Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Совокупность кредитно-финансовых отношений, возникающих непосредственно с перемещением капиталов из национального частного сектора в государственный бюджет на основе их заимствования и есть сущность государственного внутреннего долга [2].

Государственный долг России в 2018-2020 годах стал расти и его ключевыми факторами послужили с помощью следующих событий [21, с.67]:

- в отношении России западные страны ввели экономические санкции;

- рост валютного рынка и несвоевременные действия ЦБ РФ;

- падения цены на нефть, в связи с чем сокращение поступлений от экспорта;

- расходы на оборудование выросли;

- для структурного реформирования и стабилизации экономической ситуации возникла необходимость дополнительных средств;

- Пандемия (COVID-19).

Все вышеперечисленное непосредственно привело к заторможению финансовой системы в РФ.

В таблице 2.1 более детально рассмотрим общий объем государственного долга Российской Федерации (Приложение 1) [23, c.199].

Темпы роста общего государственного долга выросли и составили на 3 700 млрд.руб. больше к началу 2021 года по сравнению с концом 2018 года.

Общий объем государственного долга в %% к ВВП соответственно вырос на: 2019 г. к 2018 г. на 0,7%; 2020 к 2019 г. на 1,0% и 2020 г. к 2018 г. на 1,7% соответственно (Приложение 2).

На 1 января 2020 года по данным Центрального Банка Российской Федерации внешний долг вырос до 481,473 млрд.долл. США.

На 5,9% (26,8 млрд.долл. США) это превышает данный показатель прошлого года (454,680 млрд.долл. США), что показывает новый российский долг вырос на 59%, а именно с 43,292 до 68,873 млрд.долл. США, именно рост составил:

- обязательства в инвалюте с 16,686 до 22,270 млрд.долл. США или на 33%;

- обязательства (ценных бумаг) в рублях с 25,772 до 46,139 млрд.долл. США или на 79% [26, c.277].

Таким образом, внешний долг ЦБ РФ на 1 января 2020 года вырос на 8,5% или с 11,880 до 12,890 млрд.долл. США.

Банковский сектор имеет задолженность, которая сократилась на 10,5% - а именно с 84,609 до 76,560 млрд.долл. США.

На 2,6% вырос корпоративный долг с 314,236 до 322,563 млрд.долл. США.

Выросли именно расходы российского бюджета на обслуживание непосредственно государственного долга за 2019 год на 7,3%, до 784,2 млрд. руб.

Во время пандемии короновирусной инфекции для поддержки нашей экономики, а именно дефицита федерального бюджета непосредственно Правительству России необходимо было пойти на резкое увеличение государственных взаимоствований [27, c.56].

Рост государственного долга до 20,4% ВВП предусмотрен в 2021 году, в 2022 году рост должен составить до 20,8%, в 2023 году до 21,4% ВВП, так как именно в 2019 году государственный долг ушел в минуса, и если бы РФ понадобилось немедленно погасить свои долги, непосредственно это можно было сделать только за счет депозитов государственных органов в ЦБ и коммерческих банках. Но, именно спустя год на фоне пандемии долг федерального правительства и непосредственно падения цен на нефть проявил свой рост и к лету 2020 года уже превышал ликвидные резервы России.


Рост совокупного внешнего долга РФ в 2019 году стал фактором покупки нерезедентами суверенных ценных номинированных как в иностранной валюте, так и в российских рублях.

Таким образом, видно, что внешняя задолженность России выросла.

На рис. 2.2 видно, что основу государственного долга России составляет внутренний долг, доля которого к началу 2021 года достиг до 76,6% (Приложение 3).

Государственный внутренний долг по данным Министерства финансов Российской Федерации на конец 2018 года составил 10 280 млрд.руб., при этом именно за весь период 2018-2020 годов вырос на 3 200 млрд.руб. [28, с.51].

Рост объема внутренних взаимствований с одной стороны, имеет ряд преимуществ по сравнению с внешними заимствованиями, а в частности управлять такими займами государству намного легче, так как при этом процентные выплаты по внутреннему долгу способствуют росту внутреннего спроса на товарном рынке.

Более высокой ценой внутренних взаимствований, с одной стороны, это долговая политика, непосредственно идет емкость и слабость инфраструктуры национального финансового рынка, но с другой стороны, стремительное наращивание внутреннего долга создает угрозу вытеснения с рынка внутренних взаимствований частных заемщиков именно для которых государственные займы могут повысить цену взаимствований.

Возможности внутреннего рынка заимствований непосредственно сильно зависит от способности денежных властей поддерживать невысокий уровень инфляции и относительно стабильный валютный курс и в случае девальвации рубля не смогут полностью компенсировать компаниям внутренние заимствования все их требующие потребности в обслуживании внешней задолженности и импорта [29, c.303].

За период 2018-2020 годов снижены на 3,0 млрд.руб. государственные гарантии России и их доля в общем объеме государственного внутреннего долга непосредственно снизилась на 2,9% до 23,8%, что наглядно представлено в таблице 2.1 и рис. 2.3 (Приложение 4).

Именно долгосрочный характер имеет обеспечивающие государственные гарантийные обязательства, значительная часть бюджетных средств при этом на возможное их исполнение (в случае даже отсутствия фактических платежей по государственным гарантиям), именно «резервируются», а не направляются на другие более приоритетные направления социально-экономического развития. Но, в результате предоставления государственных гарантий непосредственно предусматриваются дополнительные поступления, доля роста объемов государственных гарантий (и гарантийной поддержки) приводит непосредственно к значительному росту расходов государственного бюджета, а именно (административные расходы, связанные с предоставлением и дальнейшим сопровождением каждой государственной гарантией и агентские вознаграждения играют немаловажную роль)[30, c.122].


Облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом составляют основу государственного внутреннего долга, с постоянным купонным доходом стоимость облигаций за анализируемый период выросла в 2 раза или до 2,7 трлн. руб., на 60,2% или до 492,6 млрд.руб. рост государственных сберегательных облигаций [31, с.80].

За последние годы на экономическую ситуацию в России повлияли следующие факторы, за счет которых государственный долг вырос:

- снижение цен на нефть;

- нестабильная политическая обстановка;

- введение санкций и непосредственно связанное с ним ограничение доступа к рынкам капитала;

- вывоз капитала из страны;

- ослабление непосредственно курса рубля, вследствие чего увеличение инфляции.

Но, несмотря на вышеизложенные факторы, Россия снижает внешний долг всеми возможными способами, так как растущий внешний долг непосредственно грозит ухудшением условий взаимствований и их обслуживания [30, c.123].

В силу этого Россия по своему объему находится на 24 месте (из 201 возможного) по объему общегосударственного внешнего долга.

В период с 2015 года по 2020 год динамику и структуру внешнего долга представлено в таблице 2.2 и рис.2.4 (Приложение 5-6).

Данные таблицы 2.2 показывают, что по динамике внешнего долга идет тенденция непосредственного снижения, то есть по результатам пяти лет снижение составило на 75,0 млрд. руб., именно это происходит за счет государственного банковского сектора.

Также видно, что краткосрочные обязательства приходятся на 14% долга, а именно эти показатели влияют на российских должников более устойчивыми рыночными колебаниями и уменьшает непосредственно их гибкость, что позволяет воспользоваться снижением стоимости краткосрочных займов.

Государственная программа (проект паспорта) Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» где значение целевого показателя «Государственный долг РФ» по отношению к ВВП увеличен в 2016 году например, с 14,3% до 20%, и именно такие же показатели фиксировались в 2017-2019 годах [29, c.304].

Именно поэтому государственный долг РФ непосредственно прогнозируется на уровне до 17% ВВП, а именно сохранился на более безопасном уровне.

К общему уровню заимствований, коэффициент покрытия показывает отношение объема платежей на погашение и обслуживание государственного долга: в 2017 году - 84,7%, в 2018 году - 92,9%, 2019 году 91,9% соответственно, что снизило значительным увеличением объемов государственных взаимствований РФ за счет размещения непосредственно государственных ценных бумаг на внутреннем рынке в анализируемом периоде.


Значительный рост совокупного объема спроса со стороны инвесторов на их условиях резкое увеличение объемов государственных заимствований может привести к условиям ухудшения размещенных государственных облигаций (то есть рост доходности и сокращение сроков заимствований в условиях непосредственного ограничения емкости российского долгового рынка и горизонта инвестирования его участников), а именно к росту объема государственного внутреннего долга РФ и роста долговой нагрузки на федеральный бюджет в части непосредственного его обслуживания.

При проведении приватизации Министерство финансов [3] добилось полного провала, так как потратило почти весь Резервный фонд, и теперь вынуждено переходит шаг за шагом к последнему варианту финансирования бюджета и планирует рост государственного долга до критических отметок, в результате чего может произойти дефолт, а следующее поколение пожизненные выплаты взаимствований, сделанных при Президенте РФ и его команде.

Так как это свидетельствовал Минфин в «Основные направления долговой политике РФ на 2017-2019 годы» и согласно данному документу на внутреннем рынке было взаимоствование более триллиона рублей, что в несколько раз больше, чем во все предыдущие годы.

Хотя общий объем займов не может превышать суммарные годовые поступления бюджета от налогов и других поборов, но, в итоге к концу рассматриваемого периода общая сумма задолженности непосредственно превысила максимально допустимую по закону отметку [28, c.47].

82,5% от объема собираемых денег в 2017 году государство было должно, но к 2018 году данный показатель был уже у критической отметки 99,8%, но при этом федеральный долг Минфина является не единственным, который Россия должна выплачивать.

Также существуют займы местные, которые центральная власть непосредственно тоже должна выплачивать.

Корпоративные заимствования также является государственным долгом [27, c.57].

Общий долг на 1 января 2017 года составил 518,7 млрд. долл. США, что по данному курсу эквивалентно 31 459 621 830 000 рублей (государственные займы плюс долги банковского сектора, также других предприятий).

В целом можно сказать, что единственный источник заимствований страны – это добровольно-принудительное прямое непосредственное изъятие денег из экономики.

Также дополняет и размер предстоящих выплат по долгам, а то есть в 2019 году достиг уровень 870 млрд руб. в год, данная выплата за обслуживание непосредственно федеральных займов, не учитывая связанный долг с государственным (частным) сектором [26, c.278].


Дефицит бюджета на сегодняшний день около трети, в целом налоги, штрафы и прочие поборы россияне будут платить не только на социальные нужды, такие как наука, образование, медицина, но и согласно прогнозам аналитиков и экспертов и за многое другое.

Так как государственный долг к 2023 году будет превышать доходы федерального бюджета, данная причина состоит в росте масштабов государственного долга и расходов на ее обслуживание, так как большая часть государственных активов непосредственно которых на данный момент готовятся к приватизации, в среднесрочной перспективе реализована.

То есть, самым главным источником финансирования дефицита федерального бюджета имеют место государственные взаимствования, а непосредственно, государственный долг постепенно имеют место расти и уже к 2030 году его уровень достигнет 18,2% ВВП [5].

В 2013 году для сравнения с анализируемыми годами составляла всего лишь 12%.

Также следует отметить, что бюджет по праву на протяжении всего рассматриваемого периода можно назвать дефицитным, причем уровень из года в год непосредственно колеблется, то есть ему присущ неустойчивый уровень, примерная цифра колебания составляла 1% ВВП.

Существует несколько классификаций и разновидностей государственного долга, это внутренний и внешний долг, и у каждого из вида есть свои понятия, значимость и особенности:

1) внутренний долг – представляет собой ту часть долга, которая касается непосредственно затрагивая внутренние займы и другие существенные долговые обязательства перед кредиторами-резидентами. То это есть заем населения самому себе.

Главной особенностью этой категории долга является то, что он не оказывает никакого влияния на накопления нации и общий размер богатства в целом, также является своего рода обязательным правилом, нежели исключением. И, существование его является фактически незаметным, если же сумма не становится слишком высокой [30, c.66].

Далее рассмотрим из чего состоит внутренний долг:

- номинальной суммы российских ценных бумаг;

- по кредитам, полученным в РФ, то есть его объем основного долга;

- по бюджетам и ссудам, которые были получены от бюджетов разных уровней, то есть объем основного долга;

- по государственным обязательствам, то есть его объем.

2) внешний государственный долг – данная часть долга, которая касается внешних займов непосредственно перед кредиторами-нерезидентами, данная разновидность долга включает в себя обязательства Правительства РФ, которые в основном имеют выражение в иностранной валюте.