Файл: Конституционные обязанности граждан Российской Федерации понятие, виды, ответственность за неисполнение.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 253
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопрос 3. Обязанности, направленные на обеспечение стабильного экономического развития и безопасности государства, ответственность за неисполнение
К обязанностям, направленным на обеспечение стабильного экономического развития и безопасности государства, предусмотренным Конституцией Российской Федерации, мы отнесли уплату налогов и сборов (ст. 57) и защиту Отечества (ст.59).
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества. Налоги и сборы устанавливаются только законами. Они уплачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сроки. За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика, банковской гарантией10 (ст. 72).
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 15.3.). В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198).
Обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе: знакомится с материалами проверок, обжаловать решения налоговых органов и т.д. Конституцией предусмотрено то, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Российской Федерации.
Некоторые обязанности человека, наряду с правами, возникают только с достижением определенного возраста, например, воинская обязанность. Конституционная обязанность государства по защите Отчества формулируется следующим образом: "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории" (ч.3 ст.4 Конституции РФ). Под защитой Отечества прежде всего понимается охрана суверенитета и безопасность государства, обеспечение целостности и неприкосновенности его территории. В ст. 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Однако в полной мере обязанность по несению военной службы не входит в обязанность по защите Отечества, т.к. несение альтернативной гражданской службы (как замена военной службы по призыву) для граждан РФ, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, никакого отношения к защите Отечества не имеет.
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан РФ предусматривает: а) воинский учет; б) обязательную подготовку к военной службе; в) призыв на военную службу; г) прохождение военной службы по призыву; д) пребывание в запасе; е) призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Возлагая воинскую обязанность как одну из форм конституционной обязанности по защите Отечества на российских граждан, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает конкретные категории граждан, на которых она распространяется. Не подлежат воинскому учету граждане, отбывающие наказание в виде лишения свободы, женского пола, не имеющие военно-учетной специальности, постоянно проживающие за пределами России11.
Призыв на военную службу - одна из важнейших форм исполнения воинской обязанности. Порядок призыва определен Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 (ред. от 20 мая 2014 г. № 465). Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента РФ, которые издаются два раза в год.
Освобождаются от призыва на военную службу и, следовательно, от военной службы по призыву граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук, в силу семейных обстоятельств и в других случаях, а ряд категорий граждан не подлежит призыву по морально-психологическим качествам (отбывающие отдельные виды уголовных наказаний, находящиеся под следствием или дознанием и др.).
Не призываются также граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу. Отсрочка от призыва на военную службу − это временное освобождение граждан от призыва на военную службу, осуществляемое решением призывной комиссии по основаниям и в порядке, установленном законодательством.
В случае неявки гражданина без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к уголовной (уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы ст. 328) или административной ответственности (неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету ст. 21.5; уклонение от медицинского обследования ст. 21.6; умышленные порча или утрата документов воинского учета ст. 21.7.) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заключение
Под конституционной обязанностью необходимо понимать.. .
К конституционным обязанностям относятся:
1) соблюдение Конституции и законов (ч. 2 ст. 15);
2) уважение прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17);
3) забота о детях и нетрудоспособных родителях (ч. 2 ст. 38);
4) получение основного общего образования (ч. 4 ст. 43);
5) забота о памятниках истории и культуры (ч. 3 ст. 44);
6) сохранение природы и окружающей среды (ст. 58);
7) уплата налогов и сборов (ст. 57);
8) защита Отечества (ст.59).
Все вышеперечисленные обязанности можно систематизировать, объединив в две группы:
1. Обязанности, направленные на обеспечение здоровья, образования и культуры граждан Российской Федерации − соблюдение Конституции и законов; уважение прав и свобод других лиц; забота о детях и нетрудоспособных родителях; получение основного общего образования; забота о памятниках истории и культуры; сохранение природы и окружающей среды.
2. Обязанности, направленные на обеспечение стабильного экономического развития и безопасности государства можно отнести − уплата налогов и сборов; защита Отечества.
Соблюдение вышеперечисленных обязанностей обеспечивается всеми мерами правового и общественного воздействия. Ответственность за несоблюдение гражданином конституционных обязанностей зависит от характера нарушения, сферы отношений, к которым оно относится. Текущее законодательство предусматривает дифференцированную систему мер ответственности. За наиболее тяжкие нарушения обязанностей гражданами в предусмотренных законом случаях могут применяться меры уголовной ответственности, влекущие ограничения возможности использовать в полной мере и конституционные права. За нарушение иных обязанностей предусмотрена административная и имущественная ответственность.
Библиографический список
I. Законы и иные нормативные акты
1.1. Конституция Российской Федерации (официальный текст с внесенными поправками от 31 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 31 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4, ст. 445; 2009. № 1, ст.2.
1.2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (в ред. от 05 мая 2014. № 124-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 49, ст. 4552.
1.3. Лесной кодекс Российской Федерации от 04 декабря 2006 г. № 250-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014. № 250-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 50, ст. 5278.
1.4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 03 августа 2015. № 49-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31, ст. 3824.
1.5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 06 апреля 2015 г. № 81-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1, (ч.1), ст. 1.
1.6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25, ст. 2954; 2012. № 31, ст. 4330.
1.7. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ (в ред. от 08 марта 2015 г. № 50-ФЗ) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 26, ст. 2519.
1.8. Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (в ред. от 02 мая 2015. № 125-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13, ст. 1475.
II. Книги, монографии, учебные пособия, сборники научных трудов
2.1. Братановский С.Н. Конституционное право России: учебник для вузов. – М.: Изд-во «РИОР, Инфра-М», 2012.
2.2. Витрук Н.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. – М.: Изд-во «Норма», 2010.
2.3. Комков Г.Н., Колесников Е.В., Кулушева М.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. – М.: Изд-во «Юрайт-Издат», 2010.
2.4. Конституционное право России: Учебник / С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2011.
2.5. Стрекозов В.Г. Конституционное право России: учебник для бакалавров. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Юрайт», 2014. М.Н.
III. Научные статьи и публикации
3.1. Савин И.Г. Правовое регулирование исполнения гражданами Российской Федерации конституционных обязанностей по защите отечества // Военно-юридический журнал. 2012. № 2.
3.2. Шамшин О.Г. Проблемы обеспечения охраны объектов культурного наследия // Прокурор. 2013. № 1
IV. Диссертации и авторефераты
4.1. Кабакова О.В. Конституционные обязанности граждан в России: эволюция правовой регламентации и практика реализации: Теоретический и историко-правовой анализ: дис. ... докт. юрид. наук. Краснодар, 2006. 240 с.
4.2. Панов А.П. Система конституционных обязанностей граждан Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2008. 25 с.
1 См., например, Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности. М., 1968.
2 См., например, Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права: монография. Саратов. 2003.
3 Панов А.П. Система конституционных обязанностей граждан Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2008. 25 с.
4
5 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (в ред. от 05 мая 2014. № 124-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 49, ст. 4552.
6 Федеральный закон Российской Федерации от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ (в ред. от 08 марта 2015 г. № 50-ФЗ) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 26, ст. 2519.
7 Шамшин О.Г. Проблемы обеспечения охраны объектов культурного наследия // Прокурор. 2013. № 1
8 Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 24 ноября 2014 г. № 361-ФЗ) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2, ст. 133.
9 Лесной кодекс Российской Федерации от 04 декабря 2006 г. № 250-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014. № 250-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 50, ст. 5278.
10 Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 08 марта 2015. № 49-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31, ст. 3824.
11 Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (в ред. от 02 мая 2015. № 125-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13, ст. 1475.