Файл: Методические указания для обучающихся по выполнению типовых практических заданий дисциплины Управление персоналом.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 249
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
развития способностей, особенно творческих, нужна мотивация человека как к росту производительности, так и качеству выполняемого труда.
К инвестициям в человеческий капитал относятся: прямые затраты (оплата обучения, здравоохранения, смена места проживания или работы); упущенный заработок, так как учеба или смена места проживания, работы, так или иначе связаны с альтернативными издержками которые возникают в результате выбора одного из вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей; также к затратам в человеческий капитал относят моральный и материальный ущерб по причине того, что образование, как правило, не гарантирует дальнейшего трудоустройства и стабильного дохода, поиск работы морально истощает, переезд приводит к разрыву связей с друзьями и близкими.
Рассмотрим перечень особых характеристик, или черт, отличающих инвестиции в человеческий капитал от остальных видов инвестиций:
При принятии решений об инвестициях в человеческий капитал сравниваются издержки и выгоды от таких вложений. Рассмотрим получение высшего образования как инвестиции в человеческий капитал. Выгоды (Во - Вд) от образования (на рис. 5.1 пространство Э) выражаются в более высоком уровне заработков после получения образования (Во) по сравнению с уровнем заработков без образования (Вд). Издержки на получение образования включают прямые издержки – объем пространства И1 (плата за обучение и т. д.) и альтернативные издержки или упущенный заработок (на рис. 5.1 объем пространства И2). Так как решение об инвестициях принимается в настоящий момент времени, то для сопоставления издержек и выгод последние необходимо дисконтировать, то есть привести их к текущей стоимости выгод (ЧДД
ЧК).
Определение чистого дисконтированного дохода (ЧДД) от инвестиций в человеческий капитал предполагает нахождение текущей стоимости разницы потоков выгод и издержек при определенной ставке процента на капитал (Е):
где первое слагаемое - текущая стоимость потока выгод,
второе слагаемое - текущая стоимость упущенного заработка.
третье слагаемое - текущая стоимость прямых издержек на образование.
Е — норма отдачи от инвестиций в образование (или ставка процента), характеризующая индивидуальную предпочтительность настоящего по отношению к будущему,
Т — период предстоящей трудовой деятельности,
t — индекс времени,
ti — время обучения.
Если чистая текущая стоимость инвестиций больше нуля, то тогда они выгодны. Чем больше значение кумулятивного (накопленного) ЧДД, тем более выгодны вложения.
Рис.8.1 Модель отдачи от инвестиций в человеческий капитал на примере получения образования
Модель инвестиций в человеческий капитал имеет простые следствия, соответствующие основным параметрам модели. Инвестировать в человеческий капитал тем выгоднее, чем:
— больше период предстоящей трудовой жизни и, следовательно, больше отдача от инвестиций;
— меньше издержки, связанные с получением образования;
— больше различия в заработках высокообразованных и низкообразованных работников;
— в большей степени материальное положение и способности позволяют ориентироваться на будущее, а не на настоящий момент.
Как индивид, так и организация могут инвестировать в человеческий капитал. Организации инвестируют в обучение работников для повышения их трудовой отдачи и производительности труда, сведения к минимуму потерь рабочего времени. Конечно, для организаций существует и риск таких инвестиций. Получив образование и квалификацию, работник может сменить место работы. С целью минимизации вышеописанного риска, организации предпочитают вкладывать средства не в знания и навыки общего характера, которые используются в каждой организации, а в специальный капитал, свойственный только этой организации. Специальная подготовка работников формирует конкурентные преимущества фирмы, отражает характерные и значимые особенности производства её продукции и поведения на рынках.
Контрольная работа (для заочной формы обучения)
Составьте словарь (глоссарий) основных понятий дисциплины: автоматизированное рабочее место (АРМ), адаптация работника, аттестация кадров, гибкий рабочий день, деловая игра, дисциплинарная ответственность, должностная инструкция, заработная плата (по ТК РФ), информационное обеспечение системы управления, кадровая политика, кадровый резерв, коллективный договор, конфликт в команде, менеджмент (как наука), менеджмент (как процесс), мотивация, норма выработки, производительность труда. ротация кадров, совместительство, специальная оценка рабочих мест, текучесть кадров, трудовые ресурсы, управление персоналом, экспертная оценка, эффективность труда.
Требования к глоссарию: использование в словаре только тех терминов, которые приведены в перечне; обязательно указание ссылки на источник, из которого заимствовано определение; расположение терминов в алфавитном порядке.
К инвестициям в человеческий капитал относятся: прямые затраты (оплата обучения, здравоохранения, смена места проживания или работы); упущенный заработок, так как учеба или смена места проживания, работы, так или иначе связаны с альтернативными издержками которые возникают в результате выбора одного из вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей; также к затратам в человеческий капитал относят моральный и материальный ущерб по причине того, что образование, как правило, не гарантирует дальнейшего трудоустройства и стабильного дохода, поиск работы морально истощает, переезд приводит к разрыву связей с друзьями и близкими.
Рассмотрим перечень особых характеристик, или черт, отличающих инвестиции в человеческий капитал от остальных видов инвестиций:
-
самым выгодным временем для инвестиций в человеческий капитал является начальный период человеческой жизни; -
различия в заработках, связанные с образованием, возрастают с ростом трудового стажа; -
инвестиции в человеческий капитал часто проявляются не в денежной форме. Они также могут быть социальными, культурными и др. Все они включаются в совокупный человеческий капитал; -
инвестиции в человеческий капитал увеличивают производительные качества человека и как работника, и как обучающегося; таким образом, упрощается процесс приобретения новых знаний и опыта.
При принятии решений об инвестициях в человеческий капитал сравниваются издержки и выгоды от таких вложений. Рассмотрим получение высшего образования как инвестиции в человеческий капитал. Выгоды (Во - Вд) от образования (на рис. 5.1 пространство Э) выражаются в более высоком уровне заработков после получения образования (Во) по сравнению с уровнем заработков без образования (Вд). Издержки на получение образования включают прямые издержки – объем пространства И1 (плата за обучение и т. д.) и альтернативные издержки или упущенный заработок (на рис. 5.1 объем пространства И2). Так как решение об инвестициях принимается в настоящий момент времени, то для сопоставления издержек и выгод последние необходимо дисконтировать, то есть привести их к текущей стоимости выгод (ЧДД
ЧК).
Определение чистого дисконтированного дохода (ЧДД) от инвестиций в человеческий капитал предполагает нахождение текущей стоимости разницы потоков выгод и издержек при определенной ставке процента на капитал (Е):
где первое слагаемое - текущая стоимость потока выгод,
второе слагаемое - текущая стоимость упущенного заработка.
третье слагаемое - текущая стоимость прямых издержек на образование.
Е — норма отдачи от инвестиций в образование (или ставка процента), характеризующая индивидуальную предпочтительность настоящего по отношению к будущему,
Т — период предстоящей трудовой деятельности,
t — индекс времени,
ti — время обучения.
Если чистая текущая стоимость инвестиций больше нуля, то тогда они выгодны. Чем больше значение кумулятивного (накопленного) ЧДД, тем более выгодны вложения.
Рис.8.1 Модель отдачи от инвестиций в человеческий капитал на примере получения образования
Модель инвестиций в человеческий капитал имеет простые следствия, соответствующие основным параметрам модели. Инвестировать в человеческий капитал тем выгоднее, чем:
— больше период предстоящей трудовой жизни и, следовательно, больше отдача от инвестиций;
— меньше издержки, связанные с получением образования;
— больше различия в заработках высокообразованных и низкообразованных работников;
— в большей степени материальное положение и способности позволяют ориентироваться на будущее, а не на настоящий момент.
Как индивид, так и организация могут инвестировать в человеческий капитал. Организации инвестируют в обучение работников для повышения их трудовой отдачи и производительности труда, сведения к минимуму потерь рабочего времени. Конечно, для организаций существует и риск таких инвестиций. Получив образование и квалификацию, работник может сменить место работы. С целью минимизации вышеописанного риска, организации предпочитают вкладывать средства не в знания и навыки общего характера, которые используются в каждой организации, а в специальный капитал, свойственный только этой организации. Специальная подготовка работников формирует конкурентные преимущества фирмы, отражает характерные и значимые особенности производства её продукции и поведения на рынках.
Контрольная работа (для заочной формы обучения)
Составьте словарь (глоссарий) основных понятий дисциплины: автоматизированное рабочее место (АРМ), адаптация работника, аттестация кадров, гибкий рабочий день, деловая игра, дисциплинарная ответственность, должностная инструкция, заработная плата (по ТК РФ), информационное обеспечение системы управления, кадровая политика, кадровый резерв, коллективный договор, конфликт в команде, менеджмент (как наука), менеджмент (как процесс), мотивация, норма выработки, производительность труда. ротация кадров, совместительство, специальная оценка рабочих мест, текучесть кадров, трудовые ресурсы, управление персоналом, экспертная оценка, эффективность труда.
Требования к глоссарию: использование в словаре только тех терминов, которые приведены в перечне; обязательно указание ссылки на источник, из которого заимствовано определение; расположение терминов в алфавитном порядке.