Файл: Конституционные обязанности граждан Российской Федерации понятие, виды, ответственность за неисполнение.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 254
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституцией Российской Федерации предусмотрены следующие виды обязанностей человека и гражданина:
1) соблюдение Конституции и законов;
2) уважение прав и свобод других лиц;
3) забота о детях и нетрудоспособных родителях;
4) получение основного общего образования;
5) забота о памятниках истории и культуры;
6) сохранение природы и окружающей среды;
7) уплата налогов и сборов;
8) защита Отечества.
Все вышеперечисленные обязанности можно систематизировать, объединив в две группы. Первая − обязанности, направленные на обеспечение здоровья, образования и культуры граждан Российской Федерации. В эту группу считаем целесообразно поместить следующие виды обязанностей: соблюдение Конституции и законов; уважение прав и свобод других лиц; забота о детях и нетрудоспособных родителях; получение основного общего образования; забота о памятниках истории и культуры; сохранение природы и окружающей среды. Ко второй группе − обязанности, направленные на обеспечение стабильного экономического развития и безопасности государства можно отнести − уплата налогов и сборов; защита Отечества.
Рассмотрим конституционные обязанности первой группы более подробно. Так в ч. 2 ст. 15 Конституции закреплена самая главная обязанность, лежащая на гражданах, − соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. По сути, она распространяется и не на граждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц, лиц имел привилегию не соблюдать законы. В данной конституционной обязанности заложено более широкое понятие − законопослушание. Что означает соблюдение гражданами законов, подзаконных нормативных правовых актов, законы субъектов Федерации и акты местного самоуправления. Так же Конституция прямо предписывает гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты.
В ч. 5 ст. 13 конкретизируется конституционная обязанность граждан воздерживаться от определенных действий. В частности, запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Конституция в ч. 3 ст. 17 устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием осуществлению собственных желаний. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм права и морали. Такой подход ведет к утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого – закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса между собственными и чужими правами.
В ч. 2 ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботится о детях и их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из данных конституционных обязанностей. В силу гражданского кодекса лица, которые не выполняли своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей или родителей относятся к категории недостойных наследников (ст. 1117).
«Не наследуют по закону родители после детей, в отношении которых родители были в судебном порядке лишены родительских прав.
По требованию заинтересованного лица суд отстраняет от наследования по закону граждан, злостно уклонявшихся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя»5.
В случае злостного уклонение родителей от уплаты средств на содержание детей или детей от содержания своих нетрудоспособных родителей наступает уголовная ответственность, предусмотренная ст. 157.
Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получения основного общего образования, а на родителей или лиц их заменяющих, − обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч.4 ст. 43). Требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Для необразованного человека единственное последствие – невозможность поступления без аттестата в высшее учебное заведение и занятие ряда должностей. Указанные конституционные положения конкретизированы в п.2 ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования; родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования. Нарушение родителями указанной обязанности влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.
Таким образом, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится лишь к разумному напоминанию родителям о необходимости получения их детьми основного общего образования.
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Данная обязанность не может лежать только на государстве, к тому же многие культурные ценности находятся в частной собственности у граждан.
Эта конституционная обязанность конкретизирована в Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры
6.
В преамбуле данного Федерального закона также подчеркивается, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач федеральных органов государственной власти, органов государственной власти и местного самоуправления. Вместе с тем на сегодняшний день значительная часть памятников истории и культуры находится в плачевном состоянии, требующем принятия незамедлительных мер по их сохранению.
По данным Минкультуры России, под охраной государства находится 131 800 объектов культурного наследия, при этом только чуть более трети из них - в удовлетворительном состоянии. В связи с этим вопросы сохранности объектов культурного наследия находятся на особом контроле Генеральной прокуратуры Российской Федерации7.
В отношении лиц, которые своими действиями нарушают данную конституционную обязанность наступает как административная, так и уголовная ответственность. Статья 7.14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Уголовная ответственность предусмотрена за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), выявленных объектов культурного наследия или культурных ценностей (ст. 243 УК РФ).
Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только государства, но и каждого человека. Конституция РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58). Рассмотренная конституционная обязанность конкретизирована в ряде нормативных правовых актах. Так в статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» сказано: «Граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства»
8.
В действующем российском законодательстве предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, но гарантия такого права без закрепления обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам была бы несостоятельной. Обязанность сохранения природы и окружающей среды предусмотрена Лесным кодексом Российской Федерации, где сказано: «Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком» 9 (ст. 51). Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность, а также имущественную. Поскольку привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред (ст. 99).
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за следующие виды деяний: порча земель (ст. 8.6.); уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29.); уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30.); нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32.); нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов (ст. 8.33.); уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35.)
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за следующие преступления: загрязнение вод (ст. 250); загрязнение атмосферы (ст. 251); загрязнение морской среды (ст. 252); порча земли (ст. 254); нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255); незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256); незаконная охота (ст. 258); незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (ст. 258.1); незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260); уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).