Файл: Протокол 1 о т 31 августа 2022г. Утверждена приказом от 31 августа 2022г. 424.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 113»


ПРИНЯТА

на педагогическом совете

протокол №1

о т «31» августа 2022г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом от «31» августа 2022г. №424

Заведующий МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №113»

_____________ К.В. Давыдова



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«РИТМИКА»
Стартовый уровень

Срок реализации 3 года (108 часов)

Возраст учащихся 4-7 (8) лет


Педагог дополнительного образования

Брежнева О.Г.


Курск-2022
Содержание


1. Комплекс основных характеристик программы

3

    1. Пояснительная записка

3

  1. Цель и задачи программы

11

  1. Содержание программы

13

  1. Планируемые результаты освоения программы

26

2. Комплекс организационно-педагогических условий

28

2.1. Календарный учебный график

28

2.2. Условия реализации программы

30

2.3. Формы отслеживания образовательных результатов

31

2.4. Оценочные материалы

31

2.5. Методические материалы

32

Список литературы

33



1. Комплекс основных характеристик образования


    1. Пояснительная записка

Направленность программы – художественная, стартовый уровень.

Программа разработана на основе нормативных документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196»;

  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31марта 2022 г. № 678-р);

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);

  • Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №113» .


Актуальность

Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гар­моничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества.

Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне

Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем дают организму физическую нагрузку, рав­ную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии, ритмике движения, про­шедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здо­ровье детей.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. Меньше будет проблем у детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки.
Отличительная особенность программы - Отличительной особенностью программы является комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах:

- развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной активности (изучение простейших танцевальных движений, составляющих основу детских танцев);

- формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие координации ребёнка и способность на определённом этапе изучения танцевальных движений не только узнавать мелодию и ритм танца, но и умение реализовывать их в простейших комбинациях танцевальных движений;

- формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе, навыкам выступления, умению понимать друг друга в процессе исполнения танца;

- формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения при постановке танцев и подготовке публичного выступления
Адресат программы

Программа предназначена для детей дошкольного возраста 4 – 7 (8) лет.

Наполняемость учебной группы по годам обучения. Комплектование групп происходит в сентябре каждого учебного года с учетом особенностей развития и возрастных закономерностей учащихся.

Возрастные особенности в хореографии у дошкольников

У детей 4-5 лет в результате обучения, воспитания и приобретения непосредственного опыта, накапливается большой запас конкретных представлений, вырабатывается хорошая осанка. Они ходят спокойнее, ровно, бегают ритмично и довольно легко, умеют делать простые движения с атрибутами, легче и увереннее исполняют танцевальные движения, более осознанно меняют движения в соответствии с характером музыки. Все это создает предпосылки для успешной дальнейшей работы по развитию танцевальных навыков. Танцы для детей отличаются более сложным построением, танцевальные движения более детально отражают изменения характера музыки.

Дети 4-5 лет продолжают учить:

???? сознательно начинать и заканчивать движения одновременно с началом и концом музыки;

???? изменять характер движений в соответствии трем разным частям музыкального произведения;

???? воспитывать наблюдательность, инициативу и самостоятельность;

???? развивать музыкальную память, чувство ритма, творческое воображение;

???? легко и свободно двигаться парами;

???? точно выполнять элементы народных плясок, доступных по координации: поочередное выставление ноги на пятку, “выбрасывание ” ног, полуприседания и др.

Показатели уровня развития детей:

???? выразительное и непосредственное исполнение танцевальных движений под музыку;

???? умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности;

???? способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций;

???? использование разнообразных движений в импровизации под музыку.

Характерной особенностью детей 5-6 лет является их стремление к большей самостоятельности в танцах, к точности выполнения движений, заинтересованность в исполнении. Поэтому в старшей группе обучение танцам имеет более целенаправленный характер, например, изучение определенного движения, необходимого в танце. Дети этого возраста способны проявить творческую инициативу, внести в танец свое дополнение. Совершенствуется умение отображать эмоционально-выразительный характер музыки, так как дети глубже и сознательнее воспринимают музыкальное произведение, и у них лучше развита координация движений. Музыкальный материал и движения детей усложняются. Так, дошкольники учатся отмечать движениями форму музыкального произведения (двух - и трехчастную, вариационную), а также музыкальные предложения. Продолжается работа по обучению детей воспринимать темповые изменения (замедление, ускорение). Углубляется восприятие детьми регистровых изменений. Особое значение имеет самостоятельная деятельность и творческие проявления детей (дошкольники самостоятельно перестраиваются в большие круги и маленькие кружочки, соблюдая одинаковое расстояние, в колонки и шеренги). Работая над развитием музыкально-ритмических движений, большое внимание следует уделять вырабатыванию у детей умения двигаться свободно, непринужденно, легко и четко. В танцах старшие дошкольники выполняют более сложные танцевальные движения. Нужно добиваться, чтобы дети выполняли движения ритмично, выразительно, красиво, чтобы умели точно останавливаться с окончанием музыки. Детей знакомят с различными перестроениями и движениями:

???? двигаться легко, изящно, выразительно, изменяя направление движения;

???? двигаться в соответствии с характером разнообразных вариаций;

???? четко исполнять ритмический рисунок, различные элементы народного и бального танца;

???? отмечать сильные доли такта.

Научив дошкольников глубоко воспринимать музыкальные произведения, можно достичь органического слияния движений с музыкой. Однако следует подчеркнуть, что успешное овладение поставленными задачами возможно лишь в том случае, если с детьми проводится систематическая работа, результатом которой является усвоение материала всеми детьми, а не только самыми способными. А для этого необходимо постоянно проверять детей и в случае необходимости работать с некоторыми из них индивидуально или маленькими группами.

Показатели уровня развития детей:

???? выразительное исполнение танцевальных движений под музыку;

???? умение самостоятельно передавать в движениях основные средства музыкальной выразительности;

???? освоение большого объема разных композиций;

???? способность к импровизации с использованием разнообразных движений;

???? точность и правильность исполнения движений в танце.

Обучение детей 6-7(8) лет двигательным навыкам способствует дальнейшему накоплению представлений и впечатлений, их систематизации и обобщению. В этом возрасте закрепляется умение выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки (бодрая, веселая, подвижная и т.п.). Выполняя задание, дети учатся дифференцировать характер движений – при ходьбе передавать или торжественное настроение праздничного перестроения, или спокойный характер народный пляски и т.п. В этом возрасте дети почти полностью могут управлять своим телом и способны координировать движения. Чтобы заинтересовать их занятием ритмикой, необходимо подбирать более сложные движения и построения, рассчитанные на быструю смену ориентиров. Музыкальные произведения к танцам значительно сложнее по форме и средствам музыкальной выразительности. Дети овладевают танцевальными движениями:

???? легкий пружинный бег (с “захлестом”), плавный танцевальный шаг, подскоки (легкие и сильные), переменный шаг, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг польки, бег с высоким подъемом ног и др.

В процессе обучения дети приобретают большой опыт, расширяют свои знания, усваивают много танцевальных терминов.

Нужно в деталях продумать подачу нового танца. Следует учитывать, что в этом возрасте дети уже свободно выполняют словесные задания. Вполне возможно иная последовательность ознакомления с новым танцем: вначале дети слушают музыку, определяют ее характер, части произведения, а после этого педагог поясняет движения или показывает их. В несложных танцах все движения разучиваются сразу, а в более сложных – постепенно. Когда движения усвоены, педагог направляет внимание детей на точность и выразительность исполнения. В несложных танцах иногда можно ограничиться пояснением или указанием без показа. Продолжается работа над красотой движений, над четкостью и выразительностью исполнения танцев и плясок. Должное внимание уделяется воспитанию культуры поведения детей. Дети шести-семи лет должны сознательно относиться к своему заданию и как можно лучше выполнять его.

Показатели уровня развития детей:

???? выразительность, легкость и точность исполнения танцевальных движений;

???? умение самостоятельно исполнять танец, передавая в движениях средства музыкальной выразительности;

???? освоение большого объема разных композиций, разных по стилю и характеру;

???? освоение сложных видов движений;

???? способность к импровизации с использованием разнообразных танцевальных движений.

Все эти задачи педагог реализует в процессе творческого общения с детьми в различных формах работы: на занятиях, в свободное время, при подготовке и проведении праздников и развлечений, в индивидуальной работе с ребенком и т.д.

Объем и срок освоения Программы

Занятия для учащихся проводятся по 1 занятию в неделю, 4 занятия в месяц, всего 36 занятия в учебный год. Срок реализации Программы – 3 года.

Для детей 4 – 5 лет продолжительность одного занятия 20 мин.

Для детей 5 – 6 лет продолжительность занятия – 25 мин.

Для детей 6 – 7 лет продолжительность занятия – 30 мин.

Общий объем курса: 108 часов.

Группы формируются по возрастному принципу: 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

Формы, методы и средства обучения

Форма обучения – очная групповая, с использованием ИКТ.

Основной формой обучения является учебное занятие.

Учебные занятия включают теоретический блок подачи учебного материала и практический блок.

Основными видами деятельности на занятиях по танцевальной ритмике являются репродуктивная и творческая.

Репродуктивная деятельность направлена на овладение детьми умениями и навыками через повторение выполнения движений, показанных педагогом.

Творческая деятельность направлена на самостоятельное преобразование детьми имеющихся знаний и умений для получения нового результата.

Взаимосвязь двух этих видов деятельности дает детям возможность реализации творческой самореализации и способствует гармоничному (умственному и физическому) развитию личности.

При обучении используются основные методы организации и осуществления образовательной деятельности: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, исследовательские.

В основе способа организации занятий лежит игровой метод. Нетрадиционные виды упражнений представлены игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Раздел креативной гимнастики включает музыкально-творческие игры и специальные творческие задания.

Игровой метод придает образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Кроме того, в работе с детьми используются следующие методы обучения:

  • показ образца выполнения движения без музыкального сопровождения, подсчет;

  • выразительное исполнение движения под музыку;

  • словесное пояснение выполнения движения;

  • внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка;

  • творческие задания.

По уровню деятельности детей используются методы объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые и исследовательские.

Методы и приемы варьируются в зависимости от используемого хореографического материала (игра, пляска, упражнение, хоровод и т.д.), его содержания, объема программных умений, этапа разучивания материала, индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы направлены на то, чтобы танцевальная деятельность детей была исполнительской и творческой.

Учебный материал на занятиях по ритмике распределяется согласно принципу возрастания и чередования нагрузки.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успеха, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала или при выполнении творческих заданий. Этому способствуют совместное обсуждение проблем, возникающих в творческом процессе, поощрение творческих проявлений, создание положительной мотивации, актуализации интереса, проведение конкурсов, соревнований.

Важным условием творческого самовыражения воспитанников является реализация идеи свободного выбора: детям предоставляется право выбора танцевальных средств для выражения музыкального образа, творческой комбинации знакомых танцевальных движений.

    1. Цель и задачи программы:

Цель: формирование творческих и исполнительских способностей у детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности посредством танцевального искусства и в условиях сюжетно-игровых занятий.
Задачи:

Обучающие:

  • расширять знания дошкольников в области ритмического искусства;

  • формировать музыкально-ритмические навыки, выразительность, пластичность, грациозность и изящество танцевальных движений и танцев, навыки правильной осанки;

  • совершенствовать основные двигательные качества и навыки, необходимые для занятий классическим, народным и современным танцем;

Развивающие:

  • развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;

  • развивать чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умение согласовывать движения с музыкой;

  • развивать раскрепощённость в движении;

  • содействовать развитию и функциональному совершенствованию организма ребенка.

Воспитательные:

  • содействовать гармоничному развитию творческой личности ребенка;

  • воспитывать инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия;

  • воспитывать желание самостоятельно видоизменять танцевальные движения, выражая свои чувства, эмоции и понимание музыки; поощрять проявления творчества в танце.


Принципы и подходы к реализации программы

Принципы реализации Программы:

  • Позитивная социализация ребенка. Освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности происходит в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

  • Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, взаимодействия предполагающего базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к нему, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в ДОУ, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.

  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход и планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.

  • Сотрудничество с семьей. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.

  • Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры.

  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Поддержка ребёнка в самостоятельном определении его отношения к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

  • Индивидуализация образовательной деятельности, индивидуализация образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности.

  • Разноуровневость. Организация содержания и материала программы организованы в соответствии со стартовым, базовым, продвинутым уровнями сложности.


Подходы к формированию Программы

  • Системный подход. Относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и воспитанник, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учет взаимосвязи компонентов.

  • Личностно-ориентированный подход. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача педагога: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

  • Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи педагога: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого).

  • Индивидуальный подход заключается в поддержке индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задачи педагога: индивидуальный подход необходим каждому ребенку, как «трудному», так и благополучному, т.к. помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и слабые стороны.

  • Компетентностный подход. Основным результатом образовательной деятельности становится формирование основ компетентностей как постоянно развивающейся способности воспитанников самостоятельно действовать при решении актуальных проблем, т.е. быть готовым решать проблемы в сфере учебной деятельности.

  • Культурологический подход – методологическое основание процесса воспитания, предусматривающее опору в обучении и воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национальные и этнические особенности.




    1. Содержание программы


Учебный план

Первый год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводные занятия. История танца, техника безопасности во время урока.

1

1




2.

Азбука музыкально-ритмических движений

8




8

2.1

Темп, характер в музыке







4

2.2

Музыкально-ритмические этюды







4

3

Играя, танцуем

8




8

3.1

Музыкально-ритмические игры







2

3.2

Спорт и танец







2

3.5

Ритм







4

4

Пластика в танце

4




4

4.1

Танцевальные этюды







1

4.2

Сюжетно-образные этюды







1

4.3

Импровизация







2

5

Выражаем образ в танце

2




2

5.1

Сюжетно-образные этюды-миниатюры







2

6

Танцы, игры, упражнения для красивого движения

4




4

6.1

Мимические этюды







2

6.2

Пантомимические этюды







2

7

Игровое танцевальное творчество

2




2

7.1

Хореографические миниатюры







2

8

Ритмические фантазии

2




2

8.1

Игры-драматизации







2

9

Креативная гимнастика

2




2

9.1

Образно-пластические перевоплощения







2

10

Сюжетные занятия(игры-путешествия)

1




1

10.1

Образно-игровые перевоплощения







1

11

Отчетно-концертное

2




2

Всего:

36









Второй год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводные занятия. Искусство танца. Техника безопасности.

1

1




2

Слушаем и фантазируем

4




4

2.1

Танцы-игры на развитие творческих способностей детей







4

3.

Характер музыки движения

4




4

3.1.

Упражнения и этюды на развитие ориентации







4

4.

Русский народный танец

6




6

4.1

Русская народная пляска







2

4.2

Хоровод







4

5.

Эстрадный танец. Танец с предметами

5




5

5.1

Сюжетные, несюжетные танцы







8

6.

Народно-сценический танец

2




2

6.1

Путешествия по странам мира







2

7.

Игровое танцевальное творчество

2




2

7.1

Хореографические миниатюры







2

8.

Ритмические фантазии

2




2

8.1

Подвижные игры с элементами спорта







2

9.

Коммуникативные танцы

2




2

9.1

Образные миниатюры







2

10.

Сюжетные занятия (игры-путешествия)

4




4

10.1

Путешествия в страну перевоплощения «Танцевалия»







4

11.

Креативная гимнастика

2




2

11.1

Образно-пластические перевоплощения







2

12.

Отчетно-концертное

2




2

Всего

36








Третий год обучения


№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Основные пространственные построения и передвижения

2




2

1.1.

Рисунок танцы







2

2.

Развитие и тренировка психических процессов

2




2

2.1

Актерское мастерство







1

2.2

Музыкальный образ







1

3.

Поиграем?

4




4

3.1

Игровое творчество







4

4.

Ориентир

2




2

4.1.

Ориентирование в пространстве







2

5.

Импровизация

6




6

5.1

Импровизация и музыка







6

6.

Гимнастика

4




4

6.1

Партерная гимнастика







2

6.2

Игровая гимнастика







2

7.

Азбука музыкального движения

4




4

7.1

Импровизация и фантазия







4

8.

Что такое темп?

2




2

8.1

Темп в музыке







2

9.

Что такое ритм и как с ним работать

2




2

9.1

Ритм в музыке







2

10.

Строение музыкального произведения

2




2

10.1 Музыкальная фраза







2

11. Креативные упражнения

2




2

11.1 Танцы







2

12. Отчетно-концертное

4




4

Итого:

36









Содержание учебного плана

Содержание программы дифференцированно с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей 4 – 7 лет. Содержание и материал программы организованы в соответствии со стартовым уровнем сложности.

Первый год обучения

Тема, месяц, (количество занятий)

Краткое содержание

Практическая деятельность

1.Вводное. Личная безопасность во время танцев.

Сентябрь (1занятия)

Вводное. Личная безопасность во время танцев.

Знакомство. Беседа о правилах безопасного поведения на занятиях, форме одежды. Беседа об искусстве танца.




2.Азбука музыкально - ритмических движений

Сентябрь(3) Октябрь(4) Ноябрь(1)

Темп, характер в музыке


Знакомство с темпами, характером музыки

Строевые упражнения

Игроритмика

Музыкально - подвижныеигры


Музыкально – ритмические этюды

Понятие о музыкальном вступлении. Динамические оттенки в музыке


Акробатические упражнения

Хореографические

упражнения

Игропластика


3.Играя, танцуем

Ноябрь(3) Декабрь(4) Январь(1)

Музыкально-

ритмические игры


Беседа с детьми о том, что танцевальные движения используются не только в танцах, но и во многих упражнениях и играх. Объяснение правил игры


Строевые упражнения

Игроритмика

Танцевальные шаги

Ритмический танец

Музыкально-подвижные

игры

Танцевально-ритмическая

гимнастика


Спорт и танец

Ритм

Беседа с детьми о взаимосвязи спорта и танцев.
Объяснение понятий «ритм», «чувство ритма», «ритмическое движение»


4. 4. Пластика в танце

Январь(3) Февраль(1)









Строевые упражнения

Игроритмика

Хореографические

упражнения

Танцевальные шаги

Ритмический танец

Музыкально-подвижные

игры

Танцевально-ритмическая

гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Танцевальные этюды

Беседа о творчестве в танце

Сюжетно-образные этюды

Объяснение понятий «танцевальный этюд»

Строевые упражнения

Игроритмика

Танцевальные шаги

Ритмический танец

Импровизация

Объяснение понятий «импровизация»

  1. Музыкально-подвижные игры

  2. Игропластика

  3. Игровой самомассаж

5.Выражаем образ в танце

Февраль(2)


Сюжетно –

образные
этюды –

миниатюры

Объяснение понятия «танцевальный образ».

Беседа о взаимосвязи музыкального и

Танцевального

образа.


  1. Танцевально-ритмическая гимнастика

  2. импровизация




6.Танцы, игры, упражнения для красивого движения

Февраль(1) Март(2)

Мимические этюды

Пантомимические этюды

Объяснение понятий «осанка»,«пластика, «грация».

Беседа о важности соблюдения правильной осанки, о красоте танца и танцевальных движений.

Строевые упражнения

Игроритмика

Акробатические упражнения

Танцевальные шаги

Ритмический танец

Музыкально-подвижные

игры

Танцевально-ритмическая

гимнастика

Игровой самомассаж

Строевые упражнения

Игроритмика

Танцевальные шаги

Акробатические упражнения

Игропластика

7.7. Игровое танцевальное творчество

  1. Март(2) Апрель(1)




Хореографические миниатюры

Объяснение понятия «композиция танца». Обсуждение проблем, возникающих в творческом процессе

  1. Ритмический танец

  2. Музыкально-подвижные игры

  3. Танцевально-ритмическая гимнастика

  4. Игровой самомассаж





8. Ритмические фантазии

Апрель(2)

Игры-драматизации

Объяснение понятия «художественное исполнение

танцевального образа». Обсуждение проблем,

возникающих в творческом процессе.


  1. Строевые упражнения

  2. Игроритмика

  3. Хореографические упражнения

  4. Танцевальные шаги

  5. Ритмический танец

  6. Музыкально-подвижные игры

  7. Танцевально-ритмическая гимнастика

  8. Игровой самомассаж

  9. Игропластика




9.Креативная гимнастика

Апрель(1) Май(1)

Образно-

пластические

перевоплощения

Объяснение понятий «креатив», «креативная

гимнастика». Поощрение творческих проявлений при выполнении танцевальных упражнений или танцев.


  1. Хореографические упражнения

  2. Акробатические упражнения

  3. Ритмический танец

  4. Музыкально-подвижные игры

  5. Креативная гимнастика

  6. Танцевально-ритмическая гимнастика




10.Сюжетные занятия (игры-путешествия)

Май(1)

Образно - игровые

перевоплощения

Введение в тему (сюжет) занятия. Объяснение заданий. Подведение и

  1. Креативная гимнастика

  2. Игроритмика

  3. Акробатические упражнения

  4. Игропластика

  5. Хореографические упражнения

  6. Музыкально-подвижные игры




11.Отчетно-концертное

Май(2)



Второй год обучения

Тема, месяц, количество занятий

Краткое содержание

Практическая деятельность

  1. Вводное. Искусство танца. Техника безопасности.

Сентябрь (1 занятие)

Вводное. Искусство танца. Техника безопасности.

Б Беседа о правилах безопасного поведения на занятиях, форме одежды. Беседа об искусстве танца, о том, с какими темами будут знакомиться дети в наступающем учебном году



2.Слушаем и фантазируем

Сентябрь(3) Октябрь(1)


Упражнения и этюды на развитие ориентации

Беседа по прослушанным музыкальным фрагментам. Обсуждение выполнения творческих заданий

      1. Строевые упражнения

      2. Игроритмика

      3. Акробатические упражнения

      4. Музыкально-подвижные игры

      5. Хореографические упражнения

      6. Игропластика

3.Характер музыки и движения

Октябрь(3) Ноябрь(1)

Упражнения и этюды на развитие ориентации

Беседа по прослушанным музыкальным фрагментам. Обсуждение выполнения творческих заданий


      1. Строевые упражнения

      2. Игроритмика

      3. Танцевальные шаги

      4. Ритмический танец

      5. Музыкально-подвижные игры

      6. Танцевально-ритмическая гимнастика

4.Русский народный танец

Ноябрь(3) Декабрь(3)

Русская народная пляска

Беседа об особенностях русского народного танца, объяснение понятия «пляска», Объяснение характерных движений различных русских народных танцев

  1. Строевые упражнения

  2. Игроритмика

  3. Хореографические упражнения

  4. Танцевальные шаги



Хоровод

Беседа об особенностях русского народного танца, объяснение понятия «хоровод»

  1. Ритмический танец

  2. Музыкально-подвижные игры

  3. Танцевально-ритмическая гимнастика

  4. Пальчиковая гимнастика

5.Эстрадный танец. Танец с предметами

Декабрь(1) Январь(4)

Сюжетные и несюжетные танцы

Объяснение понятия «эстрада». Беседа об особенностях эстрадного танца. Объяснение правильного выполнения эстрадных танцевальных движений

      1. Строевые упражнения

      2. Игроритмика

      3. Танцевальные шаги

      4. Ритмический танец

      5. Музыкально-подвижные игры

      6. Танцевально-ритмическая гимнастика

      7. Игропластика

      8. Игровой самомассаж

6.Народно-сценический танец

Февраль(2)

Путешествие по странам мира

Объяснение понятия «Народно-сценический танец». Беседа об особенностях Народно-сценического танца. Объяснение правильного выполнения танцевальных движений Народно-сценического танца

  1. Строевые упражнения

  2. Игроритмика

  3. Танцевальные шаги

  4. Ритмический танец

  5. Музыкально-подвижные игры

  6. Танцевально-ритмическая гимнастика

  7. Игровой самомассаж

7.Игровое танцевальное творчество

Февраль(2)

Хореографические миниатюры

Объяснение понятия «танцевальное творчество». Обсуждение проблем, возникающих в творческом процессе


  1. Строевые упражнения

  2. Игроритмика

      1. Танцевальные шаги

      2. Акробатические упражнения

      3. Игропластика

      4. Ритмический танец

      5. Музыкально-подвижные игры

      6. Танцевально-ритмическая гимнастика

      7. Игровой самомассаж

8.Ритмические фантазии

Март(2)

Подвижные игры с элементами спорта

Объяснение понятия «ритмическая формула» и особенностей ее выполнения. Обсуждение проблем, возникающих в творческом процессе


      1. Строевые упражнения

      2. Игроритмика

      3. Хореографические упражнения

      4. Танцевальные шаги

      5. Ритмический танец

      6. Музыкально-подвижные игры

      7. Танцевально-ритмическая гимнастика

      8. Игровой самомассаж

  1. Игропластика

9.Коммуникативные танцы

Март(2)

Образные миниатюры

Объяснение понятия «эмоциональный образ». Обсуждение проблем, возникающих в творческом процессе


  1. Строевые упражнения

  2. Хореографические упражнения

  3. Акробатические упражнения

  4. Ритмический танец

  5. Музыкально-подвижные игры

  6. Креативная гимнастика

Танцевально-ритмическая гимнастика

10.Сюжетные занятия (игры-путешествия)

Апрель(4)

Путешествие в страну «Танцевалия»

Введение в тему занятия, объяснение заданий

  1. Игроритмика

  2. Игропластика

  3. Музыкально-подвижные игры

  4. Танцевально-ритмическая гимнастика

  5. Танцы

  6. Игровой самомассаж




11.Креативная гимнастика

Май(2)

Образно-пластические перевоплощения

Поощрение творческих проявлений при выполнении танцевальных упражнений или танцев


  1. Креативная гимнастика

  2. Игроритмика

  3. Акробатические упражнения

  4. Игропластика

  5. Хореографические упражнения

  6. Музыкально-подвижные игры

  7. Танцевально-ритмическая гимнастика




12.Отчетно-концертное

Май(2)

-

Отчетный концерт с

трансляцией для родителей


Третий год обучения

Тема, месяц, (количество занятий)

Краткое содержание

Практическая деятельность

1.Основные пространственные построения и передвижения

Сентябрь(2)

Рисунок танца

Учить двигаться по рисунку танца, быстро и просто выполнять перестроение из рисунка в рисунок. Развитие координации и умения двигаться в пространстве без помощи преподавателя. Научить координировать движения рук и ног в танцевальных композициях

    1. Музыкально-подвижные игры

      1. Строевые упражнения

  1. Танцевальные шаги




2.Развитие и тренировка психических процессов

Сентябрь(2)

Актерское мастерство

Развить умение выражать эмоции в мимике и пантомиме: радость, страх, грусть, обида, разнообразные по характеру настроения, например: «Кошка обиделась», «Девочка удивляется».

      1. Строевые упражнения

      2. Игроритмика

      3. Акробатические упражнения

      4. Музыкально-подвижные игры

      5. Хореографические упражнения

      6. Игропластика




Музыкальный образ

Создать благоприятные возможности для развития выдумки, творческой инициативы мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности у детей.

      1. Хореографические упражнения

      2. Ритмический танец

      3. Импровизация

  1. Игроритмика




3.Поиграем?

Октябрь(4)

Игровое творчество

Развивать творческие способности детей, формировать эстетический вкус, учить создавать игровой образ.

  1. Строевые упражнения

  2. Игроритмика

  3. Хореографические упражнения

  4. Танцевальные шаги



4.Ориентир

Ноябрь(2)

Ориентирование в пространстве

Учить ориентироваться в пространстве, легко перестраиваться из одного танцевального рисунка в другой.

      1. Строевые упражнения

      2. Танцевальные шаги

      3. Ритмический танец



5.Импровизация

Ноябрь(2) Декабрь(4)

Импровизация и музыка

Учить импровизировать под музыку, различать средство музыкальной выразительности, учить импровизировать под музыку, используя известные движения, жесты и позы

  1. Игроритмика

  2. Музыкально-подвижные игры



6.Гимнастика

Январь(4)

Партерная гимнастика

Научить детей управлять своим телом, развивать пластичность и выразительность ног.

  1. Строевые упражнения

  2. Партерная гимнастика

  3. Танцевально-ритмическая гимнастика

      1. Игровой самомассаж




Игровая гимнастика

Создание образа. Релаксация, расслабление, отдых. Закрепить понятие о собирание и расслаблении мышц, проверить усвоенный материал на практике. Провести упражнения на развитие подвижности стопы. Развить умение сочинять несложные плясовые движения и их комбинации

  1. Креативная гимнастика

  2. Акробатические упражнения

  3. Хореографические упражнения

  1. Танцевально-ритмическая гимнастика

  2. Партерная гимнастика



7.Азбука музыкального движения

Февраль(4)

Импровизация и фантазия

Развитие творческих возможностей, способности проявить фантазию, инициативу

      1. Строевыеу пражнения

      2. Хореографические упражнения

      3. Танцевальные шаги

      4. Ритмический танец

      5. Импровизация

8.Что такое темп?

Март(2)

Темп в музыке

Знакомить с выразительным значением темпа музыки. Учить выполнять движения разных темпах. Развить способности воспринимать музыку, т. е. чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание.

  1. Строевые упражнения

  2. Хореографические упражнения

  3. Ритмический танец



9.Что такое ритм и как с ним работать

Март(2)

Ритм в музыке

Учить менять движения со сменой ритма музыки.

  1. Игроритмика

  2. Игропластика

  3. Музыкально-подвижные игры

  4. Танцевально-ритмическая гимнастика



1110.Строение музыкального произведения

Апрель(2)

Музыкальная фраза

Познакомить детей со строением музыкального произведения. Дать понятие о вступлении, частях, музыкальной фразе. Учить менять движения со сменой музыкальной фразы.

      1. Строевые упражнения

      2. Игроритмика

      3. Музыкально-подвижные игры

      4. Хореографические упражнения



11.Креативные упражнения

Апрель(2)

Танцы

Развитие творческих возможностей, способности проявить фантазию, инициативу. Дети должны двигаться в соответствии с характером музыки и изображая различных зверей, птиц, и т. д. Освоение композиции танца. Работа над музыкальностью и четкостью исполнения движения.

  1. Креативная гимнастика

  2. Акробатические упражнения

  3. Хореографические упражнения

  4. Импровизация движений под песни

12.Отчетно-концертное

Май(4)




Отчетный концерт с трансляцией

для родителей