Файл: Практикум для 1011 классов (общеобразовательный уровень) (программа под ред. И. Н. Пономаревой).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
поместить в каплю воды на предметном стекле, накрыть покровным стеклом и посмотреть под микроскопом, то окажется, что в воде движется масса мелких зеленых шариков, которые и придают ей зеленую окраску. Это хламидомонады — одноклеточные подвижные водоросли, которые обладают положительным фототаксисом, т. е. движутся по направлению к свету, и поэтому скапливаются на стороне сосуда, обращенной к свету. Хламидомонад для занятий необходимо иметь в живом состоянии, так как при фиксации теряется их главный признак — подвижность. В материале, взятом непосредственно из природы, помимо хламидомонад всегда содержатся и другие водоросли. Интенсивно размножаясь, они начинают вытеснять первоначально преобладавшие хламидомонады, и сохранять последние в такой смешанной культуре продолжительное время обычно не удается. Поэтому надо иметь чистую (не содержащую других водорослей) культуру хламидомонад. Для этого требуется отделить хламидомонад от других водорослей, а затем хранить их в среде Прата: 0,1 г КNОз, 0,01 г К2НР04, 0,01 г МgSО4, 0,05 г FеCl3, 1 л водопроводной воды. Раствор разбавить обыкновенной водой в объеме, превышающем в 10—20 раз объем среды.

Кожица чешуи луковицы лука репчатого. Под микроскопом видны клетки различной величины. Их стенки плотно сомкнуты, что отражается на форме клеток: они многоугольны и повторяют очертания соседних клеток. В некоторых местах заметны поры — узкие канальцы, пересекающие оболочки двух соседних клеток так, что они остаются разделенными только мембраной. В центре либо у стенки (оттесненное вакуолью) находится ядро с ядрышком, расположенное в мелкозернистой цитоплазме. Тяжи цитоплазмы занимают пристеночное положение, а такжепересекают вакуоль в различных направлениях. В цитоплазме встречаются капли эфирных масел, мелкие гранулы митохондрий (особенно хорошо видны в окрашенных клетках) и мелкие пузырьки разнообразных клеточных компонентов. Вакуоль хорошо видна, если использовать сорта лука с антоциановой окраской. В этом случае, добавляя с одной стороны покровного стекла каплю разбавленной соляной или уксусной кислоты и оттягивая ее с другой стороны кусочком фильтровальной бумаги, можно добиться изменения красно-фиолетовой или лиловой окраски клеточного сока на розовую. Окраска опять станет антоциановой, если добавить разбавленную щелочь. При проведении опыта с частично плазмолизированными клетками окраска более интенсивна, так как клеточный сок более концентрированный. Среди клеток эпидермиса можно наблюдать устьичные клетки, типичные фасолевидные замыкающие клетки устьиц, внутри которых видны хлоропласты. Таким образом, для растительных клеток в целом характерно наличие: несколько утолщенных клеточных стенок, что обусловливает геометрически правильную форму клеток; пластид, в частности хлоропластов, вакуолей с клеточным соком; всех органелл и включений, общих для растительной и животной клеток.



Ход работы

1. Рассмотрите препарат хламидомонады при малом и большом увеличении микроскопа. Понаблюдайте за передвижением, размером и формой тела, особенностями строения водоросли.

2. Чтобы подробнее ознакомиться со строением хламидомонады, необходимо найти в поле зрения микроскопа остановившуюся клетку и рассмотреть ее при большом увеличении. Если таких клеток не обнаружится, можно заставить хламидомонады остановиться, добавив под покровное стекло раствор метиленовой синьки или раствор йода в йодистом калии.

3. Найти в клетке оболочку, цитоплазму, ядро, чашевидный хроматофор, «глазок», вакуоли, жгутики.

4. Зарисовать хламидомонаду и обозначить ее части. Объяснить роль всех частей тела.

5. В верхней части побега элодеи при помощи пинцета оторвите лист и перенесите в каплю воды на предметное стекло. Лист следует положить нижней стороной к предметному стеклу.

6. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа общий план строения листа. Схематически зарисуйте его (на рисунке обозначьте оболочку, ядро, хлоропласты, цитоплазму, вакуоль).

7. Строение клетки кожицы лука следует рассматривать на временном препарате под микроскопом. Приготовление временного препарата:

1) на чистое предметное стекло в центр капнуть каплю воды;

2) с наружной стороны чешуи лука пинцетом снять кусочек кожицы (площадью около 0,5 см2);

3) поместить кожицу в каплю воды и аккуратно расправить препаровальной иглой;

4) большим и указательным пальцами правой руки взять покровное стекло, поднести его к краю капли, расположив под углом 450. Осторожно опускать стекло, пока его центр не коснется центра капли. Вода растечется под покровным стеклом и равномерно окружит препарат. Если под стеклом окажутся пузырьки воздуха, следует слегка постучать по стеклу препаровальной иглой. Неокрашенные препараты рассматривать при закрытой диафрагме конденсора, что позволит увидеть более отчетливо детали клетки за счет увеличения контрастности изображения.

8. После изучения неокрашенного препарата необходимо подкрасить его, капнув слабым раствором йода в водном растворе йодида калия, что даст возможность увидеть не только пластиды, но и митохондрии, а также мелкие гранулы других органелл и включений (рис.1).



Рис.1. Клетки кожицы чешуи лука: 1 - ядро; 2 — ядрышко; 3 — цитоплазма; 4 — вакуоли; 5 — кристаллы щавелевокислого кальция; 6 -тяжи цитоплазмы; 7 капельки эфирных масел; 8 – поры.
9. Зарисуйте несколько клеток кожицы чешуи лука, обозначьте их органеллы и включения.

10. Сделайте вывод о главных характерных особенностях растительных клеток. Что общего и какие различия в строение клеток одноклеточного и многоклеточного организмов?

Лабораторная работа

Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука

Цель работы: сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умения работать с микроскопом, проводить наблюдение и объяснять полученные результаты.

Материалы и оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стакан с дистиллированной водой, препаровальная игла, пинцет, фильтровальная бумага, 5% раствор поваренной соли, сорт лука с антоциановой окраской.

Ход работы

1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука:

а) снимите эпидермис с внутренней стороны чешуи луковицы лука с помощью иглы и пинцета;

б) поместите его на предметное стекло в каплю воды, расправьте и накройте покровным стеклом.

2. Приготовленный препарат рассмотрите под микроскопом, обратите внимание, как распределена цитоплазма внутри клетки (плотно прилегает к стенкам клетки или нет?). Зарисуйте участок из 4-5 клеток.

3. С одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли (0,8 м), а с другой – полоской фильтровальной бумаги оттяните воду.

4. Рассмотрите препарат, обратите внимание на отставание цитоплазмы от оболочки (явление плазмолиза). Зарисуйте участок из 4-5 клеток и подпишите данное явление.

5. Нанесите несколько капель воды с одной стороны покровного стекла, а с другой стороны фильтровальной бумагой «оттяните» воду, смывая плазмолирующий раствор.

6. Рассмотрите препарат под микроскопом, наблюдайте восстановление цитоплазмы в прежних границах (явление деплазмолиза). Зарисуйте участок из 4-5 клеток и подпишите данное явление.

7. Объясните наблюдаемые явления. Сделайте вывод по работе.

Лабораторная работа

Исследование проницаемости растительных клеток

Цель работы: исследовать проницаемость цитоплазмы растительных клеток.

Материалы и оборудование: корнеплод красной столовой свеклы, хлороформ, 30-процентный раствор уксусной кислоты, 50-процентный раствор спирта, штатив с пробирками, кристаллизатор, нож или скальпель, мензурка на 10—25 мл, спички, спиртовка или электроплитка.

Дополнительная информация

Цитоплазма живой клетки обладает полупроницаемостью и поэтому способна задерживать клеточный сок, находящийся в вакуоли. Полупроницаемость цитоплазмы обусловлена особым строением ее пограничных слоев — плазмалеммы и тонопласта, представляющих собой белково-липоидные мембраны.

Если клетку убить высокой температурой или ядовитыми веществами, то структура цитоплазмы нарушится и она станет проницаемой. В этом случае клеточный сок свободно выходит из клетки. Для данного опыта необходимо использовать растительные объекты с окрашенным клеточным соком, например, красную столовую свеклу.

Ход работы

1. Из очищенной свеклы нарежьте 5 одинаковых кубиков объемом 1 см3 и тщательно промойте их водопроводной водой, чтобы удалить окрашенный клеточный сок, вытекающий из поврежденных клеток.

2. Затем в 5 пробирок поместите по кубику свеклы.

3. В первую пробирку (контрольную) налейте на 1/3 холодной воды.

4. Во вторую пробирку налейте столько же воды и кипятите ее в течение 1 мин, после чего горячую воду слейте, кубик промойте и снова залейте холодной водой.

5. В третью пробирку налейте 10 мл воды и 6 капель хлороформа.

6. В четвертую — 10 мл 30-процентного раствора уксусной кислоты, а в пятую — 10 мл 50-процентного раствора спирта.

7. Все пробирки оставьте стоять в штативе на 30 мин.

8. Затем отметьте окраску жидкости в каждой пробирке и объясните полученные результаты.
Выводы: цитоплазма живой клетки обладает полупроницаемостью, она не пропускает из вакуоли клеточный сок с красящим веществом (пигментом антоцианом). Цитоплазма, убитая действием высокой температуры или ядовитыми веществами, становится проницаемой. Пигмент клеточного сока легко выходит из клетки, и жидкость в пробирках окрашивается.