Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы организационных структур
1.1. Понятие и виды организационных структур
1.2. Состав организационных структур
1.3. Построение и изменение организационных структур
2. Основные типы организационных структур
2.1. Линейная организационная структура
2.2. Линейно-штабная организационная структура
2.3. Функциональная организационная структура
2.4. Дивизиональная и продуктовая организационная структура
2.5. Рыночная организационная структура
2.6. Географическая организационная структура
2.7. Матричная организационная структура
3. Организационное проектирование как этап достижения стратегических целей
3.1. Понятие, цели и этапы организационного проектирования
- решения принимаются быстро и легко;
- те лица, которые принимают решения, независимы;
- высокая производительность и эффективность;
- в зависимости от возникающих проблем отдельные продукты привлекают отдельное внимание.
Рис. 9. Продуктовая (товарная) структура управления
Недостатками данной структуры выступают [4, c. 39]:
- в связи с тем, что все структурные единицы работают самостоятельно, организационные цели нельзя достичь;
- наличие нездоровой конкуренции между внутренними подразделениями;
- отсутствие равнозначности единиц;
- наличие большого количества уровней организации мешает развиваться бизнесу;
- сильные отличия в стоимости маркетинга отдельных продуктов.
2.5. Рыночная организационная структура
В рамках рыночной организационной структуры сотрудников группируют на основе рынка, на котором фирма осуществляет свою деятельность. Компания может работать на пяти различных рынках и каждый из них – отдельное подразделение.
Рис. 10. Рыночная структура управления
Среди достоинств данной структуры принято выделять [13]:
- возможность общения сотрудников и клиентов на одном языке;
- доступность для потребителей;
- возможность изолированного решения проблем на конкретном рынке;
- своевременное выполнение задач;
- специализация сотрудников на конкретном рынке;
- возможность вывода новых продуктов на специализированные рынки.
Недостатками данной структуры выступают:
- вероятность острой конкуренции среди работников;
- возможность образования конфликтных ситуаций при принятии решений;
- производительность и эффективность трудно поддаются определению;
- все рынки могут рассматриваться как неравные;
- возможность отсутствия связи между руководством и работниками;
- вероятность неправильного использования полномочий сотрудниками.
2.6. Географическая организационная структура
Если компания крупная и имеет дочерние предприятия в разных местах, то и организационная структура основана на зонах, где расположены филиалы.
Рис. 11. Рыночная структура управления
Среди достоинств данной структуры принято выделять [14, c. 96]:
- наличие налаженных коммуникаций между работниками в одном и том же месте;
- способность местных сотрудников приспособиться к местным культурным и географическим особенностям;
- наличие отчетности по функционированию отдельных рынков;
- хорошее восприятие со стороны клиентов благодаря тому, что местные менеджеры говорят на их языке;
- взвешенные решения;
- возможность ввода новой продукции или модификации прежней, которая будет удовлетворять потребности в рамках конкретной области.
Недостатками данной структуры выступают:
- вероятность возникновения нездоровой конкуренции между различными географическими зонами;
- различие в этике и принципах компании в зависимости от региона;
- вероятность плохой коммуникации среди работников, находящихся в разных регионах;
- на отслеживание работы и прибыли всех филиалов компании тратится большое количество времени;
- наличие вероятности того, что отношения между работниками разных географических зон (регионов) не сложатся.
2.7. Матричная организационная структура
Матричная организационная структура представляет собой комбинацию функциональной и продуктовой. Здесь объединены их сильные стороны, что способствует высокой эффективности. Однако данная структура является самой сложной из всех видов.
Основная особенность заключается в подчинении работников сразу нескольким одноуровневым начальникам. Есть функциональная матрица. В рамках такой структуры управленцы отслеживают функциональные аспекты проекта и их изменения.
Но при этом власть у менеджеров ограничена, управляющим ресурсами и самим проектом остается руководитель подразделения.
Среди достоинств данной структуры принято выделять [14, c. 90]:
- отсутствие временной работы;
- управляющим проектом остается руководитель подразделения;
- если что-то идет не так, вся ответственность ложится на руководителя;
- от количества общения управляющего с подчиненными зависит успех проекта;
- принятием решений занимается руководитель подразделения;
- проектный менеджер имеет возможность влиять на ситуацию, не будучи сам подконтрольным.
Рис. 12. Матричная структура управления
Недостатками данной структуры выступают [10, c. 32]:
- у сотрудников может возникнуть апатичное настроение;
- отсутствие полной власти у менеджера проекта;
- проектный менеджер не может представить отчет о работе;
- в связи с отсутствием контроля производительность сотрудников может быть снижена;
- проектный менеджер не может контролировать рабочую нагрузку и определять приоритетные задачи;
- также существует проектная матрица;
- здесь основная ответственность возлагается на проектного менеджера, а руководитель подразделения только распределяет ресурсы и дает рекомендации.
Таким образом, организационная структура – определение взаимоотношений, прав и обязанностей элементов организации (органы, подразделения, отдельные должности)
Среди основных типов организационных структур управления принято выделять:
- линейную организационную структуру;
- линейно-штабную организационную структуру;
- функциональную организационную структуру;
- дивизиональную и продуктовую организационную структуру;
- рыночную организационную структуру;
- географическую организационную структуру;
- матричную организационную структуру.
3. Организационное проектирование как этап достижения стратегических целей
3.1. Понятие, цели и этапы организационного проектирования
Каждая компания имеет свою организационную структуру. Ею определяется количество и функции единиц управления, вертикальные и горизонтальные взаимосвязи между ними. Под единицами управления подразумеваются структурные подразделения и должностные лица. Организационной структурой устанавливается их функционал и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с объектом управления – источником управляющих сигналов (руководством компании).
Организационное проектирование – разработка рациональной организационной структуры и системы управления компанией с учетом ее стратегических задач. Проектирование включает в себя весь комплекс технологических, административных, информационных взаимосвязей между ключевыми элементами предприятия [6]:
- структурными подразделениями;
- должностными лицами;
- системой управления персоналом;
- решаемыми задачами;
- системой оплаты труда и поощрений;
- корпоративной культурой.
Планирование и организационное проектирование осуществляется когда:
- создается новое предприятие;
- требуется реорганизация действующей компании, вызванная необходимостью адаптации организационной структуры к новым условиям производства, обновления продукции и технологий, вводу в структуру новых подразделений и пр.;
- необходима оптимизация системы управления, вызванная новыми требованиями к ее работе.
В задачи организационного проектирования входит:
- подбор элементов системы и определение их качественных и количественных характеристик;
- оптимальное размещение элементов системы в пространстве и по отношению друг к другу;
- установление вертикальных (управленческих) и горизонтальных (технологических) связей между элементами;
- установление информационных взаимосвязей между элементами системы;
- разработка регламентов процессов, происходящих в системе;
- разработка технологии управленческих процедур и процессов.
К основным факторам организационного проектирования, конкретизирующим его цели и задачи, относятся [14, c. 77]:
- организационно-правовая форма предприятия;
- на какой стадии жизненного цикла находится компания (создание, рост, зрелость или спад);
- ресурсный уровень предприятия, в том числе кадровый, материальный, финансовый, социальный и пр.;
- влияние внешней среды (положительное или отрицательное).
Организационное проектирование осуществляется в несколько этапов: - предпроектные работы. На этом этапе проводятся прикладные исследования, изучаются и анализируются исходные данные, устанавливаются цели. На этом этапе составляется техническое задание, определяется состав исполнителей, проводится предварительная оценка эффективности предлагаемых проектных решений;
- техническое проектирование. Этот этап включает в себя обоснование комплекса организационных решений, предлагаемого для моделируемой или проектируемой вновь системы;
- рабочее проектирование. Разработка рабочей документации и экспертиза эффективности организационного проекта.
Инструментарий, используемый в процессе, объединяет подходы, методы и технологии организационного проектирования.
К популярным методам формирования организационных структур относятся [7, c. 80]:
- метод аналогии. Когда проектирование осуществляется на основе сравнительного анализа структур управления, реализуемых передовыми предприятиями, действующими в аналогичных условиях;
- метод экспертных оценок. Основан на доскональном изучении специфических особенностей компании, выявлении проблемных мест в системе управления и разработке рекомендаций с учетом передового опыта и мнения экспертов;
- метод структуризации целей. Заключается в разработке стратегических целей компании и их совмещении с разрабатываемой организационной структурой;
- метод организационного моделирования. Заключается в построении синтетической модели организационной структуры, оптимальность и рациональность которой впоследствии оценивается по многим четко сформулированным критериям.
Основным критерием, определяющим форму организационного проектирования, является специфика производства, его тип.
Если речь идет о массовом производстве и закреплении трудовых коллективов за определенным технологическим оборудованием, проектирование будет заключаться в определении оптимальных размеров подразделений и выборе форм организации труда
Проектирование гибких производственных систем рационально в условиях серийного производства. При единичном производстве организационные преобразования направлены на повышение его серийности, что дает возможность унификации, стандартизации и стабильности обслуживающего и обеспечивающего хозяйства.
Чтобы минимизировать ошибки и повысить эффективность организационного проектирования, должны соблюдаться следующие основные принципы [5]:
- единоначалия – у каждого работника должен быть один линейный руководитель;
- исключения дублирования функций – каждая единица управления выполняет свой функционал, не затрагивающий и не заменяющий функции остальных;
- соответствия объема контроля – число подчиненных должно быть таким, чтобы руководитель смог осуществлять управление и контроль;
- соответствия единиц управления количеству функций управления;
- минимизация промежуточных ступеней управления – чем меньше таких ступеней, тем оперативнее проходят управленческие сигналы и осуществляется обратная связь;
- соответствие обязанностей, прав и ответственности каждой единицы управления и должностного лица;
- соответствие квалификации и вида выполняемой работы – работники, имеющие высокую квалификацию не должны выполнять функции, которые может выполнить менее квалифицированный сотрудник;