемые результаты:
- самостоятельно выбрать метод решения задачи;
- классифицировать предложенную задачу;
- составлять схему решения задач;
- последовательно выполнять и объяснять этапы решения задач;
- аргументировать причины использования той либо иной формулы в решении стандартных и нестандартных, качественных и расчетных задач.
Содержание программы
Программа рассчитана на 36 часов/ 1 час в неделю
1. Введение в элективный курс (3 ч).
1.1. Задачи по физике и их классификация. Оформление решения задачи.
1.2. Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения.
1.3. Примеры задач всех видов.
2. Механические и электромагнитные колебания (6 ч).
2.1. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.
2.2. Колебательный контур. Формула Томсона.
2.3. Переменный электрический ток. Генератор переменного тока.
2.4. Конденсатор в цепи переменного тока. Емкостное сопротивление.
2.5. Катушка индуктивности в цепи переменного тока. Индуктивное сопротивление. Трансформатор.
2.6. Решение задач по теме «Производство, передача и использование электроэнергии в Казахстане и в мире».
3. Решение задач по разделу «Механические волны» (4 ч).
3.1. Длина волны. Скорость волны.
3.2. Уравнение бегущей волны.
3.3. Звуковые волны. Характеристика звука. Камертон.
3.4. Решение экспериментальных задач.
4. Решение задач по разделу «Электромагнитные волны» (3 ч.)
4.1. Плотность потока электромагнитного излучения.
4.2. Радио и радиосвязь. Телевидение. Мобильная связь.
4.3. Свойства электромагнитных волн.
5. Решение задач по разделу «Оптика» (5 ч.)
5.1. Законы геометрической оптики.
5.2. Линзы. Формула тонкой линзы.
5.3. Волновые свойства света.
5.4. Излучение и спектры.
5.5. Шкала электромагнитных волн.
6. Решение задач по разделу «Физика атома и атомного ядра» (11 ч).
6.1. Тепловое излучение. Фотоэффект. Формула Эйнштейна для фотоэффекта.
6.2. Световые кванты. Формула Планка. Формула Эйнштейна для световых квантов.
6.3. Строение атома. Постулаты Бора.
6.4. Атомное ядро. Радиоактивность.
6.5. Альфа, бета и гамма излучения. Изотопы.
6.6. Закон радиоактивного распада. Период полураспада.
6.7. Строение атомного ядра. Ядерные силы.
6.8.-6.9. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции.
6.10. Деление ядра урана. Цепная ядерная реакция.
6.11. Элементарные частицы.
7. Подведение итогов элективного курса (4 ч).
7.1. Решение задач повышенного уровня сложности.
7.2. Решение олимпиадных задач.
7.3. Решение стандартных и нестандартных задач.
7.4. Урок обобщения.
Календарно-тематическое планирование элективного курса по физике
«От переменного тока до атомного ядра»
(36 ч/1 раз в неделю)
№ | Наименование темы занятий | Кол-во часов | Дата |
1. Введение в элективный курс (3 ч). | |||
1/1 | 1.1. Задачи по физике и их классификация. Оформление решения задачи. | 1 | 07.09.2022 г. |
2/2 | 1.2. Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения. | 1 | 14.09.2022 г. |
3/3 | 1.3. Примеры задач всех видов. | 1 | 21.09.2022 г. |
2. Механические и электромагнитные колебания (6 ч). | |||
4/1 | 2.1. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. | 1 | 28.09.2022 г. |
5/2 | 2.2. Колебательный контур. Формула Томсона. | 1 | 05.10.2022 г. |
6/3 | 2.3. Переменный электрический ток. Генератор переменного тока. | 1 | 12.10.2022 г. |
7/4 | 2.4. Конденсатор в цепи переменного тока. Емкостное сопротивление. | 1 | 19.10.2022 г. |
8/5 | 2.5. Катушка индуктивности в цепи переменного тока. Индуктивное сопротивление. Трансформатор. | 1 | 26.10.2022 г. |
9/6 | 2.6. Решение задач по теме «Производство, передача и использование электроэнергии в Казахстане и в мире». | 1 | 09.11.2022 г. |
3. Решение задач по разделу «Механические волны» (4 ч). | |||
10/1 | 3.1. Длина волны. Скорость волны. | 1 | 16.11.2022 г. |
11/2 | 3.2. Уравнение бегущей волны. | 1 | 23.11.2022 г. |
12/3 | 3.3. Звуковые волны. Характеристика звука. Камертон. | 1 | 30.11.2022 г. |
13/4 | 3.4. Решение экспериментальных задач. | 1 | 07.12.2022 г. |
4. Решение задач по разделу «Электромагнитные волны» (3 ч.) | |||
14/1 | 4.1. Плотность потока электромагнитного излучения. | 1 | 14.12.2022 г. |
15/2 | 4.2. Радио и радиосвязь. Телевидение. Мобильная связь. | 1 | 21.12.2022 г. |
16/3 | 4.3. Свойства электромагнитных волн. | 1 | 28.12.2022 г. |
5. Решение задач по разделу «Оптика» (5 ч.) | |||
17/1 | 5.1. Законы геометрической оптики. | 1 | 11.01.2023 г. |
18/2 | 5.2. Линзы. Формула тонкой линзы. | 1 | 18.01.2023 г. |
19/3 | 5.3. Волновые свойства света. | 1 | 25.01.2023 г. |
20/4 | 5.4. Излучение и спектры. | 1 | 01.02.2023 г. |
21/5 | 5.5. Шкала электромагнитных волн. | 1 | 08.02.2023 г. |
6. Решение задач по разделу «Физика атома и атомного ядра» (13 ч). | |||
22/1 | 6.1. Тепловое излучение. Фотоэффект. Формула Эйнштейна для фотоэффекта. | 1 | 15.02.2023 г. |
23/2 | 6.2. Световые кванты. Формула Планка. Формула Эйнштейна для световых квантов. | 1 | 22.02.2023 г. |
24/3 | 6.3. Строение атома. Постулаты Бора. | 1 | 01.03.2023 г. |
25/4 | 6.4. Атомное ядро. Радиоактивность. | 1 | 01.03.2023 г. |
26/5 | 6.5. Альфа, бета и гамма излучения. Изотопы. | 1 | 15.03.2023 г. |
27/6 | 6.6. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. | 1 | 29.03.2023 г. |
28/7 | 6.7. Строение атомного ядра. Ядерные силы. | 1 | 05.04.2023 г. |
29-30/ 8 | 6.8. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. | 2 | 12.04.2023 г. 19.04.2023 г. |
31/9 | 6.9. Деление ядра урана. Цепная ядерная реакция. | 1 | 26.04.2023 г. |
32/10 | 6.10. Элементарные частицы. | 1 | 03.05.2023 г. |
7. Подведение итогов элективного курса (4 ч). | |||
33/1 | 7.1. Решение задач повышенного уровня сложности. | 1 | 10.05.2023 г. |
34/2 | 7.2. Решение олимпиадных задач. | 1 | 17.05.2023 г. |
35/3 | 7.3. Решение стандартных и нестандартных задач. | 1 | 24.05.2023 г. |
36/4 | 7.4. Урок обобщения. | 1 | 31.05.2023 г. |
1. Введение в элективный курс.
1.1. Задачи по физике и их классификация. Оформление решения задачи.
Цели: познакомить учащихся с классификациями задач и напомнить ребятам требования к оформлению любой вычислительной задачи по физике на уроках в школе или парах в профильных ВУЗах.
«Человек знает физику, если он умеет решать задачи»
Энрико Ферми.
Что такое физическая задача, какие цели обучения она решает, каковы конкретные способы использования задач в учебно-воспитательном процессе и, наконец, что представляет собой структура решения задачи?
1. Что такое физическая задача.
По мнению психологов, задача – это проблема, которая заключается в несоответствии между требованиями задачи и знаниями субъекта, и для её решения субъект должен включить творческую мыслительную деятельность. Если в постановке проблемы сразу понятен маршрут её решения, то задачи не возникает; если такого маршрута не видно, то это есть – задача. Значит, следует из сказанного, что задача предполагает необходимость обдуманного поиска соответствующего средства для достижения чётко видимой, но непосредственно недосягаемой цели.
В методике под физической задачей понимают проблему, решаемую при помощи логических выводов, математических действий, экспериментов на основе законов и методов физики.
2. Роль задач в обучении физике. Их место в учебном процессе.
Решение задачи относится к практическим методам обучения и как составная часть обучения физике выполняет такие же опции, что и обучение физике: образовательную, воспитательную, развивающую, но, опираясь на активную мыслительную деятельность ученика.
Разнообразие, важность инструментов, выполняемых задачей, приводит к тому, что задача находит в учебном процессе своё важное и главное место.
Рис. 1. Задачи в учебном процессе.
3. Классификация задач.
К настоящему времени накоплено огромное количество задач. Все они различны по сложности
, содержанию, способам решения. Возникает проблема их классификации. Такая классификация важна для учителя, т. к. она позволила бы ему избежать односторонности в выборе задач и осуществлять этот выбор на основе дидактических целей, которые необходимо достичь в соответствии с определённой учебной ситуации.
Единой классификации физических задач не существует. Задачи классифицируются: 1) по содержанию, 2) по разделам, 3) по основному методу решения, 4) по степени сложности, 5) по способу выражения условия. Одна и та же задача попадает, таким образом, в несколько различных классов.