Файл: Практикум для 1011 классов (общеобразовательный уровень) (программа под ред. И. Н. Пономаревой).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица

Изменчивость колосьев пшеницы


Наблюдаемые признаки

Экземпляры

1

2

3

4

5

и т.д.

1. Наличие остей на колосьях.



















2. Количество рядов колосков в сложном колосе.



















3. Зерновка стекловидная или мучнистая.



















4. Форма зерновки.



















5. Длина колоса.




















II. Обобщите результаты наблюдений и сделайте выводы.

II вариант

Работа с живыми растениями или гербарными экземплярами ярутки полевой (икотника серо-зеленого).

I. Рассмотрите 5 экземпляров ярутки полевой и сравните по признакам, указанным в таблице.

Таблица

Изменчивость ярутки полевой


Признаки

Экземпляры (особи одного вида)

1

2

3

4

5

1. Количество плодов:

а) зеленых;

б) зрелых;

в) раскрывшихся
















2. Количество цветков.
















3. Количество лепестков.
















4. Окраска лепестков.
















5. Количество листьев.
















6. Форма листьев.
















7. Расположение листьев.
















8. Длина стебля.


















II. Обобщите результаты наблюдений и сделайте выводы.

III вариант

Работа с корнеплодами моркови.

1. Какую окраску имеют корнеплоды моркови (желтую, оранжево-красную).

2. Какова форма корнеплодов (округлая, овальная, усеченно-коническая, цилиндрическая и др.)?

3. Какова поверхность корнеплода (гладкая, бугристая, шероховатая)?

4. Основание корнеплодов (тупое, острое).

5. Измерьте длину и наибольший диаметр корнеплодов.

6. Данные наблюдений занесите в таблицу.


Таблица

Изменчивость корнеплодов моркови

Наблюдаемые признаки

Экземпляры

Изменчивость




1; 2; 3; 4; 5 и т.д.

Наблюдается

Не наблюдается

7. Установите черты сходства и различия в строении корнеплодов моркови.

8. Сделайте выводы.
Лабораторные работы в теме: «Организменный уровень организации жизни»
Лабораторная работа

Наблюдение за передвижением животных: инфузории туфельки, дождевого червя, улитки, аквариумной рыбки. Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды

Цель работы: пронаблюдать за передвижением исследуемых животных и выявить особенности их поведенческих реакций на факторы внешней среды.

Материалы и оборудование: водный раствор кармина или туши, косточки вишни или семена айвы, микроскоп, предметные и покровные стекла, фильтровальная бумага, вата, дождевые черви, чистый лист бумаги или картона, предметные и покровные стекла, пинцет, ящик с почвой, лупа, улитки, листочки растения, аквариум с рыбами, сачок, стеклянный сосуд емкостью 1—2 л, чашка Петри с инфузориями.

Ход работы

1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа инфузорию-туфельку. Найдите более узкий передний и расширенный задний конец тела. Рассмотрите углубление, или желобок, на боковой поверхности тела.

2. Проведите наблюдение за движением инфузории-туфельки:

а) на предметное стекло поместите кусочек корма из питательной среды;

б) капните на предметное стекло каплю соляной кислоты.

Проследите за реакцией инфузории на внешние раздражители.

3. Остановите движение туфельки положив на предметное стекло тонкий слой гигроскопической ваты (туфельки застревают в промежутках между волосками).



4. На лист плотной бумаги или картона положите дождевого червя и рассмотрите, как он передвигается.

5. Прикоснитесь к червю пинцетом и пронаблюдайте за его реакцией.

6. Изучите поведение дождевого червя в почве, воспользовавшись для этого ящиком с землей. Наблюдение проводите при слабом освещении.

7. На лист плотной бумаги положите улитку. Рассмотрите раковину, щупальца на голове, особенности строения тела.

8. Положить рядом с улиткой листочек растения, пронаблюдайте за её реакцией. Прикоснитесь к улитке пинцетом, отметьте ее реакцию.

9. Поместите в стеклянный сосуд, лучше прямоугольной формы, с водой из аквариума самца и самку гуппи. Рассмотрите и опишите их внешнее строение, особенности передвижения.

10. Над поверхностью воды переместите любой предмет (ручку, карандаш, пинцет) и проследите за движением рыб при этом. Отметьте их реакцию.

11. Опишите способы передвижения рассмотренных организмов. Ответьте на следующие вопросы:

- За счет чего осуществляется движение рассмотренных организмов?

- Связан ли способ передвижения со средой обитания этих животных? С уровнем их организации?

- Какая система позволяет животным реагировать на раздражение из внешней среды?

Сделайте вывод по работе.

Дополнительная информация

Червей собирают под лежащими на земле камнями, кусками гнилого дерева, старыми досками. Большое количество червей можно собрать, перекапывая компостные кучи или огородные грядки. Содержать червей следует в деревянных ящиках с землей. Ящик надо наполнить на 3/4 чередующимися слоями огородной земли и прошлогодних листьев или компостной смесью. На каждую сотню червей требуется 3—6 ведер земли. Почву увлажняют и помещают червей. Землю полезно накрыть куском мешковины, сложенной в несколько слоев. Сверху ящик закрывают крышкой и хранят при температуре 12—15 0С в затемненном помещении, желательно в подвальном. По мере подсыпания земли ее необходимо слегка увлажнять, поскольку черви не выносят сухости: при подсыхании они испытывают недостаток в кислороде, так как обладают кожным дыханием. Для подкормки червей один раз в 7—10 суток в ящик надо помещать размельченные подгнивающие листья, картофельные очистки или раздавленный вареный картофель. Плесень изагнивающие остатки следует своевременно удалять.

За сутки до проведения лабораторной работы червей извлекают из почвы, промывают в воде и помещают в банки с влажной фильтровальной бумагой, нарезанной полосками. Для более длительных наблюдений за поведением дождевого червя, в частности рытьем норки и передвижением в ней, необходимо изготовить ящик (40х50x30 см), передняя и задняя стенки которого сделаны из оконного стекла Ящик следует наполнить влажной почвой и поместить в него червей.


Плавники являются характерной особенностью рыб. Они придают устойчивость в воде, помогают двигаться и управлять движениями. У большинства рыб имеются следующие плавники: два вида парных - грудные (по бокам головы, за жабрами) и брюшные (обычно выдвинуты назад); непарные - спинной (проходящий по середине спины), анальный (расположен на брюшной стороне тела, перед ним в общем углублении лежат три отверстия: анальное, половое и выделительное) и хвостовой (на самом конце тела).

Плавники приводятся в движение мышцами, расположенными внутри тела рыбы. В движении плавников отмечается согласованность. Все плавники выполняют определенные функции: спинной и грудные, действуя совместно, придают телу устойчивость, кроме того, спинной, направленный прямо вверх, действует как стабилизатор, позволяя рыбе держаться в вертикальном положении, а грудные, раздвинутые в стороны, помогают сохранять равновесие и делать повороты. Брюшные плавники тоже используются как стабилизаторы, а хвостовой плавник служит для управления движением и выполняет роль двигателя.

По бокам головы, за парными глазами, расположены периодически приоткрываемые жаберные крышки. Благодаря им у рыб создается ток воды через жабры.
Лабораторные работы в теме: «Клеточный уровень организации жизни»
Лабораторная работа

Сравнение строения клеток прокариот (бактерии, ностока) и эукариот (растения, животного, гриба)

Цель работы: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Материалы и оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, стакан с водой, стеклянные палочки, сочные чешуи лука репчатого, разведенные дрожжи, культура сенной палочки и ностока, микропрепарат клеток многоклеточного животного.

Дополнительная информация

Носток – это представитель рода Гормогониевых водорослей. Образуют колонии – шаровидные (диам. до 5 см), корковидные или нитевидно-кустистые в виде дерновинок (диам. 0,5 м и более). Обитают в пресных водоемах, на почве, в корневых утолщениях некоторых высших растений (саговник, клевер). Способны к азотфиксации.

Ход работы

1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука, ностока, дрожжевых грибов, бактерии сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.

2. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.

3. Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция бактерий, водорослей, грибов, растений и животных. Сделайте вывод по работе.
Лабораторная работа

Сравнение строения клеток одноклеточного и многоклеточного организмов (хламидомонады, листа элодеи, эпидермиса лука)

Цель работы: исследовать особенности строения одноклеточного и многоклеточного организмов на примере хламидомонады, клеток листа элодеи и эпидермиса лука.

Материалы и оборудование: сочные чешуи лука репчатого, культура хламидомонады, побег элодеи, пинцет, пипетка, препаровальная игла, микроскоп, покровные и предметные стекла, стакан с водой, 2%-ный раствор метиленовой синьки или 1%-ный раствор йода в йодистом калии, фильтровальная бумага.

Дополнительная информация

Изучение темы проводится в ноябре — декабре, когда найти живой материал в природе, как правило, не представляется возможным. Поэтому необходимо иметь заранее приготовленные культуры водорослей или сохраненные в законсервированном виде водоросли. Для этой цели летом или осенью следует собрать нужное количество водорослей в стеклянные банки с водой. Лучшей консервирующей жидкостью является этиловый спирт. В этом случае водоросли, находящиеся в банке с водой, необходимо залить 82—86%-ным этиловым спиртом в объеме, равном объему воды. Крупные формы водорослей можно гербаризировать.

Хламидомонада. Многочисленные виды этой одноклеточной водоросли обитают в лужах на глинистых почвах, канавах, мелких водоемах. При их массовом развитии вода часто принимает зеленую окраску («цветет»). Для приготовления материала следует зачерпнуть стеклянной банкой воду из застоявшейся лужи, канавы (хорошо взять воду во время ее «цветения»). Банку прикрыть стеклянной пластинкой и поставить в светлое место. Вскоре на стенке банки, обращенной к свету, появится зеленый налет. Если пипеткой или кисточкой осторожно взять его,