Файл: Курсовая работа Средства и методы воспитания силовых способностей школьников в учреждениях дополнительного образования.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ учебно-методической базы, а также суммация итогов исследования позволяют отметить, что абсолютная сила человека в большей мере обусловлена факторами его среды (самостоятельные задания или тренировки). Однако, показатели относительной силы по большому счету испытывают на себе влияние генотипа [25; с.89].
Скоростно-силовые способности зависимы как от средовых, так и от наследственных факторов. Статистическая выносливость определяется генетикой, тогда как динамическая выносливость зависима как от среды, так и от генотипа человека [20; с.118].
Наиболее приемлемые периоды для развития силовых качеств у юношей - период от 13 до 18 лет, а у девочек - период от 11 до 16 лет.
Такому раскладу немало способствует доля мышечной массы к массе тела. В возрасте от 10-11 лет она равна 23%, в 14-15 лет - 33%, а в период с 17-18 лет - 45%. Данные временные отрезки в максимальной степени поддаются целенаправленному воздействию. Морфофункциональные возможности человека также определяют степень развития силы человека [1; с.75].
Задачи силовых способностей:
1. Всеобщее развитие всех мышечных групп опорно - двигательного аппарата индивида. Данная задача решается при помощи использования избирательных упражнений, направленных на развитие силовых качеств.
Особо важное решение имеет объем, а также содержание упражнений, которые должны обеспечить пропорциональное развитие мышечных групп. Это способно выражаться в определенных формах телосложения, а также в осанке. Внутренний эффект состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма, а также в осуществлении двигательной активности человека. Скелетные мышцы это не только органы движения, но также и определенные периферические сердца, которые активно помогают кровообращению, в том числе и венозному.
2. Разностороннее развитие силовых способностей вместе с освоением жизненно важных умений и навыков. Решение данной задачи предполагает развитие силовых способностей всех типов.
3. Создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки [20; с.264].
Решение последней задачи позволит утолить интерес к развитию силы, при учете двигательной одаренности, при учете вида спорта, а также при учете выбранной профессии. Сила воспитывается при помощи общей физической подготовки, например, для поддержания здоровья, улучшения формы телосложения, для развития всех групп мышц. А также для специальной физической подготовки, например, для воспитания всех силовых способностей мышечных групп, имеющих большое значение при выполнении соревновательных упражнений. В каждом из этих направлений имеется цель, определяющая конкретную установку на развитие силы и задачи, которые необходимо решить исходя из этой установки [14; с.443].
В связи с этим подбираются определенные средства и методы воспитания силы. Средства развития силы - физические упражнения с повышенным сопротивлением, стимулирующие максимальное увеличение напряжения мышц. Данные средства называются силовыми. Условно их делят на дополнительные и основные, они представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1.
Средства воспитания силовых способностей
Основные средства | Дополнительные средства |
Упражнения, отягощённые весом собственного тела | Упражнения с использованием внешней среды |
Упражнения с весом внешних предметов | С использованием подручных средств |
Упражнения с использованием тренажёрных устройств общего типа | Упражнения с противодействием партнёра |
Рывково-тормозные упражнения | Рывково-тормозные упражнения с отягощением |
Изометрические упражнения | Изометрические упражнения с использованием спортивного инвентаря |
Основные силовые средства:
1. Выполнение физических действий с применением веса внешних предметов, например, с применением гантелей, гирь, мячей, веса партнеров.
2. Упражнения, с применением отягощения в виде своего собственного тела: действия, в процессе совершения которых собственный вес создает мышечное напряжение, например, удержание равновесия в висе, стоя; действия, в процессе совершения которых внешние предметы отягощают собственный вес, например, манжеты, пояса; действия, в процессе совершения которых дополнительная опора уменьшает собственный вес; действия, в процессе совершения которых инерция свободно падающего тела увеличивает собственный вес, например, прыжки с возвышения от 25 до 70 сантиметров и моментальное выпригиваение вверх.
3. Применение тренажерных устройств в процессе выполнения упражнений, например, силовая станция, комплекс «Универсал». Упражнения на рывково - тормозной основе характеризутся быстрой сменой напряжения в процессе работы мышц - синергистов, а также мышц - антагонистов во время локальных и региональных упражнений.
4. Упражнения на статическую выносливость, выполняемые в изометрическом режиме: упражнения с мышечным напряжением, создаваемым за счет волевых усилий при применении снешних предметов, например, различных опор, противодействий или поддержаний; упражнения с мышечным напряжением, которое создается при помощи воли, но без применения внешних предметов в процессе самосопротивления. Отметим также дополнительные упражнения: с использованием внешней среды. с использованием сопротивления упругих предметов. - с использованием подручных средств.
5. Существуют также упражнения с противодействием партнёра.
6. Применение спортивного инвентаря в процессе выполнения изометрических упражнений. [5; с.42].
Упражнения на развитие силы подбирают в зависимости от поставленных задач в воспитании силы. Например, для подготовки хорошего пловца следует применять упражнения с эластическими приспособлениями, нежели упражнения с применением системы отягощения, например гантелей. Для подготовки игроков в регби лучше применять упражнения с сопротивлением [22; с.180].
Силовые упражнения в зависимости от степени избирательности делятся на локальные, региональные, тотальные или общего взаимодействия. Локальные упражнения характеризуются усиленным функционированием 1/3 мыщц опорно-двигательного аппарата. Региональные упражнения характеризуются воздействием на 2/3 мышц. Тотальные упражнения характеризуются активностью всей скелетной мускулатуры [17; с. 382].
Упражнения на развитие силы, как правило, занимают основную часть занятия, в том случае, если развитие силовых качеств - главная задача занятия. В ином случае, силовые упражнения принято выполнять в конце основной части занятия, однако не позже упражнения на выносливость. Упражнения на развитие силы хорошо сочетаются с упражнениями, направленными на расслабление и растягивание [11; с.245].
Посещать занятия силового направления следует не реже трех раз в неделю [15; с. 56]. Величину отягощения в момент выполнения силовых упражнений, как правило, дозируют весом поднятого груза, выраженного в процентах от максимума величины или же количеством потенциальных повторений в процессе одного подхода, что называется повторным максимумом.
В случае с весом поднятого груза, вес может быть минимальным (60% от максимума), средним (от 70 до 80% от максимума), средним большим (от 80 до 90% от максимума), максимальным (свыше 90% от максимума). В случае с повторным подходом вес может быть:
- предельным - 1 повторный подход,
- околопредельным - 2-3 повторных подходы,
- большим - 4-7 повторных подходов,
- умеренно большим - 8-12 повторных подходов,
- малым - 19-25 повторных подходов,
- очень малым - свыше 25 повторных подходов [27; с.167].
Резюмируя вышесказанное можно сказать, что в развитии силы нужно использовать разные средства в зависимости от того, в какой области развивается спортсмен.
1.2. Методика развития силы детей старшего школьного возраста
Совершенствование и развитие силовых качеств, наряду с другими физическими качествами человека, проводится при помощи определенных средств, методов, а также методических приемов [13; с.2]. Соотношение силовых качеств находится в зависимости от генетических особенностей, а также от уровня физической подготовленности, спортивной и профессиональной специализации [8; с.234].
Необходимо уделять максимальное внимание развитию силы мышечных групп в процессе физической подготовки. С этой целью применяют силовые локальные упражнения в совокупности с упражнениями более широкого воздействия. Подобным требованиям отвечают силовые упражнения для оценки силовых способностей военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, учеников техникумов, студентов [12; с.273].
Данный раздел описывает методику силовой подготовки для школьников старшего школьного возраста, находящихся на разных уровнях физической подготовки. Довольно часто можно столкнуться с ситуацией когда тренироваться в специальном зале нет возможности. К счастью сегодня практически в каждой школе имеются гимнастические городки, на которых очень удобно заниматься утренней зарядкой [23; с.82].
Нами была выбрана методика Карасева А. С целью проведения исследования, состоящая из упражнений направленных на развитие различных групп мышц.
-
Упражнения на высокой (мальчики) и низкой (девочки) перекладине, для мышц плечевого пояса, грудных, широчайших мышц спины, сгибателей рук:
- Подтягивание хватом сверху;
- Подтягивание хватом снизу;
- Подтягивание разным хватом;
- Подтягивание широким хватом;
- Подтягивание широким хватом за голову;
- Подтягивание с задержкой в висе на согнутых руках в течение 2-5 секунд;
- Подтягивание на одной руке (мальчики).
-
Упражнения для плечевого пояса, спины и брюшного пресса:
- Поднимание прямых или согнутых ног к перекладине;
- Поднимание ног к перекладине попеременно в правую и левую сторону;
- Поднимание прямого тела к перекладине (мальчики);
- Подъём переворотом (мальчики).
-
Упражнения для мышц плечевого пояса, спины и разгибателей рук (мальчики):
- Подъём силой попеременно на правую и левую руки;
- Подъём силой на две руки обычным и глубоким хватом.
-
Упражнения на параллельных брусьях (мальчики). -
Упражнения для мышц плечевого пояса, грудных, широчайших мышц спины, разгибателей рук. -
Сгибание и разгибание рук в упоре; -
Сгибание и разгибание рук в размахивании:
- на махе назад согнуть руки, на махе вперёд - выпрямить;
- на махе вперёд согнуть руки, на махе назад - выпрямить;
- попеременное сгибание и разгибание рук на махе вперёд и назад;
-
Сгибание и разгибание рук хватом жердей изнутри. -
Сгибание-разгибание рук в упоре (девочки).
Чем выше упор, тем легче сделать упражнение. В начале занятий выполнять упражнение следует в быстром темпе - это гораздо легче и меньше нагрузка на мышцы плечевого пояса [26; с.93].
-
Упражнения для мышц плечевого пояса, спины и брюшного пресса (мальчики):
- Поднимание ног в положение «угол»;
- Разведение и сведение ног в положение «угол»;
- «Угол» в упоре, держать 5 - 8 секунд.
-
В положении лёжа на спине поднимание прямых ног (поочередно, девочки).
Эта методика подобрана для школьников старшего возраста. В период старшего школьного возраста завершается период второго детства, наступает школьный возраст, а в растущем организме происходят некоторые изменения, например, перемены в длине, массе, в пропорциях тела, а также в функционировании органов и систем человеческого организма.
Процесс окостенения, который, как правило, длится до момента начала юношеского возраста костной ткани, продолжается. В 13 лет окостенение пястных и запястных отделов рук завершается. Окостенение фаланг пальцев ног завершается в 13-17 лет у девушек, а у юношей к 15-21 году. Что касается фаланг пальцев рук, то их окостенение завершается к 19-21 году. При больших нагрузках могут произойти повреждения позвоночника вследствие незавершенного процесса окостенения. В 25 лет окостенение скелета завершено полностью [6; с. 356].