Файл: Лекция 1 введение. Теоретические, научные основы безопасности жизнедеятельности. Предмет, цели и задачи дисциплины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 343

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Литература


1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних спец. Учеб. заведений/С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. Ред. С.В. Белова. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2003. – 357 с.

2. Р 2.2.755-99. Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. – М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 1999.

1. Виды и формы деятельности человека
Жизнь урбанизированного человека неразрывно связана со следу­ющими видами деятельности: труд в различных отраслях экономики, пребывание в городской среде, использование средств транспорта, деятельность в быту, активный и пассивный отдых.

Многообразие форм трудовой деятельности человека подразделяют на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигатель­ный аппарат и функциональные системы организма человека (сердеч­но-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечи­вающие его деятельность.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряже­ния внимания, памяти, а также активизации процессов мышления.

В современной трудовой деятельности человека объем чисто фи­зического труда незначителен.

В соответствии с существующей физи­ологической классификацией трудовой деятельности различают:

формы труда, требующие значительной мышечной активности. Этот вид трудовой деятельности имеет место при отсутствии механи­зированных средств для выполнения работ и поэтому характеризуется повышенными энергетическими затратами;

механизированные формы труда. Особенностью механизирован­ных форм труда являются изменение характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. В условиях механизированного про­изводства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечивать большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых действий и малый
объем воспринимаемой информации приводит к монотонности труда и быстрому наступлению утомления;

формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматиче­ским производством. При таком производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который цели­ком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполне­нием простых операций по обслуживанию механизма: подача материала для обработки, пуск в ход механизма, извлечение готовой продукции. Характерные черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала;

групповые формы труда - конвейер. Эти формы труда характе­ризуются дроблением технологического процесса на отдельные опера­ции, заданным ритмом и строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. С сокращением времени выполнения операций возрастает монотонность труда и упрощается его содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истоще­нию;

формы труда, связанные с дистанционным управлением. При этих формах труда человек включен в системы управления как необходимое оперативное звено, нагрузка на которое уменьшается с возрастанием степени автоматизации процесса управления. Различают формы уп­равления производственным процессом, требующие частых активных действий человека, и формы управления, в которых действия оператора носят эпизодический характер, и основная его задача сводится к контролю показаний приборов и поддержанию постоянной готовности к вмешательству при необходимости в процесс управления объектом;

формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд пред­ставлен как профессиями, относящимися к сфере материального про­изводства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, опера­торы), так и вне его (врачи, преподаватели, писатели и др.). Интеллек­туальный труд характеризуется, как правило, необходимостью перера­ботки большого объема разнородной информации с мобилизацией памяти, внимания, отличается высокой частотой стрессовых ситуаций.
1.1. Энергетические затраты при различных формах деятельности человека


Энергия, необходимая человеку для совершения различных видов работы, высвобождается в его организме в процессах окислительно-восстановительного распада углеводов, белков, жиров и других орга­нических соединений, содержащихся в продуктах питания. Окис­лительно-восстановительные реакции в живых организмах могут про­текать как с участием кислорода (аэробное окисление), так и без участия кислорода (анаэробное окисление). Анаэробное окисление характеризуется меньшим количеством высвобождаемой энергии и имеет ограниченное значение у высших организмов.

При аэробном окислении 1 г жира в организме высвобождается 38,94, а при окислении 1 г белка или 1 г углеводов - 17,16 кДж энергии.

Высвобожденная энергия частично расходуется на совершение полезной работы, а частично (до 60 %) рассеивается в виде теплоты в живых тканях, нагревая тело человека.

Совокупность химических реакций в организме, необходимых для жизнедеятельности, называется обменом веществ.

Для харак­теристик суммарного энергетического обмена используют понятия основного обмена и обмена при различных видах деятельности.

Основной обмен характеризуется величиной энергетиче­ских затрат в состоянии полного мышечного покоя в стандартных условиях (при комфортной температуре окружающей среды, спустя 12...16 ч после приема пищи в положении лежа). Расход энергии в этих условиях составляет 87,5 Вт для человека массой 75 кг.

При изменении положения тела либо при совершении любой работы энергетические затраты повышаются по сравнению с основным обменом.

Дополнительные затраты энергии зависят от:

рабочей позы тела;

интенсивности мышечной деятельности;

информационной на­сыщенности труда;

степени эмоционального напряжения и других факторов.

В положении сидя, за счет работы мышц туловища, затраты энергии превышают на 5...10 % уровень основного обмена, в положе­нии стоя - на 10...15, при вынужденной неудобной позе - на 40...50 %.

Энергозатраты при мышечной работе зависят от ее напряженности и продолжительности. Так, при легкой сидячей работе они составляют 116,4...125, при легкой физической работе - 408...583, при тяжелой
физической работе - 583...875 Вт.

При интенсивной интеллектуальной работе потребности мозга в энергии составляют 15...20 % основного обмена (масса мозга составляет около 2 % массы тела). Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повыша­ется на 48, при выступлении с публичной лекцией - на 94, у операторов вычислительных машин - на 60...100 %.

Суточные энергозатраты зависят от деятельности человека (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Зависимость суточных энергозатрат от вида деятельности человека



Вид деятельности

Суточные энер-гозатраты, МДж

Работники умственного труда (врачи, педагоги, диспетчеры и др.)

10,5…11,7

Работники механизированного труда и сферы обслуживания (медсестры, продавцы, рабочие, обслуживающие автоматы)

11,3…12,5

Работники, выполняющие работу средней тяжести (станочники, шофе­ры, хирурги, полиграфисты, литейщики, сельскохозяйственные рабочие и др.)

12,5…15,5

Работники, выполняющие тяжелую работу (лесорубы, грузчики, горно­рабочие, металлурги)

16,3...18




2. Классификация условий трудовой деятельности
Условия труда— это совокупность факторов производст­венной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Условия труда в целом оцениваются по четырем классам (рисунок 2.1):

1-й класс - оптимальные (комфортные) условия труда обеспечива­ют максимальную производительность труда и минимальную напря­женность организма человека. Этот класс установлен только для оценки параметров микроклимата и факторов трудового процесса (тяжесть и напряженность труда). Для остальных факторов условно оптимальны­ми считаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают допустимых пределов для населения;



Рисунок 2.1 - Классы условий труда

2-й класс - допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превыша­ют гигиенических нормативов для рабочих мест. Возможные измене­ния функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающего и его потом­ство. Оптимальные и допустимые условия труда безопасны;

3-й класс - вредные условия труда характеризуются наличием вред­ных производственных факторов, превышающих гигиенические нор­мативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомства.

В зависимости от уровня превыше­ния нормативов факторы этого класса подразделяются на четыре степени вредности:

3.1 - вызывающие обратимые функциональные изменения орга­низма;

3.2 - при водящие к стойким функциональным изменениям и росту заболеваемости;

3.3 - приводящие к развитию профессиональной патологии в лег­кой форме и росту хронических заболеваний;

3.4 - приводящие к возникновению выраженных форм професси­ональных заболеваний, значительному росту хронических и высокому уровню заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

4-й класс - травмоопасные (экстремальные) условия труда. Уровни производственных факторов этого класса таковы, что их воздействие на протяжении рабочей смены или ее части создает угрозу для жизни и/или высокий риск возникновения тяжелых форм острых професси­ональных заболеваний.


3. Способы оценки тяжести и напряженности трудовой деятельности
В соответствии с [2] различают три класса условий труда по показателям тяжести и напряженности труда:

— оптимальный (легкий) - затраты энергии до 174 Вт;

— допустимый (средней тяжести) - затраты энергии от 175 до 290 Вт;

— вредный (тяжелый) - затраты энергии свыше 290 Вт.

Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функ­ционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы - при физическом труде, и эмоцио