Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика антимонопольной политики РФ
1.1 Цели антимонопольной политики
1.2 Проблемы конкуренции в современной России
2. Политика поддержки конкуренции в Российской Федерации
2.1 Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность страны
2.2 Анализ политики содействия конкуренции в РФ
3. Проблемы и перспективы развития политики содействия конкуренции в регионе
2. Политика поддержки конкуренции в Российской Федерации
2.1 Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность страны
Проанализировав основные меры государственной политики поддержки конкуренции, можно выявить следующие факторы, которые оказывают влияние на конкурентоспособность среды[17]:
- величина импортных и экспортных пошлин;
- величина налогового бремени;
- административные барьеры;
- эффективность антимонопольной политики;
- наличие и регулирование естественных монополий.
Несомненно, существует множество других аспектов, влияющих на уровень конкуренции, но в рамках государственной политики развития конкуренции эти показатели являются основными[18].
Целью данной работы является выявление тех факторов, которые вносят больший вклад в развитие конкуренции в стране, чем остальные. Именно на развитии данных показателей и должно будет сконцентрироваться государство для того, чтобы политика поддержки и развития конкуренции в стране была более действенна.
Для проверки значимости факторов в работе будет проведен регрессионный анализ при допущении, что названные выше компоненты независимы. Зависимая переменная сначала будет измеряться показателем конкурентоспособности рынка товаров и услуг (Модель 1), так как в нашей стране, судя по мерам государственной конкурентной политики, большее внимание уделяется именно данному компоненту глобальной конкуренции.
Затем, за зависимую переменную будет принят показатель Индекса глобальной конкуренции для оценки влияния факторов на общий уровень конкурентоспособности страны.
Факторы, которые названы выше, могут быть также разделены на несколько компонентов, как это представлено в следующей таблице (Табл.1):
Факторы |
Составляющие |
Первичное название |
Импортные и экспортные пошлины |
Наличие торговых барьеров |
Prevalence of trade barriers |
Величина торговых барьеров |
Trade tariffs, % duty* |
|
Эффективность антимонопольной политики |
Эффективность антимонопольной политики (достигнутые результаты) |
Effectiveness of anti-monopoly policy |
Административные барьеры |
Количество дней, необходимых для начала бизнеса |
No. days to start a business* |
Количество процедур, необходимых для начала бизнеса |
No. procedures to start a business* |
|
Налоговое бремя |
Ставка налогообложения |
Total tax rate, % profits* |
Влияние налогообложения на стимулы к инвестированию |
Effect of taxation on incentives to invest |
|
Естественные монополии |
Наличие лидирующего положения отдельных компаний на рынке (монопольной власти) |
Extent of market dominance |
Таблица 1 – Факторы, влияющие на общий уровень конкурентоспособности страны
К сожалению, такое понятие, как естественные монополии, в Рейтинге глобальной конкурентоспособности экономик отсутствует, поэтому мы будем ориентироваться на параметр, характеризующий наличие (величину) лидирующего положения на рынке, т.е. степень монополизации рыночной системы. Так как конкурентная политика представляет собой комплексное понятие, то ее невозможно представить без таких составляющих, как промышленная, инвестиционная, бюджетно-налоговая и ценовая политики, которые, однако, в ряде случаев могут противоречить друг другу.
Сейчас многие экономисты уделяют особое внимание соотношению конкурентной и промышленной политик. С одной стороны, существует мнение, что конкурентная политика создает ненужные ограничения развитию экономики, в то время как промышленная политика способствует ускорению темпов экономического роста, воздействуя на распределение ресурсов в экономике ради улучшения ее структуры, корректировки негативных последствий действия рыночных механизмов и поддержания общей конкурентоспособности страны на мировом рынке[19].
С другой же стороны, антимонопольная политика, которая является неотъемлемой частью конкурентной политики, направлена на создание равных условий конкуренции для всех экономических субъектов и повешение стимулов к инвестированию, а промышленная политика способствует созданию дополнительных преимуществ отдельным отраслям, чем, возможно, снижает эффективность их функционирования.
Однако такое противодействие политик относится только к узкой части конкурентной политики (антимонопольному регулированию), которая является пассивной и носит защитный характер. В реальности данные политики могут носить взаимодополняющий характер, так как в современном мире "нежелательна ситуация как наличия ресурсов без достаточных стимулов для инвестиций, так и наличия стимулов для инвестиций без доступных ресурсов"[20].
В итоге, государство должно найти баланс между использованием инструментов промышленной и конкурентной политики с целью повышения конкурентоспособности экономики страны.
Когда государство формирует и реализует конкурентную политику, необходимо рассматривать два уровня пирамиды государственного:
На первом (политическом) уровне определяются явно выраженные намерения реализовать интересы группы, общества (ценностные цели), т.е. объясняется, во имя чего реализуется конкурентная политика. На втором, управленческом, уровне происходит формирование операционных целей, которые служат средством достижения ценностных целей первого уровня.
Приоритетные операционные задачи конкурентной политики в Российской Федерации можно представить следующим образом (рис. 2)[21]:
Рис.1. Структура конкурентной политики в Российской Федерации
В целом, конкурентная политика в нашей стране ориентирована на два основных аспекта:
- развитие и поддержка конкуренции на товарных и финансовых рынках;
- пресечение монополистических действий, недобросовестной конкуренции и защита конкуренции.
Данным направлениям соответствуют такие меры государственной политики поддержки конкуренции, как стимулирующие (направленные на создание и развитие конкурентной среды) и защитные или ограничительные (направленные на пресечение действий против конкуренции) (рис. 3).[22]
Рис. 2. Меры, направленные на развитие и поддержку конкуренции
Однако составить полный список мер, направленных на развитие и поддержку конкуренции, практически невозможно, так как фактически туда можно включить все меры, которые создают не только возможности для развития конкуренции, но и стимулы для ее внедрения. Именно данная часть конкурентной политики пересекается с промышленной политикой. Меры, направленные на развитие и поддержку конкуренции, в отличие от защитных мер, "в значительной мере отражают технологические и институциональные особенности тех отраслей, к которым применяются"[23].
2.2 Анализ политики содействия конкуренции в РФ
Монополия возникает в результате заинтересованности участника рыночных отношений в увеличении своей экономической выгоды. Интерес к росту прибыли может проявить, как государство, в случае с командной экономикой, так и отдельный предприниматель. Выделяют как положительные, так и отрицательные последствия монополизации экономики. Во-первых, в случае естественной монополии производство может оказаться самым эффективным и часто единственно возможным. Во-вторых, на больших предприятиях, как правило, действует эффект отдачи от масштаба, что позволяет снизить издержки и сэкономить ресурсы, что в свою очередь положительно отразится на цене для потребителя. Но, так же существуют и отрицательные стороны монополизации[24].
С течением времени у доминирующего предприятия-монополиста пропадает мотивация к производству качественного товара или услуги. Ведь в условиях отсутствия конкуренции потребитель вынужден приобретать товар только у одного единственного производителя. И, возможно, этот товар окажется плохого качества, так как помимо этого на рынке не существует другого товара. Так же монополизация затормаживает научно-технический прогресс из-за отсутствия у фирмы-монополиста необходимости совершенствовать производство и снижать издержки путем внедрения новых более современных и экономичных методов производства. Так же, стоит отметить, что фирма-монополист, являясь главной на рынке, может установить несправедливо высокую цену. Она может в разы превышать предельные издержки производителя. Тем самым, покупатели будут вынуждены купить товар по завышенной цене. А это, в свою очередь, порождает инфляцию, что ведет к безработице и ухудшению состояния экономики в целом.
В отдельных отраслях рост масштабов производства, обусловленный экономией, в которых ограничена конкуренция, называется естественной монополией. Примером является ОАО «РЖД». От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляются Правительством Российской Федерации. ОАО «РЖД» входит в число крупнейших транспортных компаний мира и является одним из самых крупных предприятий в России. Это естественная монополия, в собственности которой находится третья в мире по протяженности железнодорожная сеть (более 85,3 тыс. км на 31 декабря 2015 г.) и смежная инфраструктура. В подобной отрасли конкуренция почти нереальна. В естественной монополии государство предоставляет привилегию одной фирме, но при этом контролирует качество товаров и услуг, а так цену. Таким образом, учитываются интересы и предпринимателя, и государства, и населения[25].
На сегодняшний день одним из основных методов регулирования экономики является проведение антимонопольной политики. Для ее реализации существует несколько инструментов. Во-первых, это запрет на чрезмерную концентрацию производства. Доля фирмы на определенном рынке не должна превышать пороговых значений.
Существует закон о доминирующем положении, который поощряет диверсификацию фирм. Тем самым формируются концерны (многоотраслевые фирмы), которые обхватывают более обширный диапазон потребителей. Во- вторых, существует установление определённого «потолка» цены, ограничивающего стоимость товара или услуги. Третьим инструментом является поддержка малого и среднего предпринимательства.
Государство старается создать более благоприятные условия для развития малого бизнеса путем принятия мер, таких как кредитование и страхование на льготных условиях, производственно-технологическая поддержка, льготы по налогам на прибыль, а также информационное обслуживание. Заинтересованность государства в малом бизнесе заключается в том, что, помимо развития новых отраслей и создания новых рабочих мест, открытие производств является одним из основных элементов развития конкуренции на рынке. Чем больше предприятий, тем выше уровень конкурентной среды. Также в борьбе с монополиями необходим допуск иностранного конкурента.
Сегодня в РФ действует Федеральный закон от 26.07.2006 N 135- ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О защите конкуренции». Закон действует в целях искоренения недобросовестной конкуренции и обеспечения единства экономического пространства, а также свободы рыночной деятельности и создания условий для более эффективного функционирования рынка. Федеральный антимонопольный орган старается обеспечить должную защиту конкуренции путем принятия мер по борьбе с монополиями[26].
Каждый гражданин может направлять в ФАС России и ее территориальные органы:
1) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности ФАС России и ее территориальных органов, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
2) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе ФАС России, ее территориальных органов и должностных лиц, либо критика деятельности ФАС России, ее территориальных органов и должностных лиц;
3) жалобу - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
4) иные обращения. Со статистикой обращений в Федеральную антимонопольную службу можно ознакомиться на официальном сайте ФАС. Ниже приведена динамика обращений (рис.3).
Рис. 3. Динамика обращений в ФАС в 2015-2017 году
Исходя из диаграммы можно сделать вывод, что с каждым годом растет количество обращений, и вместе с тем, увеличивается число рассмотренных обращений. Следовательно, растет информированность населения о Федеральном законе от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Это, несомненно, помогает государству в борьбе с монополиями.