Файл: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами рф о поправках к Конституции рф от 30 декабря 2008 г..doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. В целях обеспечения проведения единой финансовой политики на территории области Главное финансовое управление осуществляет координацию деятельности финансовых управлений в городах и районах области.
Начальник Главного финансового управления области назначает на должность и освобождает от должности начальников Финансовых управлений городов и районов области по представлению исполнительно-распорядительных органов городов и районов области.
Начальник Главного финансового управления области определяет предельную численность работников финансовых управлений городов и районов в пределах установленной Министерством финансов РФ численности работников и фонда оплаты труда, сметы расходов на содержание областного аппарата и аппаратов финансовых управлений городов и районов области в пределах выделенных ассигнований.
Главы местного самоуправления городов и районов области вправе увеличивать численность работников финансовых органов за счет средств местных бюджетов.
4. Положения о финансовых управлениях городов и районов соответствующих территорий утверждаются начальником Главного финансового управления области по согласованию с главами исполнительно-распорядительных органов соответствующих территорий".
Законодательный орган области принял закон, противоречащий Конституции РФ. Своевременная реакция органа местного самоуправления по направлению иска в областной суд имела положительный результат.
Общеизвестным с точки зрения обеспечения гарантий местного самоуправления является Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике». На основе указанного Закона в Удмуртской Республике были ликвидированы избранные населением на 4 года органы местного самоуправления, нарушены конституционные гарантии граждан на осуществление местного самоуправления.
Конституционный Суд РФ признал неконституционными положения гл. 4 названного Закона Удмуртской Республики, согласно которой полномочия представительных органов местного самоуправления передавались объединенным Советам депутатов, а избранные главы администраций назначались и освобождались Президиумом Государственного Совета. Нарушенное право было восстановлено Конституционным Судом РФ.1
Таким образом, современное демократическое государство не может обеспечить оптимальное управление экономическими и социальными процессами, если не гарантирует существование местного самоуправления.
Выполнение всех названных гарантий открывает широкий простор для реализации местного самоуправления.
2. Местное самоуправление как форма местной публичной власти
2.1 Понятие и признаки органов местного самоуправления
Конституция РФ не содержит отдельного полного определения понятия местного самоуправления. В ст.3 местное самоуправление рассматривается как одна из форм народовластия, составляющая сущность конституционного строя России. Согласно ей, единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Статья 12 гарантирует незыблемость и самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий.
Определение местного самоуправления, характеризующее его как форму народовластия, содержится в Законе №131-ФЗ. Согласно этому определению, местное самоуправление - это «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».
Указанное определение принципиально отличается от прежнего, содержащегося в одноименном Законе 1995 г., в котором местное самоуправление определялось как деятельность населения, а не как форма власти. Примечательно, что до принятия нового закона термин «власть» с местным самоуправлением не употреблялся, что давало основания считать местное самоуправление общественной организацией, хотя реально - это действительно форма власти, так как без властных полномочий ни о каком решении местных вопросов не может быть и речи.1
Согласно Конституции РФ и Закону №131-ФЗ местное самоуправление представляет собой комплексное, сложное, многообразное явление, которое можно рассматривать в нескольких аспектах:
- как основополагающий принцип осуществления власти в обществе и государстве, который определяет систему управления демократического правового государства и является одним из элементов конституционного строя России;
- как право граждан на самостоятельное решение вопросов местного значения;
- как форму народовластия.
Формирование и развитие современной модели местного самоуправления в РФ осуществляется не только с учетом отечественного опыта, но и под влиянием зарубежного муниципального опыта.1
Определение понятия местного самоуправления во многом обусловлено избранной государством теорией или совокупностью теорий этого института публичной власти. Сама же теория местного самоуправления формируется на основе имеющегося практического опыта как отдельно взятого государства, так и группы государств. В свою очередь на основе теорий местного самоуправления формируются концепции местного самоуправления.
В научной и учебной литературе обосновываются различные точки зрения относительно концепций местного самоуправления. Если рассматривать эти точки зрения с позиций взаимоотношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти, а также участия местного самоуправления в осуществлении государственных функций, то представляется возможным, выделить две основные концепции местного самоуправления.
1. Англо-саксонская модель муниципального управления (модель существует в Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии и т.д.). Муниципальное управление освобождается от влияния государственных органов и осуществления государственных функций. Концепция построена на общественной теории местного самоуправления, объединившей теорию свободной общины, хозяйственную теорию, а также частично юридическую теорию. Теория свободной общины была разработана немецкими учеными в начале XIX века. Цель этой теории состояла в обосновании необходимости ограничения вмешательства государства в дела общин. Община исторически является предшественницей государства. Последнее появляется в результате объединения общин по экономическим и политическим мотивам.
Сущность хозяйственной теории состоит в том, что самоуправление есть заведование делами местного хозяйства. Ее сторонники утверждали, что собственные дела общины - это дела общинного хозяйства, и что самоуправление есть управление делами местного хозяйства. При этом на первый план выдвигались дела хозяйственного характера.
Юридическая теория предполагает, что органы самоуправления не являются органами государственной власти. Государство уступает органам местного самоуправления ряд правительственных прав в полном объеме. При этом органам местного самоуправления гарантируются независимость и неприкосновенность. Данная теория построена на разделении функций и полномочий между государственными органами и органами местного самоуправления.
Применительно к англо-саксонской концепции местное самоуправление целесообразно определить следующим образом. Местное самоуправление - это местная публичная власть, реализуемая в рамках закона на территории соответствующего муниципального образования непосредственно, а также формируемыми ими органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления без вмешательства центральных органов власти на основе реальной материально-финансовой базы в целях решения задач местного значения. Надо отметить, что система местного самоуправления по конституции РФ очень много «впитала» в себя черт англо-саксонской модели муниципального управления.
2. Европейская континентальная модель муниципального управления. Муниципальное управление ориентировано на реализацию государственных функций, построена на основе государственной теории самоуправления. Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством. Местное самоуправления - это установленная государством в законах местная публичная власть, реализуемая в рамках закона на территории соответствующего муниципального образования, органами и должностными лицами местного самоуправления на основе реальной материально-финансовой базы, в целях решения задач местного значения и выполнения значительной части государственных дел с учетом интересов населения. 1
В Конституции РФ закреплена англосаксонская концепция местного самоуправления с отдельными элементами европейской континентальной концепции. При этом наличие элементов европейской континентальной концепции, с точки зрения теоретической, является малозначительным.
В современной российской литературе нет достаточно устоявшегося определения и апробированного в практике понимания термина «местное самоуправления», что нередко ведет просто к отрицанию этого института или к его искажению.
Научные определения понятия местного самоуправления, данные в различные исторические периоды, следует изучать и применять при разработке новых теоретических конструкций (табл. 1).
Таблица 1.
Определение местного самоуправления в трудах ученых
N п/п | | Содержание определения местного самоуправления |
| | 1. Европейская континентальная концепция |
1 | М.И. Свешников | Местное самоуправление - это новая форма администрации, заключающаяся в свободном участии народа в заведовании делами, вверенными местным административным органам, то есть свободное участие народа в местной администрации.1 |
2 | В.П. Безобразов | Самоуправление не может быть иначе рассматриваемо, как в совокупности с общим организмом всего государственного механизма управления, в состав которого оно входит как органическая часть единого целого.2 |
3 | Н.И. Лазаревский | Самоуправление есть децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и тесную связь органов местного государственного управления с данной местностью и ее населением.3 |
4 | Г. Еллинек | Местное самоуправление - это государственное управление через посредство лиц, не являющихся профессиональными государственными - должностными лицами, управление, которое в противоположность государственно-бюрократическому есть управление через посредство самих заинтересованных лиц.4 |
5 | Н.М. Коркунов | Местное самоуправление есть составная часть государственного управления.5 |
6 | Л.А. Велихов | Местное самоуправление - это государственное управление каким-либо кругом дел на местах, образуемое посредством избрания уполномоченных на то лиц от господствующего класса местного населения.6 |
7 | Б.Э. Нольде | Местное самоуправление - это форма осуществления государственных функций при помощи независимых - в той или иной мере - лиц и учреждений.1 |
8 | Н.В. Постовой | Местное самоуправление - это установленная государством в законах местная публичная власть, реализуемая на территории соответствующего населенного образования путем управления, осуществляемого жителями муниципального образования, органами местного самоуправления на основе реальной материальной возможности, в целях решения задач местного значения и выполнения государственных функций.2 |
| | II. Англосаксонская концепция |
1 | А. Васильчиков | Самоуправлением называется такой порядок управления, при коем местные дела и должности заведуются и замещаются местными жителями - земскими обывателями.3 Самоуправление означает участие народа в местном внутреннем управлении своего отечества. Самоуправление представляет собой систему, возлагающую на местных обывателей все тягости управления с соответствующими правами.4 |
2 | А.Д. Градовский | Самоуправление есть результат разнообразных интересов, которые не могут быть удовлетворены деятельностью центрального правительства.5 |
3 | Г.В. Барабашев | Местное самоуправление есть власть местного населения в делах местного значения, осуществляемая гражданами непосредственно и через выборные органы, в рамках закона, но без вмешательства центральной власти...1 |
4 | В.И. Фадеев | Местное самоуправление - это система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное (под свою ответственность) решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.2 |
5 | В.В. Таболин | Местное самоуправление - это самостоятельная деятельность граждан (под свою ответственность и в соответствии с законодательством) по регулированию, управлению и решению непосредственно или через формируемые органы местного самоуправления значительной части вопросов местного значения в интересах населения данной территории, с учетом развития всего общества.3 |
6 | И. Редлих | Местное самоуправление есть осуществление местными жителями или их избранными представителями тех обязанностей и полномочий, которые им предоставлены законодательной властью или которые принадлежат им по «общему праву».4 |
7 | В.А. Баранчиков | Местное самоуправление - это такая децентрализованная форма организации территориальной публичной власти, которая обеспечивает исполнение законов и других нормативных актов органов государственной власти в пределах территории соответствующих видов поселений самим населением и образуемыми им самостоятельно органами местного самоуправления и избираемыми и назначаемыми соответствующим образом должностными лицами.5 |