Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важным  моментом  в  данном  случае     является способность государственной задолженности оказывать воздействие на основные макроэкономические показатели: темпы экономического роста, состояние денежного обращения, уровень процентных ставок и т.д.

То есть, как уже отмечалось, правительство может использовать государственный долг в качестве инструмента регулирования экономики. Однако использование государственного долга в качестве рычага стимулирования экономики не лишено негативных эффектов: это может быть и вытеснение частных инвестиций, и инфляция, и ухудшение платежного баланса страны [28, c.58].

Следует отметить, что этот вид ограничения трудно выразить в виде конкретных  количественных  пределов.  Здесь  скорее  речь  идет  о  том, чтобы не нарушить макроэкономическую стабильность, государство должно весьма осторожно обращаться с таким инструментом бюджетно-налоговой политики как государственный долг.

Бюджетные ограничения государственного долга связаны с тем, что рост государственной задолженности влечет за собой рост расходов на его обслуживание и погашение. В данном случае границы государственного долга определяются будущими бюджетными возможностями обслуживания и погашения этого долга. Другими словами, какие доходы бюджета будут в будущем необходимы для обслуживания данного роста государственного долга, и в состоянии ли будет экономика обеспечить эти доходы [15, c.451].

Следует отметить, что рост абсолютных размеров государственной задолженности не обязательно оказывает дестабилизирующий эффект на будущий бюджет и экономику в целом из-за повышения налогов и роста расходов на обслуживание государственного долга. Главным стратегическим фактором, определяющим возможность обременения бюджета, является уровень экономического роста. Представляется возможным утверждать, что проблема границ государственного долга в значительной степени является проблемой экономического роста. Чем выше темпы экономического роста и ниже ставки ссудного процента, тем меньше проблем будет возникать в отношении обслуживания и погашения долга, и тем  шире возможности использования государством займов и кредитов для финансирования своих расходов [12, c.158].

Та часть, которую государство занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в государственный, так и в иностранный долг.

Внешний долг ложится тяжелым грузом на страну (хотя многие должны друг другу) - надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы оплатить процент и погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит


определенные условия.

Внутренний государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения страны. Выплаты государственного долга приводят к тому, что, как правило, деньги из карманов менее обеспеченных слоев переходят к более обеспеченным, так как именно они покупают государственные облигации.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга, малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВВП [13, c.156].

Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам.

Для этого возможно несколько путей [15, c.453]:

1. Традиционный путь - выплата долгов за учет золотовалютных

резервов. Для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограничены.

2. Консолидация внешнего долга, которая возможна только с согласия

кредиторов. Кредиторы создают специальные организации - клубы, где вырабатывают солидарную политику, по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.

Наиболее известные - Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе России) об отсрочке выплат, а в ряде случаев - частично списывали долги.

3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране, являющейся должником, недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйственных субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране, имеющей долги. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.


Такая операция ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных носителей основного капитала, новых технологий, но она облегчает бремя внешнего долга, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных инвестиций и реинвестиций в приобретенные таким путем хозяйственные объекты [16, c.858].

4. Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам - региональным, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к эмиссионной, кредитной политике, поощрению конкуренции, сведению до

минимума дефицита государственного бюджета.

Государственные долговые обязательства могут погашаться за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Ситуация, при которой должник оказывается не в состоянии погашать свой внешний долг по согласованному с кредитором графику, называется долговым кризисом [10, c.446].

При управлении государственным долгом могут использоваться

следующие методы:

1) Рефинансирование - это погашение старой задолженности путем принятия новых обязательств.

2) Реструктуризация - пересмотр первоначального графика погашения и обслуживания государственного долга.

3) Конверсия - это изменение условий государственных займов в

интересах должника.

Для того чтобы последствия роста внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство должно предпринимать определенные меры по управлению долгом.

Это могут быть:

1) инфляция,

2) введение специальных налогов [16, c.859].

Заключение

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать следующий вывод:

Государство признано использовать финансы непосредственно для выполнения своих функций и достижения целей, соответствующих общественным потребностям и интересам.

Финансы используются как инструмент экономического стимулирования, которое связано с регулированием.

Важный метод регулирования пропорций в производстве и распределении общественного продукта и является финансовое стимулирование.

Огромное воздействие при этом на развитие производства, повышение его эффективности и мотивация к труду, где играют роль финансовые стимулы.


Объектами правильного управления финансами являются разнообразные виды финансовых отношений, а именно финансовые предприятия, страхование, государственные финансы, непосредственно осуществляющие управление – финансовые службы, страховые органы, налоговые инспекции.

Также в управлении финансами используется оперативное регулирование, учет, контроль и планирование, где именно планирование финансов ставит перед собой задачу непосредственно установления будущего их поэтапного распределения и использования.

В связи с кризисными явлениями в экономике, непосредственно происходящей в 2020 году (пандемия – COVID-19), правительствами всех стран, в том числе и в РФ, были приняты меры непосредственно для поддержания экономики, основная часть которых была направлена на поддержку граждан и содержания сохранности платежеспособности спроса

для снижения инфляционных процессов.

Управление государственным долгом, как направление финансовой политики государства, особую актуальность получило в связи с обострением геополитической напряженности в начале 2014 года. В условиях санкций со стороны США и Европейского Союза, связанных с ограничением доступа на финансовые рынки, потребовалась значительная мобилизация финансовых ресурсов на внутреннем рынке для обеспечения бесперебойного экономического развития страны.

Для экономик большинства стран в настоящее время характерным является наличие государственных внутренних и внешних долгов, причиной этого является недостаток ресурсов для удовлетворения потребностей страны и обеспечения выполнения государством своих функций.

Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению. Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга. Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

В аналитической части курсовой работы был проведен анализ и оценка государственного долга РФ на период с 2018-2020 годы и при этом было выявлено, что:

Следует отметить, что к началу 2021 г. темпы роста общего государственного долга выросли и составили 3700 млрд. руб. (%) к концу 2018 г.


Общий объем государственного долга в %% к ВВП соответственно вырос на: 2019 г. к 2018 г. на 0,7%; 2020 к 2019 г. на 1,0% и 2020 г. к 2018 г. на 1,7% соответственно.

По данным ЦБ РФ внешний долг России на 1 января 2020 года 481,473 млрд. долл. США.

Следует отметить, что это на 5,9% (26,8 млрд. долл. США) превышает прошлогодний показатель (454,680 млрд. долл. США), новый российский долг увеличился сразу на 59% - а то есть с 43,292 до 68,873 млрд. долл. США, в том числе выросли:

- в обязательствах в иностранной валюте с 16,686 до 22,270 млрд. долл. США или на 33%;

- в обязательствах (ценных бумагах) в рублях с 25,772 до 46,139 млрд. долл. США или на 79%.

Внешний долг ЦБ РФ к 1 января 202 г. увеличился на 8,5% - с 11,880 до 12,890 млрд. долл. США.

Задолженность банковского сектора при этом сократилась на 10,5% - с 84,609 до 76,560 млрд. долл. США.

Корпоративный долг отечественных компаний, предприятий, организаций (прочие секторы) стал больше на 2,6% - с 314,236 до 322,563 млрд. долл. США.

Именно расходы российского бюджета непосредственно на обслуживание государственного долга за прошлый год увеличились на 7,3%, до 784,2 млрд.руб.

Такие показатели, как отношение государственного долга к ВВП, доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета, отношение государственного долга к доходам федерального бюджета даже с учетом роста их значений превышают пороговых значений.

Поэтому далее было рекомендовано правительству применять определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, так как он превышает приемлемый уровень.

Также можно использовать для погашения части долга золотовалютные резервы страны, таковые имеются.

Список использованных источников литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г.).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч.1 и Ч.2) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (в ред. от 30.11.2011 №363-ФЗ).
  3. Бюджетный кодекс РФ. – М.: Финансы и статистика, 2010.
  4. Федеральный закон №384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018-2020 годы».
  5. Федеральный закон №385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022-2023 годы» от 08.12.2020 г.
  6. Алехин Э.В. Государственные и муниципальные финансы / Э.В. Алехин. – Пенза, 2016. – 400с.
  7. Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в РФ: учебное пособие / И.Г. Акперов, И.А. Коноплева, С.П. Головач. – М.: КРОНУС, 2016. – 700с.
  8. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие // Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 760с.
  9. Государственные и муниципальные финансы / Под ред. Л.М. Подъяблонская. – М., 2016. – 544с.
  10. Государственные и муниципальные финансы: учебник // Под ред. А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М., 2016. – 687с.
  11. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие // Под ред. М.В. Новикова. – М., 2016. – 32с.
  12. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие // Под ред. И.Д. Мацкуляк. – М.: РАГС, 2016. – 640с.
  13. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие // Под ред. И.М. Мысляева. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 360с.
  14. Государственные и муниципальные финансы: Конспект лекций // Под ред. М.В. Новикова. – М., 2016. – 160с.
  15. Давлетшин Д.Р. Анализ внутреннего государственного долга РФ / Д.Р. Давлетшин. – 2017. - №8 - С.449-453
  16. Игнатьева Э.И. Бюджетные и налоговые показатели и их структура за ряд лет / Э.И. Игнатьева. – 2017. - №11. – С.856-859
  17. Кочкарев Р.А. Целевые программы: инструментальная поддержка / Р.А. Кочкарев. – М.: Экономика, 2018. – 228с.
  18. Канкуловой М.И. Бюджетная система Российской Федерации / М.И. Канкуловой, учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2016. – 417с.
  19. Матненко А.С. Программно-целевой бюджетное направление: понятие и проблемы правового регулирования / А.С. Матненко. – Финансовое право. – 2017. - №11. – С.19
  20. О путях устранения дефицита бюджета России // Под ред. Хадонов Е.Е. – Финансы, 2017. - №4. – С.51-53
  21. Финансы: учебник для вузов // Под ред. проф. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт-М, 2016. – 450с.
  22. Финансы: учебник // Под ред. д-ра экон.наук, проф. С.И. Лушина, В.А. Слепова. – М.: Экономист, 2016. – 800с.
  23. Финансы и кредит: учебник // Под ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2017. – 900с.
  24. Финансы: учебник // Под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 453с.
  25. Финансы: учебник // Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби: Проспект, 2018. – 650с.
  26. Финансы: учебник // Под ред. Л.М. Подъяблонская. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 407с.
  27. Финансы государства: учебник // Под ред. Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 447с.
  28. Финансы государства: учебник для студентов вузов // Под ред. Поляк Г.Б. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 700с.
  29. Финансы: учебное пособие // Под ред. И.М. Мысляева. – М.: ИНФРА-