Файл: Протокол 3 от Председатель педагогического совета Габдулин Х. В. Согласовано.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12=Т. Фонарь находится в равновесии, значит, т+ 1+ 2 =0. Связываем с фонарём систему координат, обозначаем направления осей. Запишем условие равновесия фонаря в проекциях на оси: Т1xCos+Т2xCos=0; 2ТСos=0Tу+Т 1уSin+Т2уSin=0; - mg+2ТSin=0 Из треугольника ВОС находим: Sin=ОВ/ОС=2h/l (ОСВС) С учетом этого получают: - mg+2Т=0, откуда Т= .

Задачу можно решить, пользуясь подобием треугольников ВОС и MON. Треугольник MON образован половиной силы тяжести, действующей на фонарь, и силой Р, действующей на трос (равной по модулю Т). Учитывая, что ON =Fт/2 (половина диагонали ромба), получают: 2h/l= Fт/2Т.

Откуда: Т=

Решим следующую задачу графическим способом.

Задача №3. По графику опишите движение тела, определите время, проекцию перемещения и проекцию ускорения на отдельных участках движения тела.



Рис. 8. График движения тела.

При анализе условия, устанавливают, что на графике приведена зависимость проекции скорости тела от времени. Начальная скорость =0 (при t=0). Вначале тело движется с ускорением, так как проекция его скорости возрастает от нуля до . Если график - прямая линия, значит движение равноускоренное и проекция его ускорения /t1, а проекция перемещения численно равна площади треугольника OAD. Проекция перемещения . Это формула проекции перемещения для данного вида движения. В промежуток времени проекция скорости не менялась, тело двигалось равномерно. Проекция перемещения за это время численно равно площади прямоугольника ABCD, а проекция перемещения за время - площади трапеции OABC.

Арифметический способ, предполагает решение задачи по действиям, по вопросам. Сначала записываем формулу, сразу же вычисляют содержащуюся в ней неизвестную величину. По сравнению с этим способом алгебраический более экономный, но он требует определенных знаний по математике. При решении геометрическим способом, школьники должны обладать знаниями в области геометрии. Объектом исследования в задачах решаемых графическим способом является график. В одних задачах нужно проанализировать график и условие в задаче задано графиком. В других задачах график необходимо построить по данным приведенным в задаче.
Рефлексия.

  1. Сколько всего существует основных способов решения задач по физике? И какие это способы?

  2. Опишите каждый способ решения задач на уроках физики?



1.3. Примеры задач всех видов.
Цели: познакомить учащихся с классификациями задач и напомнить ребятам требования к оформлению любой рассчётной задачи по физике на уроках в школе или парах в профильных ВУЗах.

Примеры решения задач на ЗСЗ (закон сохранения заряда) и закон Кулона
1. Три капли имеющие заряды соответственно 2q, -3q, - q, слились в одну. Определите суммарный заряд большой капли.

Дано:

q1 = 2q

q2 =-3q

q3 =-q

СИ:

-

-

-

Решение:

qобщ. = q1 + q2 + q3

qобщ = 2q -3q –q = -2q

Найти:

qобщ. - ?




Ответ: -2q


2. Два одинаковых металлических шарика, имеющих заряды + 150 нКл и – 60 нКл, привели в соприкосновение и раздвинули на прежнее место. Каким станет их заряд?

Дано:

q1 = +150 нКл

q2 =-60 нКл


СИ:

-

-

-

Решение:

Если два тела, обладающие зарядами, привели в соприкосновение, то их заряд станет одинаковым, из закона сохранения заряда вытекает...








Найти:

q/ - ?




Ответ:


3. С какой силой взаимодействуют два заряда по 10 нКл, находящиеся на расстоянии 3 см друг от друга?

Дано:

q1 = 10 нКл

q2 = 10 нКл

r = 3 см

ε = 1

СИ:

10*10-9 Кл

10*10-9 Кл

3*10-2 м

Решение:







Найти:

F - ?




Ответ: 1 мН


4. На каком расстоянии друг от друга заряды 1 мкКл и 10 нКл взаимодействуют с силой 9 мН?

Дано:

q1 = 1 мкКл

q2 = 10 нКл

F = 9 мН

ε = 1

СИ:

1*10-6 Кл

10*10-9 Кл

9*10-3 Н

Решение:









Найти:

r - ?




Ответ: 10 см.


5. Во сколько раз надо изменить расстояние между зарядами при увеличении одного из них в 25 раз, чтобы сила взаимодействия осталась прежней?

Дано:

q1 = q1

q2

25 q2

F1=F2=F

ε = 1

СИ:

-

-

Решение:

F1=F2







Найти:

- ?





Ответ: увеличить в 5 раз.


6. Капля масла находится в однородном электрическом поле, на которую действует сила 56 нН. Напряженность электрического поля равна 400 Н/Кл. Определите заряд капли масла. Вычислите количество избыточных электронов в капле масла.

Дано:

F = 56 нН

E = 400 Н/Кл=4*102 Н/Кл

СИ:

56*10-9 Н

-

Решение:







Элементарный заряд электрона:



По формуле , выражаем n:




Найти:

q - ?

n - ?




Ответ: 140 пКл;


7. Чему равна напряженность поля, созданного зарядом +2 нКл в точке, удаленной от заряда на расстояние 10 см в воде?

Дано:

q = +2 нКл

r = 10 см

ε = 81

СИ:

2*10-9 Кл

10-1 м

Решение:







Найти:

E - ?




Ответ:



8. Чему равен потенциал в точке эквипотенциального поля, созданного зарядом +2 нКл в точке, удаленной от заряда на расстояние 10 см в воде?

Дано:

q = +2 нКл

r = 10 см

ε = 81

СИ:

2*10-9 Кл

10-1 м

Решение:







Найти:

φ - ?




Ответ:


9. Две параллельные металлические пластины, расположенные на расстоянии 4 см. Потенциалы на верхних и нижних пластинах равны соответственно 2000 В и 800 В. Найдите напряженность однородного поля между пластинами. Чему равна работа по перемещению заряда, равного 20 мкКл. Вычислите электроемкость конденсатора.

Дано:

q = 20 мкКл

d = 4 см

φ1 = 2000 В

φ2 = 800 В

СИ:

2*10-5 Кл

4*10-2 м

-

-

Решение:













Найти:

E - ?

A - ?

C - ?




Ответ: ; 24 мДж; 17 нФ.


10. От каких факторов зависит электроемкость конденсатора?

1) От площади и формы обкладок
2) От расстояния между обкладками и удельного сопротивле­ния их вещества
3) От наличия между обкладками диэлектрика и его цвета

4) От площади обкладок, расстояния между ними и наличия диэлектрика (т.к. это следует из формулы – электроемкость плоского конденсатора )

Примеры решения задач на второй закон Ньютона в 10 классе

Пример 1.

Какую силу нужно приложить, чтобы магнит массой 70 г, прилипший к стальной вертикальной плите, равномерно переместить вертикально вверх? Для равномерного движения магнита вертикально вниз прикладывают силу 2,5 Н.

№1.

Дано:

m = 70 г.

Fт. = 2,5 Н

g = 10


SI:
= 0,07 кг

-

-

Решение:

По второму закону Ньютона, имеем действие сил на магнит (см. рисунок), сумма которых равна равнодействующей силе.
Сначала в векторном виде

;

затем делаем проекции векторов на ось OX и ОY, направленная вниз т.к. магнит перемещается только по вертикали вниз – вдоль вертикальной плиты:

ox:

oy:

Там, где получились 0 – это значит, что между векторами и направлением осей угол , а равен 0.

Составим систему уравнений:





, т.к.

.

Теперь, мы можем найти , учитывая из условия задачи, что движение и вниз, и вверх – равномерное, поэтому равнодействующая сила будет одинаковой по значению, что вниз, а значит, и вверх, т.к. движение равномерное.

Итак, 10 .

Это и все!

Найти:

. - ?




Рис. 9.

Движение магнита вертикально вниз.


Ответ:

3,2 Н.