Файл: Лекция 1 введение. Теоретические, научные основы безопасности жизнедеятельности. Предмет, цели и задачи дисциплины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 347

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При умственном утомлении отмечается расстрой­ство внимания, ухудшение памяти и мышления, ослабляется точность и координированность движения.

3.2. Пути повышения эффективности трудовой деятельности
Одним из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека является совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения. Обучение придает закон­ченность и устойчивость всем формам двигательной активности, яв­ляется важным средством предупреждения утомления.

С психофизиологической точки зрения производственное обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего из­менения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате обучения (тренировки) возрастает мышечная сила и выносливость, повышается точность и скорость рабочих движений, увеличивается скорость вос­становления физиологических функций после окончания работы.

Существенную роль в поддержании высокой работоспособности человека играет установление рационального режима труда и отдыха. Различают две формы чередования периодов труда и отдыха на произ­водстве: введение обеденного перерыва в середине рабочего дня и кратковременных регламентированных перерывов.

Оптимальную длительность обеденного перерыва устанавливают с учетом удаленности от рабочих мест санитарно-бытовых помещений, столовых, организации раздачи пищи.

Продолжительность и число кратковременных перерывов опреде­ляют на основе наблюдений за динамикой работоспособности, учета тяжести и напряженности труда.

При выполнении работы, требующей значительных усилий и участия крупных мышц, рекомендуются более редкие, но продолжительные 10...12-минутные перерывы.

При выпол­нении особо тяжелых работ (металлурги, кузнецы и др.) следует сочетать работу в течение 15...20 мин с отдыхом такой же продолжи­тельности.

При работах, требующих большого нервного напряжения и внимания, быстрых и точных движений рук (операторы ПЭВМ и др.), целесообразны более частые, но короткие 5...10-минутные перерывы.


Кроме регламентированных перерывов, существуют микропаузы - перерывы в работе, возникающие самопроизвольно между операциями и действиями. Микропаузы обеспечивают поддержание оптимального темпа работы и высокого уровня работоспособности. В зависимости от характера и тяжести работы микропаузы составляют 9...10 % рабо­чего времени.

Высокая работоспособность организма поддерживается рациональ­ным чередованием периодов работы, отдыха и сна. В течение суток организм по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается в утренние (с 8 до 12) и дневные (с 14 до 17) часы. У детей школьного возраста оптимум умственной работо­способности приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отме­чается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизических затратах организма. В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14, а в ночное время - с 3 до 4 ч. С учетом этих закономерностей определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, расписание занятий в учебных заведе­ниях.

Чередование периодов труда и отдыха в течение недели должно регулироваться с учетом динамики работоспособности. Наивысшая работоспособность приходится на 2, 3 и 4-й день работы, в последую­щие дни недели она понижается, падая до минимума в последний день работы. В понедельник работоспособность относительно понижена в связи с врабатываемостью.

Элементами рационального режима труда и отдыха являются про­изводственная гимнастика и комплекс мер по психофизиологической разгрузке, в том числе функциональная музыка.

В основе производственной гимнастики лежит феномен активного отдыха (И.М. Сеченов) «утомленные мышцы быстрее восстанавлива­ют свою работоспособность не при полном покое, а при работе других мышечных групп». Однако при тяжелом труде или работе в условиях повышенной температуры воздуха более целесообразен пассивный отдых в хорошо проветриваемом помещении.



В основе благоприятного действия музыки лежит вызываемый ею положительный эмоциональный настрой, необходимый для любого вида работ. Производственная музыка способствует снижению утом­ления, улучшению настроения и здоровья работающих, повышает работоспособность и производительность труда. Однако функциональ­ную музыку не рекомендуется применять при выполнении работ, требующих значительной концентрации внимания, при умственной работе, при большой напряженности выполняемых работ, непостоян­ных рабочих местах и в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях внешней среды.

Для снятия нервно-психического напряжения, борьбы с утомлени­ем, восстановлением работоспособности в последнее время успешно используют кабинеты релаксации или комнаты психологической разгрузки.
3.3. Особенности трудовой деятельности женщин и подростков
При использовании на производстве труда женщин и подростков необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности их ор­ганизма.

Основными особенностями подросткового возраста является рез­кий подъем всех жизненных функций, энергичный рост и физическое развитие тела. В этом возрасте наблюдается ускоренный рост костей скелета и мускулатуры, особенно конечностей, слабость связочного аппарата, более быстрая утомляемость мышц, нередки отклонения в развитии органов дыхания, кровообращения и желудочно-кишечного тракта.

Для лиц в возрасте 16...18 лет установлена сокращенная продолжи­тельность рабочей недели 36, а для лиц в возрасте 15 лет - 24 ч. Их запрещено привлекать к ночным и сверхурочным работам в выходные дни. Ограничено применение труда подростков по переноске тяжестей, а если работа связана только с переноской тяжестей, то масса груза не должна превышать 4,1 кг.

Все лица моложе 18 лет при поступлении на работу обязательно проходят профилактические медицинские осмотры.

Анатомо-физиологические особенности женщин в некоторых слу­чаях при неудовлетворительной производственной обстановке могут способствовать возникновению гинекологических заболеваний и по­влиять на репродуктивную функцию женщин. Неблагоприятное вли­
яние на состояние здоровья женщин оказывают повышенная трудоемкость, нервная напряженность и монотонность труда.

Для работающих женщин:

регламентируют предельные величины перено­ски и перемещения грузов;

вводят более благоприятные режимы труда и отдыха;

ограничивают использование труда женщин в ночное время;

устанавливают для них режим работы с неполным рабочим днем или с неполной рабочей неделей.

Максимальная масса поднимаемого и перемещаемого женщинами груза, при условии чередования этого процесса с другими видами работ до 2 раз в час, составляет 10 кг, а при постоянном подъеме и перемещении разовом тяжестей в течение рабочей смены - 7 кг. Суммарная масса грузов, перемещаемых женщинами в течение каждого часа смены, не должна превышать 350 кг при перемещении груза с рабочей поверхности и 175 кг при перемещении груза с пола.

Поскольку организм женщин особенно уязвим в период беремен­ности, существует необходимость перевода женщин на определенное время на работы, не связанные с опасностью воздействия тяжелых и вредных условий труда.

ЛЕКЦИЯ № 3
РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК И СРЕДА ОБИТАНИЯ
ТЕМА 1. ФИЗИОЛОГИЯ ТРУДА И КОМФОРТНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятие №2. Условия комфортности жизнедеятельности и их

нормирование
Учебные вопросы

1. Теплообмен человека с окружающей средой.

2. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата.

3. Терморегуляция организма человека.

Время: 2 часа.


Литература


1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних спец. учеб. заведений /С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. Ред. С.В. Белова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2003. – 357 с.

1. Теплообмен человека с окружающей средой
Жизнедеятельность человека сопровождается непрерывным выде­лением теплоты в окружающую среду. Ее количество зависит от степени физического напряжения и составляет от 85 (в состоянии покоя) до 500 Вт (при тяжелой работе). Чтобы физиологические процессы в организме протекали нормально, выделяемая организмом теплота дол­жна полностью отводиться в окружающую среду. Нарушение теплового баланса может привести к перегреву либо к переохлаждению организма и как следствие к потере трудоспособности, быстрому утомлению, потере сознания и тепловой смерти.

Одним из важных интегральных показателей теплового состояния организма является средняя температура тела около 36,5 °С. Она зависит от степени нарушения теплового баланса и уровня энергозатрат при выполнении физической работы. При выполнении работы средней тяжести и тяжелой при высокой температуре воздуха она может повышаться от нескольких десятых градуса до 1...2°С. Наивысшая температура внутренних органов, которую выдерживает человек, со­ставляет 43 °С, минимальная - 25 °С.

Температурный режим кожи играет основную роль в теплоотдаче. Ее температура меняется в довольно значительных пределах и под одеждой составляет 30...34°С. При неблагоприятных метеорологиче­ских условиях на отдельных участках тела температура может пони­жаться до 20°С, а иногда и ниже.

Нормальное тепловое самочувствие имеет место, когда тепловыде­ление (QТП человека полностью воспринимается окружающей средой (QТО, т.е. когда имеет место тепловой баланс QТП = QТО. В этом случае температура внутренних органов остается постоянной. Если теплопро­дукция организма не может быть полностью передана окружающей среде (QТП > QТО), происходит рост температуры внутренних органов и такое тепловое самочувствие характеризуется понятием «жарко».

В случае, когда окружающая среда воспринимает больше теплоты, чем ее воспроизводит человек (QТП < QТО), то происходит охлаждение организма. Такое тепловое самочувствие характеризуется понятием «холод­но».

Теплообмен между человеком и окружающей средой осуществля­ется конвекцией (Qк) в результате смывания тела воздухом, излучением на окружающие поверхности QЛ и в процессе тепломассообмена QТМ при испарении влаги, выводимой на поверхность кожи потовыми железами и при дыхании.

Нормальное самочувствие человека реали­зуется при соблюдении равенства:

QТП = QК + QЛ + QТМ.

Количество теплоты, отдаваемое организмом человека различными путями, зависит от того или иного параметра микроклимата.

Так, величина и направление конвективного теплообмена человека с окру­жающей средой определяется в основном:

температурой окружающей среды;

атмосферным давлением;

подвижностью и влагосодержанием воздуха.

Излучение теплоты происходит в направлении окружающих чело­века поверхностей, имеющих более низкую температуру, чем темпера­тура поверхности одежды и открытых частей тела человека. При высоких температурах окружающих поверхностей (свыше 30 °С) теп­лоотдача излучением полностью прекращается, а при более высоких температурах теплоотдача излучением идет в обратном направлении - от горячих поверхностей к человеку.

Отдача теплоты при испарении влаги, выводимой на поверхность кожи потовыми железами, зависит от температуры воздуха, интенсив­ности работы, выполняемой человеком, от скорости движения окру­жающего воздуха и его относительной влажности.

Температура, скорость, относительная влажность и атмосферное давление окружающего воздуха получили название параметры микро­климата.

Температура окружающих предметов и интенсивность физи­ческой нагрузки организма характеризуют конкретную производст­венную обстановку.
2. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата
Нормативные параметры производственного микроклимата уста­новлены ГОСТ 12.1.005 - 88, а также СанПиН 2.2.4.584 - 96.

Этими Нормами регламентировали параметры микроклимата в рабочей зоне производственного помещения:

температуру;

относитель­ную влажность;

скорость движения воздуха в зависимости от способ­ности организма человека к акклиматизации в разное время года, характера одежды, интенсивности производимой работы и характера тепловыделений в рабочем помещении (таблица 2.1).

Для оценки характера одежды и акклиматизации организма в разное время года введено понятие периода года. Различают теплый и холод­ный период года. Теплый период года характеризуется среднесуточной температурой наружного воздуха +10 °С и выше, холодный - ниже + 10 °С.

При учете интенсивности труда все виды работ, исходя из общих энергозатрат организма, делятся на три категории:

легкие;

средней тяжести;

тяжелые.

Характеристику производственных помещений по категории выполняемых в них работ устанавливают по категории работ, выполняемых половиной и более работающих в соответствующем помещении.

К легким работам (категория I) относятся работы, выполняемые сидя или стоя, не требующие систематического физического напряже­ния (работа контролеров, в процессах точного приборостроения, кон­торские работы и др.). Легкие работы подразделяют на категорию Iа (затраты энергии до 139 Вт) и категорию Iб (затраты энергии 140...174 Вт).


Таблица 2.1. Оптимальные показатели микроклимата на рабочих местах производственных помещений



Период

года

Категория работ по уровню энергозатрат, Вт


Температура воздуха, оС


Температура поверхностей, оС


Относительная влажность воздуха, %


Скорость движения воздуха, м/с

Холодный

Iа (до 139)

22…24

21…25

60…40

0,1

Iб (140…174)

21…23

20…24

60…40

0,1

IIа (175…232)

19…21

18…22

60…40

0,2

IIб (233…290)

17…19

16…20

60…40

0,2

III

(более 290)

16…18

15…19

60…40

0,3

Теплый

Iа (до 139)

23…25

22…26

60…40

0,1

Iб (140…174)

22…24

21…25

60…40

0,1

IIа (175…232)

20…22

19…23

60…40

0,2

IIб (233…290)

19…21

18…22

60…40

0,2

III

(более 290)

18…20

17…21

60…40

0,3