Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика антимонопольной политики РФ
1.1 Цели антимонопольной политики
1.2 Проблемы конкуренции в современной России
2. Политика поддержки конкуренции в Российской Федерации
2.1 Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность страны
2.2 Анализ политики содействия конкуренции в РФ
3. Проблемы и перспективы развития политики содействия конкуренции в регионе
Наконец, если антимонопольным органам вменяется в обязанность обеспечение достижения дополнительных целей, напрямую не связанных с конкуренцией, это может привести к возникновению дисбаланса и даже дисфункции в системе государственного управления в целом, в связи с тем что для достижения иных целей экономической и социальной политики при прочих равных условиях лучше приспособлены иные инструменты/методы, а не инструменты/методы антимонопольной политики. Однако данный тезис можно считать с высокой вероятностью справедливым только для развитых экономик.
Специфика развивающихся стран состоит в том, что институты, которые могут формально носить те же названия и выполнять те же функции, что и в развитых странах, де-факто функционируют подругому. В таких экономиках сравнительные преимущества и недостатки тех или иных инструментов экономической политики могут сильно отличаться от привычной картины, сформировавшейся у экспертов на основании анализа опыта развитых стран.
В итоге результативными могут оказаться «нестандартные» решения по использованию различных инструментов для достижения поставленных целей. И в связи с этим нельзя отрицать, что по сравнению с другими органами власти антимонопольные органы обладают рядом преимуществ, которые могут позволить им более эффективно проводить и иные виды экономической политики.
В частности, как правило, существуют специальные институциональные механизмы, обеспечивающие независимость антимонопольных органов как от влияния групп интересов в бизнес-среде, так и от политического влияния (институциональная автономность, дизайн процедур принятия решений, механизмы смены руководства и т. д.).
В результате независимость в принятии решений может быть преимуществом для реализации определенных мер: с одной стороны, она помогает преодолеть институциональную блокировку, а с другой — может способствовать накоплению репутационного капитала, который повлияет на восприятие более широкого круга мер экономической политики в обществе, если их будет проводить антимонопольный орган. Кроме того, антимонопольный орган при прочих равных условиях обладает сравнительными преимуществами в проведении экономического анализа проблем, возникающих в отраслях и на рынках, в результате наличия необходимых компетенций у персонала.
Разумеется, эти преимущества могут быть актуализированы при определенных условиях, в числе которых, например, наличие достаточного количества квалифицированных специалистов, которые могут индивидуально и/или коллективно обсуждать вопросы функционирования и развития рынков и отраслей на стыке технологии, экономики и права.
Антимонопольный орган благодаря регулярному исполнения контрольно-надзорных функций может также обладать информационным преимуществом, лучше понимать проблему и способы ее решения (не последнюю роль в числе этих функций играет возможность получения информации, которую компании не предоставляют в порядке регулярной государственной статистической отчетности, но обязаны представить по запросу антимонопольного органа). Однако и это преимущество может быть реализовано в случае возможности наряду с текущей работой выполнять функции, требующие перспективного, стратегического видения, без которого сложно обсуждать вопросы, связанные с эффектами, порождаемыми защитой конкуренции. Наконец, сравнительное преимущество антимонопольного органа может быть результатом не только наличия определенных особенностей собственно антимонопольного регулирования, которые влияют на дизайн регулятора, но и относительной неэффективности других органов власти (или даже их нерезультативности)[7].
В этом случае сам антимонопольный орган может быть недостаточно эффективным по сравнению, например, с антимонопольным органом в другой стране, но на фоне других государственных органов в своей стране он может обладать определенными преимуществами как в способности обеспечить необходимый результат регулирования, так и в эффективности его достижения.
1.2 Проблемы конкуренции в современной России
В настоящее время российская экономика переживает перемены глобального характера. Действие санкций, введенных западными странами еще в 2014 году, которые периодически пополняются США, заставили представителей власти РФ иначе взглянуть на ситуацию в стране.
Ограничительные меры, поддерживаемые против Российской Федерации странами Евросоюза, носят двоякий характер: с одной стороны, они создают определенные преграды для выхода российских товаров на иностранные рынки сбыта, с другой стороны, способствуют повышению значимости развития частного предпринимательства на территории российского государства и совершенствованию отношений, основывающихся на развитии конкуренции. Согласно Конституции РФ, на территории России действуют условия, способствующие свободному перемещению товаров и услуг на ее просторах, а также позволяющие развивать и поддерживать на должном уровне конкуренцию, свободу экономической деятельности. Статья 8 Конституции РФ определяет конкуренцию в качестве ведущего постулата конституционного строя. В соответствии с действующим законодательством РФ, выделяют два направления, регулирующие процесс конкуренции в стране[8]:
- защита конкуренции, осуществление которой возложено на Федеральную антимонопольную службу;
- развитие конкуренции, которое предполагает создание специфических условий по поощрению и стимулированию сопернического поведения в экономике.
Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим конкурентоспособный порядок в стране, являются Федеральный закон №135 от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»[9], который дает определения основным категориям, связанным с конкуренцией, а также порядок защиты и условия для создания конкурентоспособного экономического пространства.
Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков[10].
Основными проблемами развития конкурентной среды в России являются несовершенство правовой базы, недостаточная поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства, низкая конкурентоспособность отечественных производителей. Вопрос регулирования конкурентных отношений требует совершенствования относительно нормативно-правового регулирования. Согласно действующим законодательным нормам ФЗ «О защите конкуренции», на территории российского государства действуют следующие виды ответственности за нарушение режима по созданию экономического соперничества: административная, уголовная и гражданская ответственность. К сожалению, применение уголовной и гражданской ответственности на территории России – явление редкое. В 75% случаев Федеральная антимонопольная служба воздействует на нарушителей посредством административных мер наказания.
Текущая практика показывает неэффективность механизма правового регулирования посредством применения норм гражданского и уголовного права. Самый простой порядок защиты конкуренции – административный, требующий минимальных усилий, бумажной волокиты и др[11].
Несовершенство законодательной базы больше всего сказывается при организации государственных закупок. Согласно аналитическим данным, коло 78% сделок заключаются с контрагентами, которые предоставляют самую низкую цену, не обращая внимания на качество товаров и услуг, гарантии и ответственность сторон при выявлении нарушений. Проблемы конкуренции в сфере закупок слабо урегулированы действующими законодательными нормами, что позволяет участвовать в тендерах и аукционах недобросовестным поставщикам и исполнителям[12].
Недостаточная поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства проявляется, прежде всего, в нестабильности и неустойчивости финансового сектора. Государственный бюджет РФ испытывает определенные трудности в реализации программ социальной направленности и оказания поддержки определенным секторам экономики. В настоящий момент российские власти обязали государственные предприятия совершать заказы посредством специальных заказов у представителей малого и среднего предпринимательства в размере 10% от общего объема приобретений, сумма которых не превысит 200 миллионов рублей. Помимо этого, госкомпании должны совершать покупки у предпринимателей в общем объеме 18%. Данное направление поддержки частного бизнеса и развитии конкуренции власти намерены совершенствовать, путем повышения доли закупок с 10% до 15%, с 18% до 25% соответственно[13].
Владимир Путин также акцентировал внимание, что уровень поддержки финансового характера в 2018 году не должен быть уменьшен. Банковские учреждения должны также запланировать определенные льготы для представителей предпринимательской сферы, а государство – оказывать частичную помощь в виде субсидий начинающим бизнесменам.
На текущий момент Президент России подписал указ, согласно которому надзорные органы были ограничены по количеству допустимых плановых и внеплановых проверок, а также сокращена продолжительность проведения проверок до 10 дней. Данная мера направлена на смягчение условий для развития предпринимательства. Согласно сведениям Росстата, ранее при проверке, организуемым ИФНС, более 35% субъектов экономики были вынуждены платить внушительные размеры штрафных санкций, что подрывало финансовую устойчивость компаний. Президент РФ призвал надзорные органы быть более лояльными по отношению к субъектам малого и среднего бизнеса, так как государство отказывается от сырьевого типа экономики и рассчитывает на укрепление позиций отечественных производителей, их помощь в становлении нового экономического уклада в стране. Проблема развития конкурентных отношений в России также кроется на низком уровне конкурентоспособности российских производителей.
Согласно статистическим данным, более 65% компаний пользуется устаревшим оборудованием, которое требует модернизации или полного обновления. Согласно аналитическим данным, компании не могут осуществить техническое переоснащение в связи со слабыми финансовыми возможностями. Использование старого оборудования подрывает создание конкуренции в стране, так как фактически предприятия не могут производить продукцию соответствующего качества[14].
Помимо этого, развитие конкуренции и повышение конкурентоспособности отечественных производителей в значительной степени подрывают антироссийские санкции, выведенные западными странами. Действие данных мер ограничительного характера создает определенные барьеры для выхода российских компаний на иностранные рынки сбыта. В частности, на многие товары российского происхождения введены повышенные импортные квоты. Несмотря на создание специфических условий для входа на иностранный рынок, Россия сумела укрепить позиции отечественных производителей внутри страны, внедрив систему импортозамещения. Согласно сведениям Росстата, доля отечественных товаров на территории российского государства в период 2014-2017 годов увеличилась на 15,2%. Ранее товары российского производства не могли соревноваться с зарубежными представителями. На сегодняшний день российские производители сумели повысить качество предоставляемых услуг и продуктов, что позволило им завоевать одобрения со стороны граждан России[15].
В настоящее время представители Государственной Думы обсуждают возможность создания уникального нормативно-правового акта, который будет защищать конкурентоспособность отечественных товаров в процессе действия санкций. Отмена санкций со стороны Евросоюза значительно облегчит процесс развития конкуренции. К сожалению, США готовит очередные ограничительные меры против России, что свидетельствует о нескором разрешении «санкционного вопроса»[16].
Российские чиновники предлагают разработать законопроект, который будет давать официальную возможность отвечать Западу «санкциями на санкции». Таким образом, развитие конкуренции в России при текущим экономических условиях требуют политического вмешательства, основанного на совершенствовании правовой базы, механизмов воздействия на нарушителей, а также решению вопросов с иностранными партнерами на мирной основе.