Файл: Роль управления в развитии экономики, предпринимательства и общества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 495

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Взаимодействие спроса и предложения в формировании рыночной цены, графическая модель. Изменения в рыночном равновесии.

Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.

При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными.

В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики. Кривая спроса характеризует желание покупателей купить, а кривая предложения – желание продавцов продать определенное количество товара по заданной цене. Другими словами, эти кривые показывают цены покупателей и цены продавцов, которые те назначают на рынке, исходя из своих доходов (покупатели) и издержек (продавцы). Однако товары и услуги продаются не по ценам спроса и не по ценам предложения, а по ценам рыночного равновесия.

  1. Регулирование рынка государством посредством налогов, дотаций, фиксированных цен.

Учитывая изложенное выше, можно сделать вывод: в реальной действительности действует ряд дестабилизирующих факторов, которые нарушают состояние рыночного равновесия. В современной экономической литературе функционирование рынка приравнивается к саморегулируемой системе, в основе которой лежит рациональное экономическое поведение, т.е. предприятия, удовлетворяя свои интересы, одновременно, направляемые «невидимой рукой» (см. А. Смит), способствуют обеспечению общественных интересов. Саморегулирующаяся экономическая система проявляется, с одной стороны, как форма организации саморегулирования, с другой стороны, как метод хозяйствования. Первое связано с существованием: многообразия форм собственности, различными организационно-правовыми формами хозяйствования, рыночной инфраструктурой. Второе – с действием интеграционных и конкурентных процессов, основой которых является государственное регулирование, направленное на ограничение поведения производителей в процессе конкуренции и монополизации. Исторически, система государственного регулирования возникла в результате конкуренции между товаропроизводителями, которая превратилась в основы законодательной регламентации предпринимательской деятельности, обеспечивая «коридор свободы», внутри которого они не в состоянии оказывать воздействия на соперников. Позже, государственному регулированию стали присущи социальные приоритеты: защита малоимущих, контроль за ценами, а точнее их соответствием качеству продукции, защита прав потребителей, т.д.


10. Эластичность спроса по цене. Факторы, влияющие на эластичность спроса. Измерение эластичности спроса по цене.

Ранее мы рассмотрели, что величины спроса и предложения будут реагировать на изменение цены на рынке. Реакция спроса и предложения в ответ на изменение цены отражается законами спроса и предложения. Но эти законы дают представление об изменении объемов спроса и предложения только на качественном уровне. Однако в большинстве случаев нужна более подробная информация Эластичность спроса и предложения Содержание Понятие эластичности. Эластичность спроса на товар по его цене. Точечная и дуговая эластичность. Эластичность линейной функции спроса. Эластичный и неэластичный спрос и выручка продавцов. Абсолютно эластичный, абсолютно неэластичный спрос и спрос с единичной эластичностью. Перекрестная эластичность спроса по цене дополняющего или заменяющего товара. Эластичность спроса по доходу для инфериорных и нормальных товаров, в том числе товаров «первой необходимости» и товаров «роскоши». Эластичность предложения товара по цене. Эластичность линейной функции предложения. Абсолютно эластичное и абсолютно неэластичное предложение. Концепция периодов в деятельности фирмы и рынка. Основные понятия и термины Эластичность спроса по цене, точечная и дуговая эластичность, абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный спрос, выручка продавцов, эластичность спроса по доходу, блага первой необходимости и блага роскоши, перекрестная эластичность спроса, ценовая эластичность предложения, абсолютно эластичное и абсолютно неэластичное предложение. о реакции продавцов или покупателей на изменение какого-либо фактора. В ответ на изменение факторов спрос или предложение могут демонстрировать разную степень реагирования на это изменение. Для того чтобы получить больше информации об изменении какой-либо величины, в экономике используют показатели эластичности.

Эластичность спроса — это показатель, который выражает колебания спроса, которые возникают от изменения цен на товары или услуги. При этом важный факт — чем эластичнее спрос, тем выше цена, которая может быть установлена на товар. Виды эластичности спроса: Эластичный спрос — если при изменении цены спрос на товар сильно меняется, такой спрос на товар считается эластичным.



Эластичность спроса по цене– это степень изменения величины спроса в ответ на изменение рыночной цены на один процент. Эластичность спроса по цене измеряется с помощью коэффициента эластичности. Измерять реакцию величины спроса на изменение цены простым отношением приращения спроса к приращению цены (Q d: P) нельзя. Одна из причин – масштаб цен. Если цены вырастут в 10 раз, то отношение Q d: P уменьшится в 10 раз.

  1. Эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность спроса. Измерение эластичности спроса по доходу и перекрестной эластичности.

Эластичность спроса по доходу показывает, в какой степени изменяется спрос потребителя в результате изменения его дохода на один процент. Коэффициент эластичности спроса по доходу определяется как отношение процентного изменения спроса на товар к процентному изменению дохода потребителя. При этом предполагается, что цена товара не изменяется. Перекрёстная эластичность спроса показывает, как влияет на величину спроса на данный товар изменение цены другого товара. Коэффициент перекрёстной эластичности спроса – это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара В.

Если товары А и В являются взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин), то коэффициент перекрёстной эластичности спроса будет положительным. Если товары А и В взаимодополняемые (например, фотоаппарат и фотопленка), то коэффициент перекрёстной эластичности спроса будет отрицательным. Чем больше абсолютная величина коэффициента, тем сильнее взаимосвязаны товары между собой. Если коэффициент равен нулю, то рассматриваемые товары не зависят друг от друга, например, изменение цен на спички не влияет на спрос на компьютеры.

12. Эластичность предложения. Факторы, влияющие на эластичность предложения. Измерение эластичности предложения по цене.

Эластичность предложения - степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия. На эластичность предложения оказывают влияние: наличие или отсутствие резервов производства – если имеются резервы, то в краткосрочном периоде предложение эластично; наличие возможности хранить запасы готовой продукции – предложение эластично. Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.


13.Теория потребителя: кривые безразличия, бюджетные линии.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР — решение потребителя о приобретении или каком-либо способе потребления некоторого блага (товара или услуги). Многие экономисты не разделяют понятий П. в. и предпочтения, поскольку полагают, что фактическое решение потребителя однозначно выявляет и его предпочтение. Иначе говоря, что мы предпочитаем, то реально и выбираем, делая свои приобретения. Однако это неверно, напр., в условиях дефицита тех или иных товаров: потребительский выбор, вынужденный тем, что предпочитаемый товар невозможно купить, не выявляет истинного предпочтения.

Основу теории потребительского выбора составляет теория предельной полезности. Как считают западные экономисты, от полезности того или иного товара (услуги) для потребителя зависит поведение потребителя на рынке товаров (услуг). Потребительское поведение — процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. Потребительское поведение отдельных покупателей формирует совокупный спрос, определяет объем производства товаров и услуг и их предложение на рынках. Определяющими факторами потребительского поведения служат предпочтения потребителей, их доходы (бюджеты) и цены на товары (услуги). Потребительское предпочтение — процесс сравнения определенного ассортиментного набора потребительских товаров и услуг с точки зрения их полезности. При этом имеется в виду рациональное поведение каждого потребителя. Это означает, что каждый потребитель имеет индивидуальную шкалу предпочтений. Следуя ей, а также учитывая свой ограниченный доход (бюджет), он стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения (полезности).

Ситуация, когда потребитель не может увеличить общую полезность, которую он может получить при определенном доходе, и расходует меньше денег на покупку одного блага и больше — на покупку другого, называется потребительским равновесием

Полезностью называют удовлетворение, которое получают потребители от потребления того или иного товара (услуги).

Различают полезность общую и предельную.

Общая полезность — удовлетворение, связанное с потреблением определенного вида товара (услуги).

Предельная полезность — прирост общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы определенного вида товара (услуги).


Рациональность поведения потребителя заключается в том, что на свой денежный доход он будет стремиться приобрести такой набор товаров (услуг), который бы максимально удовлетворял его потребностям, предпочтениям и составлял бы для него наивысшую полезность. Это возможно при соблюдении правила (принципа) максимизации полезности. Суть его такова: приобретая набор товаров (услуг), каждый потребитель должен распределить свой денежный доход таким образом, чтобы полезность, полученная от последней денежной единицы, израсходованной на приобретение того или иного товара (услуги), была одинаковой.

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение, или полезность. Соизмерение потребностей предполагает в данном случае не количественное их измерение, а лишь ранжирование.

14. Предельная норма замещения, уравнение бюджетной линии, равновесие потребителя.

Предельная норма замещения (MRS) показывает, от какого количества единиц одного блага потребитель должен отказаться, чтобы приобрести дополнительную единицу другого блага. Иными словами, это соотношениепредельной полезности двух благ.



Предельная норма замещения представляет собой норму, в соответствии с которой одно благо может быть замещено другим без выигрыша или потери для удовлетворения потребителя. Значения предельной нормы замещения всегда отрицательны, так как увеличение количества приобретенных единиц одного блага предполагает уменьшение потребления другого, т.е. имеются разные знаки. Поскольку кривая безразличия выпукла вниз, к началу координат, то предельная норма замещения чаще всего уменьшается по мере увеличения потребления одного блага вместо другого. Это явление называют уменьшающейся предельной нормой замещения.

15. Общая полезность, предельная полезность, равновесие потребителя.

Потребительское поведение – процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. Значительное влияние на поведение потребителей на рынке оказывают доходы, которые распределяются в соответствии с личными представлениями людей о максимальной полезности и выгодности покупаемых благ. Полезность – необъективное свойство товара, а субъективное отношение людей к товарам, величину полезности может определить сам потребитель, а полезность одного и того же товара для разных людей различна.