Файл: Курсовая работа Средства и методы воспитания силовых способностей школьников в учреждениях дополнительного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Новоуренгойский многопрофельный колледж»

Курсовая работа

Средства и методы воспитания силовых способностей школьников в учреждениях дополнительного образования

Выполнила: студентка

3 курса группы ПДО-20

Осминко Александра Владимировна

Научный руководитель:

Брустник Татьяна Александровна

Новый Уренгой 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………


5

1.1. Структура и средства развития силовых способностей детей………....

5

1.2. Методы развития силовых способностей детей старшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования……………………


13

ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ ПО РАЗВИТИЮ СИЛЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………….



19

2.1. Внедрение методики по развитию силовых способностей старших школьников…………………………………………………………………….


19

2.2. Динамика развития силовых качеств детей старшего школьного возраста…………………………………………………………………………


25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………......

30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….

32


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы связана с тем, что вопрос развития мышечной силы у детей старшего школьного возраста в настоящее время особенно интересен в связи с определенными изменениями условий жизни общества. Изменились экологические условия (неблагоприятная обстановка), также экономические условия (падения жизненного уровня населения) и, конечно, социальные условия. Также в числе меняющихся факторов, отметим крайне пренебрежительное отношение школьников к своему здоровью, например, курение и злоупотребление алкоголем. Данные факторы неблагоприятно сказываются на интересе к занятиям физической культурой.


На сегодняшний день, только 10% молодежи регулярно занимается спортом. Нельзя не отметить тенденцию деградации молодого поколения. Подростки 80-х годов выносливее молодежи 2000-х годов на 10-18% по силе мышечной массы.

Согласно Т.Ю. Круцевичу у молодежи стало снижаться стремление к активному отдыху или просто к прогулкам с друзьями. Гораздо больший интерес у современной молодежи вызывает работа на компьютеры, в том числе игры и социальные сети.

Данные факторы являются основной для развития у учащихся отклонений в области физического здоровья, например, нарушение осанки, снижение качества зрения, повышение артериального давления, избыточная масса тела. Вышеперечисленные факторы предрасполагают к возникновению и развитию заболеваний сердечно - сосудистой, дыхательной системы, а также к нарушению обмена веществ.

Процесс освоения трудовых, спортивных, бытовых и прочих двигательных актов идет гораздо успешнее в том случае, если занимающийся имеет выносливые и тренированные мышцы, гибкое тело, умение управлять своим телом, амплитудой своих движений. Важно также понимать, что основной базой для овладения новыми двигательными действиями, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям является высокий уровень развития физических способностей. Кроме того, развитые физические способности - важнейший компонент состояния здоровья. Основная задача в продолжении многолетнего воспитания силы как физического качества у детей школьного возраста в ее всестороннем развитии и обеспечении возможности высоких проявлений в различных видах спортивной, трудовой и прочих видах двигательной деятельности.

Объект исследования: процесс физического воспитания детей старшего школьного возраста в сфере развития силовых способностей.

Предмет исследования: методика развития силы в физическом воспитании детей старшего школьного возраста.

Цель работы: теоретическое обоснование, а также практическая оценка методики развития силовых способностей школьников.

Задачи:

- изучение теоретико-методологической базы по развитию силовых способностей у детей школьного возраста;

- внедрение методики развития силы, для детей старшего школьного возраста.

База исследования: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Детско – юношеская спортивная школа «Юность», город Новый Уренгой.



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Структура и средства развития силовых способностей человека

Силовые способности - это комплекс различных проявление человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила» [4; с.47].

Только двигательная деятельность способна проявлять силовые способности. Так, влияние на проявление силовых способностей способны оказывать различные факторы. При этом вклад каждого фактора меняется в зависимости от определенных двигательных действий и условий их реализации, от вида силовых способностей, а также от индивидуальных, половых и возрастных особенностей индивида.

Среди факторов принято выделять:

1) собственно мышечные;

2) центрально-нервные;

3) личностно-психические;

4) биомеханические;

5) биохимические;

6) физиологические факторы;

7) различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.

Собственно мышечные факторы: сокращение мышц, которое зависит от соотношения медленных красных и быстрых белых волокон мышц. Также отметим, активные ферменты сокращения мышц, мощность мышц в период анаэробного сокращения, массу мышц, физиологический поперечник, мышечную координацию.

Интенсивность - суть собственно мышечных факторов, а точнее интенсивность эффекторных импульсов, которые посылают мышцы, также отметим координацию расслабления и сокращения мышц, трофическое влияние на функции ЦНС.

Готовность человека к мышечным усилиям - психическое качество, включающее в себя мотивацию и волю, эмоции человека. Вышеперечисленные факторы способствуют максимальному проявлению длительных и интенсивных мышечных напряжений. Своеобразное влияние на силовые способности человека оказывают также физиологические факторы, например, особенности ЦНС, кровообращения, дыхания, биохимические факторы, например, гормоны человека. Отметим также важность биомеханических факторов, например прочность опорно - двигательного аппарата, величина отягощения, расположение тела в пространстве [7; с.265].

Выделяют соединение силовых способностей с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость), а также собственно силовые способности:


- относительно медленные сокращения мышц, например, в упражнениях с околопредельным или предельным отягощением (приседания со штангой большого веса);

- мышечные напряжения статического типа, без изменения длины мышцы;

- так, различают медленную и статическую силу [17; с.354].

Силовые способности проявляются во время большого мышечного напряжения в процессе преодолевающего, статического, уступающего режима работы мышц. Их определяют функциональные возможности нервно - мышечного аппарата, а также физиологические поперечники мышц [24; с.56].

Статическая сила характеризуется двумя ее особенностями проявления:

1) при напряжении мышц за счет активных волевых усилий человека (активная статическая сила);

2) при попытке внешних сил или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статическая сила) [22; с.157].

Воспитание собственно силовых способностей может быть направлено на развитие максимальной силы (тяжелая атлетика, гиревой спорт, силовая акробатика, легкоатлетические метания и др.); общее укрепление опорно-двигательного аппарата занимающихся, необходимое во всех видах спорта (общая сила) и строительства тела (бодибилдинг) [19; с.151].

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины [18; с.25].

Данные способности проявляются в двигательных действиях, в которых также требуется быстрота движений, наряду со значительной силой мышц, например, финальное усилие во время метания спортивных снарядов. Чем сильнее внешнее отягощение, которое преодолевает спортсмен (подъем штанги на грудь), тем больше роль силового компонента. Если отягощение меньше (метание копья), то больше значимость скоростного компонента. Скоростно-силовые способности: быстрая сила, взрывная сила, стартовая сила, ускоряющая сила.

Быстрая сила - непредельное напряжение мышц, которое проявляется в упражнениях с определенной скоростью и не достигает предельной величины.

Взрывная сила - отражение способности человека в процессе выполнения движения достигать максимальных силовых показателей за короткое время. К примеру, низкий старт на короткие дистанции, в метаниях и прыжках в легкой атлетике. Для того чтобы оценить масштаб развития взрывной силы используют скоростно-силовой индекс I в движениях с максимально развитыми усилиями:


I= Fmax / tmax,

где, Fmax - максимальная сила, которая проявляется в упражнении;

tmax - максимальное время к моменту достижения Fmax.

Стартовая сила и ускоряющая сила - два фактора, характеризующих взрывную силу (Ю.В. Верхошанский).

Что касается стартовой силы, то данная характеристика отражает способность мышц к быстрому развитию усилия в начальный период напряжения. Ускоряющая же сила представляет собой способность мышц к быстрому наращиванию рабочего усилия в момент сокращения. Силовая ловкость и силовая выносливость относятся к специфическим видам силовых способностей [18; с.31].

Силовой выносливостью называют способность мышц противостоять утомлению, которое вызывается относительно продолжительным напряжением мышц значительной величины. Принято выделять динамический и статистический режим работы мышц. Динамическая выносливость применима в процессе циклической и ациклической деятельности, тогда как статическую выносливость в основном применяют в деятельности, связанной с удержанием напряжения в определенной позе.

К примеру, в процессе удержания позы с упором рук в стороны на кольцах или при удержании рук при стрельбе из пистолета проявляется статическая выносливость. Проявлением динамической выносливости можно считать многократное отжимание, в упоре лежа, приседания со штангой с весом 20-50% от максимальных силовых способностей человека [4; с.40].

Силовая ловкость характеризуется сменным характером режима работы мышц, в деятельности с меняющимися или непредвиденными ситуациями, например, хоккей с мячом, борьба или регби. Данный тип ловкости можно определить как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц» (Ж.К. Холодов) [22; с.155].

Для оценки степени развития собственно силовых возможностей в физическом воспитании и на тренировке дифференцируют относительную и абсолютную силу. Максимальная сила, которую проявляет человек в процессе движения вне зависимости от массы его тела, называется абсолютной силой. Отметим также термин относительной силы - силы, которую проявляет человек в пересчёте на 1 кг своего веса.

Относительная сила всегда выражается отношением массы тела человека к его максимальной силе. В процессе двигательных движений, когда приходится перемещать собственное тело, относительная сила играет важную роль. В тех движениях, где есть некоторое внешнее сопротивление, абсолютная сила не играет особой роли тогда, когда сопротивление значительно, то сила приобретает особую важность, что связано с максимальным взрывным усилием [18; с.36].