Файл: Курсовая работа Средства и методы воспитания силовых способностей школьников в учреждениях дополнительного образования.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особо отметим «пубертатный скачок роста» или резкое увеличение длины тела вследствие интенсивного роста трубчатых костей. В данный период можно отметить непривычное вытяжение конечностей подростка, однако рост грудной клетки отстает. Также в этот период резко увеличиваются поперечные размеры тела, устанавливаются индивидуальные особенности тела, а также достигаются приемлемые пропорции тела.
У 80-90% детей отмечено гармоничное развитие: в период до 14 лет масса тела ребенка меняется крайне медленно, однако после начинается ее бурный рост. Увеличение массы тела сопровождается приростом массы сердца.
К 15 годам вес мышечной массы составляет 32% веса тела, а в 17-18 лет вес равен 44%;
В период с 8-18 лет существенно меняется толщина и длинна мышечных волокон. Быстрые утомляемые гликолитические волокна (II-б типа) созревают. Конец переходного периода знаменуется индивидуальным типом монотношения быстрых и медленных волокон в скелетных мышцах;
В период среднего школьного возраста завершается формирование морфотипа. Отметим три типа:
- промежуточный тип или мезоморф,
- гиперстеник или эндоморф,
- астеник или эктоморф;
В этот период медленно увеличивается прочность костей, связочный аппарат и мышечная масса школьника. Это требует постоянного внимания к процессу формирования его осанки и к развитию мышечного корсета. В этот период следует избегать длительного использования «неправильных» или асимметричных поз и чрезмерных отягощений. Некорректное соотношение тонуса симметричных мышц неизменно приводит к асимметрии лопаток и плеч, а также к сутулости. Нарушение осанки в школьном возрасте встречается у 20-30% детей, случаи искривленного позвоночника у 1-10% школьников. У представительниц женского пола осанка чаще более прямая, нежели у мальчиков. Центральные регуляторные организмы и опорно - двигательный аппарат полностью обеспечивают развитие качественных характеристик двигательной деятельности человека.
В период среднего и старшего школьного возраста происходят сенситивный период развития силы, выносливости, ловкости и быстроты. Стадия полового созревания полностью определяет уровень физического развития организма, качеств его двигательной деятельности. Проще говоря, чем выше физические возможности человека, тем выше стадия его полового созревания. Значительная межиндивидуальная вариабельность длительности протекания переходного возраста у подростка отражается на разнице результатов в исследованиях сенситивных периодов различных авторов.
Чаще всего это касается первой фазы пубертатного периода, во время которой отмечается ухудшение двигательных функций и проявление физических качеств [5; с.113]. На протяжении этого периода подросток, как правило, крайне неловок и угловат, его движения не отличаются координированностью. Ему неловко управляться своими длинными конечностями, как нижними, так и верхними. Его двигательная деятельность в этот период характеризуется обилием лишних движений.
Итак, резюмируя научную литературу, периодическую печать и словари, мы рассмотрели сущность понятия «сила». Мы также выделили специфику рассмотренных понятий, которая заключается в том, что сила, будучи двигательным качеством, является способностью человека противодействовать сопротивлению с помощью мышечных напряжений.
Силовые же способности это совокупность разных проявлений человека в специфической двигательной деятельности. В их основе лежит понятие «сила». Режим работы мышц определяет мышечную силу. При существовании лишь двух реакций мышц на раздражение - сокращение с уменьшением длины и изометрического напряжения мышц без сокращения и движения в суставах.
При преодолении сопротивления мышцы укорачиваются и сокращаются. Это называется преодолевающей работой мышц. Также мышцы способны удлиняться при напряжении, к примеру. Это называется уступающей работой мышц. Уступающая работа мышц в совокупности с преодолевающей работой мышц называется динамическим режимом работы мышц. Итак, силовые способности развиваются при помощи различных физических упражнений с применением различных методов, например, метода повторных усилий, «ударного» метода, изометрического метода.
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ ПО РАЗВИТИЮ СИЛЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Внедрение методики по развитию силовых способностей старших школьников
Занятия с подростками старшего школьного возраста проходили на базе Детско – юношеской спортивной школы «Юность», г. Новый Уренгой. Предварительно школьники были разделены на контрольную и экспериментальную группы, а так же по гендерному признаку внутри групп, по 8 мальчиков и 8 девочек.
Разработанный комплекс упражнений был направлен на развитие силы подростков, а также на развитие интереса к регулярным занятиям спортом. Школьники из контрольной группы занимались при обычном двигательном режиме и по обычной образовательной программе. Представители основной группы тренировались с использованием специально разработанной методики, включающей две тренировки в неделю, а также два дополнительных занятия по развитию силовых способностей учащихся.
Продолжительность каждого занятия 60 минут. В методике применялись упражнения с выполнением в домашних условиях, с предварительным разучиванием на занятиях, а также с дальнейшим проверкой их выполнения. Данное исследование проводилось в три этапа, в соответствии с поставленными задачами и целями. Сначала осуществлялся анализ научно - методической литературы, уточнялась методика экспериментальных исследований, рассматривались выполнения методик, а также оценка состояния исследуемых. Был определен уровень физического развития и подготовленности школьников. На заключительном, а также на начальном этапах исследования проводилась оценка подготовленности учащихся в области физической культуры. Исследования проводились при помощи контрольных тестов. Проблема изучения закономерностей изменения антропометрических и силовых показателей под влиянием разных методов воздействия выдвигается на первый план тенденцией роста силовых способностей у школьников старшего возраста, а также ухудшением показателей физического развития школьников.
С целью реализации поставленных задач нами применялись:
- Оценка физического развития;
- Оценка физической подготовленности;
- Методы математической обработки;
- Определение физического развития школьников осуществлялось с помощью антропометрии.
В качестве показателей в исследовании использовали массу, длину тела, объем грудной клетки на вдохе и выдохе, объем талии. Рост учащихся измеряли в положении стоя, при помощи ростометра. Ребенок становился спиной к стойке, прикасаясь к ней в области пяток, ягодиц и между лопаток. Планшетку ростометра опустили до прикосновения к голове. Масса тела учащегося определялась при помощи рычажных весов. Уровень развития костно - мышечного аппарата, внутренних органов и подкожно - жирового слоя суммарно выражается массой тела. Объем талии и грудной клетки определялись специальным медицинским метром.
Физическая подготовленность была определена при помощи тестов:
- подтягивание (девочки в висе лежа на низкой перекладине, мальчики в висе на перекладине),
- упражнения для мышц брюшного пресса (из положения лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за головой, поднимание туловища и опускание в исходное положение за 30 с);
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
- приседания за 30 секунд.
Применение корректно организованной методики занятий позволит улучшить здоровье учеников, заинтересовать их спортом и физической культурой. Данные тестов представлены в Таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Нормативные показатели силовых тестов для старших школьников (по данным проф.В.С. Вайнбаума)
Контрольные упражнения | Мальчики | Девочки | |||||
высокий уровень | средний уровень | низкий уровень | высокий уровень | средний уровень | низкий уровень | ||
Подтягивание на перекладине (мальчики), кол-во раз | 12 | 9 | 7 | - | - | - | |
Подтягивание на низкой перекладине в висе лежа (девочки), кол-во раз | - | - | - | 22 | 18 | 14 | |
Подъем туловища в положении лежа на спине за 30 сек., кол-во раз | 28 | 24 | 20 | 24 | 18 | 15 | |
Сгибание и разгибание рук в поре лёжа, кол-во раз | 35 | 28 | 22 | 20 | 14 | 10 | |
Приседания за 30сек., кол-во раз | 27 | 22 | 18 | 24 | 20 | 16 |
Предположение о равенстве значений оценивалась по t - критерию Стьюдента. Возможность разнения статистических выборок существовала при р < 0,05. Также в программу упражнений по развитию силовых способностей школьников страшего возраста входят:
- Встречи и разговоры с учителями с целью разъяснения задач самостоятельных занятий по развитию силовой подготовки.
- Разъяснительная работа с занимающимися включает:
а) разучивание и объяснение физических упражнений в процессе самостоятельной физической работы;
б) не большие соревнования на основании одного их тестов во время плановых уроков;
в) обновленные обособленные установки для самостоятельных занятий, с учетом итогов соревнований, а также с учетом соматического типа всех учеников.
Программа упражнений Карасёва А.В. Занятия начинаются с работой над всеми группами мышц. Требуется от 5 до 20 минут для начала тренировочной нагрузки после окончания разминки. Повышение температуры тела и, вследствие этого, начало потоотделения считается окончанием разминки.
Комплекс упражнений №1.
1. Отжимания в упоре на брусьях (мальчики), от пола (гимнастической лавки, девочки): количество повторений 8 - 15 раз;
2. Подтягивание на высокой (мальчики) и низкой (девочки) перекладине хватом сверху: количество повторений 5 - 10 раз;
3. Поднимание ног к перекладине (мальчики): количество повторений 8 - 15 раз;
4. В положении лёжа на спине, руки упираются в пол, поднимание прямых ног (девочки): количество повторений 10 - 14 раз;
5. Подтягивание на высокой (мальчики) и низкой (девочки) перекладине хватом снизу: количество повторений 5 - 10 раз;
6. Отжимания в упоре на брусьях (мальчики), от гимнастической лавки (девочки): количество повторений 8 - 15 раз;
7. Поднимание ног к перекладине (мальчики): количество повторений 5 - 8 раз;
8. В положении лёжа на спине, руки упираются в пол, поднимание прямых ног (девочки): количество повторений 8 - 10 раз;
9. Подтягивание на высокой (мальчики) и низкой (девочки) перекладине широким хватом: количество повторений 4-8 раз;
10. Поднимание прямых ног лёжа животом на наклонной гимнастической лавке: количество повторений 10 - 20 раз;
11. Выпрыгивание вверх, отталкиваясь одной ногой со скамьи попеременно то одной, то другой ногой: количество повторений 5 - 10;