Файл: Теоретико-правовые основы современных политических режимов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обычно нестабильность сопровождается принципиальными преобразованиями в обществе и власти, а также в крупных реформах, которые обхватывают большую часть функционирования государства и общества.

Политическая оппозиция. Одним из главных факторов дестабилизации политического режима, какого-либо государства – это деятельность политической оппозиции. Наличие оппозиции связанно с разными причинами. Можно выделить многие факторы, например, такие как разнородность общества, которая в свою очередь появляется в результате невозможности правительством постоянно сохранять в нём неизменность и устойчивость. Также немало важным фактором выступает и сама природа человека. В природе человека заложено стремление предлагать, в затрагивающих его областях жизни, альтернативные проекты, осуществлять поиск чего-то нового и преодолевать установленные ограничения. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что наличие оппозиции означает невозможность утверждения в обществе единого отношения к выдвигаемым властям целям и окончательной ликвидации конфликтов с властями.

Главной причиной, по мнению многих [16, c.297], из-за чего формируется политическая оппозиция – это социальное расслоение в обществе и социальное неравенства. Низший класс всегда будет недоволен, когда правительство будет проводить реформы для улучшения жизни высшего класса, и на оборот. Таким образом, пока существует классовость и расслоение, будет формироваться оппозиция.

Также надо выделить, что существуют разные виды оппозиций, есть те, которые согласны с общем курсом развития страны, их называют Проправительственные, бывают нейтральные, которые готовы смирится с некоторыми действиями правительства, хотя им и не всё нравится, и бывают непримиримые типы, которые полностью не согласны с выбранным курсом правительства.

Из всех видов оппозиций больше всего проблем создаёт непримиримая оппозиция, которая не признаёт ценностей правительства, постоянно призывает к пересмотру результатов выборов и проведению новых. Такая оппозиция не считается с нормами политической игры и зачастую может переходить к стадиям вооружённого протеста.

При условии установления в стране конкурентной демократии даже самая непримиримая оппозиции может стать частью политической системы. Она может стать как лидером сопротивления действующему режиму, так и возглавив протест добиться смещения властей. Но в случаях, если общество отказывает в доверии непримиримой оппозиции, нередко происходят политические репрессии направленные в сторону оппозиции.


Также можно выделить такой тип оппозиции как центризм, который заключается не в разрушении действующего правительства, а в стабильности и отказе от каких-либо реформ.

Основные компоненты политического режима. Принцип легитимности. Принцип легитимности подразумевает под собой способность властей вселить в людей веру в то, что, несмотря на все недостатки и промахи правительства, оно является наилучшим из всех других политических институтов, которые могли бы быть установлены в этой стране. Стоит отметить, что для авторитарных и тоталитарных режим не существует проблемы легитимности.

Структура институтов. Важнейшими элементами режима в любой стране являются:

  • Неполитические структуры (СМИ, Церковь и т.д.).
  • Группы давления.
  • Право.
  • Партийная система.
  • Государство, которое является самым важным из всех оставшихся элементов режима.

Если говорить, почему появились социальные институты (в которые входит и государство), то главной причиной стоит выделить то, что у людей стали появляться такие потребности, которые они уже не могут удовлетворить за счёт индивидуальных ресурсов. Главная ценность институциализации власти состоит в ограничении произвола и подчинение власти идее права, которые буду выражать интересы общего блага.

В наши дни западная демократия стоит на одном из двух принципов:

Мажоритарный принцип, по которому власть принадлежит большинству народа.

Правовой принцип, в котором главной над всем стоит право, и граждане и власти несут равную ответственность перед законом.

В свою очередь, при формировании институтов государства эти принципы, одни больше, а другие меньше, сочетаются с принципами разделения властей. В зависимости от процедуры выделения народного большинства и принадлежности права юридической инвеституры либо президенту, либо парламенту мажоритарный принцип порождает два типа демократии – президентскую и парламентскую. В свою очередь исполнительная и законодательная власть может быть организованна как по принципу чёткого разделения властей, так и по принципу отсутствия строго разделения. Эти принципы зависят от формы правления [2, c.15].

Президентская форма правления имеет строгое разделение властей уже на стадии выборов, у исполнительной и законодательной власти предусматривается свой независимый электорат, поэтому в таких странах проводится двойная система голосования. Президентская республика основывается на прямом избирании гражданами главы исполнительной власти и парламента путём общенациональных выборов. После этого президент назначает правительство и руководит его деятельностью. Он несёт ответственность непосредственно перед самим народом. Также двойная система голосования обеспечивает равную легитимность как законодательной, так и исполнительной власти.


Парламентская форма не предусматривает чёткого разделения властей. В странах с такой формой правления народное большинство выявляется на основе единой системы голосования, по которой народ избирает депутатов парламента. Сам же президент, и правительство избираются парламентариями. Следовательно, разделение властей осуществляется после формирования правительства. Тот, кто получит поддержку большинства членов парламента, становится главой исполнительной власти. Парламент имеет полный контроль над правительством и может отправлять его в отставку. Интересы и права меньшинства отстаивает легально действующая оппозиция.

Выбор между парламентской и президентской формами правления, в первую очередь, обусловлен структурой институтов власти, технологию реализации властной воли. Президентская республика – способствует укреплению власти парламента, а парламентская модель – усилению исполнительной власти. В парламентской модели главные функции парламента состоят в формировании правительства, контроле за ним и его роспуске. В остальном же, влияние законодательной власти ограничено. Зато правительство обладает большими полномочиями. Она включает и законотворческие инициативы, а такая возможность обусловлено большой поддержкой парламента.

Президентская модель правления не требует согласие между парламентским большинством и исполнительной властью. Но если парламентское большинство несогласно, то она может выступать в роли оппозиции, тем самым, сдерживая президента. Совсем другая ситуация происходит в парламентских республиках. В них правительство будет работоспособно, только в случаи создания парламентским большинством коалиции правительству, поскольку, в парламентской модели велико значение компромиссов между правительством и законодателями.

Партийная система. Для реализации общественных интересов государство зачастую взаимодействует с иными политическими силами, которые представляют потребности граждан. Они зарождаются в гражданском обществе и отстаивают интересы различных групп. Партийные системы – это то, что определяет вид политического режима. Ещё до появления партийной системы демократия существовала, и базировалась на принципе разделения властей, однако после появления партий ситуация стала меняться. Партии мажоритарного или доминирующего принципа, то есть те, кто обладает большинством депутатских мандатов, и контролируют парламентское большинство и правительство, превратили принцип разделения властей в символ. Они единолично определяют политический курс, и какими способами его реализовать.


Также разная роль у партий в президентской и парламентской системе. В президентской системе формирование институтов законодательной и исполнительной власти осуществляется путём прямых выборов, и таким образом идёт не соперничество партий, которые продвигают своих представителей, а соперничество ярких личностей.

Избирательная система. Избирательная система – это установленные на основе конкретных правил взаимоотношения между парламентом, правительством и электоратом. Само по себе избирательная система оказывает существенное влияние на политический режим.

Существуют два вида электоральных систем, которые используются в различных странах – это пропорциональная и мажоритарная системы. Различия между ними заключаются в способах голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти.

В случае, если в стране мажоритарная система один депутат избирается от каждого избирательного округа, поэтому победителем признаётся тот, кто набрал самое большое число голосов. Большинство голосов имеет 2 системы – система абсолютного преимущества (т.е. 50% + 1 голос) и система относительного преимущества (т.е. больше, чем у соперников). В случаях если выдвигаются сразу несколько кандидатов, то достичь абсолютного преимущества, в первом туре, почти невозможно, и в странах, где используется мажоритарная система в один тур, а баллотируются в одном округе два кандидата, победителем может считаться тот, кто набрал не менее 50% всех голосов.

В некоторых странах, где кандидаты не могут получить 50% + 1 голосов, проводится второй тур, в котором из всех кандидатов остаются только 2, которые набрали большинство голосов в первом туре. Победителем будет тот, кто наберёт больше голосов, чем другой кандидат.

В некоторых странах используют смешанную избирательную систему. В такой системе, к примеру, выборы в одну половину парламента могут проходить в один тур, а во вторую на основе пропорциональной системы по партийным спискам [3, c.7].

Классификации политических режимов достаточно различны. Наиболее распространенным является деление политических режим на демократические и антидемократические. Среди демократических режимов выделяют либерально-демократический и консервативно-демократический, а среди антидемократический - тоталитарный, фашистский, авторитарный и деспотический. Демократическим режимам присущи реальное обеспечение прав и свобод человека; учет интересов большинства и меньшинства; выборность, сменяемость и подотчетность органов власти; применение методов убеждения и компромисса; политический плюрализм; реальное осуществление принципа разделения властей; верховенство закона; народ как источник власти. Антидемократические режимы характеризуют отсутствие реальных прав и свобод; огосударствление общественных организаций; верховенство государства над правом; милитаризация общественной жизни; репрессии по отношению к инакомыслящим.


При классификации режимов представляется целесообразным выделить следующие группы критериев классификации: характер внешней и внутренней политики государства; степень участия народа в осуществлении власти; способ формирования и деятельности государственных органов; методы осуществления политической власти в государстве; организация партийной системы государства; характер функционирования иных общественных организаций; характер деятельности органов безопасности и судов; наличие или отсутствие основных институтов гражданского общества и правового государства [17, c.365].

В заключении отметим, что наиболее рациональным представляется классификация политических режимов с использованием нетипичных или смешанных (гибридных) форм. Таких форм, где возможно изменение самой природы и сущности образования государственной власти.

Как показывают исследования, политические режимы, где наблюдаются рассматриваемые формы, совмещают признаки и монархии и республики. А это значить, что исследуя такие режимы, следует обращать особе внимание не столько на статус высших государственных органов, их выборность и сменяемость, сколько на легальность и легитимность положения главы государства, границы его ответственности.

Следует также иметь в виду, что политические режимы смешанных (гибридных) форм, как правило, обладают наибольшей стабильностью и долговечностью. В таких режимах исключена частая смена правительства и обеспечена «стабильность» политических систем за счет «консолидации» партий. Если и нарушается единство управления, «сохранить» основу режима позволяет «жесткость» управленческой вертикали, даже несмотря на нарушения законности.

Не влияет на это и парламент. Это касается как президентской республики (при образовании смешанных форм и усилении контроля за деятельностью правительства), так и парламентской (образование смешанных форм при усилении президента сказывается на снижении влияния парламента).

Важно также учитывать, что политические режимы смешанных (гибридных) форм чаще всего наблюдаются в т.н. «ресурсных» государствах. Там, где формирование национальных богатств связано с эксплуатацией природных ресурсов и наблюдается весьма активный процесс изменения законодательства. Где вместо организации процедур по исполнению уже принятых, принимаются новые нормативные правовые акты, как правило, репрессивного характера. Где идет активный процесс, т.н. «законодательной имитации». Последняя, за счет успешной идеологии, как правило, пользуется «всенародной поддержкой» и «одобрением» курса власти.