Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
1.3. Приоритетные направления повышения конкурентоспособности предприятия в современных условиях
В современных условиях успех предприятия на рынке зависит от его конкурентоспособности, которую определяют такие факторы, как существующая система прогнозирования и планирования, ориентация на маркетинговую концепцию, использование инноваций, степень удовлетворения потребностей потребителя, качество продукции [17, c. 240].
Для отечественных предприятий поддержание конкурентных позиций имеет большое значение потому, что осуществление эффективной экономической деятельности в условиях растущей конкуренции и кризисной ситуации в государстве возможно лишь при условии целенаправленного управления конкурентоспособностью предприятия. Поэтому важнейшими факторами и направлениями повышения экономической эффективности деятельности предприятий малого и среднего бизнеса являются: научно-технический прогресс, максимально эффективное использование производственных фондов и трудовых ресурсов, применение маркетинговых коммуникаций, совершенствование развития диверсификации, специализации и кооперирования, комбинирования, совершенствование организации производства и труда на предприятии, совершенствование системы управления предприятием и др. [12, c. 115].
Управление конкурентоспособностью предприятия должно включать управленческие решения, воздействующие на трудовые, материальные, энергетические, информационные, финансовые и другие ресурсы предприятия, определяющие выпуск или реализацию именно высоко конкурентоспособной продукции.
Для повышения конкурентоспособности каждому предприятию, как правило, необходимо разработать систему управления, которая должна состоять из следующих основных подсистем (см. рис. 2).
Рис. 2. Подсистемы управления конкурентоспособностью предприятия [16, c. 25]
Управление конкурентоспособностью предприятия выступает приоритетным направлением деятельности организационного менеджмента, поскольку обусловливает способность субъекта хозяйствования к существованию на рынке. На основе этого можно утверждать, что данный процесс предусматривает обязательное выполнение общеизвестных управленческих функций. Кроме того, он реализовывается с учетом традиционных подходов к управлению, а также требует учета ряда принципов менеджмента [7, c. 161].
Существуют ряд направлений, способствующих повышению конкурентоспособности организации, при этом сегодня большое практическое значение имеют направления, перечисленные на рисунке 3.
Рис. 3. Основные пути повышения конкурентоспособности организации [16, c. 27]
Итак, существует множество направлений повышения конкурентоспособности предприятия, но наиболее общими являются:
- лидерство в издержках (себестоимости производства и реализации продукции);
- дифференциация ассортимента выпускаемой и реализуемой предприятием продукции;
- фокусирование (концентрация);
- постоянное использование нововведений;
- использование при производстве только высококачественного сырья и материалов;
- постоянное обучение и переподготовка кадров;
- регулярное проведение маркетинговых исследований рынка, с целью установления потребностей покупателей;
- качественный анализ своих конкурентов, для выявления своих сильных и слабых сторон;
- своевременное использование наиболее эффективных рекламных мероприятий [8, c. 115].
Используя перечисленные выше мероприятия, предприятие малого формата сможет повысить как свою конкурентоспособность, так и укрепить свою финансовую устойчивость.
Таким образом, в условиях рыночных отношений особенно важной задачей для каждого предприятия становится процесс управления его конкурентоспособностью, который является составной частью общей системы управления предприятием и направлен на систематическое совершенствование качества производимой продукции, поиск инновационных решений, расширение каналов сбыта, рост числа потребителей и средней стоимости покупки и др. Такая политика развития предприятия должна ориентироваться на определенные условия, в частности на уровень инновационности и научно-технические разработки, эффективность использования ресурсов производства, уровень финансовой независимости предприятия и др.
На конкурентоспособность предприятия имеет влияние большое количество факторов, которые в обязательном порядке необходимо учитывать, принимая стратегические решения. Обеспечение высоких финансовых результатов и устойчивой конкурентной позиции возможно благодаря эффективной реализации и поддержке существующих конкурентных преимуществ предприятия, которые собственно и обеспечивают его конкурентоспособность.
2. Анализ конкурентов и конкурентоспособности ООО «Инвестжилстрой»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Практическая часть исследования проводилась на базе общества с ограниченной ответственностью (сокращенно – ООО) «Инвестжилстрой». Данное предприятие ведет строительство искусственных сооружений (мостов, тоннелей, путепроводов), в соответствии с российским законодательством [1; 2].
ООО «Инвестжилстрой» выполняет работы по монтажу и сварке стальных пролетных строений и мостов, вспомогательных и основных металлоконструкций в тоннелях своими силами с использованием имеющегося оборудования и сварочных материалов, а также работы по изготовлению индивидуальных конструкций, монтажу опалубок, сооружения монолитных и сборных опор, бетонированию пролетных строений мостов.
Юридический адрес: 142703, Московская область, Ленинский район, город Видное, улица 7 Линия, 10 ПРОМЗОНА.
Генеральный директор - Потапов Евгений Александрович
Целью работы предприятия является максимизация прибыли путем максимального удовлетворения потребностей клиентов.
Собственный квалифицированный штат и развитая материально-техническая база позволяют выполнять работы собственными силами, что является гарантией соблюдения сроков и оптимальной стоимости выполнения работ.
Данное предприятие обладает всеми правами юридического лица, которое может осуществлять свою деятельность на основе Устава, обладать собственным имуществом, иметь собственный баланс и расчетный счет.
Собственность компании складывается из основных и оборотных средств, а также иных ценностей, стоимость которых отображается в балансе компании. Предприятие реализовывает в учрежденном порядке оперативный бухгалтерский учет своей хозяйственной деятельности, ведет статистическую отчетность.
Организационная структура управления ООО «Инвестжилстрой» представлена на рисунке 4.
Рис. 4. Организационная структура управления ООО «Инвестжилстрой»
Из рисунка 4 можно сделать вывод, что для рационального управления компанией была создана структура, соответствующая целям и задачам функционирования организации, которая максимально к ним приспособлена. Следовательно, организационную структуру управления ООО «Инвестжилстрой» можно отнести к таким видам структур, как линейно-функциональная. Соответствующая организационная структура управления предприятием необходима для того, чтобы все протекающие в ней процессы проходили вовремя и качественно.
Преимущества линейно-функциональной организационной структуры управления:
- сочетает преимущества линейных и функциональных организационных структур управления;
- оперативное принятие решений;
- персональная ответственность каждого руководителя за результаты деятельности;
- обеспечивает относительно быстрое осуществление управленческих решений благодаря своей иерархичности;
- профессиональное решение задач специалистами функциональных служб.
Недостатки линейно-функциональной организационной структуры управления:
- сложность регулирования отношений линейных и функциональных руководителей;
- в условиях реорганизации увеличивается поток информации, который вызывает перегрузку руководителей;
- дублирование управленческих функций;
- распыление ответственности;
- поступления недостоверной информации от функциональных руководителей к линейным;
- сопротивление осуществлению организационных изменений.
Основными функциональными блоками структуры системы управления рассматриваемого предприятия являются: общее руководство, коммерческий и финансовый учет и отчетность, управление персоналом.
Как и любое другое юридическое лицо ООО «Инвестжилстрой» вправе иметь печати, штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, зарегистрированный в установленном государством порядке товарный знак, а также другие не запрещенные законом средства индивидуализации деятельности компании.
Результаты финансово-экономической работы ООО «Инвестжилстрой» в 2015-2017 гг., рассчитанные на основе данных Приложения 1-2, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Финансовые результаты деятельности ООО «Инвестжилстрой», тыс. руб.
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Абсолютное отклонение 2016 /2015 г. |
Абсолютное отклонение 2017 /2016 г. |
Выручка |
130201 |
137219 |
270270 |
7018 |
133051 |
Себестоимость |
118010 |
121256 |
217635 |
3246,2 |
96379 |
Коммерческие расходы |
7201 |
8504 |
18925 |
1303,0 |
10421 |
Прибыль до налогообложения |
4990 |
7459 |
33710 |
2469 |
26251 |
Налог на прибыль (20%) |
900 |
1492 |
6742 |
5592 |
5250,25 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
4090 |
5967 |
26968 |
1877 |
21001,00 |
Рентабельность услуг |
3,14 |
4,35 |
9,98 |
1,21 |
5,63 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
81 |
87 |
95 |
6 |
8 |
Производительность труда |
1607 |
1577 |
2845 |
-30 |
1268 |
По данным таблицы 2 финансовые результаты предприятия в течение всего анализируемого периода самые высокие в 2016 г., так как увеличение выручки от реализации продукции ООО «Инвестжилстрой» на 97% в сравнении с данными 2016 г. позволило, несмотря на рост расходов и себестоимости услуг и оказываемых работ, повысить размер чистой прибыли в том же периоде в 4,5 раза. Кроме того, положительная динамика наблюдается и по показателю рентабельности услуг и работ, который растет в течение всего анализируемого периода: в 2016 г. показатель увеличился на 1,21%, тогда как в 2017 г. – на 5,63% в сравнении с аналогичными периодами прошлых годов.
В 2016 г. в сравнении с предыдущим годом в связи с ростом более быстрыми темпами, нежели показатель выручки от продаж, среднесписочной численности работников ООО «Инвестжилстрой» произошло снижение показателя производительности труда на 30,17 тыс. руб. / чел., однако уже к концу 2017 г. показатель увеличился на 1267,7 тыс. руб. на человека, что было связано с оказанием большего количества услуг и выполнением большего количества работ сотрудниками предприятия в 2017 г.
В целом можно сделать вывод, что ООО «Инвестжилстрой» в анализируемом периоде повысило результативность работы, компания прибыльна и рентабельна и имеет возможность инвестирования в собственное развитие.
2.2. Оценка конкурентов и конкурентного положения ООО «Инвестжилстрой»
ООО «Инвестжилстрой» функционирует на московском рынке и в других регионах, следовательно, факторы рынка оказывают на ее работу положительное, либо отрицательное воздействие. Среди факторов ближнего окружения рассматриваемого предприятия целесообразно выделить предприятия-конкуренты, поставщиков, потребителей и государство. Проведем их исследование более подробно.
На московском рынке предприятий, выполняющих аналогичные работы, что и ООО «Инвестжилстрой» сравнительно немного, так как это требует наличия мощного производственного, технологического, трудового, инновационного и иного потенциалов. Тем не менее, есть несколько предприятий, которые выполняют, хотя и не весь перечень, но аналогичные работы.
Следует также указать, что компания имеет сильных конкурентов в других регионах, которые имеют высокий производственный и кадровый потенциала и не уступают по важнейшим позициям анализируемому предприятию. Таким образом, среди прямых предприятий – конкурентов ООО «Инвестжилстрой» целесообразно выделить два предприятия: