Файл: Практикум для 1011 классов (общеобразовательный уровень) (программа под ред. И. Н. Пономаревой).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лабораторные работы в теме: «Молекулярный уровень проявления жизни»
Лабораторная работа
Выявление активности процесса фотосинтеза с помощью пероксида водорода и фермента каталазы, содержащейся в клетках зеленых растений элодеи, хлорофитума и колеуса
Цель работы: сформировать знания о роли ферментов в клетках и выяснить как проявляется активность фермента в живых и мертвых тканях.
Материалы и оборудование: листочки элодеи, хлорофитума, колеуса, луковицы лука репчатого, клубни картофеля, 3%-ный пероксид водорода, 1,5%-ный раствор бензидина, ступки фарфоровые с пестиками, терки для картофеля, пробирки (2—3 мл), пипетки, спиртовка, весы.
Дополнительная информация
Пероксид водорода - высокотоксичное для клетки соединение. Функцию его нейтрализации выполняет фермент каталаза, разлагающий пероксид водорода на воду и кислород.
Доказательством выделения кислорода является посинение раствора вследствие окисления бензидина.
Отсутствие реакции при кипячении фермента - свидетельство того, что фермент действует только в активном состоянии. Фермент каталаза содержится в клетках там, где в результате метаболизма могут возникать молекулы пероксида водорода (например, в пероксисомах - особых одномембранных органеллах клетки).
Учебной программой предусмотрено изучение темы на примере элодеи, хлорофитума и колеуса. Однако данные растения менее доступны, чем другие материалы, и, кроме того, активность фермента гораздо выше при использовании вытяжки из клубней картофеля или луковиц лука репчатого. Поэтому в данной работе предлагается три варианта опытов.
Ход работы
1. Растереть в ступке несколько листочков элодеи (хлорофитума, колеуса или др.), добавить 5—10 мл воды, отжать сок и разлить его вдве пробирки;
2. Растереть в ступке либо натереть на терке 5 г лука, добавить 50 мл воды и разлить отжатый сок в две пробирки;
3. Натереть на терке 2 г картофеля, добавить 50 мл воды, Разлить отжатый сок в две пробирки.
4. Одну пробирку с вытяжкой прокипятить. Добавить в обе пробирки (контрольную и опытную) по 2 мл 3%-ного раствора пероксида водорода (а при наличии — и несколько капель 1,5%-ого раствора бензидина).
5. Объяснить причины выделения пузырьков газа, посинения раствора, отсутствия реакции в пробирках с прокипяченной вытяжкой.
6. Сделать вывод по работе (обобщить результаты работы, описав характерные свойства ферментов, особенности их действия).
Лабораторная работа
Обнаружение органических веществ в тканях растений (крахмала, белков, жира)
Цель работы: обнаружить органические вещества в исследуемых тканях растений и познакомиться с их свойствами.
Материалы и оборудование: клубень картофеля, набухшие семена гороха, семяна подсолнечника, 1-процентный раствор йода в иодиде калия, стакан с водой, микроскоп, скальпель, предметные и покровные стекла, фильтровальная бумага и чистый лист бумаги.
Дополнительная информация
В клетках различают три группы запасных веществ: углеводы, белки, жиры. Широко распространенным запасным углеводом является крахмал. Он откладывается в запас в виде крахмальных зерен в незеленых органах растений (семенах, плодах, корневищах, клубнях и пр.). Крахмальные зерна разных видов растений различаются по форме и величине.
Жиры встречаются, главным образом, в семенах. Они пропитывают цитоплазму, придавая ей характерный стекловидный вид, или же встречаются вцитоплазме в виде отдельных капель, сильно преломляющих свет и имеющих голубовато-сероватую, иногда желтоватую окраску.
Запасные белки чаще всего накапливаются в клеточном соке формирующихся семян. При созревании семян количество воды в вакуолях их клеток постепенно уменьшается, а концентрация белка увеличивается за счет поступления его из других органов растения. После высыхания вакуолей на их месте остаются зернистые образования — алейроновые, или протеиновые зерна. Окраска их беловатая или почти бесцветная, форма округлая или угловатая.
Ход работы
1. Разрежьте клубень картофеля. Со свежесрезанной поверхности возьмите скальпелем небольшое количество выступившей мутной жидкости и перенесите в каплю воды на предметное стекло, накройте покровным стеклом. Зарисуйте увиденное.
2. При большом увеличении микроскопа найдите простые, сложные и полусложные крахмальные зерна (см. рис. 1).
3. Далее на предметное стекло рядом с покровным поместите каплю раствора иода в иодиде калия. С противоположной стороны покровного стекла отсасывают воду полоской фильтровальной бумаги. Укажите в какой цвет раствор иода окрашивает зерна крахмала?
Рис. 1. Крахмальные зерна клубня картофеля:
А — простые зерна; Б — полусложные зерна; В — сложные зерна; 1 — оболочка крахмального зерна; 2 — центр крахмалообразования; 3 — слои крахмала.
4. С набухшего семени гороха снимите семенную кожуру и лезвием безопасной бритвы сделайте тонкий срез любой части семядоли.
5. Срез поместите на предметное стекло в каплю воды, к которой добавьте каплю раствора иода в иодиде калия. Препарат накройте покровным стеклом. При малом увеличении микроскопа найдите тонкие места среза и рассмотрите клетку при большом увеличении.
6. Укажите, что вы увидели в полостях клеток и в промежутках между ними.
7. Семя из плода подсолнечника помещают на чистый лист бумаги, надавливают каким-либо прессом. По образовавшемуся жирному пятну судят о наличии жира в клетках семядолей.
8. Ответьте на следующие вопросы:
- Какие запасные вещества откладываются в растительных клетках?
- В каком виде они откладываются?
- Каким реактивом можно обнаружить крахмал и белок в растении?
Сделайте вывод по работе.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005.- 304 с.
Анастасова Л.П., Кучменко В.С. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы. 11 класс.- М.: Дрофа, 2000.- 80 с.
Общая биология: Программы: 10-11 классы/ Под ред. И.Н. Пономаревой.- М.: Вентана-Граф, 2005.- 48 с.
Практикум по экологии/ Под ред. С.В. Алексеева.- М.: АО МДС, 1996.- 192 с.