Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы организационных структур
1.1. Понятие и виды организационных структур
1.2. Состав организационных структур
1.3. Построение и изменение организационных структур
2. Основные типы организационных структур
2.1. Линейная организационная структура
2.2. Линейно-штабная организационная структура
2.3. Функциональная организационная структура
2.4. Дивизиональная и продуктовая организационная структура
2.5. Рыночная организационная структура
2.6. Географическая организационная структура
2.7. Матричная организационная структура
3. Организационное проектирование как этап достижения стратегических целей
3.1. Понятие, цели и этапы организационного проектирования
1.3. Построение и изменение организационных структур
При построении организации главная задача состоит в формировании наиболее эффективной структуры, под которой понимается та, которая способствует взаимодействию с внешней средой, целевому распределению ресурсов, удовлетворению потребностей клиентов и достижению целей с наибольшей эффективностью. Существует следующая классификация методов проектирования организационных структур управления [7, c. 80]:
- системный подход и синтез элементов организационной структуры (метод структуризации целей, ситуационный выбор характеристик);
- нормативный метод (метод функционального моделирования и метод аналогий);
- метод параметрического моделирования;
- метод рационализации технологий организационных процессов;
- метод организационных изменений системы управления;
- экспертный метод.
Проектирование организационной структуры должно учитывать ситуацию, в которой находится организация и которая складывается из факторов внешней среды, технологий организации и ее размера. Анализ этих факторов возможен на самых высоких уровнях управления, поэтому последовательность разработки организационной структуры имеет направление сверху вниз.
Порядок проектирования организационной структуры включает в себя:
- деление организации на широкие блоки, соответствующие направлениям ее деятельности по реализации стратеги;
- формирование подразделений, занимающихся производством и управленческими функциями;
- установление соподчиненности руководителей различных подразделений, при необходимости дальнейшее их деление на более мелкие организационные подразделения;
- установление должностных обязанностей, закрепление выполнения за конкретными лицами.
Таблица 1
Особенности проектирования организационных структур в будущем
№ п/п |
Характерные особенности проектирования |
Комментарий |
1 |
Небольшое число уровней |
Делегирование полномочий по принятию решений на более низкие уровни организации, где факторы, оказывающие влияние на изменение структуры более очевидны. Общее количество уровней управления будет уменьшаться вследствие децентрализации. |
2 |
Повышенная дифференциация организационных структур |
Станет необходима значительная дифференциация деятельности организации, организация относительно автономных подразделений, каждое из которых может действовать независимо. |
3 |
Разделение ресурсов, а не их распределение. |
Использование ресурсов столько времени, сколько необходимо. |
4 |
Увеличение доли организационных структур сетевого характера. |
Проектирование организационных структур будет тяготеть к сетевым моделям. Организации, действующие на основе сетей, уделяют минимальное внимание централизованной координации. |
5 |
Переосмысление роли централизации структур управления. |
Основной фактор в соблюдении баланса между централизацией и децентрализацией при проектировании организационных структур будет смещаться в сторону централизованного принятия стратегически важных решений. Текущее управление будет смещаться на нижние уровни. |
Источник: Балабанов И.Т. Основы менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2017. – C. 108.
Современная экономика предъявляет новые требования к организациям. Требуется более оперативно реагировать на изменения условий хозяйствования, спроса и более качественно удовлетворять его потребности. Сложившееся внешнее окружение требует от структуры управления максимальную подвижность, быстроту внедрения научно-технических достижений и конструкторских решений в производство [4, c. 37].
Перестройка организационной структуры управления обязательно преследует цели расширения полномочий на нижних уровнях иерархии управления и повышения производственной самостоятельности подразделений, входящих в состав организации. Поэтому все большее внимание уделяется структурному подходу к исследованию организации.
Организационные структуры в будущем будут отличаться от современных пирамидоориентированных структур следующими особенностями в проектировании.
Перспективные подходы к проектированию организационной структуры управления [6]:
- перевернутая пирамида – на верхний уровень иерархии выведены специалисты, в то время как руководитель организации находится на нижнем уровне;
- бригадная структура – бригадная форма организации труда и производства: автономная работа бригады, самостоятельное принятие решений, замена жестких связей гибкими, привлечение для решения задач сотрудников из других подразделений;
- структура, ориентированная на инновации – вся система подготовки производства и сбыта продукции делится на две части. Одна охватывает сферу производства и сбыта уже освоенной продукции, другая сферу подготовки производства в составе поисковых групп, ориентированных на разработку новых видов продукции и технологий;
- структура, ориентированная на рынок – это структуры организаций, в которых происходит группирование всех частей организации вокруг рынка. Данная структура управления поддерживает частое приспособление продукта к потребителю, что уменьшает число уровней управления. При этом происходит передача ответственности на нижние этажи иерархии, расположенные ближе к потребителю. К данной структуре управления можно отнести предпринимательские структуры и стратегические хозяйственные подразделения;
- сетевая структура управления – представляет собой основную организацию, с которой связаны либо вертикально или горизонтально интегрированы поставщики и покупатели;
- виртуальная структура управления – это неформальное объединение управляющей компании и нескольких независимых предприятий, организаций, что характерно для посреднических фирм, не имеющих собственной производственной базы;
- многомерная структура управления – отличается чрезмерно усложненным структурным формированием, сочетанием матричной, функциональной и дивизиональной организационной структурой.
Появление новых организационных структур вызвано развитием общества, социальных отношений и технологии, т.е. изменением внешней среды организации, которая предъявляет повышенные требования к внутренним переменным, а также необходимостью организации адаптироваться к этим изменениям, чтобы успешно и эффективно функционировать.
Согласно общепринятым нормам есть два типа изменений данного объекта [5]:
- эволюционный;
- революционный.
Первый тип изменения организационной структуры управления предпочтительней, так как он не несёт резких перемен и увеличения текучки кадров. Как правило, такие изменения происходят с инициативы самих субъектов организационной структуры. Плюс к тому, такие изменения несколько раз со всеми согласованы со всеми участниками.
Только у него есть один минус – изменения, как правило, носят ситуационный характер, либо вслед за изменчивой стратегией.
Революционный путь изменений обычно происходит по «указке» руководства в директивном порядке.
Таким образом, суть управления процессами в учреждении сводится к тому, что структура организации определяется в первую очередь стратегией компании и оптимальная организационная структура – это структура, которая обеспечивает наиболее эффективную реализацию этой стратегии. Самой эффективной, лучшей структуры управления нет.
Проектирование организационных структур управления осуществляется или самостоятельно, или с привлечением внешних провайдеров на основе следующих основных взаимодополняющих методов:
- аналогии;
- аналитического метода;
- структуризации целей и организационного моделирования.
2. Основные типы организационных структур
2.1. Линейная организационная структура
Линейная организационная структура управления является самой простой и представляет собой некую цепочку инстанций. Отлично подойдет для маленьких компаний.
Рис. 5. Линейная организационная структура управления
Среди достоинств данной структуры принято выделять [7, c. 80]:
- данный вид организационной структуры является самым простым;
- благодаря жесткому управлению формируется жесткая дисциплина;
- ясная структура власти и ответственности;
- благодаря быстрым решениям совершаются быстрые и эффективные действия;
- перспективы карьерного роста у тех сотрудников, которые качественно выполняют свою работу;
- благодаря единоличному контролю руководитель может быть гибким в некоторых ситуациях.
Недостатками данной структуры выступают:
- есть возможность оказывать влияние на начальника отдела;
- наличие проблемы – отсутствие специализации;
- вероятность перегруженности начальника отдела;
- единоличное принятие решений;
- строгое движение коммуникаций сверху вниз;
- единоличный начальник может неверно пользоваться данной ему властью (например, для извлечения собственной выгоды).
2.2. Линейно-штабная организационная структура
Линейно-штабная организационная структура управления характеризуется наличием линейных руководителей и подразделений, которые на самом деле не имеют права принимать решения. Их основная задача заключается в оказании помощи линейному менеджеру в выполнении его управленческих функций. Кроме того, решения при такой организационной структуре принимаются медленно.
Рис. 6. Линейно-штабная организационная структура управления
Среди достоинств данной структуры принято выделять [10, c. 102]:
- быстрое выполнение задач со стороны сотрудников;
- концентрация руководителей на определенной задаче;
- помогает работникам брать на себя ответственность и специализироваться на конкретных функциях;
- у сотрудников есть ощущение ценности, собственного вклада;
- в случае возникновения изменений организационной структуры риск сопротивления сведен к минимуму.
Недостатками данной структуры выступают:
- вероятность путаницы среди работников;
- отсутствие у сотрудников достаточных знаний для ориентирования на результат;
- многоуровневая иерархия;
- расхождение во мнениях у специалистов может замедлить работу;
- из-за начальников подразделений данная организационная структура более дорогостоящая, нежели линейная;
- долгое принятие решений.
2.3. Функциональная организационная структура
Основная характеристика функциональной организационной структуры управления – классификация людей согласно функции, которую они выполняют в рамках своей профессиональной деятельности.
Рис. 7. Функциональная организационная структура управления
Среди достоинств данной структуры принято выделять [9, c. 45]:
- высокоспециализированная структура;
- ясность в порядке подчинения;
- четкость ответственности;
- высокая скорость и эффективность;
- нет необходимости дублировать работу;
- одинаковая степень важности всех функций.
Недостатками данной структуры выступают:
- наличие барьеров в коммуникационном процессе;
- внимание сконцентрировано на людях, а не на компании;
- единолично принятые решения не всегда эффективны и хороши для предприятия;
- нет командной работы между подразделениями или отдельными единицами;
- в процессе роста организации все труднее контролировать действия внутри нее;
- в связи с разделенными функциями работники иногда не знают, что происходит у их коллег.
2.4. Дивизиональная и продуктовая организационная структура
Основная специфика дивизиональной структуры управления – наличие разных подразделений в компании. Сотрудники группируются на основе географического положения, рынков и продуктов.
Рис. 8. Дивизиональная организационная структура управления
Продуктовая (товарная) организационная структура управления основана на выстраивании работы вокруг разных продуктов. Например, если компания занимается производством четырех видов товара, то и подразделений будет четыре. Такая организационная структура отлично подходит для магазинов, которые реализуют большой ассортимент продукции в розницу.
Среди достоинств данной структуры принято выделять [12]:
- можно легко закрыть неработающие структурные единицы;
- каждая единица может быть отдельным структурным подразделением;