Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена тем, что анализ конкурентоспособности организации и разработка стратении по ее укреплению в условиях современного рынка играет огромное значение для возможности обойти имеющихся конкурентов и улучшить свое финансовое состояние.
Анализ степени научной разработки проблемы показал, что тематика исследования укрепления конкурентоспособности предприятия сегодня представляет интерес для многих ученых. Однако, несмотря на безусловные достижения в исследовании актуальных проблем, в их трудах недостаточно освещаются вопросы повышения конкурентоспособности с учетом особенностей нашей страны. Теоретическим основам рассматриваемой проблематики посвящены научные труды и публикации таких авторов как Гончарука Т. И., Фатхутдинова Р.А, Криппендорфа К., Ермолова М.О., Кониной Н. Ю., Криворотовв В.В., Савельевой Н.А., Метелев И. С. и других.
Целью данной работы является анализ конкурентов и определение собственной конкурентоспособности ООО «Инвестжилстрой» в целях разработки рекомендаций по ее повышению.
Для достижения назначенной цели необходимо решение следующих задач:
- охарактеризовать сущность понятия конкурентоспособности;
- рассмотреть методические подходы к анализу конкурентоспособности организации;
- описать приоритетные направления повышения конкурентоспособности предприятия в современных условиях;
- дать общую характеристику ООО «Инвестжилстрой»;
- проанализировать конкурентоспособность ООО «Инвестжилстрой» на занимаемом рынке;
- разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Инвестжилстрой».
Объектом исследования является ООО «Инвестжилстрой».
Предмет работы является пути укрепления конкурентоспособности предприятия на занимаемом рынке.
Теоретическую основу работы составили научные труды зарубежных и отечественных специалистов в области производственного (операционного) менеджмента, основные положения стратегического планирования, материалы отраслевой периодической печати.
Методы, используемые в работе исследования: анализ научной и методической литературы по теме исследования, обобщение материала, сравнение, наблюдение, исследование документов, проведение опроса, расчет коэффициентов, SWOT-анализ и другие.
Информационная база работы включает статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные теме исследования, а также статьи, опубликованные в периодических изданиях.
Структура работы состоит из введения, трех разделов основной части, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Теоретические основы повышения конкурентоспособности предприятия
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
Формирование и дальнейшее развитие трактовки термина «конкурентоспособность» во многом похоже с эволюцией взглядов на конкуренцию, что особенно проявляется в результате изучения работ ученых-теоретиков позднего периода XIX–XX вв. Так, например, такие зарубежные авторы как Э. Чемберлин и Дж. Робинсон в своих трудах отмечали, что «конкурентоспособность - это не только способность коммерческой организации бороться со своими конкурентами, но и избегать прямого противостояния с ними с помощью развития новых рынков дифференцированной продукции» [9, c. 12].
По мнению Р. Фатхутдинова, «конкурентоспособность – это свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности в сравнении с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке, на уровне предприятия, региона, отрасли, любой сферы макросреды, страны в целом» [15, c. 10].
Другой известный российский автор В.В. Криворотов видит конкурентоспособность как «возможность организации в существующих рыночных условиях прибыльно вести свою хозяйственную деятельность, которая обеспечивается за счет оптимального использования организационных, управленческих, экономических, научных, технических, технологических, маркетинговых, производственных и других средств ведения бизнеса» [6, c. 22].
Проведенный анализ различных авторских позиций на предмет определения «конкурентоспособность» позволяет сделать следующие выводы:
- конкурентоспособность имеет относительный характер, так как она может быть оценена только путем сравнения с другими субъектами относительно условий конкретного рынка, времени и сферы конкурирования на этом рынке;
- конкурентоспособности присуща многоаспектность, которая проявляется в воздействии на широкий комплекс характеристик субъектов конкуренции;
- конкурентоспособность является многоуровневым понятием, отражающим иерархию субъектов конкуренции;
- конкурентные отношения делятся на микро-, мезо- и макроуровни и соответствующие им понятия конкурентоспособность товара (услуги), организации, отрасли, региона, страны и другие;
- конкурентоспособность предприятий носит временной характер (динамический), характеризующий место субъекта в конкурентном поле в координатах времени как результат его конкурентной деятельности на занимаемом рынке.
Таким образом, под конкурентоспособностью принято понимать возможность экономической борьбы с другими предприятиями в одном сегменте рынка за потребителями и дополнительные доходы, хоть и трактуется различными авторами данное понятие по-разному.
Для успешной деятельности на рынке каждое предприятие должно адаптировать свою систему управления конкурентоспособностью, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных подсистем, целенаправленное действие которых позволяет принимать решения по корректировке уровня конкурентоспособности с целью его сохранения или изменения в зависимости от заданных масштабов деятельности или задач по их росту и управлению.
Система управления конкурентоспособностью предприятия представляет собой специфическую многофункциональную и многоэтажную систему, которая состоит из комплекса взаимосвязанных подсистем, которые создают определенную целостность и на функционирование которых влияют внешние и внутренние факторы [14, c. 288].
Таким образом, по итогам данного параграфа можно сделать вывод, что в современных условиях нестабильной среды необходимо использовать всеми возможные способы, который бы имели возможность не только перевести предприятие на новый, более эффективный уровень управления, но и учитывали основные цели, которые стоят перед ним. Одним из ключевых условий успешного функционирования предприятия является необходимость использования эффективного механизма управления конкурентоспособностью, что обеспечит разработку и реализацию концепции его развития в условиях глобализации и растущей конкуренции и поспособствует созданию конкурентных преимуществ.
1.2. Методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятия
Оценка конкурентоспособности предприятия осуществляется в соответствии с наиболее общих подходов - структурного и функционального. В основе структурного подхода к оценке конкурентоспособности предприятия лежит анализ его позиции на рынке с учетом уровня монополизации отрасли, то есть концентрации производства и капитала, наличия входных барьеров для новых предприятий, степени дифференциации продукции, возможности технологических нововведений и экономии на масштабах производства [10, c. 172].
Функциональный подход заключается в определении конкурентоспособности предприятия по показателям эффективности производства, финансового состояния, сбыта и конкурентоспособности товара. Преимуществом функционального подхода является использование тех групп показателей, которые дают возможность более объективно оценить важнейшие сферы деятельности предприятия, в частности финансово-хозяйственную деятельность предприятия (производительность труда и фондоотдача, показатели ликвидности и платежеспособности предприятия, рентабельности продаж и т.д.), и определить его место на отраслевом рынке. Однако этот подход не позволяет учесть такие характеристики конкурентоспособности предприятия, как имидж и потенциал предприятия [18, c. 22].
Кроме того, для оценки конкурентоспособности предприятия с анализом степени устойчивости положения предприятия на отраслевом рынке, способности производить продукцию, пользующуюся спросом, используются отдельные количественные показатели:
- отношение прибыли к общей стоимости продаж предприятия (повышение этого показателя свидетельствует о повышении уровня конкурентоспособности);
- соотношение общей стоимости продаж и стоимости нереализованной продукции, что свидетельствует об изменении спроса на продукцию предприятия и, соответственно, его конкурентоспособности на занимаемом рынке;
- отношение общей стоимости продаж к стоимости материальных производственных запасов предприятия, показывает произошедшие изменения в обращении запасов вследствие изменения спроса на продукцию и запасов сырья [13, c. 77].
Как правило, каждый из существующих в настоящее время подходов к оценке конкурентоспособности разработан не для всех однородных предприятий, а для одного-двух. В зависимости от того, с какой целью и кем проводится оценка конкурентоспособности, значительно колеблются количество факторов, участвующих в оценке, их качественный состав и значение.
В общем виде порядок проведения оценки конкурентоспособности современного предприятия предусматривает 6 этапов, которые перечислены на рисунке 1.
Рис. 1. Этапы оценки конкурентоспособности предприятия [4, c. 789]
Сейчас в России нет общепринятой методики оценки конкурентоспособности организаций, а зарубежный опыт, который изложен в научной литературе, адаптирован для этих стран. Каждая организация оценивает свою конкурентную позицию по своей методике, суть которой, эффективность и результаты не афиширует. При этом следует учитывать, что через отличительные черты продукции различных отраслей и специфику спроса на нее не стоит пытаться использовать одинаковый метод для анализа конкурентоспособности [5, c. 53].
Следует отметить, что существующие методы оценки конкурентоспособности предприятия можно классифицировать по ряду определенных признаков. Методы оценки конкурентоспособности предприятия перечислены ниже в таблице 1.
Таблица 1
Методы оценки конкурентоспособности предприятия [11, c. 614]
№ |
Название группы |
Название метода |
1 |
Матричные |
Матрица Бостонской консалтинговой группы Матрица McKinsey Матрица Shell Матрица конкурентных стратегий Портера Матрица Томпсона Дж. Стрикленда Матрица Хофера-Шендлер |
2 |
Индексные |
Метод, основанный на определении конкурентоспособности продукции Метод, основанный на теории эффективной конкуренции Метод, основанный на определении силы реактивной позиции Метод, основанный на теории равновесия фирмы и отрасли Метод интегральной оценки Метод бенчмаркинга |
3 |
Графические |
Многоугольник конкурентоспособности Радар конкурентоспособности Метод профилей |
4 |
Аналитические |
Метод разниц. Метод рангов. Метод баллов. Методы экспертной оценки. Системы дифференциальных уравнений. |
Перечисленные в таблице 1 методы оценки позволяют организациям получить оперативную информацию о конкурентных позициях на рынке с определением имеющихся сильных и слабых мест, а также дают возможность быстро предпринимать необходимые меры по соответствующему реагированию на проявления факторов внешней среды.
Таким образом, по итогам данного параграфа можно сделать вывод, что на сегодняшний день практика экономического управления выработала целый ряд методов оценки конкурентоспособности организации в условиях рынка. Каждый из них имеет как свои преимущества, так и недостатки, а потому довольно часто необходимо применение системы методов для более полной оценки конкурентоспособности той или иной организации с учетом особенностей ее хозяйственной деятельности и занимаемого рынка. Все рассмотренные выше методики и подходы прямо или косвенно сводятся к определению конкурентоспособности предприятия на основе определенного набора факторов, опосредующих качество позиционирования того или иного предприятия. Тем не менее, оценка конкурентоспособности необходима для определения места предприятия в ряду конкурентов, актуализации выбранной стратегии, обоснования эффективности и целесообразности принимаемых управленческих решений, повышения инвестиционной привлекательности и финансовой устойчивости предприятия, что требует дальнейших исследований в плане разработки и совершенствования теоретико-методических подходов к ее проведению.