Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика антимонопольной политики РФ
1.1 Цели антимонопольной политики
1.2 Проблемы конкуренции в современной России
2. Политика поддержки конкуренции в Российской Федерации
2.1 Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность страны
2.2 Анализ политики содействия конкуренции в РФ
3. Проблемы и перспективы развития политики содействия конкуренции в регионе
Несмотря на то что с точки зрения экономического анализа права основная цель сдерживания — предотвращение нарушений, данный аспект практически полностью игнорируется на современном этапе обсуждения данной проблемы. Результативность политики противодействия картелям можно также оценивать через влияние на различные показатели, характеризующие состояние конкуренции.
Основное требование здесь — вычленить влияние конкретных мер среди множества факторов, влияющих на данные показатели. На отдельных рынках возможна ex post оценка влияния антимонопольного вмешательства на потребительский излишек, однако такой способ оценки, во-первых, не дает представления об эффекте для всей экономики, а во-вторых, не позволяет оценить успешность предотвращения нарушений. Аналогичная проблема возникает при интерпретации оценки, согласно которой доля картелей на торгах превышает 85%[36].
Необходимо принять во внимание, что это соотношение совсем не обязательно отражает реальную долю сговоров на торгах в общей статистике картелей (включая невыявленные). Высокая доля может свидетельствовать как о большой распространенности картелей на торгах в целом, так и том, что на торгах картели легче выявлять, поэтому антимонопольный орган использует ограниченные ресурсы для проведения расследований на торгах, в то время как сдерживание картелей вне торгов может ослабевать. Таким образом, приведенные данные о результатах антимонопольной политики в отношении картелей нуждаются в дополнительном анализе для корректной интерпретации.
Поскольку показатели, по которым оценивается результативность политики, неизбежно задают соответствующие стимулы, следует заключить, что используемые оценки могут создавать сильно искаженные стимулы, смещая акценты с наиболее важной с экономической точки зрения функции правоприменения — предотвращения нарушений. Правильное выстраивание стимулов антимонопольных органов через систему целеполагания представляет собой важную теоретическую и практическую проблему, поскольку оказывает существенное влияние на результаты проводимой политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, политика поддержки конкуренции является одной из важнейших задач любого государства, поскольку именно сбалансированная конкуренция способствует инновационному развитию страны, эффективности и справедливости.
Государственная конкурентная политика представляет собой целый комплекс мер, которые должны реализовываться во всех секторах экономики и направлениях государственной политики и создавать проконкурентные основы функционирования экономики.
В ходе работы были проанализированы основные меры, применяемые в Российской Федерации для развития и поддержки конкурентоспособной среды, и они таковы:
Меры, направленные на защиту конкуренции:
- антимонопольная политика;
- регулирование естественных монополий.
Меры, направленные на развитие и поддержку конкуренции:
- таможенно-тарифные меры;
- налоговые меры;
- сокращение административных барьеров.
Всё сказанное позволяет выявить несколько факторов, которые на практике могут привести к ограничению конкуренции, несмотря на то что применяемые меры формально нацелены на защиту или развитие конкуренции. Качество проектирования норм и ориентиров. Говоря о целях антимонопольной политики в целом и отдельных ее направлений, а также оценивая достижение этих целей по набору показателей, мы неизбежно задаем определенную структуру стимулов как для бизнеса, так и для регулятора.
Ex ante и ex post оценка эффектов должна обеспечивать сопряженность между теми результатами, которые проектировщики норм хотят получить, и теми результатами, которые они в итоге получают или с высокой вероятностью получат.
Основами в такой оценке для антимонопольной политики могут быть теория организации отраслевых рынков, экономический анализ права и новая институциональная экономическая теория. Ви´дение части картины, а не целостное видение. Передавая больше полномочий и сфер ответственности одному органу, необходимо принимать во внимание, что, хотя достижение целей регулирования в данной сфере может в высокой степени являться комплементарным, данная комплементарность не абсолютна.
«Кусочное» видение деятельности регулятора не позволяет нащупать точки противоречий и ситуации, когда различные направления политики могут вступить в противоречие. Это вызывает необходимость создания механизмов разрешения возможных противоречий, которые обеспечивали бы достаточный уровень прозрачности в выборе приоритетов среди разных направлений деятельности и разных целей. Ориентация на краткосрочные эффекты, а не на долгосрочные результаты. Как правило, краткосрочные эффекты легче поддаются измерению и их проще связать с конкретными мерами политики. Вместе с тем развитие конкуренции и выстраивание такой системы институтов, которая впоследствии снизила бы необходимость вмешательства в функционирование рынков, — скорее долгосрочная задача, требующая постоянного внимания. Более того, некоторые «положительные» краткосрочные эффекты (например, рост количества выявленных нарушений) при их сохранении в долгосрочном периоде могут говорить скорее о недостижении целей антимонопольной политики, связанных с предотвращением нарушений и недопущением возникновения ущерба для экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О защите конкуренции" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (Дата обращения 25.12.2017г.)
- Федеральный закон от 29.04.2008 г. № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственный общества, имеющие стратегическое знамение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления"
- Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 N 1021-р "Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции"
- Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2579-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики"
- Авдашева С. Б., Храмова М. Н., Хомик О. С. Влияние бизнес-практик российских розничных сетей на положение поставщиков до и после введения законодательной регламентации: оценка на основе микроданных // Российский журнал менеджмента. 2015. Т. 13. № 3. С. 3–38.
- Авдашева С. Б., Шаститко А. Е. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России // Вопросы экономики. 2013. № 9. С. 18–32.
- Арметано Д. Антитраст против конкуренции. М.: Альпина Бизнес Букс, 2015.
- Артемьева И. И. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России: направления и особенности [Текст] / И.И. Артемьева. – Москва: Юнити, 2016. – 415с.
- Вересаев О. Т. Основы конкурентной борьбы в России [Текст] / О. Т. Вересаев. - Москва, 2016. – 206с.
- Дзагурова Н., Крючкова П., Юсупова Г. Развитие и применение антимонопольного законодательства в России: по пути достижений и заблуждений. М.: МАКС Пресс, 2011.
- Калинина Ю.Д., Аверин Е.Р. Законодательное регулирование конкуренции в России [Текст] / Ю. Д. Калинина, Е. Р. Аверин // Экономист. - 2016. – No9. - С.21-28.
- Курдин А. А. Альтернативные показатели для оценки состояния конкуренции на товарных рынках // Бюллетень Лаборатории проблем конкуренции и конкурентной политики. 2012. Вып. 8. С. 1–22.
- Ларионов А.В. Проблемы конкуренции в современной России // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(36). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/1(36).pdf (дата обращения: 14.07.2019).
- Павлова Н. С., Баулина А. А., Шаститко А. Е. Защита конкуренции и устойчивое развитие: источники противоречий и возможности гармонизации // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 2016. № 2. С. 101–118.
- Павлова Н. С., Шаститко А. Е. Программа ослабления наказания за участие в картеле: проблемное поле, структурные альтернативы и эффекты. М.: Дело, 2015.
- Павлова Н. С., Шаститко А. Е. Эффекты «негостеприимной традиции» в антитрасте: деятельное раскаяние против соглашений о кооперации? // Вопросы экономики. 2014. № 3. С. 62–85.
- Полтерович В. М. Элементы теории реформ. М.: Экономика, 2007.
- Рябов М.Л. Проблемы развития конкуренции России в мире [Текст] / М. Л. Рябов. – Москва, 2017. – 167с.
- Тимофеев Е.Е. Савицкая О.Л. Экономика России: проблемы и способы их решения [Текст] / Е. Е. Тимофеев, О. Л. Савицкая // Мировая экономика и международные отношения. - 2017. - No1. – С.14-23.
- Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат, 1996.
- Хомик О. С., Авдашева С. Б. Особенности контрактных отношений в сфере торговли и их влияние на положение поставщиков и розничных сетей // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2014. № 4. С. 68–80.
- Цыганов А. Г., Павлова Н. С. Многофункциональные антимонопольные органы в мировой практике: преимущества и риски // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 4. С. 29–50.
- Шаститко А. А., Шаститко А. Е. Рынки связанных по производству товаров: теоретическая модель и уроки для правоприменения // Вопросы экономики. 2015. № 2. С. 104–122.
- Шаститко А. Е. Быть или не быть антитрасту в России? // Экономическая политика. 2012. № 3. C. 50-69.
- Шаститко А. Е. Картель: организация, стимулы, политика противодействия // Российский журнал менеджмента. 2013. Т. 11. № 4. С. 31–56.
- Шаститко А. Е. Новая институциональная экономическая теория. М.: Теис, 2010.
- Шаститко А. Е. Экономические эффекты ошибок в правоприменении и правоустановлении. М.: Дело, 2013.
- Шаститко А. Е., Павлова Н. С. Антитраст в условиях двусторонней монополии // Вопросы экономики. 2017. № 8. С. 75–91.
-
Павлова Н. С., Шаститко А. Е. Программа ослабления наказания за участие в картеле: проблемное поле, структурные альтернативы и эффекты. М.: Дело, 2015. С. 69. ↑
-
Рябов М.Л. Проблемы развития конкуренции России в мире [Текст] / М. Л. Рябов. – Москва, 2017. С. 69. ↑
-
Тимофеев Е.Е. Савицкая О.Л. Экономика России: проблемы и способы их решения [Текст] / Е. Е. Тимофеев, О. Л. Савицкая // Мировая экономика и международные отношения. - 2017. - No1. – С.14-23. ↑
-
Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат, 1996. С. 268. ↑
-
Хомик О. С., Авдашева С. Б. Особенности контрактных отношений в сфере торговли и их влияние на положение поставщиков и розничных сетей // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2014. № 4. С. 68–80. ↑
-
Цыганов А. Г., Павлова Н. С. Многофункциональные антимонопольные органы в мировой практике: преимущества и риски // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 4. С. 29–50. ↑
-
Шаститко А. А., Шаститко А. Е. Рынки связанных по производству товаров: теоретическая модель и уроки для правоприменения // Вопросы экономики. 2015. № 2. С. 104–122. ↑
-
Шаститко А. Е., Павлова Н. С. Антитраст в условиях двусторонней монополии // Вопросы экономики. 2017. № 8. С. 75–91. ↑
-
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О защите конкуренции" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ ↑
-
Артемьева И. И. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России: направления и особенности [Текст] / И.И. Артемьева. – Москва: Юнити, 2016. С. 85. ↑
-
Калинина Ю.Д., Аверин Е.Р. Законодательное регулирование конкуренции в России [Текст] / Ю. Д. Калинина, Е. Р. Аверин // Экономист. - 2016. – No9. - С.21-28. ↑
-
Авдашева С. Б., Храмова М. Н., Хомик О. С. Влияние бизнес-практик российских розничных сетей на положение поставщиков до и после введения законодательной регламентации: оценка на основе микроданных // Российский журнал менеджмента. 2015. Т. 13. № 3. С. 3–38. ↑
-
Рябов М.Л. Проблемы развития конкуренции России в мире [Текст] / М. Л. Рябов. – Москва, 2017. – с. 85. ↑
-
Артемьева И. И. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России: направления и особенности [Текст] / И.И. Артемьева. – Москва: Юнити, 2016. С. 96. ↑
-
Вересаев О. Т. Основы конкурентной борьбы в России [Текст] / О. Т. Вересаев. - Москва, 2016. – с. 71. ↑
-
Ларионов А.В. Проблемы конкуренции в современной России // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(36). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/1(36).pdf (дата обращения: 14.07.2019) ↑
-
Шаститко А. Е., Павлова Н. С. Антитраст в условиях двусторонней монополии // Вопросы экономики. 2017. № 8. С. 75–91. ↑
-
Тимофеев Е.Е. Савицкая О.Л. Экономика России: проблемы и способы их решения [Текст] / Е. Е. Тимофеев, О. Л. Савицкая // Мировая экономика и международные отношения. - 2017. - No1. – С.14-23. ↑
-
Якунин В.И., Сулакшина А.С., Ахметзянова И.Р. Государственная конкурентная политика в России: состояние и проблемы // Труды центра. Выпуск № 3. М., Научный эксперт, 2006. – 20 с., с 4 ↑
-
Авдашева С.Б., Шаститко А.Е. Соотношение промышленной и конкурентной политики // Информационно-аналитический бюллетень БЭА. 2003. № 9 ↑
-
Князева, И. В. Антимонопольная политика государства: учеб. пособие / И. В. Князева.- Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2010. - 232 с., c 71-72 ↑
-
Мальцева О.В. Институциональная организация конкуренции как фактор развития малого предпринимательства: автореф. дис. … канд. эк. наук. - Ростов-на-Дону, 2009 ↑
-
Павлова Н.С., Шаститко А.Е. О сбалансированности инструментов конкурентной политики // Бюллетень конкурентной политики, - выпуск № 7, - июнь, 2012, С.. 5. ↑
-
Якунин В. И., Сулакшин С. С., Фонарева Н. Е., Тотьев К. Ю., Бочаров В. Е. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации. Т.1 – М.: Научный эксперт, 2008. – 416с., с.12 ↑
-
Тимофеев Е.Е. Савицкая О.Л. Экономика России: проблемы и способы их решения [Текст] / Е. Е. Тимофеев, О. Л. Савицкая // Мировая экономика и международные отношения. - 2017. - No1. – С.14-23. ↑
-
Тимофеев Е.Е. Савицкая О.Л. Экономика России: проблемы и способы их решения [Текст] / Е. Е. Тимофеев, О. Л. Савицкая // Мировая экономика и международные отношения. - 2017. - No1. – С.14-23. ↑
-
Якунин В. И., Сулакшин С. С., Фонарева Н. Е., Тотьев К. Ю., Бочаров В. Е. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации. Т.1 – М.: Научный эксперт, 2008. – 416с., с.12 ↑
-
Артемьева И. И. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России: направления и особенности [Текст] / И.И. Артемьева. – Москва: Юнити, 2016. С. 87. ↑
-
Арметано Д. Антитраст против конкуренции. М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. С. 96. ↑
-
Авдашева С. Б., Храмова М. Н., Хомик О. С. Влияние бизнес-практик российских розничных сетей на положение поставщиков до и после введения законодательной регламентации: оценка на основе микроданных // Российский журнал менеджмента. 2015. Т. 13. № 3. С. 3–38. ↑
-
Авдашева С. Б., Шаститко А. Е. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России // Вопросы экономики. 2013. № 9. С. 18–32. ↑
-
Авдашева С. Б., Храмова М. Н., Хомик О. С. Влияние бизнес-практик российских розничных сетей на положение поставщиков до и после введения законодательной регламентации: оценка на основе микроданных // Российский журнал менеджмента. 2015. Т. 13. № 3. С. 3–38. ↑
-
Günster A., Carree M., Dijk M. A. Do Cartels Undermine Economic Efficiency? 35th DRUID Celebration Conference. Barcelona. 2013. June 17–19 ↑
-
Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат, 1996. С. 85. ↑
-
Доклад Государственного совета Российской Федерации «О приоритетных направлениях деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в Российской Федерации». 2018. С. 47. https://fas.gov.ru/documents/622661. ↑